Раздел 5. предупреждение конфликтных взаимоотношений
Глава 21.Управление конфликтом ....................................................................................... 200
Особенности управления конфликтом ............................................................ 200
Зависимость успешности разрешения проблемной ситуации
от точности прогноза ее развития .................................................................... 200
Предпосылки предупреждения конфликтов .................................................. 202
Глава 22.Технологии предупреждения конфликта ......................................................... 204
Сбалансированность социального взаимодействия как способ
предупреждения конфликтов ............................................................................. 204
Предупреждение конфликтов посредством изменения
собственного отношения к ситуации .............................................................. 206
Способы и приемы влияния на оппонента в целях
предупреждения конфликта ............................................................................... 208
Влияние инициального коммуникативного поведения
на возникновение конфликтной ситуации (по А. П. Егидесу) ................... 210
Толерантность в конфликтной ситуации
(по М. С. Миримановой) ..................................................................................... 212
Глава 23.Компетентное управление как фактор предупреждения
конфликта ................................................................................................................ 214
Подготовка неконфликтогенного управленческого решения .................. 214
Оглавление
Принятие неконфликтогенного управленческого решения ...................... 216
Выполнение неконфликтогенного управленческого решения ................. 218
Семнадцать этапов эффективного неконфликтного управления ............ 220
Пять способов оценки результатов деятельности ....................................... 222
Способы предупреждения конфликтов в процессе оценивания .............. 224
Глава 24.Стресс и предупреждение конфликта ............................................................... 226
Стресс жизни как результат нашего восприятия трудных
ситуаций и противоречий ................................................................................... 226
Возможные пространственные границы мировосприятия
человека ................................................................................................................... 228
Возможные временные границы мировосприятия человека .................... 228
Психологические факторы нормализации стресса ..................................... 230
Способы управления эмоциями (по Н. Н. Васильеву) ............................... 232
Возможности снижения агрессии в конфликте
(по М. С. Миримановой) ..................................................................................... 234
Глава 25.Критерии, формы, факторы завершения конфликтов ................................... 236
Формы завершения конфликта (по А. И. Шипилову) .................................. 236
Условия разрешения конфликтов ..................................................................... 238
Факторы разрешения конфликтов .................................................................... 240
Нормативное регулирование конфликтов
(по А. В. Дмитриеву, 2000 г.) .............................................................................. 242
Этапы разрешения конфликта .......................................................................... 244
Основные тактики воздействия на оппонента в конфликте ...................... 246
Зависимость способа разрешения конфликта от стратегий,
избираемых оппонентами .................................................................................. 248
Семнадцать шагов в саморазрешении межличностных
конфликтов (часть 1) ............................................................................................ 250
Семнадцать шагов в саморазрешении межличностных
конфликтов (часть 2) ............................................................................................ 252
Глава 26.Роль третьей стороны в завершении конфликтов .......................................... 254
Принципы психологического посредничества
(по Н. В. Гришиной) ............................................................................................. 254
Тактики взаимодействия третьей стороны с оппонентами
при урегулировании конфликта ....................................................................... 256
Факторы эффективности участия третьей стороны в конфликте ............ 258
Семнадцать шагов в разрешении конфликтов с участием третьей
стороны (часть 1) .................................................................................................. 260
Семнадцать шагов в разрешении конфликтов с участием третьей
стороны (часть 2) .................................................................................................. 262
Влияние третьих лиц на исход конфликтов .................................................. 264
Оглавление
Деятельность психолога по урегулированию конфликтов ....................... 266
Модели деятельности руководителя по урегулированию
конфликтов .............................................................................................................. 268
Этапы деятельности руководителя по урегулированию
конфликта между подчиненными ..................................................................... 270
Глава 27.Переговоры как способ завершения конфликтов .......................................... 272
Виды и функции переговоров ............................................................................ 272
Психологические механизмы ведения переговоров .................................... 274
Психологические условия успеха на переговорах ..................................... 276
Динамика переговорного процесса ................................................................. 278
Компромисс в процессе переговоров (по Н. Н. Васильеву) ...................... 280
Особенности ведения переговоров .................................................................. 282
Подготовка к переговорам ................................................................................. 284
Ведение переговоров ........................................................................................... 286
Анализ переговоров ............................................................................................. 288
Общие тактические приемы ведения переговоров ...................................... 290
Тактические приемы, применяемые на этапе уточнения позиций ....292
Тактические приемы, применяемые на этапе обсуждения
позиций .................................................................................................................... 294
Тактические приемы, применяемые на этапе согласования
позиций .................................................................................................................... 296
Алгоритм переговоров с преступниками (по А. И. Шипилову) ................ 298
Cписок литературы................................................................................................................. 300
ПРЕДИСЛОВИЕ
Конфликтология как наука уже длительное время преподается во многих вузах страны, и потребность в специализированных знаниях по проблемам конфликтного взаимодействия только возрастает. Качество ее преподавания является одним из важных факторов развития самой науки, так как конфликтология развивается во многом благодаря усилиям тех, кто изучает, решает практические задачи, интересуется ее новостями.
