Преимущества и недостатки ПД-го применения метода тестирования

Достоинства

1) Стандартизация условий и результатов. Тесто­вые методики относительно независимы от квалифи­кации пользователя (исполнителя), на роль которого можно подготовить даже лаборанта со средним обра­зованием; 2) Оперативность и экономичность. Типичный тест состоит из серии кратких заданий, на выполнение каждого из которых требуется, как правило, не более полминуты, а весь тест занимает, как правило, не более часа; тестированию одновременно подвергается сразу груп­па испытуемых, таким образом, происходит значи­тельная экономия времени (человеко-часов) на сбор данных; 3) Количественный дифференцированный харак­тер оценки. Дробность шкалы и стандартизованность теста позволяет рассматривать его как «измеритель­ный инструмент», дающий количественную оценку измеряемым свойствам. Кроме того, количественный характер тестовых ре­зультатов дает возможность применить в случае тес­тов хорошо разработанный аппарат психометрики, позволяющий оценить, насколько хорошо работает данный тест на данной выборке испытуемых в дан­ных условиях. 4) Оптимальная трудность. Профессионально сде­ланный тест состоит из заданий оптимальной трудности. При этом средний испытуемый наби­рает примерно 50 процентов из максимально воз­можного количества баллов. Это достигается за счет предварительных испытаний — психометрического экспериимента, или пилотажа. 5) Надежность. Любой грамот­но построенный тест охватывает основные разделы тестируемой области знаний или проявлений какого-то умения или способности. 6) Важнейшим социальным следствием перечис­ленных выше достоинств метода тестов является Справедливость. Ее следует понимать как защищен­ность от предвзятости экзаменатора. Хороший тест ставит всех испытуемых в равные условия. 7) Возможность компьютеризации. В данном слу­чае это не просто дополнительное удобство, сокра­щающее живой труд квалифицированных исполни­телей при массовом обследовании. В результате компьютеризации повышаются все параметры тес­тирования. Специально подчеркнем, что компьютеризация — это мощный инструмент обеспе­чения информационной безопасности (достоверности диагностики). Компьютерная организация тестирова­ния, предполагающая создание мощных информаци­онных «банков тестовых заданий», позволяет техни­чески предотвратить злоупотребления со стороны недобросовестных экзаменаторов. 8) Психологическая адекватность. Это важнейшее психологическое следствие оптимальной сложности. Наличие в тесте большого количест­ва кратких заданий средней трудности дает многим испытуемым (особенно тревожным, не уверенным в себе) шанс «зацепиться», поверить в себя, активизи­ровать психологически оптимальную установку «на преодоление». Уже упомянутое нами свойство оптимальной слож­ности важно для теста тем, что оно не только обес­печивает измерительную (различающую) силу тесту, но и обеспечивает оптимальный психологический настрой испытуемых.

Недостатки тестирования

1) Опасность «слепых» (автоматических) ошибок. Слепая вера низкоквалифицированных исполнителей, что тест должен сработать правильно автоматичес­ки, порождает иногда тяжелые ошибки и казусы: испытуемый не понял инструкцию и стал отвечать совсем не так, как требует стандартная инструкция, испытуемый по каким-то причинам применил искажающую тактику, возник «сдвиг» в приложении трафаретки-ключа к бланку ответов (при ручном, некомпьютерном подсчете баллов) и т. п. 2) Опасность профанации. Не секрет, что внешняя легкость проведения тестов прельщает людей, не пригодных ни к какому квали­фицированному труду. Оснастившись тестами, им самим непонятного качества, но с громкими реклам­ными названиями, профаны от тестирования агрес­сивно предлагают свои услуги всем и вся. В резуль­тате все проблемы предполагается решать с помощью 2—3 тестов — «на все случаи жизни. 3) «Потеря индивидуального подхода, «стрессогенность». Тест — самая общая «гребенка», под ко­торую подгоняют всех людей. Возможность упустить уникальную индивидуальность нестандартного чело­века (тем более ребенка), к сожалению, довольно вероятна. 4) Потеря индивидуального подхода, «репродуктивность». Тесты знаний апеллируют прежде всего к стандартному применению готовых знаний. Отсутст­вие возможности раскрыть свою индивидуальность при наличии стандартных, заданных ответов — ни­чем невосполнимый недостаток метода тестов. С точ­ки зрения выявления творческого потенциала боль­шинство тестов весьма ограничены именно тем, что они не апеллируют к творческой, конструктивной деятельности. 5) Отсутствие доверительной обстановки. Бездуш­ный и формализованный характер самой процедуры тестирования, конечно, оборачивается тем, что ис­пытуемый лишается ощущения того, что психолог заинтересован в нем лично, в том, чтобы помочь в его проблемах и трудностях. Диалогические методы (беседа, игра и т.п.) в этом плане имеют несомнен­ные преимущества: непосредственно общаясь с испы­туемым квалифицированный психолог может устано­вить доверительный контакт, проявить персональное участие, создать атмосферу, снимающую напряже­ние и защиту. 6) Потеря индивидуального подхода, неадекват­ная сложность. Иногда неквалифицированные «тестологи» обрушивают на ребенка тесты, слишком трудные, сложные для него по возрасту. У него еще не сложились необходимые понятия и понятийные навыки, чтобы адекватно осмыслить как общую инструкцию к тесту, так и смысл отдельных вопро­сов.

Таким образом, тесты нельзя делать единственным исчерпывающим методом любой диагностики (и обра­зовательно-профессиональной и личностной) — они требуют параллельного использования свободных письменных работ (в личностной диагностике место сочинений занимают проективные тесты со свобод­ным ответом), а также устного собеседования (ин­тервью). То есть, место тестов - дополнять указан­ные выше более традиционные методы. В этом качестве тесты незаменимы, так как не имеют мно­гих недостатков, свойственных традиционным мето­дам.

Наши рекомендации