Оценочный формуляр для методики «Конструктивная ссора»

Стиль ссоры:
Параметр оценки ссоры II. Конструктивное Поведение + - III. Деструктивное поведение
Конкретность Атака или защита на­правлены на опреде­ленные и конкретные поступки в настоящее время     Разговор неконкретный, по­ведение можно назвать ти­пичным; говорят о прежних поступках или о вещах, не имеющих отношения к ре­шаемой проблеме
Включенность супругов во взаимодействие Оба партнера активно включаются во взаимодействие, «бьют и получают сдачи»       Один из участников не вклю­чается в ссору, уклоняется от нее, обижается и раньше вре­мени ее заканчивает
IV. Стиль общения Ясные и открытые со­общения, каждый го­ворит за себя, обдумы­вает свои слова; другой его понимает и отвечает     Излишне частое повторение своего, плохо слушают друг друга, скрытые намеки и неяс­ности, укрываются за выска­зываниями и словами других лиц
«Честная игра» Не используются уда­ры «ниже пояса», принимается во вни­мание, что может вы-нести партнер     Аргументы не относятся к предмету ссоры, но больно бьют партнера по его слабым местам
Результаты ссоры
Информативность взаимодействия Что-либо узнал или понял, научился че­му-то новому + - Не узнал ничего, о чем не слышал бы раньше
Насколько супруги смогли отреагировать накопившиеся у них эмоции Уменьшилась напря­женность, высказыва­лись жалобы, претен­зии, дан выход эмоци­ям, снизилось раздра­жение     Разговор не привел к умень­шению напряженности, она осталась или даже повыси­лась
Несколько супруги сблизились в результате взаимодействия Ссора привела к взаимо­пониманию и сближе­нию, супруги чувству­ют, что зависят друг от друга, и правильно себя оценивают     Супруги еще более отдали­лись друг от друга, не пони­мают друг друга или чувст­вуют какую-то несправед­ливость
Привело ли взаимодействие к улучшению ситуации Ссора привела к реше­нию проблемы, выходу из конфликтной ситуа­ции, к пониманию и взаимным уступкам; обдумано и обсуждено дальнейшее поведение     Решение не найдено, партнер не старался улучшить ситуа­цию или не поддерживал та­кое стремление у другого, не идет на уступки и не желает в себе что-либо изменить


Окончательный результат получается суммированием баллов по всему формуляру и может достигать значения от-8 до+8.

После заполнения оценочного формуляра целесообразно об­судить с супругами, что они могли бы сделать, чтобы повысить результативность своего взаимодействия, и предложить им проиграть новую конфликтную ситуацию с большей эффектив­ностью.

Другой известной методикой для выработки у супругов навы­ков согласования и приспособления в конфликтной ситуации является методика «Супружеский договор» [см., напр., Кратох-вил, 1991, с. 197-201] или, как ее порой называют, «Техника списка».

Методика «Супружеский договор»

(«Техника списка»)

Существует множество модификаций этой методики. Сущность ее состоит в том, что супругам предлагается на листах бумаги изложить свои требования друг по отноше­нию к другу. Далее психолог-консультант помогает супру­гам сделать их требования друг по отношению к другу мак­симально конкретными. После этого по пунктам требова-

ний между супругами заключают договор: каждый будет стараться делать то, что требуется другому, в ответ на по­добную его встречную активность. В табл. 3 представлен об­разец такого супружеского договора, взятый из книги С. Кратохвила [1991, с. 199].

Через неделю супруги вновь встречаются с психологом и об­суждают, что необходимо изменить в договоре, чем его надо до­полнить. Обсуждаются причины незапланированных наруше­ний, как их избежать в будущем.

Порой строятся графики освоения навыков: клиенты получа­ют формуляры, в которых отмечают частоту желаемого (или не­желательного) поведения по отдельным дням. На основе этих формуляров потом строится график освоения навыков решения проблем.

Вместо графиков можно использовать дневниковые формы записей- ежедневные отметки о стремлении партнера достиг­нуть положительных изменений поведения. Например, клиент получает задание ежедневно отмечать, «что сегодня партнер сделал мне приятного» или «что из сделанного сегодня партне­ром мне понравилось».

