Вопрос к себе Методики работы
1. Являются ли эмоции причиной конфликта или препятствуют ли они его разрешению? Если да, то каковы эти эмоции: | Техника охлаждения эмоций обеих сторон, чтобы вы смогли выработать совместные решения (соглашения) |
А) раздражение | Охлаждение или рассеивание раздражения происходит, если человека сочувственно выслушивают, предоставляя выход гневу, устраняют недопонимание |
Б) недоверие | Недоверие преодолевается открытым обсуждением |
В) страх | Страх уменьшается при открытом обсуждении возможных последствий и поэтапных шагов (действий) |
Другие эмоции | Аутотренинг, педагогическая пауза и т. п. |
2. Каковы скрытые причины конфликта? | Рассмотрение реальных нужд и желаний всех участников конфликта |
3. Вызван ли конфликт непониманием? | Преодоление непонимания посредством улучшения общения |
4. Вызван ли конфликт тем обстоятельством, что кто-то не берет на себя ответственность за какие-то действия? | Определение ответственности сторон и выработка соглашения о принятии ответственности |
5. Какая из стратегий поведения была бы лучшей в данной конфликтной ситуации? | Оценка результатов различных стратегий и выбор наилучшей. |
6. Имеются ли особые личностные факторы, которые должны быть учтены при решении конфликта? | Открытое выражение своих нужд и опасений. Использование техники общения с «трудными» людьми |
7. Какого рода альтернативы возможны? | Выработка собственных идей и побуждение других сторон к выдвижению предложений: методы «мозгового штурма» и «творческой визуализации» для генерирования идей |
Если вы планируете стать руководителем лечебного учреждения, вы должны научиться использовать управленческие способы предупреждения конфликтов, что включает:
• четкую формулировку требований, правил, критериев оценки;
• однозначную иерархическую структуру и использование координирующих механизмов (все знают, кто главный, кто за что отвечает, кто принимает решение в случае разногласий);
• установление общих целей, формирование единых ценностей;
• систему поощрений, исключающую столкновения различных подразделений или членов группы.
Учитывая индивидуальные особенности, каждый человек находит для себя оптимальный способ поведения в сложной ситуации. Если вы попали в конфликт, можно поступить следующим образом:
• посмотреть на конфликт со стороны, мысленно представить всю картину сложившейся ситуации, рассмотреть разные способы ее решения - техника визуализации (особенно подходит для визуалов);
• провести эмоциональную разгрузку: применить аутотренинг, заняться спортом, поиграть в дартс, теннис или футбол (любую игру, позволяющую выплеснуть агрессию), выдержать паузу (посчитать до 10 и обратно или выпить чашечку кофе) и т. д. (больше помогает кинестетикам);
• попробовать каждую позицию пересказать от первого лица - техника «Я-переименования» (лучше получается у аудиалов);
• проанализировать ситуацию и выбрать оптимальную стратегию поведения (эффективно для дигиталов).
Знаете ли вы?
Существуют различные способы помочь себе (или другому) снизить эмоциональное напряжение в ситуации конфликта. Панацеи не существует, но есть набор методов, из которых можно выбрать подходящий для конкретного человека и ситуации.
Пассивный способ заключается в том, чтобы поделиться переживаниями, «поплакаться в жилетку», просто выговориться. Часто внутреннее напряжение снимают слезы. Или юмор.
Активные способы строятся на двигательной активности. В основе их лежит тот факт, что адреналин - спутник напряженности, расходуется во время физической нагрузки. Из спортивных занятий быстрее всего снимают агрессивность те виды, которые включают удары: бокс, теннис, футбол, хоккей, волейбол, гольф и т. п. С обидой легче справиться, выполняя
циклические упражнения: бег, плавание, аэробика, танцы или просто быструю ходьбу.
Можно вместо спорта заняться каким-нибудь полезным делом, требующим физической активности. Очень подходит работа, связанная с рассечением целого: копание земли, заготовка дров, косьба, шинковка овощей. Иногда достаточно просто разобраться на письменном столе - это состояние облегчает освобождение от бумаг и вещей, которые «когда-нибудь могут понадобиться».
Логический способ приемлем для сугубо рациональных людей, предпочитающих логику всему остальному. Такому человеку главное - докопаться до сути явления. Ему забыть о конфликте - себе дороже, поэтому лучше, отложив другие дела, сосредоточиться на конфликтной ситуации, пока не будет найден выход из сложившегося положения. Уже сама эта аналитическая работа успокаивает, так как отнимает много энергии, а кроме того, мысленное сосредоточение притупляет эмоции.
Если же снизить эмоциональный накал необходимо срочно, так как ситуация требует быстрого решения, постарайтесь хотя бы взять паузу и досчитать от 10 до 0 или выполнить несколько дыхательных упражнений. Главное при этом - переключить внимание.
Некоторые традиционные способы снятия напряжения: рюмка водки или коньяку, сигарета или что-нибудь сладкое тоже эффективны, но через непродолжительное время переходят в зависимость и становятся причиной новых конфликтов.
Важно помнить, что нет двух одинаковых людей, поэтому любой способ может идеально подходить одному и быть совершенно противопоказан другому, будь это члены одной семьи или сотрудники одного коллектива.