Нельзя не отметить и того факта, что поле конфликтного взаимодействия отнюдь не сужается. Для этого достаточно каждому из нас обратить свой взгляд на собственную жизнь, на жизнь страны и всего мира. Последние события в Южной Осетии только острее подчеркивают значимость проблем.
Представление конфликтологических знаний в виде схем, таблиц и рисунков заметно повышает глубину понимания и прочность усвоения знаний обучаемыми. Опора только на словесно-логическое мышление в процессе преподавания затрудняет понимание и запоминание учебного материала. У многих обучаемых, особенно молодых людей, словесно-логическое мышление обеспечивает высокое качество усвоения знаний только в сочетании с наглядно-образным мышлением. «Включение» наглядно-образного мышления происходит тогда, когда преподаватель предъявляет обучаемым информацию в виде схем, рисунков, таблиц.
Наглядно-образное мышление позволяет обучаемым легче, системнее и прочнее запоминать учебный материал на занятиях. В практической деятельности конфликтолог, занимаясь изучением и регулированием конфликтов, обычно пользуется теми знаниями, которые сохранились в его памяти. Поэтому применение в процессе преподавания конфликтологии таблиц, рисунков и схем повышает не только качество обучения, но и результативность последующей работы специалиста по исследованию и урегулированию конфликтов.
Наконец, само представление конфликтологических знаний в виде схем и рисунков позволяет структурировать информацию, приводить ее в определенную систему. Структурирование и систематизация имеющихся знаний являются одним из важнейших направлений развития конфликтологической теории. В этой связи разработка схем и рисунков, отражающих наши знания о конфликтах, способствует дальнейшему развитию отечественной конфликтологии. Создание альбома схем по конфликтологии позволяет решить целый ряд не только учебных, но и научных проблем этой быстро развивающейся сегодня науки.
В основу учебного пособия положена системная концепция конфликтов, разрабатываемая в течение последних 18 лет одним из авторов. Ядром данной концепции является процесс и результаты системного анализа конфликтов. Использовались четыре универсальных вида системного анализа: системно-структурный, системно-функциональный, системно-генетический и системно-информационный. В интересах исследования были разработаны и применены еще три вида системного анализа: системно-содержательный, междисциплинарный и системно-ситуационный. На основе изучения 3000 реальных межличностных конфликтов в организациях, а также в результате анализа всех основных достижений отечественной
Предисловие
конфликтологии были сформулированы пять ее принципов: междисциплинарно-сти, преемственности, эволюционизма, личностного подхода, необходимости поиска скрытого содержания конфликтов. Структура и содержание предлагаемого учебного пособия отражают результат применения системного подхода к исследованию конфликтов.
В работе представлено более 150 схем, рисунков и таблиц, которые раскрывают содержание всех разделов конфликтологии как учебной дисциплины.
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс конфликтологии, аспирантов, преподавателей вузов, конфликтологов-практиков, всех, кто интересуется проблемой предупреждения и разрешения социальных и внутриличност-ных конфликтов.
Авторы выражают глубокую признательность профессору А. И. Шипилову, который внес значительный вклад в разработку целого ряда схем, используемых в данном учебном пособии.
Мы будем искренне благодарны всем, кто посчитает возможным высказать свое отношение к предлагаемой работе.
