Общие и специальные способности педагога

Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности. В число общих способно­стей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относятся те, от которых зависит успех именно пе­дагогической деятельности, обучения и воспитания детей. На общих способностях мы останавливаться не будем, так как они связаны не только с педагогической дея­тельностью, а специальные способности рассмотрим подробнее. К ним можно от­нести:

- способность видеть и чувствовать, понимает ли учащийся изучаемый ма­териал, устанавливать степень и характер такого понимания;

- способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;

- способность по-разному излагать, доступным образом объяснять один и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися;

- способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний, умений и навыков;

- способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значи­тельного объема информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех учащихся;

- способность правильно строить урок, совершенствуя свое пре­подавательское мастерство от занятия к занятию;

- способность передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь учиться на их примерах;

- способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной для обучения информации, а также ее непосредственное использование в педагогической деятельности;

- способность формировать у учащихся нужную мотивацию и структуру учебной деятельности (учения).

Все эти специальные способности касаются трех взаимосвязанных сторон деятельности по приобретению знаний, умений и навыков: обучения, учения и научения. Трудно определенно сказать, как и когда они начинают формироваться в онтогенезе и по каким законам развиваются. Что-то в них является врожденным и существует в форме задатков, однако до сих пор ничего конкретного по этому по­воду наука сказать не в состоянии. Как и всякие другие способности, педагогиче­ские способности воспитываются, и их вполне сознательно можно формировать у детей.

Особый класс специальных педагогических способностей составляют спо­собности к воспитанию детей. Среди них в качестве главных можно выделить сле­дующие:

- Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого челове­ка, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии).

- Способность быть примером и образцом для подражания со стороны де­тей в мыслях, чувствах и поступках.

- Способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стрем­ление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.

- Способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивиду­альным особенностям воспитываемого ребенка.

- Способность вселять в человека уверенность, успокаивать иго, стимули­ровать к самосовершенствованию.

- Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, доби­ваться его расположения и взаимопонимания.

- Способность вызывать к себе уважение со стороны воспитываемого, поль­зоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.

В среде педагогов немало таких, кто является хорошим учителем, но сравни­тельно слабым воспитателем, встречаются и те, кто способен неплохо воспитывать детей, но гораздо хуже справляется с ролью учителя. Это обстоятельство не явля­ется основанием для вывода о том, что соответствующие люди не могут стать хо­рошими педагогами, просто сфера приложения их педагогического мастерства может быть различной: или преимущественно учительской, или главным образом воспитательской.

Среди специальных педагогических способностей есть и способность особо­го рода, которую нельзя однозначно отнести ни к деятельности учителя, ни к рабо­те воспитателя, так как она одинаково необходима им обоим. Это способность к педагогическому общению.

В.А. Кан-Калик, ученый - психолог, который много занимался исследовани­ем этой способности, писал, что педагогический труд насчитывает в своей структуре более 200 компонентов . Общение является одной из самых сложных его сторон, так как через него осуществляется главное в педагогической работе: воз­действие личности учителя на личность ученика.. Одним из важных качеств педа­гога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностя­ми педагога. Владение профессионально-педагогическим общением — важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличност­ных взаимоотношений.

Какова структура коммуникативных способностей, знаний, умений и навы­ков, используемых педагогом в общении с учащимися?

Прежде всего заметим, что коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении,— это способности к общению, специфическим обра­зом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучени­ем и воспитанием детей. Из этого можно сделать по меньшей мере два полезных вывода:

Разговор о способностях к педагогическому общению не может вестись независимо от обсуждения общих коммуникативных способностей, проявляемых во всех сферах человеческого общения.

Когда речь идет о способностях к педагогическому общению, то ограни­чиваться разговорами об общих коммуникативных способностях нельзя. Во-первых, далеко не все коммуникативные способности человека проявляют себя одинаковым образом и в одинаковой мере необходимы педагогу. Во-вторых, есть ряд специальных коммуникативных умений и навыков, которыми должен владеть педагог и которые не являются необходимыми для людей других профессий. В ча­стности, познание человеком других людей, познание самого себя, правильное восприятие и оценивание ситуаций общения, умение вести себя по отношению к людям, действия, предпринимаемые человеком в отношении самого себя.

Рассмотрим каждую из выделенных групп коммуникативных способностей более детально и одновременно наметим те проблемы, которые могут возникать в процессе педагогического общения из-за недостаточного развития этих способно­стей.

Познание человека человеком включает общую оценку человека как лично­сти, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем; оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений; оценку связи внешне наблю­даемого поведения с внутренним миром человека; умение «читать» позы, жесты, мимику, пантомимику.

Познание человеком самого себя предполагает оценку своих знаний; оценку своих способностей; оценку своего характера и других черт личности; оценку то­го, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих его людей.

Умение правильно оценить ситуацию общения - это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них снимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологиче­ский смысл возникшей ситуации.

Интересны в педагогическом плане, но менее изучены и порождают больше разнообразных проблем на практике так называемые невербальные формы педаго­гического общения. Связанные с этим коммуникативные способности включают: умение вступать в контакт с незнакомыми людьми; умение предупреждать воз­никновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразуме­ния; умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым дру­гим человеком; умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства; умение извлекать из общения максимум поль­зы для себя.

Способности, проявляемые в действиях человека по отношению к самому себе, содержат умения управлять теми аспектами собственного поведения, кото­рые важны для установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми, для обеспечения правильного восприятия и понимания этими людьми нас самих. К ним же относится способность человека к самовосприятию, направленная на устранение привычек и склонностей, препятствующих общению, на форми­рование и развитие полезных для общения умений и навыков.

Коммуникативные способности педагога поддаются развитию. Хорошие ре­зультаты в их формировании дает социально-психологический тренинг.

Особой сферой проявления способности к педагогическому общению явля­ется применение педагогом поощрений и наказаний. Они стимулируют успехи ученика, особенно тогда, когда поощрения и наказания заслуженны и справедли­вы. От педагогической оправданности поощрений и наказаний зависит их стиму­лирующая роль. Приведем в этой связи развернутые характеристики эффективных и неэффективных с педагогической точки зрения поощрений.

50 Общие и специальные способности педагога - student2.ru Общие и специальные способности педагога - student2.ru

Общие и специальные способности педагога - student2.ru

Наши рекомендации