Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах

Наряду с общими чертами заикания, свойственными всем или большинству обследованных, у больных в каждой кли­нической группе обнаружены свои особенности заикания, многие из которых были связаны со спецификой нервно-пси­хических заболеваний. Вместе с тем установлено, — и это важ­но подчеркнуть, — что особенности проявления заикания у больных в клинических группах выражаются не только на­личием либо отсутствием определенных показателей речево­го расстройства и не только их качественными характерис­тиками, но и своеобразием их комбинаций и взаимосвязей.

1. Заикание при гиперстенической форме неврастении. Всего изучено 68 больных. По характеру речевого наруше­ния они были разделены на две подгруппы: а) у которых вне заикания не отмечалось патологических изменений темпа речи (51 чел.); б) у которых заикание сосуществовало с та-хилалией (17 чел.). Необходимость такого разделения груп­пы обусловлена тем, что тахилалия откладывает своеобраз­ный отпечаток на проявление заикания. Кроме того, из об­щего числа всех обследованных заикающихся именно в груп­пе больных с гиперстенической формой неврастении, по сравнению со всеми другими группами, было преобладаю­щее количество страдающих тахилалией[20].

а) Заикание у больных, не имевших вне заикания пато­логических изменений темпа речи. В данной подгруппе изу­чен 51 человек. Из них юношеского возраста было 16, взрос­лых — 35 человек.

До возникновения заикания у большинства больных на­блюдались возбудимость и раздражительность, а также бы­стрый темп произношения и своеобразные артикуляторные нарушения (частые остановки в речи, «захлебывания», повто­рения звуковых комплексов и слов), которые свидетельствовали о слабости речевой функции. Возникновению заикания чаще всего предшествовали психогении. Почти у всех боль­ных заикание имело тенденцию к быстрому усилению и рас­ширению симптоматики.

Свойственные больным с гиперстенической формой невра­стении обостренная раздражительность, возбудимость и аффективность, сочетаясь с логофобиями и доминирующими мыслями о заикании, обусловливали трудности речевых кон­тактов в широком кругу ситуаций. Эти трудности в некото­рых ситуациях временно усиливались или ослабевали в за­висимости от типичных для больных периодических изменений в нервно-психическом состоянии. Общеневроти­ческие проявления, говорящие о несоответствии между стремлением к полноценной активности и сниженными воз­можностями функций нервной системы, препятствовали нормальной регуляции речевого акта. Заикающиеся стреми­тельно включались в речь. При общении у них возникали чрезмерное возбуждение, двигательная расторможенность, убыстрение темпа произношения. На всем протяжении речь прерывалась частыми, но непродолжительными судорогами, в которые широко вовлекались мышцы речевого аппарата и других частей тела. Совокупность этих нарушений влекла за собой ряд нарушений просодии: частые разрывы синтагм, отсутствие должных пауз, ограниченность оттенков интона­ции. Больные постоянно употребляли защитные приемы, среди которых преобладали засорявшие речь эмболофразии в сочетании с быстрыми сопутствующими действиями. Вы­раженные общеневротические и речевые нарушения затруд­няли у больных не только общение, но и достижение ряда значимых для них потребностей и стремлений.

б) Заикание у больных с тахилалией. В этой подгруппе обследованы 17 человек. Юношеского возраста — 6, взрос­лых — 11.

Отмечавшиеся у большого числа родителей невротичес­кие нарушения и тахилалия, видимо, свидетельствуют о наследственном у части больных характере тахилалии. Это предположение согласуется и с литературными данными [Ю.А. Флоренская и З.С. Ходорова, 1935; Г. Ландольд и Р. Лухзингер, 1954; Р. Лухзингер и Г. Арнольд, 1959; Д. Вейс, 1960; М. Зееман, 1962; В.С. Кочергина, 1969]. Вместе с тем существовавшие у больных с детском возрасте чрезмерная психомоторная возбудимость и другие симптомы конститу­циональной нервности, а также тяжелые расстройства тем­па речи и иных компонентов просодии проявлялись на фоне рано развивавшейся, но неокрепшей речевой функции и были благоприятной почвой для возникновения заикания. Характерно, что у многих заикание наступало в более позд­ние, чем в других клинических группах, возрастные перио­ды (в 7—8, 11—13 лет), связанные не только с биологичес­кими сдвигами, но и с увеличением и усложнением речевой нагрузки, и начиналось с запинания, переходившего в судо­рожную форму только с течением времени. В процессе раз­вития заикания расширение и усиление симптоматики в ос­новном касались моторной ее стороны, психические же на­слоения выражались слабо.

