Дифференциальные признаки |
устанавливается в ходе специального медицинского обследования использованием методов ЭЭГ, компьютерной томографии и др.). |
Дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети)_____
Наличие глубокого, диффузного (разлитого) поражения головного мозга или - сочетание диффузного поражения с очаговыми поражениями коры головного мозга или подкорковых областей* |
1. Характер анатомических поражений головного мозга |
Нарушения со стороны двигательной сферы нерезко выражены или отсутствуют. Может отмечаться отставание в физическом развитии. |
Отсутствие диффузного поражения головного мозга. Наличие очаговых органических поражений головного мозга средней или легкой степени. Наличие функциональных нарушений деятельности центральной нервной системы.
2. Состояние двигательной сферы |
Отмечается проявление инициативы и самостоятельности в некоторых видах деятельности (прежде всего - игровой и
Наличие (как правило) выраженных в той или иной степени отклонений в развитии двигательной сферы (нарушений координации движений, недоразвития мелкой ручной моторики и др.)
3. Уровень развития познавательной деятельности |
Отмечается стойкое снижение или отсутствие познавательных интересов; отсутствие инициативы и самостоятельности
| в учебной и других видах познаватель- ной деятельности; мотивы учебной деятельности фор- мируются с большим трудом; нарушено центральное звено познавательной дея- тельности - способ- ность к анализу и обобщению полу- ченной информации, а также способность к отвлеченному мышлению и абстра- гированию. | предметно-практичес кой, реже - в некото- рых видах учебной деятельности). Выявляется наличие избирательных инте- ресов к определен- ным видам деятель- ности или отдель- ным предметам ок- ружающей действи- тельности. Способность к анализу и обобщению полученной инфор- мации в основном сохранена. Деятельность вос- приятия и мышления, связанная с анализом наглядной и словес- ной информации, нуждается в направ- лении и поддержке со стороны педагога; необходима постоян- ная активизация по- знавательной дея тель-ности |
. __ |
4. | Психологические особенности, выявляемые в различных видах деятельности _^ |
| Дети с наруше- ниями интеллекта | Дети с ЗПР |
|
А) | способность к восприятию помощи | Мало используют предлагаемую по- мощь или не ис- пользуют ее со- всем. | Большинство детей способны адекватн" воспринимать ока- зываемую помошь и правильно ее ис- пользовать. |
| | | | |
| темп перехода от одного уровня деятельности к другому | Резко замедлен; без специально организованной помощи часто не- возможен; овладение «абстрактно- логическим уровнем» деятельности, даже при оказании педагогической помощи, часто оказывается недос- тупным. | Несколько замедлен в частности, переход от «образно- действенного» к «абстрактно-логическому» уровню деятельности. | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д) | способность к переносу полученных на- выков в новые условия деятельности или на другие ви- ды деятельно- сти. | Перенос полученных навыков, способов действий в новые условия деятельности крайне затруднен, даже при оказании соответ-ствующей помощи со стороны взрослого. | Имеется у большинства детей с ЗПР; как правило, на пер- воначальном этапе требуются указания и объяснения педагога. _ | |
Б) | темп усвоения знаний, навыков, способов действий, приемов деятельности | Резко замедлен; необходимо постоянное "подкрепление" (повторный показ, объяснение и т.п.); затруднено усвоение не только навыков умственных действий, но и навыков практиче- ской деятельности. | Снижен по сравнению с нормой; навыки практической деятельности (предметно-практические действия) усваиваются относительно легко и быстрее, чем на- выки умственных действий; Отмечается неспособность к длительному умственному напряжению; про- дуктивность интел- лектуальной дея- тельности снижена в связи с нарушением функций внимания и неспособно- стью к длительному умственному напряжению. |
В) | прочность усвоения знаний (навыков, способов действий) | Усвоенные знания (способы действий, навыки) без постоянного их использования в практи- ческой деятельности быстро утрачиваются. Относи- тельной стойкостью обладают навыки, формирующиеся на основе механической памяти. | Способность к усвоению и сохранению знаний, умений, навыков в целом приближается к норме. Могут отмечаться избирательные на- рушения процесса запоминания той или иной информации (чаще - словес- ной, в отвлеченной форме) |
В отличие от умственно отсталых дети с ЗПР (6-7-летнего возраста) могут понять смысл несложных рассказов, сказок; разложить картинки серии в определенной последовательности, составить небольшой по объему рассказ по их содержанию, используя при выполнении задания помощь педагога.
Дети с временной задержкой психического развития способны использовать оказываемую им при выполнении учебных заданий педагогическую помощь; они усваивают предлагаемы приемы решения задания и могут переносить их на выполнен других, сходных заданий. У детей-олигофренов эти способно формируются крайне медленно и с большим трудом. Умение воспринимать и использовать оказанную помой осуществлять перенос усвоенных навыков на выполнение но заданий определяет общий более высокий уровень обучаем детей с ЗПР, по сравнению с умственно отсталыми детьми (что находит свое воплощение в объеме усваиваемого материала, темпе обучения и др.). Это позволяет многим детям с ЗПР через некоторое время успешно обучаться по программе массовой школы. Особые трудности представляет отграничение от умственно отсталых детей тех детей с ЗПР, у которых более отчетливо выступают признаки недоразвития познавательной деятельности. Однако при некотором недоразвитии сложных форм мышления у детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, более сохранны моторика, речь, пространственные представления. данным Т.А.Стрекаловой (1981), дети с ЗПР к концу дошкольного возраста могут достаточно успешно классифицировать простые предметы по таким наглядным признакам, как форма и цвет. По сравнению с нормально развивающимися детьми, дети с ЗПР с гораздо большим трудом выделяют в качестве общих признаков величину и материал предметов и слабо владеют понятиями второй ступени обобщенности. Однако они значительно превосходят по уровню мыслительных операций умственно отсталых детей, которые не могут самостоятельно выделять общие признаки предметов.
VII. 3 Коррекционно-педагогическая работа по