Тема. Типология конфликтов по общественно-политическим, социально-экономическим, морально-психологическим признакам
Содержание занятия:
Цель занятия:познание теоретических основ классификации конфликтов
Практические навыки:приобретение базовых навыков в выявлении классификации конфликтов
Продолжительность занятия:2 час.
Вопросы для обсуждения
1. Проанализируйте приведенные в тексте определения конфликта и дайте им оценку.
2. Что такое конфликт? Назовите основные его признаки.
3. Что является основой любого конфликта?
4. Объясните, существуют л и конфликты в неживой природе и животном мире?
5. Сравните конфликты и спортивное соревнование.
6. Что такое объект конфликта? Назовите основные характеристики объекта конфликта.
7. Сравните понятия: «объект конфликта» и «предмет конфликта».
8. Что такое типология конфликтов?
9Охарактеризуйте структуру политического конфликта в групппах.
10.Кто является реальным субъектом политических конфликтов — социальные группы или политические институты?
11.Что такое «группы интересов» и какова их роль в мире политических конфликтов при управлении персоналом?
12. Опишите отличительные особенности политических конфликтов в управлении персоналом.
13. Покажите отличия политических конфликтов в тоталитарных и демократических системах.
14. Охарактеризуйте конфликтный потенциал современных проблем российского федерализма.
15. Сравните понятия «этнический конфликт» и «национальный конфликт».
16. В чем суть межэтнических конфликтов при управлении персоналом? Каковы их особенности?
17. Назовите причины обострения межэтнических конфликтов в конце XX в. В управлении персоналом
18. Охарактеризуйте смысл современных дискуссий о принципе права наций на самоопределение.
Задание 1.Проанализируйте определения конфликта и дайте им свою оценку. Укажите, с чем согласны и что вас не устраивает в том или ином определении; в чем состоит сходство и различие определений:
1.Конфликт социальный складывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующей разрешения социальной проблемы. Он имеет вполне определенные причины, своих социальных носителей (классы, нации, социальные группы и т.д.), обладает определенными функциями, длительностью и степенью остроты.
2.Итак, социальный конфликт — это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.
3.Конфликт — столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которые люди пытаются разрешить с помощью убеждений или действий на фоне проявления эмоций.
4.Таким образом, под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающейся негативными эмоциями.
Задание 2.Цель задания – определить типы возникающих конфликтов в зависимости от тех или иных вариантов их регулирования.
1. Вы летите в самолете, удобно расположившись в пассажирском кресле. Сзади вас сидит ребенок и стучит ногой по вашему креслу. Вас это раздражает и вы решаете прекратить, действуя следующим образом:
а) постараетесь сами объяснить ребенку, что стучать ножкой по креслу нельзя;
б) обратитесь с просьбой к родителям ребенка с просьбой, чтобы они «угомонили свое чадо»;
в) вызовите стюардессу и попросите ее, чтобы она обеспечила вам надлежащий покой.
2. Ваши соседи, живущие этажом выше, нередко доставляют вам неудобства тем, что устраивают шумные гулянки, допоздна поют, танцуют, слушают музыку. Вам это надоело, и вы решаетесь как-то утихомирить соседей. Ваши действия:
а) стучите металлическим предметом по трубам центрального
отопления;
б) поднимаетесь к соседям и лично «выясняете отношения»;
в) обращаетесь к управдому или в милицию, чтобы вам обеспечили надлежащий покой.
Задание 3. Между двумя сотрудниками возник спор по поводу сроков внедрения новой технологии. Один из них предлагает как можно быстрее внедрить технологию для увеличения продукции, второй считает, что нужно дать персоналу достаточно времени, чтобы освоить новую технологию. Является ли описанная ситуация конфликтом? Каковы перспективы развития данной ситуации и механизмы управления ею?
Задание 4. Подчиненный допустил технологическую ошибку, которая привела к серьезному материальному ущербу фирме, и руководитель наложил на него штраф в размере месячной заработной. Является ли описанная ситуация конфликтом? Ответ обоснуйте.
Задание 5. Принимая на работу сотрудника, руководитель фирмы пообещал через два месяца перевести его на вышестоящую должность. По истечении указанного срока он свое обещание не выполнил. Можно ли описанную ситуацию идентифицировать как конфликтное взаимодействие? Если нет, то каковы перспективы развития описанной ситуации в конфликт.
Блок 3. Способы предупреждения и разрешения конфликтов