На особенности заикания у больных оказывали влияние как общеневротические нарушения (повышенные раздра­жительность, возбудимость, гиперактивность поведения), так и нарушения, связанные с тахилалией. Типичные для страдающих тахилалией пониженное внимание к качеству произносительной стороны речи и отсутствие выраженных переживаний своего дефекта частично переносились и на заикание. Затруднения в речевом общении у больных были непостоянны и охватывали небольшое количество ситуаций, логофобии и мысли о заикании проявлялись незначитель­но. Однако, протекая на фоне общего возбуждения, чрезмер­но быстрая речь прерывалась частыми непродолжительны­ми судорогами и сопровождалась двигательным беспокой­ством, множеством стремительных и некоординированных движений. Частота судорог в большой мере зависела от со­стояния темпа произношения: как правило, убыстрение его вело к увеличению количества судорог, при его замедлении, наоборот, количество судорог уменьшалось. Речь представ­ляла собой непрерывный поток, в котором сильно страдали внятность произношения и звуковой состав произносимых фраз, логическое и фонетическое ударение, интонация и дру­гие компоненты просодии, что отрицательно отражалось на разборчивости речи в целом, на понимании ее слушателя­ми. Несмотря на сложный характер моторных симптомов заикания, тесно связанных с тахилалией, само оно почти не препятствовало осуществлению жизненно важных для лич­ности потребностей и стремлений.

2. Заикание при гипостенической форме неврастении. Всего изучены 30 человек: юношеского возраста — 18, взрос­лых — 12.

В анамнезе до возникновения заикания у больных наблю­дались многочисленные вредности биологического и соци­ально-психологического свойства, вызвавшие общее ослаб­ление организма, в том числе и речевой функции. Заикание чаще возникало не остро, а постепенно, главным образом во время болезней, а при задержке речевого развития, которая в данной группе отмечалась у значительного количества больных, — с началом формирования у них развернутой фразовой речи. Течение заикания до начала юношеского воз­раста в основном характеризовалось постепенным расшире­нием и усилением симптоматики. В дальнейшем для заика­ния было типично стационарное течение.

Свойственные больным общая слабость, сниженная ини­циативность, неуверенность в своих силах, робость и застен­чивость сочетались со стойкими логофобиями и доминиру­ющими мыслями о заикании. Эти состояния обусловливали постоянные трудности речевого общения в большом числе ситуаций; во многих ситуациях заикающиеся избегали го­ворить. Почти при любом речевом контакте у них возника­ли частые, продолжительные и широко иррадиированные судороги. Для преодоления коммуникативных затруднений заикающиеся использовали своеобразные по форме выраже­ния защитные приемы: движения, составлявшие сопутству­ющие действия, были медленными и вялыми, эмболофразии обычно выступали в виде асемантичных звуков. Мышечная сфера во время речи чрезмерно расслаблялась. Осанка была сгорбленной, позы однообразными и невыразительными, мимика бедной, выразительная жестикуляция, как прави­ло, отсутствовала. Начало речи предварялось длительным латентным периодом, а в речевом потоке вне зависимости от судорог часто возникали длительные остановки. Темп речи у большинства был медленный, сила голоса слабая. Вялая арти­куляция в сочетании с судорогами нарушала внятность произ­ношения. Заикающиеся затруднялись воспроизводить долж­ную интонацию даже по подражанию; особые затруднения возникали при воспроизведении интонаций, выражающих активные чувства. Во многих случаях заикание сопровож­далось другими дефектами речи (полиморфная дислалия, функциональная ринолалия), усугублявшими его проявле­ние. Сложный и стойкий симптомокомплекс заикания от­рицательно влиял на осуществление важных для личности потребностей и стремлений.

3. Заикание при психастении. Всего изучены 16 человек: юношеского возраста — 5, взрослых — 11.

В анамнезе больных до возникновения заикания основ­ную роль среди различных вредоносных факторов играли отрицательные социально-психологические воздействия. Развитие и закрепление черт психастенического характера, а также расширение и резкое обострение симптоматики за­икания в основном происходили в подростковом и юношес­ком возрастах, т. е. в периоды, когда больные сталкивались с новыми и трудноразрешимыми для них обстоятельствами жизни.

