Глава 38. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов

38.1. Общая характеристика переговоров: сущность, виды и функции

38.2. Динамика переговоров

38.3. Психологические механизмы и технология переговорного процесса

38.4. Психологические условия успеха на переговорах

38.5. Специфика ведения переговоров с противником (преступниками)

Вопросы и задания к разделу VIII Ответьте на вопросы Выполните задания

Список литературы

Предисловие

Возможно, XXI век поставит человечество перед альтерна­тивой: либо он станет веком конфликтологии, либо он бу­дет последним веком в истории цивилизации. Конфликты в XX в. стали основной причиной гибели людей. Две ми­ровые войны, более 200 крупномасшабных войн, локаль­ные военные конфликты, террор тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства — все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли в нынешнем столетии до 300 млн. человеческих жизней. Медленное, но неудержимое совершенствование и распространение оружия массового поражения, испытание ядерного оружия Индией и Пакистаном свидетельствуют о возрастании опасности войны с применением этого ору­жия. Внутриполитическая борьба — один из решающих факторов развития большинства государств. Конфликты в организациях нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Согласие в семье и с самим собой выступает важнейшим условием счастливой жизни каждого человека.

Все это говорит о решающей роли конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом. По итогам XX в. Россия скорее всего является бесспорным и недосягаемым миро­вым лидером не только по людским потерям в конфлик­тах, но и по другим их разрушительным последствиям: ма­териальным и моральным. Конец столетия поставил Рос­сию перед альтернативой: либо власть и народ смогут если не управлять, то хотя бы удерживать социальные конфлик­ты в каких-то регулируемых рамках, либо конфликты бу­дут управлять народом и властью, диктуя «бессмысленные и беспощадные» сценарии в истории всех и биографии каждого. Наше незнание законов возникновения, развития

Предисловие

и разрешения конфликтов только за последнее десятиле­тие оплачено жизнями сотен тысяч людей, разрушенными судьбами десятков миллионов человек, развалом пусть во многом несовершенной, но все же великой державы. Во­семь лет назад СССР прошел одну точку бифуркации, по­вернув на традиционный для нас путь насильственного разрешения противоречий между борющимися за власть социальными группами. Сегодня, похоже, страна вновь стоит перед выбором: революция или эволюция, насилие или ненасилие, согласие, компромисс.

Каждому россиянину, руководителю на любом уровне, включая государственный, сегодня срочно необходимы знания о способах предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов различных уровней. Такие знания трудно получить, опираясь только на здравый смысл. Нельзя их целиком позаимствовать и у зарубежных спе­циалистов, так как отечественные конфликты слишком специфичны. Научить конструктивно вести себя в кон­фликтах можно опытным путем. Но опыт либо слишком дорого стоит, либо приходит поздно. Для быстрого полу­чения практических знаний о конфликтах необходимо энергичное формирование и развитие науки — конфлик­тологии.

Для решения этой задачи важно провести хотя бы са­мую общую систематизацию уже имеющихся знаний о конфликтах, определить методологические и теоретиче­ские основы науки, очертить контуры сложившейся па­радигмы конфликтологических исследований, наметить перспективы их развития.

Согласно ГОСТу общего и профессионального обра­зования «Конфликтология» входит в перечень обязатель­ных учебных дисциплин для подготовки социальных ра­ботников — социологов, психологов, политологов и др. Публикация в последние годы значительного количества работ, посвященных общим проблемам теории конфлик­тов, говорит о наличии устойчивой потребности в систе­матизированных знаниях по данной проблеме у студен­тов, ученых, руководителей, практиков. Достаточно на­звать «Введение в теорию конфликта» (В. Дружинин,

Предисловие

Д. Конторов, М. Конторов, 1989), «Введение в общую тео­рию конфликта» (А. Дмитриев, В. Кудрявцев, С. Кудрявцев, 1993), «Введение в конфликтологию» (А. Анцупов, А. Малы­шев, 1995), «Введение в военную конфликтологию» (В. Щипков, 1996), «Конфликтологию» (А. Бандурка, В. Друзь, 1997), «Основы конфликтологии» (А. Дмитриев, Ю. Запрудский, В. Казимирчук, В. Кудрявцев, 1997) и др.

В 1992 г. авторами данного учебника был составлен междисциплинарный библиографический указатель пуб­ликаций по проблеме конфликта, в который вошло 1177 источников [9]. В 1996 г. количество публикаций по про­блеме конфликта достигло 2247 [8]. Анализ печатных работ показал, что конфликт изучают представители одиннадца­ти научных дисциплин: военные науки, искусствоведение, исторические науки, математика, педагогика, политиче­ские науки, правоведение, психология, социобиология, социология, философия. Однако каждая наука исследует конфликт изолированно от других, междисциплинарные связи между ними практически отсутствуют. Не обеспече­на преемственность исследований и внутри каждой науки. Специалисты, как оказалось, знают около 10% публикаций по проблеме конфликта в своей науке. Все это вызывает настоятельную необходимость в ознакомлении конфлик­тологов с общим состоянием изучения конфликтов во всех 11 отраслях конфликтологии.

Российская конфликтология находится сегодня на за­вершающей стадии формирования в самостоятельную нау­ку. В 1992 г. были намечены первые контуры междисцип­линарной парадигмы конфликтологических знаний, в ос­нове которой лежали системный и эволюционный подхо­ды. За прошедшее время в частных конфликтологических науках, являющихся отраслями конфликтологии, проведе­но значительное количество интересных и важных иссле­дований проблемы конфликтов. Вместе с тем отечествен­ные конфликтологи пока не выработали общего подхода к пониманию сущности конфликтов, их классификации, ге­незису, структуре, функциям и т.д. Такой подход может быть выработан на основе обсуждения большинством конфликтологов одного, а лучше нескольких вариантов

Предисловие

системных представлений о содержании конфликтологи­ческой науки.

Потребность студентов в более или менее систематизи­рованных междисциплинарных конфликтологических зна­ниях побудила авторов подготовить данный учебник. Мы надеемся, что он также будет полезен для специалистов-конфликтологов, поскольку дает общее представление о междисциплинарном объектном поле конфликтологии, поднимает проблемы, которые до этого исследователями не ставились, намечает контуры новой парадигмы кон­фликтологического знания. Сопоставление позиций раз­личных авторов, ссылки и цитирование, насколько это возможно, сведены в учебнике к минимуму, дабы облег­чить читателю формирование целостного представления о таком противоречивом и разноплановом явлении, как конфликт.

Авторы надеются, что читатели будут оценивать учеб­ник по тому, что в нем есть, а не по тому, чего в нем нет. Процесс познания бесконечен, поэтому в самой хорошей книге нет бесконечно многого из тех знаний, которые в принципе могут быть получены об описываемом явлении. Поскольку конфликтология только выделяется в самостоя­тельную науку, первый учебник по этой дисциплине мо­жет быть только авторским. В нем изложены авторские позиции по рассматриваемым проблемам, которые, естест­венно, могут обсуждаться и совершенствоваться. Мы будем искренне благодарны всем, кто посчитает возможным вы­сказать свое отношение к предлагаемой работе.

Авторы выражают глубокую признательность Анцуповой М.Д. и Баклановскому С.В. за большую помощь в подготовке учебника к изданию.

Наши рекомендации