Природа человеческих способностей

Природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Одна из наиболее распространенных точек зрения ведет свою историю от Платона. Авторы, придерживающиеся этой точки зрения, утвержда­ют, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованных характеристик. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом. В каче­стве доказательства данной точки зрения используются факты индивидуальных различий, отмечающиеся в детском возрасте, когда воздействие обучения и вос­питания, казалось бы, еще не могло быть определяющим. Так, например, музы­кальная одаренность Моцарта обнаружилась в три года, Гайдна — в четыре. Та­лант в живописи и в скульптуре проявляется несколько позднее: у Рафаэля — в во­семь лет, у Ван Дейка — в десять.

Своеобразным развитием концепции наследования способностей является предположение о связи способностей человека с массой его мозга. Как известно, мозг взрослого человека весит в среднем около 1400 г. Определение массы мозга выдающихся людей показало, что их мозг несколько больше средней величины. Так, масса мозга И. С. Тургенева составляет 2012 г, мозга Д. Байрона — 1800 г и т. д. Однако впоследствии это предположение оказалось несостоятельным, по­скольку можно привести не меньше примеров знаменитостей, мозг которых был меньше средней величины. Например, у известного химика Ю. Либиха мозг весил 1362 г, а у писателя А. Франса — 1017 г. Более того, оказалось, что самый большой и тяжелый мозг — более 3000 г — оказался у умственно отсталого человека.

С идеей наследования способностей связано и учение Франца Галля, получив­шее название френология(от греч. phrenos —«ум», logos —«учение»). Френологи пытались проследить зависимость психических особенностей человека от наруж­ной формы черепа. Основная идея базировалась на том, что кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определенная спо­собность человека. Степень развития этих способностей находится в прямой за­висимости от величины соответствующих частей мозга. На основе специальных измерений была составлена френологическая карта, где поверхность черепа раз­бивалась на 27 участков, каждый из которых соответствовал определенной инди­видуальной особенности. Среди них выделялись «шишки способностей» к музы­ке, поэзии, живописи; «бугры» честолюбия, скупости, храбрости и т. д. Однако этот подход оказался несостоятельным. Многочисленные вскрытия показали, что череп вовсе не повторяет форму коры головного мозга, поэтому определение по шишкам и впадинам черепа умственных и нравственных особенностей человека антинаучно и беспочвенно.

Широкую известность получили работы Фрэнсиса Гальтона, который объяс­нял наследование способностей исходя из принципов эволюционной теории Ч. Дарвина. Анализируя биографии выдающихся деятелей, Гальтон пришел к вы­воду, что совершенствование человеческой природы возможно лишь путем выве­дения на основе законов наследственности расы особо одаренных, умственно и

физически развитых людей. Продолжая линию Гальтона, в XX в. Коте определял степень одаренности известных людей по количеству строк, отведенных им в эн­циклопедическом словаре, и выделил около 400 человек, чьи высокие способно­сти прослеживаются в нескольких поколениях.

Следует отметить, что данные утверждения не лишены оснований. Особенно впечатляет история семьи немецких музыкантов Бахов. Впервые большие музы­кальные способности в ней проявились в 1550 г. Родоначальником семьи был бу­лочник В. Бах, который, как отмечал Т. Рибо в своем труде «Наследственность душевных свойств», отводил душу после работы музыкой и пением. У него было два сына, а них-то и начинается непрерывный ряд музыкантов, известных в Гер­мании на протяжении двух веков. В семье Бахов было около 60 музыкантов, из них более 20 — выдающихся.

Установлено также, что прабабушка Л. Н. Толстого — Ольга Трубецкая, и пра­бабушка А. С. Пушкина — Евдокия Трубецкая, были родными сестрами. Пять крупнейших представителей немецкой культуры — поэты Шиллер и Гёльдерлин, философы Шеллинг и Гегель, а также физик Макс Планк состояли в родстве: у них был общий предок — Иоганн Кант, живший в XV в.

В одном из исследований, проведенном с целью изучения роли наследственно­сти в развитии способностей, определялась музыкальность детей, у которых оба родителя были либо музыкальны, либо немузыкальны*. Ниже приведены резуль­таты этого исследования (табл. 23.1).

