Этические основы межличностной коммуникации
Межличностное общение не может быть эффективным, если его участники не приложат должных усилий к пониманию другого и доступной передаче своих мыслей.
Навык общения состоит из двух основных блоков: навыков (умения) слушать; умений передавать мысли вербальными и невербальными средствами. Поэтому главнейшим умением эффективного общения является умение или искусство (мастерство) слушать.
Почти в любой ситуации человек имеет потребность высказаться и быть услышанным.
Из всего времени общения (коммуникации) большую часть мы отводим на «слушание».
Письмо | Чтение | Говорение | Слушание |
9% | 16% | 35% | 40% |
Успешность общения во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника. Все понимают, что слушать можно по-разному.
Умение слушать не тождественно умению слышать. Первое уже выражает определенное отношение к собеседнику. Умение слушать – мощная сила, снимающая эмоциональное напряжение и облегчающая взаимопонимание. Внимательное, спокойное, располагающее слушание снижает уровень эмоциональной возбуждения.
Примечание: Тренер демонстрирует плакат «Влияние эмоционального возбуждения на эффективность слушания» |
Высокий уровень *
Средний * ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ
Нормальный *----------*--------------*------------*-----------*------------* М
УСЭ УСЭ УСЭ УСЭ
Низкий *
Где УСЭ – умение слушать эффективно.
В точке « М» Вы способны трезво рассуждать о насущной проблеме.
Отсутствие умения слушать означает не просто низкий уровень культуры общения, а стремление рассматривать межличностные отношения в рамках статуса власти и подчинения и идеализированного представления о себе как о человеке, который всегда прав.
Умение слушать как способ принятия собеседника повышает самооценку человека, являясь возможностью сообщить ему: «Вы человек достойный, я вас не осуждаю, а одобряю». Те, кого слушают, обычно ценят в собеседнике это умение и идут с ним на контакт потому, что ощущение «востребованности» - это базовая, универсальная потребность человека.
При неумении слушать проявляется невнимание к собеседнику. Неумение слушать создает такие проблемы как: неверное понимание, чувство обиды, потеря важной информации, замешательство, раздражение, агрессию, противостояние и др.
Чтобы ответить на вопрос, в чем состоит умение слушать, надо ответить на два других:
А) На что похоже ощущение, когда Вы действительно кого-то слушаете?
Б) Что Вы чувствуете, когда кто-то с интересом и вниманием слушает Вас?
Примечание: Члены Т- группы отвечают на вопросы. Проводится обсуждение ответов. |
Далее тренер сообщает нижеследующую информацию.
Умение слушать это:
1) восприятие информации от говорящих собеседников или самого себя, при котором человек воздерживается от выражения своих эмоций;
2) такое поощряющее отношение к говорящему, которое побуждает, «подталкивает» продолжать акт общения;
3) тонкое тактичное воздействие на говорящего, способствующее развитию мысли последнего на один шаг вперед.
Факторы, провоцирующие конфликты между собеседниками:
- скоропалительность суждений и выводов, не дослушав;
- попытки вставить в монолог свои «две копейки», т.е. примеры, собственные суждения и др.;
- невнимательность к эмоциональному фону речи, а иногда и к сути;
- спешная готовность выразить свое понимание, согласие или несогласие.
Во время слушания решаются две задачи:
4. Воспринимается содержание сообщения ;
5. Улавливаются эмоциональные проявления собеседника.
Каждый раз стоит спрашивать себя, что в данном случае важнее: что говорится или как это говорится. Кроме содержания беседы вам может оказаться важным знать, что испытывает ваш партнер. Это может быть нетерпение, скрываемое раздражение, волнение, безмятежное равнодушие или же стремление побыстрее удалиться.
ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО СЛУШАНИЯ
Примечание: Перед сообщением правил, тренер предлагает участникам Т-группы предложить свои правила. Они записываются на плакате. |
1. Перестаньте сами говорить.
2. Помогите говорящему раскрепоститься.
3. Покажите собеседнику, что Вы готовы слушать.
4. Устраните раздражающие моменты.
5. Сопереживайте партнеру по общению.
6. Наберитесь терпения.
7. Сдерживайте свои эмоции.
8. Не допускайте споров и критики.
9. Задавайте вопросы.
ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО СЛУШАНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ
СИТУАЦИИ
Примечание: Перед сообщением правил, тренер предлагает участникам Т-группы предложить свои правила. Они записываются на плакате. |
1. Унять свое собственное раздражение и предубеждения.
2. Настроить себя на понимание, сопереживание, интересы и опасения другого человека.
3. Побуждать его высказаться, выплеснуть эмоциональный накал.
4. Определить степень возможности содержания информации для себя и важности самого общения.
5. Проанализировать направленность ключевых слов (ОБИДА, ПРЕТЕНЗИИ, РАСТЕРЯННОСТЬ, ПОИСК СОВЕТА ИЛИ ПОДДЕРЖКИ).
УСЛОВИЯ ПОЛНОЦЕННОГО СЛУШАНИЯ (ПО Т.Г. ГРИГОРЬЕВОЙ)
Комментарии: Осуществляется совместный анализ. Ведется диалог. Результаты фиксируются на плакате. |
Полноценное слушание предполагает соблюдение следующих условий:
1. Слушающий (реципиент) полностью сосредотачивает свое внимание на говорящем.
2. Слушающий отказывается от любых предубеждений в отношении говорящего.
3. Реципиент никогда не пользуется чужими и предвзятыми оценками.
4. Слушающий абсолютно свободен от какого бы то ни было смущения и может задавать любые вопросы.
5. Реципиент показывает коммуникатору, что тот услышан и смысл сказанного понят.
Комментарии: Тренер предлагает членам группы составить свод полезных советов для полноценного слушания. Ведется обсуждение вопроса: «Почему полноценное или эффективное слушание» относится к категории коммуникативной этики. |
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО СЛУШАНИЯ.
1. Не говорите о себе.
2. Не меняйте темы.
3. Не советуйте, не ставьте диагнозы, не занимайтесь критикой, поощрениями, заверениями.
4. Не думайте наперед, что Вам сказать.
5. Не игнорируйте и не отрицайте чувств других людей.
6. Следите за их чувствами не только по тому, что они говорят, но и потому, как они это говорят. Обращайте внимание на такие немые проявления чувств, как слезы на глазах, неконтролируемые движения.
7. Не притворяйтесь, что понимаете чувства собеседника.
8. Спрашивайте об их нуждах, заботах, тревогах и трудностях. Задавайте вопросы, которые способствуют большей искренности.
Например: «Как Вы на все это смотрите?»
9. Покажите собеседнику, что понимаете его. Перескажите своими словами то, что вы воспринимаете как главное в их словах: «Правильно ли я понял, что Вы хотите?», «Тебя действительно это раздражает больше всего?».
Комментарии:Тренер предлагает слушателям сравнить нижеизложенные советы и своды правил Л.П. Усольцевой, И. Атватера, В.Н. Лавриненко. Найти в них общее, несовпадающее, противоречивое. Сделать самостоятельные выводы о принципах толерантного слушания. |