Раздел 1
ИСТОРИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ
Глава 1. Предпосылки конфликтологических идей Источники конфликтологических знаний
Философские взгляды мыслителей древности и средневековья
Подходы к проблеме конфликта в рамках мировых религиозных учений
![]() |
Осмысление проблемы конфликта в литературе, музыке и других видах искусства
Накопление
в человеческой
практике опыта
поведения
в предконфликтных
и конфликтных
ситуациях
Глава 1. Предпосылки конфликтологических идей
Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного исследования, хотя отдельные гениальные мысли о них имеются в самых древних источниках, дошедших до нас. Со временем менялись условия жизни, видоизменялись и конфликты. Не оставалось неизменным и отношение к ним общественной мысли. Античная эпоха оставила нам детальное описание войн и первые оценки конфликтов подобного рода. В Средние века и в Новое время были предприняты попытки осмыслить сущность этого явления. Целая плеяда мыслителей-гуманистов высказывала свои представления о конфликтах, пагубности их роли в развитии человечества, об устранении войны из жизни общества и установлении вечного мира.
Проблему отношения к миру и войне, согласию и насилию не могли не ставить различные религиозные учения. Вопрос об отношении христианства к проблеме насилия сложен, а в некоторых аспектах неразрешим, поскольку в различных христианских культах позиции по данному вопросу оказывались противоположными. Ислам, при всей своей опоре на концепцию многовариантности мирового устройства, которая обусловлена всемогущей волей Аллаха, также не исключает насилия, в том числе и между единоверцами. Наиболее последовательными в оценке силовых и ненасильственных средств в мировоззрении и политике являются буддизм и индуизм. Основывающиеся на всеобщей любви людей, они не приемлют насилие, особенно войну, в то же время здесь стирается противопоставление добра и зла.
Конфликт как явление, играющее ключевую роль в жизни человека и общества, во все времена находил свое место в художественно-образных формах отражения действительности. Литература, живопись, скульптура, музыка, танец, кино, театр и другие виды искусства всегда отражали конфликты с помощью соответствующих художественных средств, влияли на формирование отношения к ним у зрителей, читателей, слушателей. С момента своего появления искусство стало служить мощным фактором духовно-практического освоения людьми конфликтов, влиять на их определение своего поведения. Художественное осмысление реальности не противостоит, а дополняет, усиливает и облегчает научный анализ проблемы конфликтов. Очевидно, что использование искусства, литературы, средств массовой информации является одним из весьма перспективных направлений повышения конфликтологической культуры российского общества. Включение данной проблематики в сферу интересов конфликтологии намного повышает практические возможности науки по изучению и регулированию, прежде всего, социальных конфликтов.
Еще одним из важных источников конфликтологических идей являются практические знания. Практические конфликтологические знания содержатся в индивидуальном житейском опыте каждого человека. Именно они, как правило, определяют, какую стратегию поведения выберет человек в конкретном конфликте. Эти знания представляют собой накапливаемые в процессе жизни опытным путем и частично передаваемые от поколения к поколению сведения о принципах, способах и приемах поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Индивидуальный и коллективный жизненный опыт, дающий рецепты оптимального поведения в конфликтах, безусловно должен быть объектом изучения конфликтологической науки.
Раздел 1. История конфликтологии
Основные направления развития западной конфликтологии (по А. И. Шипилову, 1999 г.)
s | ||
ш | X | |
н | к | |
о | п | s |
S | л | |
хс | икт | ело |
=; | > | |
■Н- | X | |
X | ||
п | т | |
л | ||
U | ||
П1 | ||
^ | а | |
н | л | |
1- | т | |
о. | s | |
о | X | П> |
4" | q | |
£ | b | пове |
9s | ||
ш | ||
1- | ||
S | m | |
fife | ||
S | о 2 s | фли |
а | 1-и | А |
и. | V | |
■иг | л | |
п | ||
S | п | * |
и | S | |
ети | л I я | JCTH |
££ | 5. | |
Рй | ■s | |
и | Е- | |
и. | П1 | |
с | з- |
.[ |
0) s i л П CO jj к 1° S| R л S Л a. s ° 5. a) >■ Л щ £g о | ■e i о |
S ">s ш 5f Hi x x 5 >s л s x ■«■ x н * X J О о с о ^ Э =j |
ш о is S с; of f s I- X J |_ * о 5 P П L. O > о о о. s = 5 5 s |
g |
>1 |
I
I ggg
л ± л 1| о. 3 & н и |
= |я jit||i п |
5 S ra S i= E о л x s
Ml» I
л X О) л т =; Я) щ с s 8 о о |
II |
S \ft S DO 5
So gSf f lit
О л л
Л X
0)
ii о: ° s о |
о £ , 5 « PI х Л S о О. р * ш ii |
s S Ig S 5
I 5 К
X ГД I- О 5 о |
m га н 5 ^ 5
L О с;
и 8g о ю |
Л s о
Son
* |
о|о
о
X
Фрустрационно-агрессивное Взаимосвязь агрессивности и социальной фрустрации | Социотропное Распространение идеи инстинкта борьбы за выживание на человеческое общество | Социометрическое В основе взаимодействия — эмоциональные отношения | Интеракционистское Попытки приспособиться к среде вызывают напряжение |
Психоаналитическое Поиск причин в сфере бессознательного | Поведенческое Влияние социального окружения на поведение человека | Этологическое Агрессия — постоянное состояние живого организма | Теория групповой динамики Нарушение равновесия в системе «человек — среда» |
i | я ш |
X | о |
о | о. |
1- | S |
Ш | с; |
!й | £г |
л | |
О | О. |
о | |
s | I |
X | X |
все | о X |
л | £ |
л | н |
> |
О Б
X X
°- 9
о * л
око
О s о.