Таблица 23.1

Зависимость музыкальных способностей у детей от музыкальной одаренности

родителей

Родители Дети, %
Ярко выраженная музыкальность Совсем немузыкальны
Оба музыкальны  
Оба немузыкальны  
* Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976.

Следует отметить, что приведенные в таблице данные, иллюстрируя роль на­следственных факторов, не учитывают роль среды, в которой воспитывались дети. А мы с вами хорошо знаем, что развитие способностей в значительной степени определяется ролью среды, в которой живет и действует человек. Современные исследования, проводимые с применением близнецовогометода, позволяют более точно оценить роль среды и наследственности в развитии способностей. Суть близнецового метода заключается в целенаправленном изучении близнецов. Так, в ряде исследований сравнивались между собой показатели способностей одно­яйцевых (монозиготных) близнецов и просто братьев и сестер (так называемых сибсов). Было установлено, что способности и уровень их развития внутри моно­зиготных пар совпадают в 70-80 %случаев, а в парах сибсов — в 40-50 %.Данные исследования позволили утверждать, что способности, или по крайней мере за­датки, самым тесным образом связаны с наследственностью. Однако по-прежне­му остается без ответа вопрос о том, что важнее для развития способностей — сре­да или наследственность.

Ответ на данный вопрос попытались дать в своих работах А. Басе и Р. Плоу-мин, которые изучали отдельные характеристики гомозиготных(имеющих иден­тичную наследственность) и гетерозиготных(обладающих разной наследствен­ностью) близнецов. Сравнительное исследование гомозиготных близнецов, кото­рые жили и воспитывались в разных семьях, показывает, что их индивидуальные психологические и поведенческие различия от этого не увеличиваются, а чаще всего остаются такими же, как у детей, выросших в одной и той же семье. Более того, в некоторых случаях индивидуальные различия между ними даже уменьша­ются. Дети-близнецы, имеющие одинаковую наследственность, в результате раз­дельного воспитания становятся иногда более похожими друг на друга, чем в том случае, если их воспитывают вместе. Объясняется это тем, что детям-одногодкам, постоянно находящимся рядом друг с другом, почти никогда не удается занимать­ся одним и тем же делом и между такими детьми редко складываются вполне рав­ноправные отношения.

В пользу наследственной природы способностей также свидетельствуют мно­гочисленные династии артистов, художников, моряков, врачей, педагогов. Одна­ко, скорее всего, в большинстве случаев следует говорить не только о биологиче­ской, но и о социальной наследственности. Ребенок идет по стопам родителей не только из-за наследственной предопределенности, но и потому, что с детства узнал и полюбил их профессию. Поэтому в отечественной психологической науке при­нято считать концепцию наследственного характера способностей весьма инте­ресной, но не объясняющей все факты проявления способностей.

Представители другой точки зрения считают, что особенности психики це­ликом определяются качеством воспитания и обучения. Так, еще в XVIII в. К. А. Гельвеций провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ни­чем не отличались от образованных европейцев. В рамках этого же подхода гово­рят о случаях социальной изоляции, ведущих к дефициту общения, в частности о так называемых «детях-маугли». Эти случаи являются доказательством невоз­можности собственно человеческого развития вне общества. В пользу данного подхода также говорят факты массового развития некоторых специальных спо­собностей в условиях определенных культур. Пример такого развития был обна­ружен в исследовании звуковысотного слуха, которое проводилось О. Н. Овчин­никовой и Ю. Б. Гиппенрейтер под руководством А. Н. Леонтьева.

Звуковысотный слух, или восприятие высоты звука, составляет основу музы­кального слуха. Исследуя эту перцептивную способность с помощью специально­го метода, ученые обнаружили сильную недоразвитость ее примерно у одной трети взрослых русских испытуемых. Как и следовало ожидать, эти же лица оказались крайне немузыкальны. Применение того же метода к испытуемым-вьетнамцам дало противоположные результаты: все они по показателям звуковысотного слу­ха оказались в группе лучших. По другим тестам эти испытуемые обнаружили так­же 100 % музыкальности. Эти удивительные различия находят объяснение в осо­бенностях русского и вьетнамского языков: первый относится к тембровым, вто­рой — к тональным языкам. Во вьетнамском языке высота звука несет функцию смыслоразличения, а в русском языке такой функции у высоты речевых звуков

нет. В русском, как и во всех европейских языках, фонемы различаются по своему тембру. В результате все вьетнамцы, овладевая в раннем детстве родной речью, одновременно развивают музыкальный слух, чего не происходит с русскими или европейскими детьми. Данный пример показывает роль условий среды и упраж­нений в формировании способностей.