Проявляясь на фоне тревожно-мнительного характера, симптоматика заикания обладала рядом особенностей. Мо­торные симптомы ее у большинства заикающихся были вы­ражены незначительно. На первый план выступали психи­ческие проявления речевого расстройства. У каждого заи­кающегося речь вызывала многочисленные по формам ло-гофобии, создававшие значительные препятствия речевой коммуникации. Независимо от тяжести судорог логофобии у больных всегда проявлялись сильно и влекли за собой па­тологические изменения в психическом облике и в поведе­нии. Заикающихся постоянно преследовали доминирующие мысли о заикании. Совершение многих поступков они ста­вили в зависимость от заикания. Каждое речевое общение вызывало у них неуверенность и тревожное ожидание не­удач. Задолго до предстоящего общения в мельчайших де­талях обдумывались формы поведения и речи. Во всех ситу­ациях больные страшились отрицательных оценок их речи. Для маскировки речевого расстройства они изобретали утон­ченную систему защитных приемов. Взаимодействуя с па-тохарактерологическими нарушениями, речевой дефект у многих больных затруднял осуществление ряда важных для них потребностей.

4. Заикание при неврозе навязчивых состояний. Всего изу­
чены 13 человек: юношеского возраста — 5, взрослых — 8.

До наступления заикания у большинства больных наблю­дались явления раздражительной слабости. Заиканию чаще всего предшествовало действие психогенных вредоносных факторов. До начала подросткового возраста оно проявля­лось не сильно и в целом не влияло на речевое общение и на отношение с окружающими. В подростковом возрасте фор­мировалась избирательная и стойкая связь заикания с чет­ко определенными ситуациями, в основном с тем, где нару­шались особо значимые для заикающихся отношения.

Кроме синдрома навязчивости и отдельных: неврастени­ческих симптомов у больных не обнаруживалось каких-либо характерологических отклонений. Для всех обследованных оказалась типичной связь синдрома навязчивости только с речевым расстройством, навязчивости иного содержания, как правило, отсутствовали. Заикание выступало в неболь­шом и строго избранном кругу конфликтных ситуаций. Ре­чевой дефект не сопровождался развернутыми и глубокими перестройками в нервно-психической сфере. Однако в кон­фликтных ситуациях у больных возникали сильные лого-фобии, которые значительно затрудняли речевые контакты и изменяли поведение заикающихся. Осознавая нелепость и беспричинность многих навязчивых страхов, больные не могли усилием воли справиться с ними. Заикающимся были свойственны и навязчивые мысли о заикании, но эти мысли не доминировали в их сознании и появлялись только при непосредственном столкновении с психотравмирующей си­туацией. Пытаясь преодолеть эмоциональные нарушения и приступы судорог, больные прибегали к разнообразным за­щитным приемам, которые скрывали от окружающих. В осу­ществлении значимых потребностей и стремлений заикание не создавало у больных больших препятствий.

5. Заикание при истерии. Изучены 4 больных женского
пола в возрасте от 26 лет до 31 года.

У всех обследованных еще до возникновения заикания от­мечались невротические нарушения и ряд характерологичес­ких особенностей. Заикание наступало вследствие психотравм одномоментного действия и активного подражания заиканию. Речевой дефект сразу проявлялся сильно, и заикающиеся давали на него патологические реакции истерического типа. До окончания подросткового возраста заикание представля­ло собой прогрессирующее течение. С юношеского возраста оно начинало приобретать стационарную форму.

Больным были свойственны повышенные впечатлитель­ность и внушаемость, неустойчивость и инфантильность эмо­циональных проявлений, болезненное самолюбие, недоста­точность объективной оценки многих из своих действий и действий окружающих, постоянное стремление обратить на себя внимание, театральность поведения. Эти характероло­гические особенности обусловливали преувеличение тяжес­ти симптоматики заикания, неверную связь многих жизнен­ных неудач только с речевым нарушением, подчеркнутое демонстрирование его проявлений. Аггравация заикания использовалась больными и как один из приемов в системе средств «театрального поведения», и как защитная реакция на конфликтные жизненные обстоятельства. В период рече­вого общения у заикающихся возникали быстрый темп про­изношения, двигательная расторможенность, манерность мимических и пантомимических движений. У больных этой группы не отмечалось стойкой связи заикания с какими-либо ситуациями: в любой ситуации при благоприятных для них условиях речь могла быть хорошей. Заикание не пре­пятствовало у наших обследованных достижению значимых потребностей и стремлений.

6. Заикание при «органоневротических» синдромах.Все­го изучены 19 больных с различными органическими пора­жениями центральной нервной системы. Из них юношеско­го возраста было 5 человек, взрослых — 14.

