Профессиональная подготовка менеджеров

Целесообразность специальной и непрерывной профессиональной подготовки в области менеджмента обусловлена рядом причин. Первоначальная идея обеспе-

чения эффективности управления за счет подбора людей, обладающих «чертами лидера», оказалась далеко не универсальной. Кроме того, даже если человек обладает способностью к управлению людьми, для ее успешной реализации необходимы специальные знания и умения. Значительное влияние на успешность управленческой деятельности оказывает стиль управления людьми. Осознание этого и совершенствование собственного стиля воздействия также могут стать предметом специальной подготовки менеджера.

Интенсивность происходящих в обществе изменений создает ситуацию, которая требует постоянного обновления знаний, освоения новых подходов. В менеджменте традиционные школы и методы управления исчерпывают свои возможности, не отвечая в полной мере требованиям настоящего и будущего, и многим менеджерам необходимо постоянно переучиваться для того, чтобы соответствовать этим требованиям.

При подготовке менеджеров необходимо принимать во внимание смещение смысла и целей образования в сторону идеи самовыражения и полного раскрытия возможностей и способностей личности. Концепции обучения, в основе которых лежит передача опыта предыдущими поколениями, больше не действуют эффективно.

М. Мид выделяет три типа культур:

1) постфигуративную — обучаемые учатся прежде всего у своих предшественников;

2) кофигуративную — обучаемые учатся у сверстников;

3) префигуративную — взрослые учатся также у младших поколений. Современный менеджмент имеет многочисленные примеры впечатляющего успеха организаций, которые реализовывали идеи новичков, пусть не обладавших большим опытом, но отличавшихся большой чувствительностью и восприимчивостью к возникающим шансам.

Примитивные организации, маленькие религиозные или идеологические анклавы главным образом являются постфигуративными и основывают свою власть на прошлом. Великие цивилизации, по необходимости разработавшие процедуры внедрения новшеств, обращаются к тем или иным кофигуративным формам обучения у сверстников, у коллег по учебе и труду. Теперь мы вступаем в период, когда молодежь с ее «префигуративным схватыванием» еще не известного будущего наделяется новыми правами. Главной целью образования становится формирование потребности и возможности выйти за пределы изучаемого, способности к саморазвитию, непрерывному и гибкому самообразованию на протяжении всей жизни при сохранении концептуальных ориентации, образовавшихся за время существования человеческой культуры. Содержание обучения постепенно утрачивает концентрированность на опыте прошлых поколений и все больше синтезирует его с актуальными и будущими состояниями мира, общества, конкретной организации. Все эти особенности современного образования находят свое воплощение и при обучении менеджеров.

В странах Западной Европы, в США и Японии существует разветвленная система подготовки менеджеров. Правительство, ассоциации предпринимателей и сами предприятия постоянно увеличивают капиталовложения в сферу образования, в том числе и в области менеджмента. Согласно данным исследования, прове-

денного английским Агентством по подготовке кадров, в 1986-1987 гг. в Англии на программы подготовки было выделено 17 млрд ф. ст. Расходы на стажеров и преподавателей составляют 75% данного бюджета. Указанные цифры свидетельствуют о значении, которое придают деловые круги Великобритании подготовке высококвалифицированных кадров. Компания «Кодак», например, оценила экономию производственных затрат, достигнутую за счет реализации программ обучения методам обеспечения тотального качества, в 1 млрд ф. ст. в год. Рассматривая расходы на профессиональную подготовку менеджеров как стратегическую инвестицию, западные организации в то же время стремятся к максимальной эффективности вложений капитала в обучение управленческого персонала, что, с одной стороны, проявляется в постоянном внимании к наиболее современным формам и методам обучения, а с другой — в проведении разнообразных мероприятий, направленных на сохранение полученных результатов. Так, в Англии действует система, направленная на удержание менеджеров 35-40-летнего возраста, когда им приходится уделять много времени и сил заботе о родителях. Данная система предусматривает создание рабочих мест на дому, предоставление оплачиваемых отпусков, временный перевод на должность с меньшим объемом работы и меньшей оплатой — все эти шаги связаны со стремлением сохранить квалифицированного менеджера, на подготовку которого затрачены значительные средства. В США подготовка менеджеров рассматривается как необходимая основа всего управленческого дела. Здесь ежегодно разоряется примерно 10% компаний, прежде всего небольших. Причина — главным образом недостаточная компетентность менеджеров, поскольку такие компании не имеют средств готовить для себя (или нанимать) менеджеров высокого класса.

Институциональные формы подготовки профессионалов в области управления в первую очередь связаны с практикой работы высших учебных заведений и академий, школ бизнеса, менеджмента, внутрифирменных школ управления и частных организаций, специализирующихся на подготовке и повышении квалификации менеджеров.