X О
Л л л
a Я Р
Й fe
II
и
с;
■е-
О. о
л
S | ||
Б | S | |
о | q | |
илын | Фую | |
ю | CD | |
ста | или | (3 S |
ческой | га | |
ОВ.СТ | X X л | |
S | а. | |
о | ||
S | акт | л |
ч | =1 | |
ё | © | VO |
s | ft | |
S | т | |
а | п | |
о | г | |
а> | ||
н- |
■ч | ||
L. | X | |
о | ||
с | s | |
10ЛИТО | ИТЫ зменен | |
\г, =" | ||
п. | Л х | |
1_ | >S л | |
ческих | Л_ X | |
вляющ юцион | ||
S | Л с; | |
1- | О. О | |
S | с л | |
с; | >.» | |
о | гг "■ | |
с | S Л | |
ч | =1 о: | |
■ч | га о | |
Q. | ||
й | о. л | |
(U | ||
1- | Де преодоле |
Глава 1. Предпосылки конфликтологических идей
Зарубежная психологияимеет значительные традиции в изучении внутриличност-ных и социальных конфликтов. Можно условно выделить два этапа в истории изучения конфликтов: начало XX в. — 1950-е гг. (конфликт рассматривался как составная часть более широких концепций) и конец 1950-x гг. — настоящее время (непосредственное исследование конфликта как такового).
Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине XX в. выделяются:
□ психоаналитическое (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);
□ социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.);
□ этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);
□ теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);
□ фрустрационно-агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер);
□ поведенческое (А. Басс, А. Бандура, Р. Сирс);
□ социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич);
□ интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель). Современные подходы:
□ теоретико-игровой (М. Дойч);
□ теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);
□теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер,
У. Юри).
В истории изучения конфликта в западной социологиивыделяются три этапа:
□ вторая половина XIX в. — социал-дарвинизм (Г. Спенсер и др.), описавший проявления социальной борьбы при столкновении интересов, унаследованных норм и новых идей, привлекшие внимание к проблеме конфликта, и теория Маркса, где классовый конфликт рассматривался без теоретического анализа его разнообразных поведенческих форм;
□ первая половина XX в. — функциональная теория конфликта (Г. Зиммель) и структурный функционализм (Т. Парсонс), ставивший задачу найти эффективные методики разрешения конфликтных ситуаций в организациях, на производстве. При этом конфликты оценивались как негативные процессы, сдерживающие развитие общества;
□ вторая половина XX в. — теория позитивно-функционального конфликта (Л. Козер), конфликтная модель общества (Р. Дарендорф), общая теория конфликта (К. Боулдинг), рассматривавшая конфликт в виде всеобщей категории, присущей всему живому и неживому миру, служащей базой для анализа любых процессов.
В отличие от психологии и социологии, где концепции конфликта стали уже классическими, в политологиисобственно конфликтологические теории выделить сложно. Правомернее говорить о взглядах политологов на роль конфликтов в обществе, управление политическими конфликтами.
Политологические исследования конфликта связаны с направлениями: теории политических групп (В. Парето и Г. Моска, Ж. Сорель, Ф. Оппенгеймер, А. Бент-ли), теории политической стабильности (Дж. Блондел, Д. Истон, С. Липсет, Д. Сандерс) и этнополитические теории (И. Гектер, Т. Нейрн, Дж. Ротшильд).
Раздел 1. История конфликтологии
Конфликт в культурно-исторической психологии