Супружеский договор Вацлаваи Кветы (по С. Кратохвилу)

Таблица 3

Пункты разногласий Обязательства мужа Обязательства жены
Домашний бюджет Буду ежемесячно вносить в семей­ный бюджет 800крон, уплачи­вать налоги - 850 крон, делать сбережения в размере 700 крон, а также покупать бензин для авто­мобиля; оставлять на карманные расходы 500крон Буду самостоятельно вести семейный бюджет и вносить в него свою долю в размере 1200крон; оставлять на кар­манные расходы 400 крон
Секс и душевный разговор По возвращении домой не менее 10 мин разговаривать с женой; ежедневно говорить ей какой-то комплимент; не буду использо­вать грубых выражений; не буду принуждать жену к исполнению супружеских обязанностей Создать в доме атмосферу нежности, половые отноше­ния 3 раза в неделю (дни по собственному выбору); в сек­се проявлять инициативу не эеже 1 раза в неделю
Свободное время По крайней мере, один раз в месяц организовывать совместный отдых вне дома; обязанности по его организации выполнять поочередно.  
Другое Всегда убирать свои вещи на место. Заниматься детьми и домаш­ним хозяйством, когда жена за­держивается на работе При обсуждении возникаю­щих проблем (1-2 раза в неде­лю по 10-20 мин) буду сотруд­ничать и использовать в споре логические доводы

В случае, если супруги не умеют слушать друг друга и редко обращают внимание на позитивные аспекты чужого сообще­ния, целесообразно предложить им технику «Супружеская конференция» [Шерман, Фредман, 1997, с. 181-184].

3.5.3. Методика «Супружеская конференция»

Супруги встречаются в условленное время в условленном месте в период между визитами к психологу. Необходимо про­водить, как минимум, одну подобную встречу в неделю.

Встреча должна происходить в условиях, когда нет никаких

влияний извне.

Один партнер говорит в течение какого-то фиксированно­го времени (обычно получаса) или (по своему усмотрению) молчит. Можно рассказывать о чем угодно - о снах, планах, болезнях, желаниях, потребностях. Другой партнер должен очень внимательно слушать и ни в коем случае не переби­вать, не курить, не ходить взад и вперед по комнате и не де­лать ничего такого, что могло бы нарушить процесс обще­ния. Точно в определенное время первый партнер останав­ливается.

Второй партнер кратко (в течение 3 мин) рассказывает отом, что он услышал в монологе первого, и что, как он пола­гает, первый имел в виду. Позиция говорившего признается имеющей право на существование и на данном этапе встречи никак не атакуется и не критикуется.

После этого второй партнер говорит в течение положенного ему получаса, а первый его внимательно слушает. И все повто­ряется сначала.

Обсуждение следует закончить в строго определенное время.

Вопросы, обсуждаемые на конференции, не должны подни­маться вплоть до следующей встречи.

Когда супруги приходят к психологу, последний может мо­дифицировать правила проведения конференций с целью фор­мирования у супругов навыков конструктивного поведения.

Техникой конструктивного разрешения назревающих кон­фликтных ситуаций является процедура «Семейный совет» [Шерман, Фредман, 1997, с. 184-186].

3.5.4. Методика «Семейный совет»

Место и время для совета выбирается такое, чтобы ничто не могло ему помешать.

Совет формально включает всех членов семьи, однако нико­го нельзя заставлять присутствовать на нем насильно. Вместе с тем все те, кто участвуют в семейном совете, должны согла­ситься следовать тем решениям, которые будут на нем приня­ты. Необходимо стремиться к тому, чтобы все члены семьи при­сутствовали на совете.

Решения, принятые на совете, не могут быть в односторон­нем порядке нарушены или же проигнорированы. Если же та­кой инцидент происходит, он должен обсуждаться на следую­щей встрече.

Каждый может предложить вопросы для обсуждения. Листок бумаги со списком вопросов, требующих всеобщего обсуждения, помещается в удобное для просмотра всех чле­нов семьи место, например, прикрепляется к холодильнику магнитной кнопкой. Другие члены семьи знакомятся с пред­ложенным списком, фиксируют свои мнения, комментарии и т. д. Так реально совет начинается еще до его официального начала.

Список вопросов может включать все, что связано с благо­получием детей, семейными прогулками, что имеет отноше­ние к семье как целому. Родители обсуждают с детьми такие

вопросы, как уборка квартиры, время возвращения домой, визиты друзей. Дети могут включать в список такие вопросы, как возможность уединения, предоставление им большей не­зависимости, время просмотра телевизионных передач, а так­же просить помощи в улаживании различного рода конфлик­тов друг с другом. Можно просто делиться своими мыслями, чувствами, надеждами, достижениями, опытом решения про­блем.

Место председателя совета переходит от одного члена семьи к другому из числа тех, кто эти обязанности в состоянии выпол­нять. Член семьи, выполняющий обязанности председателя, должен делать все возможное для того, чтобы соответствовать роли демократического лидера семейной группы. При этом ро­дители не имеют право занимать позицию Верховной Власти. Семейный совет осуществляется на основе общеизвестных пра­вил проведения любого демократического собрания. Однако нужно иметь в виду, что достижение единогласия более прием­лемо, чем решение на основе большинства голосов.

