Психологическая помощь. Данный период существования семьи можно назвать вторым кризисом иден­тичности

Данный период существования семьи можно назвать вторым кризисом иден­тичности супругов (первый имел место в подростковом возрасте каждого из партнеров). Увеличение количества разводов в этот кризисный период отра­жает трудности его прохождения. Это время, когда супружеская пара, которая долгого была занята воспитанием детей, вынуждена отойти от привычных ро­лей. Можно сказать, что с уходом детей исчезает «третий элемент» супружес­кой пары. Супруги вновь остаются вдвоем.

В качестве превентивной помощи с целью подготовки к выходу на пенсию супругам можно рекомендовать посещение групп поддержки, в которых при­нимают участие успешно адаптировавшиеся пенсионеры.

Психологическая помощь, направленная на адаптацию к выходу на пен­сию, включает несколько этапов:

1. Осознание и принятие факта выхода на пенсию.

2. Коррекция представлений о данном периоде как окончании активной жизни.

3. Поиск новых интересов и планирование жизни на пенсии.

4. Помощь в осознании ресурсов семьи (нуклеарной и расширенной) для повышения качества функционирования в пенсионный период.

В работе с супружескими парами, переживающими данный нормативный кризис, рекомендуется проводить индивидуальную и(или) супружескую тера­пию. Психологическая помощь может быть направлена на разрешение следу­ющих проблем:

□ заключение нового супружеского договора: перераспределение обязан­ностей и реорганизация свободного времени;

□ ролевая реорганизация семьи;

□ реорганизация детско-родительских отношений;

□ принятие имеющегося опыта жизни (профессиональной и личной).

При работе с супругами в данный кризисный период могут также использо­ваться элементы психологической помощи, описанные при анализе предыду­щих кризисов.

ПОВТОРНЫЙ БРАК

Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая — станешь философом.

Сократ

Феноменология кризиса

Повторный брак — один из феноменов современной жизни. Он представ­ляет собой еще один семейный кризис, который, однако, не является строго нормативным, поскольку его переживает не каждая семья. Вместе с тем для людей, вступающих в новый брачный союз, он сохраняет свою нормативность и знаменует начало жизненного цикла новой семьи.

Повторным называется брак, который создается человеком (людьми), ра­нее уже состоявшим(и) в брачных отношениях. Он подразумевает объедине­ние уже не двух, а трех и более родов, в результате чего образуется смешанная семья, или семья повторного брака.

Выделяют несколько типов повторных браков. Основаниями для класси­фикации могут выступать:

1. Характер прекращения предыдущих брачных отношений:

□ Брак, в котором хотя бы один из супругов пережил развод.

О Брак, в котором хотя бы один из супругов пережил смерть брачного парт­нера.

2. Наличие или отсутствие опыта брачных отношений:

П Брак, в котором один из партнеров имел опыт супружеских отношений. О Брак, в котором оба партнера имели опыт супружеских отношений.

3. Число детей, рожденных в предыдущих браках:

О Брак, в котором ни один из партнеров не имеет детей от предыдущих браков.

□ Брак, в котором один из партнеров имеет детей от предыдущих браков. О Брак, в котором оба партнера имеют детей от предыдущих браков.

4. Разница в возрасте между партнерами:

□ Брак, в котором партнеры являются ровесниками или один из них не­значительно старше другого.

□ Брак, в котором один партнер намного старше другого (разница в возра­сте превышает 10 лет).

Каждый тип повторного брака предполагает свой комплекс трудностей, с которыми могут столкнуться члены новой семьи при переживании данного кризиса. К числу последних можно отнести следующие:

□ ролевая неопределенность;

О отсутствие общих традиций или норм;

П проблемы в определении границ новой семьи;

□ сложности установления близких отношений с членами расширенных семей;

□ если в семью попадают дети от предыдущих браков — трудности в детс­ко-родительских взаимоотношениях;

□ отягощение повторного брака проблемами, не разрешенными в преды­дущем браке.

