Характер протекания беременности у матери

Идея о том, что стрессы беременной женщины повышают вероятность развития стресса у ребенка, в последнее время находит все большее подтверждение.

Так, исследования бельгийских ученых показали, что волнения матери во время беременности отражаются на психике ребенка даже спустя несколь­ко лет после рождения.

Врачи и психологи обследовали 71 женщину сразу после родов и спус­тя 8-9 лет. Матери заполняли опросники, позволяющие установить уро­вень стресса, пережитый женщиной во время беременности. Когда детям исполнилось 8 или 9 лет, их матери, учителя и сторонний наблюдатель оценивали внимательность и активность детей, а также характерный для них уровень беспокойства. Полученные результаты дают основания счи­тать, что срок 12-22 недели является наиболее опасным для психики бу­дущего ребенка, потому что для этого периода корреляция между беспо­койством матери и будущими расстройствами ребенка оказалась наиболее сильной.

Эти данные в определенной мере соответствуют результатам иссле­дований ученых Эдинбургского университета (Шотландия) и Меди­цинской школы горы Синай (Нью-Йорка), которые изучали женщин, получивших психологическую травму во время теракта во Всемир­ном торговом центре 11 сентября 2002 года.

Как оказалось, у матерей, переживших посттравматический стресс во вре­мя беременности из-за того, что они были свидетелями терактов, рожда­ются дети с ненормально низким уровнем кортизола в крови, что обычно ассоциируется с повышенной восприимчивостью к стрессам. Это может означать, что они были так «запрограммированы» в утробе в результате стресса, пережитого их матерями. Что касается срока повышенной уязви­мости беременных женщин к стрессу, то, по данным шотландских ученых, он приходится на третий триместр беременности.

По данным некоторых российских авторов, большинство детей, которых «не ждали», в дальнейшем заболевают неврозом страха, по­скольку первичная неуверенность в их рождении со стороны родите­лей в какой-то мере отражалась на появлении у них впоследствии не­уверенности в себе [7].

Установлено также, что если женщина во время беременности находилось в состоянии выраженного эмоционального стресса (волнения в связи с учебой, экзаменами, бытовой неустроенностью, отношениями с мужем и его родителями и т. д.), в результате чего возникала угроза выкидыша. Дети рожденные впоследствии чаще заболевали неврозом страха, чем де­ти контрольной группы.

По-видимому, беспокойство на гормональном уровне, испытанное детьми в период внутриутробного развития, создало предпосылки для последующих более легких проявлений беспокойства на психо­логическом уровне, начиная со второй половины первого года жизни.

80 Глава 3. Динамика стрессовых состояний

3.2. Факторы, влияюшие на развитие стресса 81



Тип высшей нервной деятельности

Физиологическим базисом для личности является тип высшей нерв­ной деятельности человека, который отражает силу и динамику нерв­ных процессов в мозге и мало подвержен каким-либо изменениям. Если вспомнить параллель между гиппократовской и павловской классификациями темперамента, то не вызывает сомнений, что ме­ланхолики («слабый тип» по Павлову) несомненно больше подвер­жены стрессу, чем флегматики («сильный, уравновешенный, инерт­ный типа ВНД). Что же касается холериков, то здесь не все так ясно. С одной стороны, слабая выраженность процесса торможения в ЦНС у холериков может приводить к мощным эмоциональным вспышкам и агрессии, однако малая продолжительность таких периодов не до­водит организм до стресса.

Исследование взаимосвязи типа ВНД студентов и их вегетативных реак­ций при экзаменационном стрессе показало, что у лиц с уравновешенным типом ВНД при стрессе отмечалась более выраженная активность пара­симпатической системы, а у лиц с сильным типом ВНД частота пульса бы­ла ниже, чем у лиц со слабым типом высшей нервной деятельности [5,21].

Ранний детский опыт

Психотравмирующие переживания первых семи лет осложняют про­текание стрессовых реакций на протяжении последующей жизни. Современные методы психотерапии (НЛП) позволяют частично «ис­править» и «переписать» болезненный детский опыт, но такие проце­дуры требуют участия квалифицированного специалиста. Одна из та­ких техник так и называется — «Изменение личной истории». Она позволяет выявлять в прошлом человека события, которые не только в свое время вызвали сильный стресс, но и привели к повышению сензитивности к данному типу стрессоров в последующей жизни.

Родительские сценарии

Следует отметить, что у каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения. Об этом писал Эрик Берн в своих книгах, и жизнь подтверждает его гипотезу [1]. Этот сценарий усваи­вается в детстве, когда родители, испытывая стрессы, конфликтуют на глазах у ребенка, невольно вовлекая его в свои проблемы. При этом ребенок впитывает в себя примеры родителей, а потом неосо­знанно копирует их в своей взрослой жизни. Поэтому одни люди выплескивают свои стрессы на других людей в виде агрессивных импульсов или бьют посуду, другие молча переживают свое горе

и плачут, а третьи пытаются решить проблемы при помощи алкого­ля. Одни винят во всем самого себя и ищут прежде всего свои собст­венные ошибки. Другие обвиняют всех вокруг, но только не себя. Усвоенный в детстве стрессовый сценарий «запускается» почти авто­матически. В этих случаях достаточно незначительного ухудшения привычного ритма жизни и работы, возникновения, казалось бы, пус­тяковой проблемы, как включается и начинает раскручиваться махо­вик механизма запуска стресса. Причем последствия от реализации стрессорной программы могут быть гораздо пагубнее, чем причины, ее запустившие.

Возникает вопрос: можно ли перестроить свой жизненный сцена­рий? Ответ будет положительный при наличии трех условий:

1) осознания человеком наличия такого сценария;

2) сильной мотивации по его изменению;

3) овладения определенными навыками саморегуляции.
Отмечено, что наиболее успешными людьми, как в профессии, так

и в личной жизни, являются люди, научившиеся владеть собой, имеющие развитую психотехнику личной саморегуляции. Такие лич­ности обычно находят оптимальную стратегию в стрессе. Они интуи­тивно понимают, что «сбрасывать» стрессовую энергию на других -не только неэтично, но и невыгодно: происходит потеря нужных де­ловых связей, разрушаются личные взаимоотношения. С другой сто­роны, они понимают, что направлять разрушительную стрессовую энергию на самих себя, обвиняя себя в ошибках, — тоже неконструк­тивно. Эти люди стараются перевести стрессовую энергию в другие формы деятельности, т. е. использовать более безопасные способы ее «сбрасывания» — не на других, и не на себя.

Наши рекомендации