Преодолению задержки психического развития у детей и подростков

Комплексное проведение медико-педагогических мероприя­тии, направленных на профилактику и коррекцию отклонений в психофизическом развитии детей с задержкой психического раз­вития, включает:

а) раннюю диагностику задержки психического развития у ребенка,

б ) тщательное изучение состояния познавательных способностей детей с ЗПР, общего состояния их здоровья и потенциальных возможностей их развития (с учетом «зоны ближайшего развития» ребенка);

в) проведение коррекционно-воспитательной работы, направленной на максимальное развитие познавательных возможностей детей и обогащения их практического опыта;

г) лечебно-оздоровительные мероприятия.

Далее в практической части пособия представлены: эволю-ционно-диагностическая карта на ребенка с ЗПР, представляющая собой программу психолого-педагогического изучения с задержками в развитии и содержание психолого-педагогиеской, характеристики ребенка (подростка) с ЗПР, составляемой данным психолого-педагогического обследования.

VI. 3.1 Диагностико-эволюционная карта ребенка с задержкой психического развития*

I. Данные о ребенке

Фамилия, имя ребенка_ ____

Дата рождения_________Домашний телефон_______________

(дата)

Посещает группу______________ с (номенклатура группы)

1.1 Сведения о семье

Мать /Ф.И.О., образование, место работы, должность_________________

Отец /Ф.И.О., образование, место работы, должность_________________

Состав семьи, в которой воспитывается ребенок___________________

Заболевания у родителей и других родственников

ребенка (аллергические заболевания, эндокринные нарушения,

эпилепсия, алкоголизм, пороки развития, нарушения речи и др.). __________________________

Родители проживают совместно (разведены / когда, указать, сколько лет было ребенку)___________ _________________

Наличие левшества у членов семьи______________________

Психические травмы во время беременности____________

Роды (в срок, преждевременные, стремительные, затяж­ные, переношенные)___________

При родах были применены: стимуляция родовой деятельности, вакуум-экстракция, наложение щипцов, кесарево сечение ребенок закричал сразу / нет, были ли судороги_______________________

Патология периода новорожденности (асфиксия ново­рожденного, гипоксия, родовая травма, гематома на голове; на который день ребенка приложили к груди и др.)

Заболевания на 1-м году жизни (в том числе: дизентерия, Пневмония и др.)____________________________

Острые респираторные заболевания (до 3-х лет)

более 6 раз в год________________________ ______________

менее 6 раз в год_________________________ _____________

Детские инфекции (указать возраст) / ветряная оспа, корь, скарлатина, краснуха, коклюш, менингит, менингоэнцефалит, и др.)________________

1.3 Состояние сенсорных функций

Состояние зрения________________________________

Состояние слуха_

1.4 Состояние лорорганов(гипертрофия небных миндалин, аденоидит); хронический тонзиллит_______________________

].2 Анамнез

Возраст матери во время беременности_________________

Какая по счету беременность______роды______________ исход предыдущих родов_____________________________

Как протекала беременность (нормально, токсикоз 1/11 половины беременности, повышение АД, хроническая внутриутробная гипоксия, инфекционные заболевания / грипп, краснуха, повторные ОРВИ и др./), резус-конфликт, травмы лода)______

Наличие физических дефектов___________________________

Травмы головы __ ____

1.7 судороги(возраст появления , частота, причины)___________________

1.8 Энурез__________________

1.9 Состоит ли на учете у врача(у какого специалиста, с какого возраста, с каким диагнозом)

Группа здоровья____________________________

2. Данные психолого-педагогического обследования        
   
Сроки проведения   сен­тябрь   ян­варь   май  
1. Уровень развития основных познаватель­ных процессов              
I. Восприятие              
зритель­ное   1. Цвет а) дай такой же б) дай красный / синий, зеленый, желтый / (название предмета) в) назови цвет              
    2. Форма а) дай такой же б) дай круглый / овальный, тре­угольный /(...) в) назови форму              
    3. Что нарисовано? ( картинки с "зашумленным" фоном: елка, пирамидка, кошка, собака, белка, заяц )              
    4. Узнай предмет по его части ( стол, автомобиль, молоток, петух и др. )              
Такт ил ь-ное( сте-реогноз )   1. Узнай предмет на ощупь (мяч, пирамидка, машинка, кукла и др.)              
    2. Определение фактуры предметов              
    3. Узнавание объемных форм (шар, куб) и плоскостных фигур              
Слуховое восприятие   1. Ориентировка в бытовых шу­мах              
    2. Определение направления звукового сигнала              
    3. Соотнесение шума (звуков) с определенной ситуацией              
    4. Воспроизведение ритма (от-стукивание по заданию: •••, •• , •              

Наши рекомендации