Длительность данного семейного кризиса и особенности связанных с ним переживаний носят индивидуальный для каждой семьи характер. Чтобы адап­тироваться к новой ситуации, членам смешанной семьи может потребоваться достаточно много времени.

Ролевая неопределенность в семье, возникшей в результате повторного бра­ка, может приводить к разнообразным, специфическим для данного кризиса, эмоциональным проблемам. Прежде всего, их появление связано с необходи­мостью принимать на себя родительские функции по отношению к детям, кото­рые не являются родными, и делить эти функции с биологическими родителями, распределяя полномочия и зоны влияния. Родители, оставившие детей от преды­дущего брака, в связи с возможным переживанием чувства вины, часто стремят­ся к установлению более близких отношений с пасынком или падчерицей.

Эти процессы нередко осложняются иррациональными представлениями партнеров о характере межличностных отношений в смешанной семье. Наи­более распространенными семейными мифами о повторном браке являются:

□ если партнер любит меня, то будет любить и моих детей;

□ супруг (супруга) должен любить моих детей, как собственных;

□ мачеха (отчим) никогда не будет любить моего ребенка, как собствен­ного;

О ребенок никогда не сможет полюбить мачеху (отчима), так как он дол­жен любить своего родного отца (мать);

□ ребенок будет страдать от присутствия в семье чужого мужчины (жен­щины);

О мачеха (отчим) не должна вмешиваться в воспитание неродного ребенка;

□ повторный брак всегда успешнее предыдущего;

□ каждый последующий брак всегда хуже, чем предыдущий, и др.

Формирование смешанной семьи связано с конфликтом лояльности у де­тей. Для ребенка крайне важно поддерживать контакт с кровным родителем, устанавливая одновременно позитивные взаимоотношения с приемным роди­телем. В то же время повторный брак родителя нередко сочетается с неопреде­ленностью семейной принадлежности детей. Лояльность к кровным родите­лям может сопровождаться неудовлетворительными отношениями с мачехой или отчимом. И наоборот, принятие мачехи или отчима может переживаться ребенком как предательство родного родителя, не проживающего с ребенком. Одновременно дети могут опасаться, что их нелюбовь к отчиму или мачехе оби­дит проживающего с ними родителя.

Одной из задач, встающих перед семьей, переживающей данный кризис, является установление семейных границ: внутренних, касающихся взаимодей­ствия между членами образовавшейся семьи, и внешних, регулирующих отно­шения с ближайшими родственниками и социальным окружением. Возникает целый ряд вопросов, касающихся состава семьи, определения семейной соб­ственности, областей ответственности, особенностей детско-родительских отношений. Особую важность приобретает необходимость донесения до ре­бенка изменений, происходящих в семье, и правил, связанных с приходом в семью нового человека (людей). Дети в этот период особенно остро испытыва­ют потребность в поддержке и помощи со стороны родного родителя.

Основная задача развития в семье повторного брака состоит в том, чтобы держать границы проницаемыми. Очень важно, чтобы между детьми и родите­лями, которые живут отдельно, продолжалось взаимодействие. Одновременно следует укреплять авторитет отчима или мачехи. В противном случае появля­ется опасность возникновения такого структурного нарушения, как перевер­нутая иерархия. Так, неродному родителю предпочтительно сначала устано­вить с детьми дружеские отношения, и лишь по мере их укрепления постепенно начинать участвовать в воспитании. Важнейшей остается задача создания сме­шанной семьей четких внешних границ, позволяющих продолжать отноше­ния с расширенными семьями и развивать новые взаимодействия в ее рамках. Преимуществом повторного брака является то, что партнеры уже лишены части иллюзий по поводу супружеской жизни и подходят к ней более рацио­нально. В связи с этим они часто прикладывают больше усилий для сохране­ния нового брака. При возникновении семейных дисгармоний супруги с боль­шей ответственностью подходят к изменению отношений и испытывают меньше страхов в случае необходимости разрыва неудачных отношений.