Конечным выводом этой концепции явилось положение о том, что у каждого человека можно сформировать любые способности. Придерживаясь данного взгляда, американский ученый У. Ушби утверждает, что способности определя­ются прежде всего той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована у человека в детстве. В соответствии со своей программой одни люди решают творческие задачи, а другие в состоянии выполнять только то, чему их научили. В настоящее время приверженцы этой концепции в США создают специальные центры «выращивания» одаренных детей. Так, в Филадельфийском институте наилучшего использования человеческого потенциала занятия по ум­ственному развитию детей начинают с четырех-пяти лет, считая, что дорога каж­дая минута и мозгу нельзя позволять «бездельничать».

В свою очередь, жизненные наблюдения и специальные исследования свиде­тельствуют о том, что нельзя отрицать наличие природных предпосылок способ­ностей. Не признавая врожденности способностей, отечественная психология не отрицает врожденности задатков и особенностей строения мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения определенной деятельности.

В отечественной психологии проблемой способностей занимались такие вид­ные ученые, как Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, А. Н. Леонтьев и др. В сжатом виде позицию, сложившуюся в отечественной психологии, можно охарактеризо­вать так: способности человека по своей природе биосоциальны.

Таким образом, наследственность имеет большое значение для развития спо­собностей, поскольку особенности анатомо-физиологического строения нервной системы человека в значительной степени определяют его задатки. Но, с другой стороны, сами по себе задатки не означают, что у человека разовьются соответ­ствующие способности. Развитие способностей зависит от многих социальных условий. К их числу следует отнести особенности воспитания, потребность обще­ства в той или иной деятельности, особенности системы образования и др.

Развитие способностей

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти боль­шой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начина­ется с рождения человека и, если он продолжает заниматься теми видами деятель­ности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца жизни.

В развитии способностей условно можно выделить несколько этапов. Каждый человек в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Напри­

мер, у ребенка в возрасте двух-трех лет интенсивно развивается устная речь, в нять-семь лет он наиболее готов к овладению чтением. В среднем и старшем до­школьном возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры и обнаруживают чрез­вычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли. Важно отметить то, что эти периоды особой готовности к овладению специальными видами дея­тельности рано или поздно кончаются, и если какая-либо функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывает­ся чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно. Поэтому для развития спо­собностей ребенка важны все этапы его становления как личности. Нельзя думать, что в более старшем возрасте ребенок сможет наверстать упущенное.

Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необхо­димых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Обычно это происходит в период от рождения до шести-семи лет. На данном этапе происходит совершенствование работы всех анализато­ров, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры голов­ного мозга. Это создает благоприятные условия для начала формирования и раз­вития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.

В это же время начинается становление и развитие специальных способностей. Затем развитие специальных способностей продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию специальных способностей по­могают различного рода детские игры, затем существенное влияние на них начи­нает оказывать учебная и трудовая деятельность.

Как вы уже знаете, игры детей выполняют особую функцию. Именно игры дают первоначальный толчок к развитию способностей. В процессе игр происходит раз­витие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей. Причем важной особенно­стью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей.

Следует отметить, что не все виды деятельности, которой занимается ребенок, будь то игра, лепка или рисование, имеют одинаковое значение для развития спо­собностей. Наиболее способствует развитию способностей творческая деятель­ность, которая заставляет ребенка думать. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей. Это становится сильным и действенным сти­мулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на пре­одоление возникающих трудностей. Более того, творческая деятельность укреп­ляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уве­ренность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способно­стей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной ближайшего развития.Дея­тельность, не находящаяся в пределах этой зоны, в гораздо меньшей степени спо­собствует развитию способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формирова­нию новых умений и навыков.

Как вы помните, развитие способностей в значительной мере зависит от усло­вий, позволяющих реализоваться задаткам. Одним из таких условий являются особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо спо­собностей более высока, чем когда дети предоставлены сами себе.

