Практическое занятие 2
Цель занятия – развитие навыков распознавания действия групповых социально-психологических явлений.
Методы и приемы: интеллектуальная разминка, деловая игра.
Учебные вопросы по теме:
1. Исследование способов взаимодействия в группе путем проведения деловой игры «Потерпевшие кораблекрушение».
2. Анализ проведенной игры и формирование эффективного взаимодействия в группе.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Психика и ее функции.
2. Содержание психологических явлений в сфере отношений, регулируемых правом.
3. Сознание. Правосознание. Проблемы формирования обыденного правосознания.
4. Деформация правосознания.
5. Психологический механизм воздействия социальных норм на личность и формирования правого поведения.
6. Конформизм и его значение в формировании правопослушного поведения.
7. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь. Место и значение психических процессов, состояний, свойств и образований в сфере права.
8. Ощущение и восприятие. Использование данных о закономерностях их протекания при решении оперативно-служебных задач.
9. Сущность и характеристика памяти, ее место в правоохранительной деятельности. Виды памяти.
10. Законы и эффекты памяти, их значение в решении служебно-оперативных задач.
11. Продуктивность памяти и учет причин, влияющих на ее продуктивность.
12. Психологические факторы, влияющие на запоминание обстоятельств происшествия.
13. Психологические факторы, влияющие на воспроизведение события свидетелем.
14. Сущность и особенности воображения, проявляемые в деятельности следователя.
15. Содержание и особенности мышления.
16. Виды, операции и формы мышления.
17. Качества мышления и процесс решения мыслительной задачи сотрудником ОВД.
18. Характеристика интуиции. Интуиция в деятельности сотрудника ОВД.
19. Психологическая характеристика речи. Культура речи сотрудника ОВД.
20. Психологические теории эмоций, объясняющие непосредственный, импульсивный механизм регуляции поведения человека в условиях правового поля.
21. Сущность, классификация эмоций и чувств. Особенности настроений.
22. Аффект как юридически значимое эмоциональное состояние.
23. Динамика протекания аффекта, его законы.
24. Сущность психических состояний. Общая характеристика стресса.
25. Симптомы стресса, проявляющиеся на психологическом уровне.
26. Когнитивная трансакциональная теория стресса. Преодоление проблемных ситуаций как деятельность личности, направленная на поддержание или сохранение равновесия между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям.
27. Психологические особенности профессиональной деятельности следователя в стрессовых ситуациях.
28. Управление стрессом и его профилактика в деятельности сотрудника ОВД. Модель управления стрессом.
29. Методы саморегуляции психического состояния.
30. Фрустрация и ее правовая оценка.
31. Понятие воли. Функции воли.
32. Волевая регуляция человеческого поведения.
33. Структура и виды волевых действий. Характеристика волевых компонентов правонарушений.
34. Развитие воли у следователя.
35. Взгляд юриспруденции на волевые процессы.
36. «Порог воли»: феномен, признаки, правовая оценка, последствия.
37. Основные подходы и концепции теории личности.
38. Общая характеристика и содержание основных компонентов структуры личности.
39. Направленность личности и учет ее особенностей в сфере права.
40. Характеристика потребностей.
41. Мотивы. Мотивационные детерминанты правового поведения.
42. Интересы и их учет в правовой оценке поведения.
43. Темперамент и особенности его влияния на формирование черт личности, в том числе влияющих на правопослушное поведение.
44. Описательная характеристика типов темперамента. Учет особенностей темперамента в правоохранительной деятельности.
45. Характер, критерии его оценки в юридически значимых ситуациях.
46. Акцентуации и их возможный криминогенно опасный характер проявления.
47. Типы акцентуаций характера, их влияние на выбор поведения в сфере правопорядка.
48. Психологические особенности личности преступника (правонарушителя).
49. Психологические проблемы антиобщественного поведения несовершеннолетних.
50. Типология личности несовершеннолетнего, допускающего антиобщественное поведение.
51. Психологический механизм антиобщественного поведения несовершеннолетних.
52. Психические аномалии, не исключающие вменяемости, и личность преступника.
53. Причины и динамика образования социальных групп.
54. Структура социальной группы. Управляющее звено социальной группы.
55. Лидерство и руководство в группе: значение для анализа антиобщественного поведения.
56. Природа явления лидерства и теоретические подходы к этой проблеме.
57. Стили управления.
58. Классификация видов социальных групп.
59. Психологическая структура малой группы.
60. Групповые социально-психологические явления как фактор деятельности юриста.
61. Характеристика элементов структуры психологии малой группы: взаимоотношения и групповые устремления.
62. Характеристика элементов структуры психологии малой группы: групповое мнение, групповые настроения и традиции.
63. Психология преступной группы.
64. Психологические особенности и структура примитивной (преступной группы).
65. Психология организованной преступности.
66. Субъекты стихийного массового поведения.
67. Случайная, экспрессивная, действующая толпа.
68. Агрессивная толпа. Структура агрессивной толпы. Условия формирования.
69. Проявление особой психологии людей в условиях стихийного массового поведения.
70. Паника как особое состояние спасающейся толпы.
71. Этапы возникновения паники.
72. Типология слухов.
73. Психологический анализ форм стихийного массового поведения с точки зрения нарушений общественного порядка, его значение для правоохранительной деятельности.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: «Аспект Пресс», 2008.
2. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2006.
3. Еникееев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2006.
4. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и переговорного процесса в экстремальных условиях. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
5. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2010.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
7. Цветков В.Л. Юридическая психология. Схемы и комментарии. - М.: ЩИТ-М, 2010.
8. Цветков В.Л. Юридическая психология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
9. Цветков В.Л., Шевченко В.М., Шанава Е.М. Психология оперативно-розыскной деятельности. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
Дополнительная:
1. Аминов И.И. Занимательная психология для юристов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
2. Еникеев М.И. Юридическая психология. - М., 2000.
3. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Юридическая психология. Учебник/ Под ред. В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
4. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. - М., 2002.
5. Романов В.В. Юридическая психология. - М.: ЮРИСТЪ, 2005.
6. Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практ. пособие. - М., 2000.
7. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. - М., 1998.
8. Юридическая психология: Хрестоматия/ Сост. В.В. Романов, Е.В. Романова. - М., 2000.
Подготовлено: преподавателем кафедры юридической психологии Семчук И.В.
Обсуждено и одобрено на заседании кафедры юридической психологии; протокол № от 24 ноября 2011 года.
[1] Далее – сотрудников ОВД