Вместе с тем неоднократное заключение людьми повторных браков неред­ко представляет собой «хождение по кругу», детерминированное действием их семейных сценариев. В таких случаях выбор партнера, как правило, бессозна­тельно осуществляется по тем же основаниям, что и предыдущий. Если бес­сознательные конфликты, мотивирующие выбор партнера, не находят своего разрешения, велика вероятность распада и повторного брака.

Развитие эмоциональных отношений с новым брачным партнером зависит оттого, насколько были завершены прежние отношения. Если в адрес бывше­го супруга сохранилось много невыраженных чувств, прежде всего, негатив­ного характера (обида, злость и т. д.), и невысказанных претензий, это будет затруднять формирование новых эмоциональных связей. В таких случаях ве­лика вероятность того, что в повторном браке начнут отыгрываться незавер­шенные конфликты предыдущих отношений.

Выстраивание новых отношений может быть сопряжено с рядом трудностей:

□ стеснение и неловкость при знакомстве;

□ страх близости из-за травматичных отношений в прежнем браке;

□ опасения вновь пережить боль и разочарование;

□ чувство вины перед детьми за отношения с другим мужчиной (женщи­ной);

□ неприятие детьми новых отношений родителя (родителей). Часто такие отношения в глазах детей выглядят как предательство по отношению к бывшему супругу, особенно в случае его смерти.

Если повторный брак заключается людьми, у которых предыдущие отно­шения прекратились в результате смерти брачного партнера, то в новом браке возрастает риск «жизни втроем». Как правило, это обусловлено сильной идеа­лизацией умершего супруга (супруги) или эмоциональной незавершенностью отношений с ним.

Диагностика

Данный кризис можно диагностировать на основании анализа беседы с су­пружеской парой. Маркерами кризиса, связанного с созданием семьи в случае повторного брака, выступают:

□ конфликты, возникшие в результате ролевой неопределенности членов новой семьи;

□ конфликты, связанные с неадекватными установками, ожиданиями и притязаниями к новому брачному партнеру, основанные на опыте пре­жних брачных отношений;

□ нарушение внешних границ новой семьи, выражающееся, как правило, в практически полном отсутствии контактов с расширенными семьями, вызванное непринятием ими нового брака, партнера или его детей;

□ проблемы в детско-родительских отношениях (перевернутая иерархия, проявляющаяся в виде неподчинения ребенка неродному родителю; кон-

куренция между родным и неродным родителями одного пола за право быть «лучшим родителем» ребенку; высокий уровень конфликтности между родителем и приемным ребенком и др.);

□ отсутствие близости между членами объединившихся семей;

О разочарование в новом браке и брачном партнере, основанное на не­оправдавшихся или нереалистичных ожиданиях.

Проверка терапевтических гипотез может осуществляться с помощью сле­дующих методик:

□ выявление уровня сплоченности семьи (величины психологической ди­станции), семейной иерархии, границ семьи — методики FAST (тест Ге­ринга), «Семейная социограмма», FACES-3;

□ анализ ролевой структуры семьи — методика «Ролевые ожидания и при­тязания в браке» (А. Н. Волкова), анкета «Семейные роли» (в модифика­ции А. В. Черникова);

О выявление степени адекватности восприятия брачного партнера — ме­тодика «Мое письмо о супруге» (С. А. Белорусов);

□ определение эмоционального фона семьи и некоторых параметров супру­жеских отношений — методика «Удовлетворенность браком» (В. В. Сто-лин, Т. М. Романова, Г. П. Бутенко), опросник «Понимание, эмоциональ­ное притяжение, авторитетность» (А. Н. Волкова);

□ выявление нарушений в детско-родительских взаимоотношениях — опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ); диагностика детско-родительских отношений; методика «Родителей оценивают дети» (РОД); опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI); опросник «Взаимодействие родитель—ребенок»; методика диагностики родительского отношения; тест «Диагностика эмоциональных отноше­ний в семье».

Наши рекомендации