В анамнезе до возникновения заикания у больных име­лась органическая недостаточность мозга, обусловившая у многих задержку в психомоторном и речевом развитии. За­икание, возникшее на этом фоне, сразу проявлялось ярко и затрудняло общение в большом числе ситуаций. Течение его характеризовалось быстрым нарастанием всей симптомати­ки и быстрым переходом к стационарной форме.

Особенности заикания были связаны с органическими поражениями нервной системы и со стойкими личностны­ми изменениями: эмоциональной слабостью, ипохондрично-стью или с повышенной раздражительностью, аффективно тью, с инертностью нервно-психических процессов. Во вре­мя речи отмечалось чрезмерное напряжение в общемотор-ной сфере. Частые, широко распространявшиеся и длитель­ные судороги возникали во всех ситуациях. Трудности в ус­тановлении речевых контактов были постоянны, многие больные вследствие сильных приступов судорог избегали общения в широком кругу ситуаций. Результатом этого яв­лялись стойкие логофобии, доминирующие мысли о заика­нии, ипохондрическая фиксация на дефекте. Заикающиеся испытывали глубокое чувство малоценности, они считали себя оторванными от общества; некоторые были склонны к суицидным мыслям. Тяжелые судорожные явления у боль­шинства вызывали замедление темпа речи и у всех обследо­ванных — ярко выраженные нарушения внятности произ­ношения пацузации, интонации и других просодических компонентов. Нарушения просодии усугублялись часто встречавшимися у больных дислалиями и стертыми дизарт-риями. Заикание создавало значительные препятствия при осуществлении большого числа важных для личности по­требностей и стремлений.

7. Заикание при отсутствии репрезентативных нервно-психических расстройств.Изучены 15 заикающихся, у ко­торых не обнаружено нервно-психических нарушений. Юно­шеского возраста было 8 человек, взрослых — 7.

Отмечавшиеся до возникновения заикания у трети обсле­дованных черты нервности имели моносимптоматический характер. Течение заикания происходило в благоприятных условиях социального окружения. Вследствие этого речевой дефект не препятствовал общению и правильному формиро­ванию системы отношений личности. Отсутствие у заикаю­щихся нервно-психических расстройств способствовало тому, что в симптомокомплексе заикания доминировали моторные нарушения, которые в целом не влияли на рече­вую коммуникацию и не мешали осуществлению потребно­стей и стремлений.

Представленные результаты исследования свидетельству­ют о том, что в каждой клинической группе существует зави­симость многих показателей заикания от особенностей нервно-психических заболеваний и состояний больных. Включаясь в структуру определенного нервно-психического заболевания, заикание приобретает своеобразные черты, которые находят свое выражение прежде всего в особенностях речевого обще­ния заикающихся на разных уровнях ситуационно-речевой сложности, в особенностях функционирования их эмоцио­нально-волевой сферы в процессе речевой деятельности, а' также в моторно-динамической стороне речевого акта. Все клинические группы заикающихся различаются между со­бой по целому ряду особенностей речевого нарушения. Эти различия отмечаются и в анамнезе до возникновения заика­ния, и в течении заикания, а также в совокупности и специ­фике его проявлений.

В соответствии с обнаруженными особенностями заика­ния нами были разработаны внутри существующего комп­лексного метода дифференцированные пути коррекционно-воспитательного воздействия на заикающихся. Предлага­емые пути устранения заикания не отвергают комплексный метод, а наоборот, способствуют расширению и углублению его.

В педагогический аспект устранения заикания входили: 1) психотерапия, направленная на перевоспитание нарушен­ных отношений заикающихся, на повышение возможностей их саморегуляции, на перестройку поведения и патологичес­ких черт личности; 2) логопедическая дидактика, формиру­ющая правильные навыки речевого общения; 3) работа с микросоциальным окружением больных, основной задачей которой было установление нормальных межперсональных отношений.

В коррекционно-воспитательной работе с заикающимися учитывались связь заикания с нервно-психическим заболе­ванием, со всей личностью, ведущее звено речевого наруше­ния и сохранные звенья речевой функции, взаимодействие всех сторон речи, ее коммуникативный характер. Коррекция проводилась во всех трудных для заикающихся ситуациях.

Применяя дифференцированное педагогическое воздей­ствие, мы исходили из соображений целостного корригиру­ющего воздействия на личность больного и через перевоспита­ние личности шли к преодолению речевых нарушений.

У больных с гиперстенической формой неврастении, у которых вне заикания не было патологических изменений темпа речи, акцент в работе падал на преодоление чрезмер ного возбуждения в неречевой и речевой деятельности, на воспитание способности рационально реагировать на психо-травмирующие раздражители.