Как родители, так и дети должны быть уверены, что у них в семье есть право голоса, что сказанное ими будет услышано, принято и со всей серьезностью рассмотрено.

Семейный совет проводится для того, чтобы решать пробле­мы, а не для того, чтобы нападать на конкретных людей.

3.5.5. Методика психологической диагностики

и коррекции конфликтного общения в семьеВ.А. Смехова

Если можно предполагать, что супруги обладают богатыми внутренними ресурсами для самостоятельного разрешения конфликтной ситуации (высокий уровень образования, духов­ные ценностные ориентации), но повседневная динамика кон­фликтного взаимодействия не дает им включить в действие эти ресурсы из-за активизации защитных механизмов, то для пре­образования типичных образцов поведения в супружеском конфликте можно использовать методику психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье В.А. Смехова[1985].

Методика предполагает в процессе работы с клиентом ана­лиз 11 рефлексивных планов, которые помогают клиенту осоз­нать динамику психических явлений:

1. Краткое содержание конфликтной ситуации.

2. Как реально я себя вел.

3. Как я хотел бы вести себя в подобной ситуации.

4. Как я должен был бы вести себя в подобной ситуации.

5. Как реально он себя вел.

6. Как он должен был бы вести себя в подобной ситуации.

7. Как он хотел бы вести себя в подобной ситуации.

8. Каким он видел меня в этой ситуации.

9. Каким он предпочел бы видеть меня в подобной ситуа* ции.

10. Каким я предпочел бы видеть его в подобной ситуации.

11. Каковы причины, цели и обстоятельства всего проис­шедшего.

3.5.6. Методика «Реакция супругов на конфликт»

Супруги могут долгое время конфликтовать не только пото­му, что у них отсутствуют навыки конструктивного поведения в конфликтной ситуации, но и по иным, более глубинным при­чинам. Для исследования этих причин и последующей работы с ними можно использовать психодиагностическую методику «Реакции супругов на конфликт», разработанную украинским психологом А.С. Качаряном [см. Фурманов, Аладьин, Фурма-нова,1999, с. 175-178; 216-220].

Данный тест содержит 89 утверждений и дает информацию по 8 шкалам:

1. Неконструктивные установки супругов на брак(НУ), свя­занные с нежеланием обсуждать возникшие проблемы, совме­стно искать решения, что-то менять в своем поведении. Рабо­та с этими установками может заключаться в исследовании вместе с клиентом условий и факторов их генезиса.

2. Шкала депрессии (Д)выявляет классическую, астени­ческую, апатическую (снижение интереса, безразличие) де­прессии. В значительном большинстве случаев депрессия воз­никает как реакция на ситуацию, когда человек не имеет и не видит в будущем возможностей для удовлетворения своих наиболее значимых потребностей. Если помочь человеку осоз­нать наличие реальных путей для удовлетворения его потреб­ностей, то депрессия в значительном количестве случаев схо­дит на нет.

3. Шкала протективных механизмов(ПМ), препятствую­щих проникновению в сознание психотравмирующей инфор­мации - вытеснение, отрицание затруднений, регрессия.

4. Шкала дефензивных механизмов(ДМ) диагностирует тип защит, который можно охарактеризовать как «реинтер-претативная активность» - психотравмирующая информа­ция допускается в сознание за счет ее искаженной реинтерпре-тации (рационализация, изоляция, интеллектуализация и т.д.). Применительно к нарушениям, выявляемым с помо­щью данной и предыдущей шкал, необходимо использовать методы психоанализа (например, метод свободных ассоциа­ций), клиент-центрированного подхода (способствовать увели­чению уровня самопринятия).

5. Шкала агрессии (А),в том числе измеряет и смещен­ную агрессию. Важно проанализировать источники агрессив­ности личности. В настоящее время существует много мето­дик для работы с этим явлением (например, в рамках искусст-вотерапии).

6. Шкала соматизации тревоги (СТ)— нездоровые ощуще­ния в области головы, сердца, желудка, общая озабоченность здоровьем. Работа может вестись как в направлении снижения тревожности личности (различные техники релаксации и де­сенсибилизации), так и в плане обучения формам приемлемого выражения любых отличных от тревоги эмоций в ситуации, которая раньше вызывала тревогу (тренинг ассертивности) [см. Нельсон-Джоунс, 2000, с. 256-271].

7. Фиксация на психотравме (Ф)— человек долго не может простить обиду. Работа ведется, исходя из причин этого нару­шения поведения - та или иная степень выраженности опреде-

ленных черт характера или неправильные установки относи­тельно ошибок людей.

8. Контрольная шкалаобеспечивает защиту от столь не­критичного отношения к ситуации опроса, что интерпрета­ция результатов теряет смысл.

Наши рекомендации