Лекция 1. Речь и познание
Краткое содержание лекции. Язык и речь. Виды и функции речи. Проблема эгоцентрической речи.
Сегодня мы продолжаем изучение раздела «Человек как субъект познания: психология познавательных процессов». Напомню, что в этом разделе мы рассмотрели собственно познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, мышление. Сегодня мы будем говорить о речи. Речь является универсальным психическим процессом, т.е., имеющим отношение не только к процессу познания. Речь является универсальным средством выражения многогранного психического мира человека. С позиции психологии речь – это вынесенная вовне психика субъекта и, соответственно, одна из важнейших психических функций, дающая человеку возможность быть понятым окружающими.
Но, поскольку мы говорим о человеке, как субъекте познания, то нас будет интересовать речь в контексте познания. Поэтому тема лекции звучит так «Речь и познание».
Язык и речь. Психология речи – область психологического знания, сложившаяся в конце 19 века. С момента ее возникновения до настоящего времени продолжается научная дискуссия по поводу того, что является предметом психологии, речь или язык. В.Вундт отождествляли эти понятия. Многие профессиональные психологи относили речь к области психологии, а язык – к области лингвистики.
С позиции современной психологии, речь – это процесс общения людей между собой при помощи языка, а язык – это система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис, т.е., набор правил, по которым строятся предложения.
Слово является разновидностью знака. Объективным свойством словесного знака является значение слова, которое представляет собой отношение знака или слова к обозначаемому в реальной действительности объекту, независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании. Субъективное переживание человеком содержания слова называется личностным смыслом. Личностный смысл это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет или явление в деятельности человека.
Функции языка: 1) передача и усвоение общественного опыта; средство общения; орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).
Речь как процесс общения людей с помощью языка, выполняет следующие функции:
1) сигнитификативную функцию (обозначения); взаимопонимание между людьми в процессе общения основано на единстве обозначения предметов или явлений говорящим человеком и воспринимающим;
2) функцию обобщения; люди в процессе общения используют не только слова, обозначающие конкретные предметы, но и слова, обозначающие целые группы сходных предметов и их существенных признаков;
3) функцию коммуникации; в коммуникативной функции речи выделяют информационный аспект (в передаче информации), выразительный аспект (в передаче чувств, отношения говорящего к предмету сообщения), волеизлиятельный аспект (в подчинении слушателя замыслу говорящего).
Физиологические механизмы речи. Речь – сложная психическая функция, которая обеспечивается согласованной деятельностью трех областей коры головного мозга: речедвигательным центром Брока, слухоречевым центром Вернике и зрительно-речевым центром. При поражении речедвигательного центра наступает потеря разговорной речи, хотя человек произносит звуки. При поражении слухоречевого центра человек утрачивает способность понимать чужую речь. При поражении зрительно-речевого центра теряется способность читать, хотя зрение не нарушается.
Виды речи. В психологии различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь включает устную и письменную речь, устная речь подразделяется на монолог и диалог. Диалогическая речь поддерживается собеседником. Монологическая речь – связная, контекстная, грамматически правильно построенная, интонационно выдержанная речь. Письменная речь представляет форму развернутой монологической речи.
Внутренняя речь – особый вид речи. Она выполняет функцию планирования, практической и теоретической деятельности. Для нее характерна фрагментарность, отрывочность, ситуативность.
Промежуточное положение между внешней и внутренней речью занимает эгоцентрическая речь. Эта речь, направленная не на партнера по общению, а на самого себя. Эгоцентрическая речь свойственна детям, но ее элементы встречаются у взрослых, когда они решают сложные интеллектуальные задачи, размышляя вслух. Эгоцентрическая речь – внешняя по форме, внутренняя по психологическому содержанию. Имея исходные корни во внешней речи, она перерастает во внутреннюю речь. Как утверждал Л.С. Выготский, эгоцентрическая речь переходит во внутреннюю речь, усиливая абстракцию мысли.
Проблема эгоцентрической речи. Эгоцентрическая речь стала предметом научного спора Ж. Пиаже и Л.С. Выготского. В работе «Речь и мышление ребенка» (1932) Ж. Пиаже определяет эгоцентрическую речь как особый тип высказывания. Внешне эта речь напоминает диалог, но довольно странный диалог. Он свернут, сокращен и не требует ответа. Это речь для себя. Эгоцентрическая речь – один из признаков эгоцентрического мышления. Она исчезает вместе с исчезновением эгоцентризма, а, точнее, с преобразованием наглядно-интуитивного мышления в стадию конкретных операций, тогда высказывания ребенка перестают иметь эгоцентрический характер.
Л.С. Выготский в работе «Мышление и речь» (1934) сохраняет термин «эгоцентрическая речь», но дает другое определение. Эгоцентрическая речь – это переход из внешней речи во внутреннюю. Эта речь внешняя по форме и внутренняя по содержанию. Она выполняет функции внутренней речи: планирование и регулирование действий.
Задания для самостоятельной работы
1. В чем заключалась суть научного спора Ж. Пиаже и Л.С. Выготского по поводу эгоцентрической речи?
2. В чем разница между подходами Ж. Пиаже и Л.С. Выготского в объяснении природы эгоцентрической речи?
3. Какова судьба эгоцентрической речи по Л.С. Выготскому? В чем он видит сходство между внутренней и эгоцентрической речью?
Дайте развернутые ответы на вопросы, используя материал следующих источников:
1. Выготский, Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984. Т.2. С.5-295;
2. Выготский, Л.С. О природе эгоцентрической речи // Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания / Ответственный редактор В.В. Петухов, Редакторы-составители Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин. - Издание 3-е, исправленное и дополненное. – Москва: Когито-Центр, 2013;
3. Пиаже, Ж. Эгоцентрическая речь. // Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания / Ответственный редактор В.В. Петухов, Редакторы-составители Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин. - Издание 3-е, исправленное и дополненное. – Москва: Когито-Центр, 2013.