Наиболее серьезная подготовка менеджеров на научной основе повсеместно осуществляется в рамках программ магистров делового администрирования (master of business administration, MBA). Их содержание и структура хорошо известны и состоят из базовых дисциплин (среди которых экономика, право, количественные методы, науки о человеческом поведении), основных управленческих дисциплин — core (таких, как финансы, маркетинг, управление операциями, эккаунтинг, общий менеджмент), интегративных дисциплин — integrative (среди которых — среда бизнеса, стратегия бизнеса, международные операции), специальных экономических и управленческих дисциплин при их широком выборе. Система подготовки менеджеров является многоступенчатой, и это характерно для американского, европейского, японского и отечественного менеджмента.

В настоящее время в США действует более 600 школ бизнеса, имеющих самостоятельный статус в рамках университетов и дающих систематизированную подготовку в области бизнеса и менеджмента. На профессиональное образование менеджер затрачивает от двух до десяти лет. Ежегодно более 60 тыс. американцев получают дипломы менеджеров. Общее число профессионалов в этой области в США превышает 10 млн человек с наибольшей их концентрацией в области финансов и страхования. Финансирование профессиональной подготовки менедже-

ров характеризуется тенденцией к постоянному увеличению, что косвенно свидетельствует об эффективности сложившейся системы подготовки.

Первоначальная ступень — окончание университета или колледжа (2-4 года), после чего специалист получает степень бакалавра. Затем, при условии наличия двухлетнего опыта практической работы, менеджер может продолжать обучение по наиболее престижным программам магистрата: «магистр науки управления», «магистр международного менеджмента» и т. д. Завершающая ступень профессионального образования менеджера — это четырехгодичные программы, позволяющие получить степень доктора философии, которая, с одной стороны, обеспечивает статус исследователя в области менеджмента, а с другой — дает возможность профессионально заниматься экспертной и аналитической деятельностью.

Остановимся более подробно на работе школы управления (менеджмента) Мас-сачусетского технологического института. Она называется Слоуновской школой бизнеса — в честь Альфреда П. Слоуна, основавшего ее в 1914 г. Работая в General Motors, Слоун обосновал и применил новые методы подготовки среднего управленческого звена, которые имели большой финансовый успех. Впоследствии им был создан специальный фонд, финансирующий школу. Структура обучающихся в школе включает следующие ступени:

1) студенты младших курсов (не имеющие степени);

2) студенты старших курсов (имеющие степень бакалавра и занимающиеся по двухлетней программе подготовки магистров);

3) докторанты, работающие над диссертациями на соискание ученой степени доктора философии;

4) обучающиеся по программе «Слоуновские содружества» (одногодичные курсы переподготовки управляющих среднего звена из США и зарубежных стран);

5) обучающиеся по программе «управление технологией»;

6) обучающиеся по 9-недельной программе переподготовки управляющих высшего уровня — как правило, директора и вице-президенты компаний.

В Слоуновской школе бизнеса главным образом обучают управлению вообще, или общему менеджменту. Ощущая недостаточность «общеуправленческого» подхода, с 1981 г. здесь стали развивать программный подход к подготовке специалистов по управлению, и в настоящее время в школе разрабатывается комплекс программ такой подготовки.

В качестве иллюстрации приведем программу обучения студентов младших курсов, выбравших своей специальностью «управление». Они специализируются по одному из четырех направлений:

1) информационная технология;

2) исследование операций;

3) исследование маркетинга;

4) исследование поведения.

При этом все студенты факультета управления, независимо от специализации, в обязательном порядке изучают следующие восемь дисциплин:

1) основы микроэкономики;

2) основы макроэкономики;

3) лаборатория психологии управления;

4) введение в финансовый учет;

5) линейная алгебра;

6) введение в науку управления;

7) анализ вероятностных систем;

8) прикладная статистика.

Кроме того, каждый студент обязан по выбору освоить две из пяти дополнительных дисциплин:

1) введение в управление технологическими нововведениями;

2) управление финансами;

3) управление кадрами;

4) управление операциями;

5) управление маркетингом.

Если система первоначальной подготовки по менеджменту в школах бизнеса и управления при высших учебных заведениях Европы, США, Японии и России имеет много общего, то внутрифирменная подготовка специалистов отличается целым рядом особенностей.

Подготовка и повышение квалификации менеджеров в Японии определяются характерными особенностями японского подхода к управлению и организации работы фирмы. Особенности исторического и национального развития Японии позволяют менеджерам решать задачи в сфере управления, опираясь на интеграцию всего персонала. Основной идеей профессиональной подготовки в японском менеджменте выступает идея обучения в течение всего трудоспособного периода, т. е. непрерывного обучения. Основам менеджмента обучаются не только менеджеры, но и рядовые сотрудники, что особенно ярко демонстрирует опыт японских кружков качества, сыгравших огромную роль в развитии японской экономики. В них предусматривается довольно развернутая программа обучения персонала, занятия проходят еженедельно как часть рабочего дня. Учебная программа включает в себя четыре основных раздела:

1) теория менеджмента в применении к программе кружков качества;

2) умение общаться и слушать;

3) создание группы и навыки руководства;

4) статистические методы, контроль качества.

Широко распространены в Японии и групповые методы подготовки менеджеров. Обучение проводится с отрывом от работы в течение 10-14 дней. Основное внимание уделяется детальной отработке профессионально важных навыков.