Другую группу условий развития способностей определяют особенности мак­росреды. Макросредой принято считать особенности общества, в котором родил­ся и растет человек. Наиболее позитивным фактором макросреды является та си­туация, когда общество проявляет заботу о развитии способностей у своих чле­нов. Эта забота общества может выражаться в постоянном совершенствовании системы образования, а также в развитии системы профессиональной ориентации подрастающего поколения.

Необходимость профориентации обусловлена чрезвычайно актуальной пробле­мой, с которой сталкивается каждый человек, — проблемой выбора жизненного пути и профессионального самоопределения. Исторически сложились две концеп­ции профориентации, которые французский психолог А. Леон назвал диагности­ческой и воспитательной. Первая — диагностическая — сводит выбор индивидом профессии к определению его профессиональной пригодности. Консультант при помощи тестов измеряет способности человека и путем сопоставления их с требо­ваниями профессии делает заключение о его пригодности или непригодности к данной профессии.

Многими учеными данная концепция профориентации оценивается как меха­нистическая. В ее основе лежит взгляд на способности как на стабильные образо­вания, мало подверженные влияниям среды. Субъекту в рамках данной концеп­ции отводится пассивная роль.

Вторая — воспитательная — концепция направлена на подготовку индивида к профессиональной жизни, на его самоопределение в соответствии с запланиро­ванными воспитательными воздействиями. Основное значение в ней придается изучению развития личности в процессе овладения разными видами деятельно­сти. Значительно меньшее место в ней занимают тестовые испытания. Однако и здесь недооценивается личностная активность субъекта, возможности его само­определения, саморазвития и самовоспитания. Поэтому в отечественной психо­логии к решению данной проблемы подходят комплексно. Считается, что реше­ние проблемы профориентации возможно, лишь когда оба подхода представляют собой звенья одной цепочки: определение способностей индивида и помощь ему в подготовке к будущей профессии.

Рассматривая соотношение способностей и требований профессии, Е. А. Кли­мов выделил четыре степени профессиональной пригодности. Первая — непри­годность к данной профессии. Она может быть временной или практически не­преодолимой. Вторая — годность к той или иной профессии или группе их. Она характеризуется тем, что человек не имеет противопоказаний в отношении той или иной области труда, но нет и показаний. Третья — соответствие данной обла­сти деятельности: нет противопоказаний, и имеются некоторые личные качества, которые явно соответствуют требованиям определенной профессии или группе профессий. Четвертая — призвание к данной профессиональной области деятель­ности. Это высший уровень профессиональной пригодности человека.

Климовым в интересах профориентационной работы была разработана и реа­лизована в виде опросника классификация профессий. В основу предложенной им классификации были положены требования, которые профессия предъявляет к человеку. Например, можно выделить виды деятельности, которые в целом ха­рактеризуются как системы взаимоотношений «человек—человек», «человек-природа» и др.

В любом случае прогноз о пригодности индивида к той или иной деятельности должен строиться исходя из положения о развитии способностей в деятельности. С. Л. Рубинштейн следующим образом сформулировал основное правило раз­вития способностей человека: «Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет собой способность одного уров­ня, открывает новые возможности для дальнейшего развития способностей бо­лее высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых воз­можностей, который открывает реализация наличных возможностей»[11].

Контрольные вопросы

1. Что вы знаете о способностях человека? Дайте определение способностей по Б. М. Теплову.

2. В чем выражается соотношение способностей и успешности обучения?

3. Какие вы знаете классификации способностей?

4. Дайте характеристику общих способностей человека.

5. Какие уровни развития способностей вы знаете?

6. Раскройте суть классификации уровней развития способностей (способности, одаренность, талант, гениальность).

%. Что вы знаете о проблеме соотношения врожденных и социально обусловлен­ных качеств человека и их роли в формировании способностей?

8. Что такое потенциальные и актуальные способности?

9. В чем выражается взаимосвязь общих и специальных способностей?

10. В чем выражается биосоциальная природа способностей?

11. Какие теории и концепции способностей вы знаете?

12. Назовите основные этапы развития способностей.

13. Раскройте роль игры в формировании способностей.

14. Как особенности семейного воспитания влияют на развитие способностей?

