Задание 4. Составление психологической характеристики класса (группы)

На основе результатов диагностики коллектива и наблюдений за взаимодейст­вием участников группы студент составляет психологическую характеристику класса (группы).

Цель: формирование умений у студентов анализировать полученные результаты, обобщать их, правильно их оценивать и составлять на основе этого характеристику класс (группу).

Материал: схема психолого-педагогической характеристики класса (группы).

Методические указания по выполнению задания: характеристика должна быть написана с указанием, чья эта характеристика и кем она составлена. Перед изложением содержания необходимо указать время, в течение которого проводилось изучение и методы, использованные при этом. Составляя характеристику, следует в первую очередь раскрыть вопросы схемы.

Схема изучения класса

(для выполнения студентами заочного отделения)

1. Общие сведения о классном коллективе и история его формирования. Когда он сформировался, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей и т.д. Количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, число второгодников. (Методы изучения: беседы с классным руководителем, учителями, учащимися, ознакомление с документами: планом воспитательной работы, классным журналом и др.).

2. Содержание и характер коллективной деятельности:

а) учебная деятельность (общая характеристика успеваемости и дисциплины, борьба класса за высокую успеваемость: наличие кон­троля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним клас­сного руководителя, актива класса и всего коллектива, ее форма и организация); дисциплина класса в учебной деятельности (на уро­ках и выполнении домашних заданий); отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалки, подсказки, списывание). (Методы изучения: изучение дневников учащихся. Беседа с учителями, работающими в классе, с классным руководителем. Наблюдение на уроках за деятельностью учащихся).

б) жизнь коллектива вне учебных занятий - интерес к современным политическим событиям, музыке, искусству, литературе и спорту, коллекционирование и т.д. Формы проявления этих интересов (учительские конференции, посещение театров, кино, их обсуждение, КВН, "Огоньки", диспуты и т.д); участие класса в общественной жизни. (Методы изучения: беседы с учащимися, активом класса, руководителями кружков, секций)

в) общественно полезный труд и его место во внеклассной работе, жизни коллектива, виды труда и характер его выполнения, проявление сознательной дисциплины;

г) связь с шефствующими организациями, формы ее выражения, влияние на класс родителей, общественности. (Методы изучения: наблюдение за выполнением учениками различных видов общественной полезной деятельности).

3. Руководство и организация классного коллектива: организующее ядро класса, его актив; староста и организация класса, характеристика их активов (их инициативность, самостоятельность и требовательность к себе и другим, авторитет среди товари­щей и его основа, организаторские способности, забота об отдель­ных учениках, отношение к общественному мнению). (Методы изучения:наблюдение за работой актива, анкеты, беседы с учителями и учащимися).

4. Наличие в коллективе неофициальных "вожаков", характер их влияния на класс, причины этого влияния, отношение к «вожакам» актива класса, наличие «отверженных», причины отвержения и возможные пути изменения отношения к ним товарищей. (Метод изучения:социометрия).

5. Взаимоотношения внутри коллектива (степень сплоченности, проявления взаимной требовательности, чуткости, дружественные заботы, взаимопомощи и уважения, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в об­щих делах класса), критика и самокритика; особенности взаимоот­ношения между мальчиками и девочками, проявление товарищес­тва и дружбы между отдельными учениками, внутренняя основа этих отношений; эмоциональное "благополучие" и "неблагополучие" отдельных членов коллектива. (Метод изучения: анализ групповой деятельности и результатов проделанной диагностики).

6. Личность классного руководителя и его влияние на класс (об­разованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.); отношение к нему коллектива, его авторитет среди учеников. (Методы изучения:наблюдение, беседы с учителями и др. взрослыми, а также с учащимися и их родителями).

7. Анализ конкретных примеров влияния коллектива на личность школьника и личности на коллектив. (Метод изучения:наблюдение различных ситуаций в жизни коллектива).

Общие выводы:

а) уровень (стадия) развития коллектива. Характер общего "эмоционального климата" в коллективе (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряженно-нервозный и т.д.) Характер дисциплинированности;

б) определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов, пути ликвидации этих не­достатков.

Примерная схема психологической характеристики группы (для выполнения студентами дневного отделения).

1. Общие сведения: какая группа, число обучающихся из них, сколько девочек и мальчиков, время совместной жизнедеятельности, особые условия и т.д.

2. Психологическая оценка группы с точки зрения основных общих характеристик структуры и динамики группы:

• психологический климат,

• эмоциональное единство,

• групповая сплоченность.

3. Структура межличностных: отношений в группе, степень «расслоения» и «группировок» по эмоциональной привлекательности:

• Есть ли «отверженные» и сколько таких среди обучающихся?

• Как представлены учащиеся (студенты) с другими статусами?

• Какова эмоциональная психологическая атмосфера группы?

• Кто кого предпочитает в общении?

• Через кого лучше оказывать влияние на конкретного человека?

4. Рекомендации по оптимизации межличностных отношений в группе.

Наши рекомендации