У больных с гиперстенической формой неврастении, у которых заикание сочеталось с тахилалией, пути коррекц^и-онного воздействия во многом определялись спецификой нарушений, связанных с тахилалией. Поэтому наряду с фор­мами работы, проводившимися у больных предыдущей под­группы, в этой подгруппе большое место было уделено пре­одолению специфических нарушений просодии и главным образом нормализации темпа речи. Все виды логопедических занятий включали воспитание у заикающихся внимания к речи, самоконтроля за произношением и поведением.

При устранении заикания у больных с гипостенической формой неврастении педагогическое воздействие направля­лось на повышение тонуса в речевой и психической сфере, на развитие активности в речевой деятельности в процессе коммуникации.

У больных психастенией устранение заикания тесно свя­зывалось с перевоспитанием патологических черт характе­ра, которые с большой степени обусловливали специфику речевого дефекта. Вследствие этого методы психотерапии имели первостепенное значение и пронизывали всю логопе­дическую работу, в том числе и дидактические методы.

При выборе путей устранения заикания у больных с не­врозом навязчивых состояний учитывалась связь навязчи-востей только с заиканием, которое у них проявлялось в чет­ко ограниченном кругу конфликтных ситуаций. Поэтому коррекционно-воспитательная работа преимущественно на­правлялась на разрешение патогенных ситуаций и на посте­пенную тренировку навыков правильного поведения и речи в этих ситуациях.

У больных с истерией наряду с перестройкой речи педа­гогическое воздействие предусматривало воспитание пра­вильной самооценки, отказ от необоснованных претензий, от аггравации патологических проявлений и систематичес­кую тренировку положительных качеств личности и рече­вого поведения. <...>

Выводы

1. Заикание как частое проявление более общего патоло­
гического процесса находится в диалектическом единстве с
закономерностями механизмов развития этого процесса.
Взаимодействие между заиканием и нервно-психическими
заболеваниями, как показывает литература вопроса, изуче­
но недостаточно.

2. Выявление особенностей, присущих заиканию в струк­
туре различных нервно-психических заболеваний, важно не
только для установления отношений между частным и об­
щим в развертывании единого патологического процесса, но
главным образом для разработки дифференцированных и на­
учно обоснованных методов коррекции речевого дефекта.

3. Нарушение речевой функции — наиболее поздней в он­
тогенетическом отношении и поэтому наиболее ранимой —
чаще наблюдается у лиц, развитие нервно-психической сфе­
ры которых, в том числе и речи, находится на грани нормы
и патологии. Отражением этой закономерности являются воз­
никновение и обострение заикания в критические возрастные
периоды, связанные с глубокими перестройками в биологи­
ческой и психической сфере, а также в области социальных
отношений.

4. Изучение заикания у больных с различными формами
неврозов, у больных с органоневротическими синдромами
и у заикающихся без репрезентативных нервно-психических
расстройств показало, что наряду с общими проявлениями,
которые характеризуют данный вид речевой патологии и
которые не зависят от специфики нервных заболеваний, в
каждой клинической группе имеются и типичные для них
особенности в развитии, течении и проявлениях заикания,
органически связанные с нервно-психическим состоянием
и личностью больного.

5. Формирование отличительных черт симптоматики за­
икания в структуре определенного нервно-психического за­
болевания находится в тесной зависимости от особенностей
личности и от реакций этой личности в системе социальных
отношений, что находит свое выражение прежде всего в осо­
бенностях речевого общения на разных уровнях ситуацион­
но-речевой сложности.

6. Обусловленные спецификой нервно-психического забо­
левания и личности больного, особенности симптомокомп-
лекса заикания в клинических группах определяются не
только наличием тех или иных показателей заикания и не
только их количественными и качественными характеристи­
ками, но и своеобразием их комбинаций и взаимосвязей.

7. Сложность и разнохарактерность заикания как нару­
шения, генетически связанного с особенностями нервно-пси­
хических состояний заикающихся, с историей формирова­
ния личности, с совокупностью многообразных эндогенных
и экзогенных факторов, диктуют необходимость примене­
ния в коррекционно-воспитательной работе с заикающими­
ся строго дифференцированных методик, которые должны
учитывать этиопатогенетическую многоаспектность речево­
го расстройства.

Ковшиков В.А. Педагогические пути устранения ре­чевых нарушений у детей // Сборник научных работ ЛГПИ им. А.И. Герцена. — Л., 1976. — С. 13—20; 22—23.

А. В. Ястребова

Организация, содержание

Наши рекомендации