Рекомендуемая литература

1. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. — М.: Наука, 1977.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие
для вузов. — М.: ЧеРо, 1997.

3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 1999.

4. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. — М.: Про свещение, 1968.

5. Кузмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1985.

6. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М.: Педагогика, 1971.

7. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. — М.: Знание, 1984.

8. Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1 Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.: Владос, 1998.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

10. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985.

Глава 24. Темперамент

Краткое содержание

Понятие о темпераменте. Темперамент как свойство личности. Определение темперамента по Б. М. Теплову. Основные типы темперамента: холерический, сангвинический, меланхоличе­ский, флегматический. Соотношение темперамента и способностей.

Краткий обзор учений о темпераменте. Учение о темпераменте Гиппократа. Типология Э. Кречмера. Концепция типов телосложения и темперамента по У. Шелдону. Исследования про­блемы темперамента в трудах И. П. Павлова. Основные свойства темперамента и их проявления по Б. М. Теплову. Концепция темперамента В. М. Русалова.

Физиологические основы темперамента. Свойства нервной системы как основа темпера­мента. Учение И. П. Павлова. Сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвиж­ность нервных процессов. Типы нервной системы по И. П. Павлову. Исследования свойств пери­ной системы, проведенные Б. М. Тепловым и В. Д. Небылицыным.

Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности. Принципы составления психологических характеристик типов темперамента. Психологические характеристики типов темперамента по Я. Стреляу. Особенности соотношения темперамента и успешности деятельности человека.

24.1. Понятие о темпераменте

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Инте­рес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и раз­вития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам лич­ности относится прежде всего темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Несмотря на то что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разря­ду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической нау­ки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признает, что темперамент — это биологический фундамент, на котором форми­руется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

Б. М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом на­зывается характерная для данного человека совокупность психических особенно­стей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их — с другой» (Теплов Б. М., 1985). Таким обра­зом, темперамент имеет два компонента — активностьи эмоциональность.

Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоцио­нальность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.).

Еще с древних времен было принято различать четыре основных типа темпе­рамента: холерический, сангвинический, меланхолическийи флегматический.Эти основные типы темперамента прежде всего различаются между собой по динами­ке возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. Так, для холери­ческого типа характерны быстро возникающие и сильные чувства, для сангвини­ческого — быстро возникающие, но слабые чувства, для меланхолического — мед­ленно возникающие, но сильные чувства, для флегматического — медленно возникающие и слабые чувства. Кроме этого, для холерического и сангвиническо­го темпераментов характерны быстрота движений, общая подвижность и тенден­ция к сильному внешнему выражению чувств (в движениях, речи, мимике и т. д.). Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны медленность движений и слабое выражение чувств.

Типы темперамента с точки зрения бытовой психологии можно охарактеризо­вать следующим образом.

Холерик — человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике, жестах; неред­ко — вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям.

Сангвиник — человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведе­нии, но они не сильные и легко сменяют одно другое.

Меланхолик — человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он откли­кается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства.

Флегматик — человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти никак не проявляются.

Однако было бы ошибкой думать, что всех людей можно распределить по четы­рем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представите­лями этих типов; у большинства же мы наблюдаем сочетание отдельных черт од­ного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в раз­личных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов.

Следует обратить внимание на то, что темперамент не определяет способности и одаренность человека. Большие способности могут встречаться одинаково час­то при любом темпераменте. Среди выдающихся талантов во всякой сфере дея­тельности можно найти людей с разным темпераментом. Если взять, например, крупнейших русских писателей, то у А. С. Пушкина мы можем отметить яркие черты холерического темперамента, у А. И. Герцена — сангвинического, у И. В. Го­голя и В. А. Жуковского — меланхолического, у И. А. Крылова и И. А Гончаро­ва — флегматического. Два великих русских полководца — А. В. Суворов и М. И. Ку­

тузов — с точки зрения темперамента образуют резкую противоположность. Су­воров был типичным холериком, а у Кутузова наблюдались черты, характерные для флегматического темперамента, например медлительность движений, спокой­ствие, хладнокровие.

Нельзя ставить вопрос и о том, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флег­матика — вот примеры тех ценных свойств личности, обладание которыми связа­но с отдельными темпераментами. В то же время при любом из темпераментов может возникать опасность развития нежелательных черт личности. Например, холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может приве­сти к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устой­чивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может вырабо­таться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сде­лать человека вялым, инертным, безучастным ко всем впечатлениям жизни.

