Построение сообщения по алгоритму

Цель: развитие мышления.

Форма проведения: групповая (5-12 учащихся).

Возраст: 9-10 лет.

Материал: карточки с алгоритмом.

Ход игры: Участники игры договариваются, что, рассказывая о каких-либо известных событиях, пред­лагаемых ведущим или выбранных ими самими, будут четко придерживаться определенного общего для всех алгоритма. Алгоритмы могут быть раз­ными. Например, удобно пользоваться следующим: факт (что произошло) — причины —. повод — сопутствующие события — аналогии и сравнения — последствия. Это значит, что о чем бы ни шла речь, рассказчик должен обязательно фиксировать все отмеченные моменты именно в этой последо­вательности.

Можно разработать и свои собственные алгорит­мы. Сперва эти алгоритмы должны быть написан­ными на карточках и находиться перед глазами каждого участника игры. Затем они, интериоризируясь, превращаются в автоматически действующий способ постижения любого явления, срабатывающий без усилий со стороны человека.

Комментарии: Эта игра решительно дисципли­нирует мышление, приучает при анализе явления обязательно выделять все зафиксированные в алго­ритмах аспекты, позволяя тем самым значительно шире и глубже рассмотреть явление.

ПУТАНИЦА

Цель: развитие словарного запаса.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 6-8 лет.

Ход игры: игра состоит из 2 заданий.

1-е задание: «Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты (овощи, деревья, цветы, птиц, игрушки, мебель и т. п.)».

2-е задание: «Сейчас я буду называть тебе сло­ва, а ты будешь мне рассказывать, что этот пред­мет может делать.

Метель — метет, а гром — ...,

Ветер — ..., а снег — ...,

Дождь — ..., а солнце — ...»

Комментарии: При каждом ответе можно спра­шивать, к примеру: «А что еще делает солнце, он ведь не только светит?» Важно, чтобы ребе­нок подобрал как можно больше слов, обозначаю­щих действие.

НАЙДИ ОШИБКУ

Цель: развитие грамматического строя речи.

Форма проведения:групповая.

Возраст: 6-10 лет.

Ход игры: Ученикам дается задание прослу­шать предложения, найти в них ошибки и испра­вить их.

Зимой в саду расцвели яблони.

Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.

В ответ я киваю ему рукой.

Самолет сюда, чтобы помочь людям.

Скоро удалось мне на машине.

Мальчик стеклом разбил мяч.

После грибов будут дожди.

Весной. луга затопили реку.

Снег засыпало пышным лесом.

2.3.2. Игры на развитие воображения39

КАК ЭТО МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ

Цель: развитие воображения, творческого мыш­ления.

Форма проведения: индивидуальная и группо­вая.

Возраст: 5-6 лет.

Ход игры: Взрослый называет какой-либо предмет и предлагает ребенку сказать, как его можно использовать. Например, взрослый говорит «газета», а ребенок называет варианты: читать, писать, сде­лать кораблик, шайку, постелить на пол, использо­вать как игрушку для кошки и т. д.

Детей необходимо подталкивать к нестандарт­ным ответам. Игроков, которые дают нетипичные ответы, полезно словесно поощрять. Закончить игру можно рисованием «инструкции по применению» того или иного предмета.

_____________________________

99 Зяблицева М. А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения / — Ростов н/Д: «Феникс», 2005. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения.//Вопросы психологии, 1993, №2.

ИЗМЕНИ КОНЕЦ СКАЗКИ

Цель: развитие воображения.

Форма проведения:индивидуальная и групповая.

Возраст:5-6 лет.

Материал: все необходимое для рисования.

Ход игры: Ребенок в процессе рисования картины на сюжет какой-нибудь сказки должен придумать ее новое окончание, а затем рассказать его.

Вигру можно ввести дополнительное правило: ребенок не рассказывает о своем рисунке, за него это сделает кто-то другой, а автор или подтвердит его версию, или опровергнет ее. В любом случае, будет интересно услышать несколько версий одно­го рисунка.

ОЖИВИМ КАРТИНКУ

Цель: развитие воображения, памяти, коммуни­кативных навыков.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Возраст: 5-6 лет.

Материал: любые картины с простым сюжетом.

Ход игры: Один ребенок рассматривает карти­ну, а затем рассказывает всем остальным, что на ней нарисовано, но не показывает само изображе­ние. Потом дети должны показать эту картину, постаравшись отразить позы, действия героев, их настроение.

Игра интересна тем, что в процессе выполнения первого задания дети ставятся перед необходимос­тью договориться о действиях каждого участника картинки, согласовать свои предположения и до­гадки. А у детей-дошкольников именно низкий уровень развития этого умения является причи­ной конфликтов. Поэтому игру полезно проводить в группах детей с низким уровнем развития ком­муникативных навыков.

СЛЕДЫ

Цель: развитие воображения.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 5-10 лет.

Материал: бумага, цветные карандаши.

Ход игры: Детям предлагают вначале понаблю­дать, какие следы оставляет собака, кошка, птичка. Затем детей просят нарисовать, какие следы оставляют другие животные, а после этого пофантазиро­вать, какие следы оставляют Баба-Яга или Водяной, Колобок илиЛеший.

БУКВЫ

Цель: развитие воображения.

Форма проведения:групповая.

Возраст: 5-7 лет.

Материал:бумага, цветные карандаши.

Ход игры:Изучая алфавит, спрашивайте у детей, на что похожи буквы. Ведь все буквы на что-то похожи. «Г» похожа на подъемный кран, «О» — на спасательный круг. Пусть дети попробуют нарисо­вать тот предмет, на который похожи буквы.

НОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Цель:развитие воображения.

Форма проведения:групповая.

Возраст:5-7 лет.

Ход игры:Изучая с ребенком времена года, предложите ему вместо скучных названий месяцев придумать свои названия каждому месяцу, исходя из того, что в этот месяц происходит или в какие игры в это время можно играть на улице.

КАК ЛЮДИ

Цель: развитие воображения.

Форма проведения:групповая.

Возраст: 6-10лет.

Ход игры:Люди и животные умеют ходить, есть, бегать, сидеть и т. д. Но и про неодушевленные предметы говорят — часы ходят, свитер сидит. Предложите детям перечислить, какие еще неоду­шевленные предметы могут ходить, могут говорить (издавать звуки), могут пить (наполняться жидкос­тью), бывают теплыми или холодными.

ВОЛШЕБНЫЕ КЛЯКСЫ

Цель: развитие воображения

Форма проведения: групповая.

Возраст: 5-10 лет.

Материал: лист бумаги, краски.

Ход игры: До начала игры изготовляют не­сколько клякс: на середину листа бумаги вылива­ют немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают, и можно на­чинать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения «ни видят в кляксе или отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

Наши рекомендации