Особенности внутрифирменной подготовки менеджеров в США можно проиллюстрировать на примере программы, реализуемой в Международной корпорации ЗМ. Корпоративная политика обучения и повышения квалификации кадров основана на следующих принципах:

♦ высшее руководство фирмы вовлекается в процесс обучения;

♦ учебные программы отражают основные положения корпоративной философии и стратегии;

♦ индивидуальные цели профессиональной подготовки тесно увязываются с профессиональными перспективами;

♦ итоги профессиональной подготовки подвергаются всестороннему контролю, который дает представление как о содержании обучения и субъективной удовлетворенности его итогами, так и о качестве освоения.

В содержании программ профессиональной подготовки существенное место принадлежит предельно конкретным модулям, направленным на подготовку менеджера к эффективным действиям в команде, действиям в конфликтных ситуациях, управлению стрессом и временем, ведению переговоров и умению слушать, ораторскому искусству. Вместе с тем характерной тенденцией в профессиональной подготовке менеджеров является стремление к их многофункциональности, созданию условий для формирования стратегического видения ситуации на рынке и способности согласовывать свои решения и действия со стратегическими целями организации. Надо отметить, что программы повышения квалификации менеджеров высшего и среднего звена обладают существенными различиями и в значительной степени учитывают не только специфику этих категорий управленцев, но также имеют и специальные модули для подготовки менеджеров, недавно принятых в компанию.

В нашей стране в настоящее время происходит процесс обновления системы профессиональной подготовки руководителей. Созданы учебные заведения, готовящие профессиональных управленцев в области административного управления (кадровые центры), открыт ряд новых специальностей в высших учебных заведениях, по которым готовятся специалисты-менеджеры. Организации, опираясь на анализ собственных потребностей, формируют программы обучения руководителей разного уровня. При этом внимание уделяется не только развитию профессиональной компетентности, но и личностному развитию менеджеров, оптимизации взаимодействия в отделах, между ними и с высшими руководителями. Зарубежный опыт, как правило, осваивается критически, с учетом специфики конкретной организации и сферы ее интересов. Методы профессиональной подготовки менеджеров включают в себя лекции, семинары, групповые дискуссии, метод анализа конкретной ситуации (case method), мозговой штурм (brain storming), модерации (brain writing), тренинг (подробно он будет рассмотрен в гл. 13), программированные инструкции и так называемые трудовые методы (ротация и стажировка).

В профессиональной подготовке менеджеров можно обнаружить действие ряда тенденций, определяющих ее современное состояние. Несмотря на сохраняющиеся различия между школами западноевропейского, американского, японского и отечественного менеджмента, налицо многочисленные признаки из взаимного проникновения, которые принимают и организационные фирмы: подготовка евро-менеджеров, в которую включены представители менеджмента различных культур; создание в 1991 г. во Франции французско-японского центра подготовки менеджеров; унификация учебных программ в области менеджмента, проводимых в развивающихся странах под эгидой Организации Объединенных Наций.

Зарубежный опыт профессиональной подготовки менеджеров проникает и в отечественную практику: в России реализуются многочисленные обучающие программы для менеджеров, некоторые из них — при российских вузах. В программах

профессиональной подготовки управленцев наряду со специальными предметами и сугубо профессиональными вопросами увеличивается удельный вес мероприятий, направленных на личностное совершенствование и сохранение здоровья менеджеров. Безоговорочному преобладанию подхода, согласно которому успех организации зависит преимущественно от управленческого таланта высшего менеджера, поставлен предел в виде усиливающегося внимания к способности менеджера работать в команде, ориентируясь на возможности партнеров, находя в них опору и поддержку и тем самым усиливая себя и свою организацию. Примечательно и то, что менеджменту обучаются не только управленческий персонал организаций, но и рядовые их сотрудники, а это позволяет увеличивать совокупный потенциал организаций. Таким образом, можно заключить, что отбор и профессиональная подготовка управленческих кадров требуют постоянного исследования и оптимизации, учета наметившихся в этой области человеческой практики тенденций.

Литература

Басов М. Я. Тесты: теория и практика. М., 1928.

Кричевский Р. Л. Если Вы руководитель. М., 1993.

Кудряшова Л. Д. Системно-психологическая оценка кадров руководителей и управленческих систем. Кишинев, 1983.

Кузьмин Е. С. Вопросы социальной психологии руководства // Психология — производству и воспитанию. Л., 1977.

Макшанов С. И. Психология тренинга. СПб., 1997.

Мид М. Культура и мир детства / Пер. с англ. М., 1988.

Никифоров Г. С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности // Работе с кадрами — научное обеспечение. СПб., 1991.

Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. Л., 1986.

Evance R, Russell P. The creative manager. London, 1989.

Furnham A., Gunter B. Business watching: understending business life. London, 1994.

handy F. I. Readings in industrial and organizational psychology. Homwood, 1985.

Stogdill R M. Handbook of leadership. New York, 1974.

Toffler A. Previews and premises. New York, 1983.

Глава 13

ТРЕНИНГ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Наши рекомендации