Исследования проблем темперамента имеют свою историю. Рассмотрим неко­торые основные этапы становления современных представлений о темпераменте.

24.2. Краткий обзор учений о темпераменте

Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460-377 гг. до н. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением че­тырех основных «соков организма» — крови, флегмы, желтой желчи и черной жел­чи. Соотношение этих «соков организма» по-гречески обозначалось словом «кра­сис" которое позже заменили латинским словом temperamentum — «соразмер­ность», «правильная мера». Опираясь на учение Гиппократа, другой знаменитый врач античности Клавдий Гален (ок. 130-ок. 200 гг.) разработал типологию тем­пераментов, которую он изложил в известном трактате «De temperamentum». Со­гласно его учению, тип темперамента зависит от преобладания в организме одно­го из соков. Им были выделены 13 типов темперамента, но затем они были сведе­ны до четырех. Эти четыре названия типов темперамента вам хорошо известны: сангвиник (от лат. sanguis — кровь), флегматик (от герч. phlegma — слизь, мокро­та), холерик (от греч. chole — желчь) и меланхолик (от греч. melas chole — черная желчь). Эта концепция имеет огромное влияние на ученых на протяжении уже многих столетий. Подтверждением этого является тот факт, что до настоящего времени предложенные Галеном названия типов темперамента являются самыми распространенными.

В последующие века исследователи, наблюдая значительное разнообразие пове­дения, совпадающее с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались упорядочить и каким-то образом сгруппировать эти различия. В резуль­тате возникли многочисленные концепции и типологии темпераментов. В основу

этих концепций были положены самые разнообразные черты личности. В ряде концепций свойства темперамента понимались как наследственные или врожден­ные и связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложе­ния. Такие типологии получили название конституционных типологий. Среди них наибольшее распространение получила типология, предложенная Э. Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и харак­тер». Главная его идея заключается в том, что люди с определенным типом тело­сложения имеют определенные психические особенности. Э. Кречмер провел мно­жество измерений частей тела людей, что позволило ему выделить четыре консти­туциональных типа: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик (рис. 24.1).

1. Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными и худыми нижними конечностями.

2. Пикник — человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, харак­теризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с боль­шим животом и круглой головой на короткой шее.

3. Атлетик — человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, ха­рактерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

4. Диспластик — человек с бесформенным, неправильным строением. Индиви­ды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

 
  Природа человеческих способностей - student2.ru

С названными типами строения тела Кречмер соотносит три выделенных им типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, подвержен колебани­ям настроения, упрям, не склонен к изменению установок и взглядов, с трудом

приспосабливается к окружению. В отличие от него иксотимик обладает атлети­ческим телосложением. Это спокойный, невпечатлительный человек со сдержан­ными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между ра­достью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.

Теория Кречмера получила наибольшее распространение в Европе. В США в 40-х гг. XX в. большую популярность приобрела концепция темперамента У. Шелдона. В основе его концепции лежит предположение о том, что тело и тем­перамент — это два взаимосвязанных между собой параметра человека. По мне­нию автора, структура тела определяет темперамент, который является его функ­цией. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложе­ния, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии.

Им были выделены три типа: 1) эндоморфный (из эндодермы образуются пре­имущественно внутренние органы); 2) мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань); 3) эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань). Людям с эндоморфным типом свойственно относительно слабое телосло­жение с избытком жировой ткани, для мезоморфного типа характерны стройное и крепкое тело, большая физическая сила, а для эктоморфного — хрупкое телосло­жение, плоская грудная клетка и длинные тонкие конечности со слабой мускула­турой. По Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функции определенных органов тела: висцеротония (от лат. viscera — внутренности), соматотония (от греч. soma — тело) и церебротония (от лат. cerebrum — мозг). Лиц с преобладанием определен­ного типа телосложения Шелдон называет соответственно висцеротониками, со-матотониками и церебротониками и считает, что каждый человек обладает всеми названными группами свойств. Однако различия между людьми определяются преобладанием тех или иных свойств. (табл. 24.1).

Наши рекомендации