Соперничество компромисс 5 страница

22. Расширение кругозора как способность видеть проблему в широ­ком контексте и в долгосрочной перспективе. Полезно бывает посмотреть на ситуацию, как она есть и только потом, какой она может быть. Другим способом выхода за границы конфликтной ситуации является написание рассказа с главным героем, похожим на участника реальной конфликтной ситуации. Именно в процессе художественного творчества происходит самоотстранение, осмысление своих проблем «со стороны». Написан­ные вместе варианты концовок помогут осмыслить ситуацию, наглядно показать пути выхода. Конфликт происходит между людьми, поэтому имен­но сами участники должны сотворить новый образ ситуации, себя и дру­гих в конфликте.

Таким образом, важно тонко чувствовать, когда и какой способ реше­ния конфликта нужно применить. Творческий подход означает умение разобраться в механизмах конфликта и нахождении «ключика», который остановит и исчерпает конфликт. Только конфликт, не выходящий за рамки конструктивного, может являться плодотворным для обоих участников творческого процесса. В целом творческое отношение к конфликту пред­полагает ориентацию его участников на позицию «выиграть - выиграть», что способствует самоактуализации личности, её целостности и гармо­ничности в отношении к себе и другим.

82

4.8. Методика разрешения конфликта через решение проблемы (по Алану Филли)

1 Определите проблему в категориях целей, а не решений

2 После того, как проблема определена, определите решения, которые приемлемы для обеих сторон

3 Сосредоточ ьте внимание на проблеме, а не на личных качествах дру­гой стороны

4 Создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией

5 Во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнения другой стороны, а также сводя к минимуму проявления гнева и угроз

Данная методика это признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон

Тот, кто пользуется таким стилем, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной си­туации Обсуждая этот стиль, Р Блэйк и Д Мутон отмечают, что расхожде­ние во взглядах рассматривается как неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет Эмоции можно устранить лишь путем прямых диалогов с лицом, имею­щим взгляд, отличный от вашего

САМОПРОВЕРКА

1 Как Вы понимаете выражение «Агрессивны, потому что несчаст­ны»*?

2 Каким образом ситуационный фактор влияет на насилие'?

3 Всегда ли агрессия - зло, или она может иметь конструктивный ха­рактер9

4 Как соотносится агрессия с понятием намерение"?

5 Как научиться выходить из конфликта с минимальными потерями'

6 Как не «влезть» в конфликты с людьми, с которыми не хочется конф­ликтовать, а они «наезжают»1?

7 Как научиться конфликтовать со старшими родственниками, прежде всего с родителями, которые тебя принижают"?

8 Правомерно ли применять по отношению к типичным конфликт­ным ситуациям типичные способы разрешения''

ГЛАВА V.

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕСТРУКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Чем более оптимистичен человек,

тем меньше стрессовых состояний

испытывает его тело.

Искусство и культура общения заключается в частности в том, чтобы научиться не допускать развитие противоречий до уровня деструктивного конфликта. Деструкгивность конфликта проявляется в том случае, когда он принимает затяжной характер, переходит в состояние кризиса, субъектив­ной неразрешенное™ ситуации, что может невротизацию, дезадаптацию и общую задержку развития личности.

5.1. Интеллектуальные меры профилактики конфликта

1. Адекватное распознавание ситуаций.

2. Прогнозирование хода развития ситуаций.

3. Умение отделить конфликтную проблему от личности.

4. Самостоятельность и гибкость мышления в решении ситуаций.

5. Избегание оценки и интерпретаций в решении ситуаций.

6. Конструктивные переосмысление конфликтных проблем.

7. Устранение «ложного видения» ситуаций (позитивное переосмыс­ление ситуаций).

8. Умение обнаруживать надситуативную проблемность в решаемой ситуации.

9. Осмысление конструктивных способов решения ситуаций.

10. Остроумие.

11. Расширение рамок видения ситуации.

12. Умственная «чистка».

13. Умение творчески осмысливать предконфликтную ситуацию.

5.2. Эмоциональные меры профилактики конфликта

1. Эмпатия, проявление душевной тонкости, близость к чувствам оппо­нента.

2. Коррекция, неподчинение астеническим чувствам.

3. Умение быть близким к своим чувствам. (Конфуций: «Благородный муж когда же гневается, думает об отрицательных последствиях»). (Ф. Де Ларошфуко: Ум всегда в дураках у сердца»).

84

4 Открытость и теплота в общении.

5. Умение заинтересовать оппонента.

6. Предупреждение нарастания отрицательных эмоций.

7. Чувство юмора, доброжелательность, отзывчивость и т. д. g. Умение преодолевать «эмоциональное облако».

9. Стрессустойчивость, конфликтоустойчивость.

10. Своевременное избавление от отрицательного «эмоционального шлейфа».

11. Целенаправленная смена деструктивного эмоционального состоя­ния конструктивным.

12. Самоуправление эмоциональным состоянием.

5.3. Рефлексивные меры профилактики конфликта

(Осознание нарушений своего «Я»; слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия)

1. Умение ориентироваться в себе самом.

2. Объективация конфликта (осознание причин, механизмов, стадий и закономерностей развития конфликта).

3. Своевременное устранение предвзятых отношений к ситуации.

4. Самоконтроль конфликтогенных качеств,

5. Умение принимать людей такими, какие они есть.

6. Осознание необходимости избавления от тех утверждений, за кото­рые очень держишься.

7. Умение рационально работать со своими ожиданиями.

8. Конструктивная переработка собственного опыта.

9. Написание «подтверждения».

10. Способности прогнозировать исправлять своим поведением.

11. Предвидение оценок и отношений окружающих.

12. Корректирование неадекватного представления о себе.

13. Профилактика актуального дистрессового опыта.

5.4. Регулятивные меры профилактики конфликта

1. Саморегуляция дистрессовых состояний.

2. Многоплановость поведения.

3. Сдержанность, тактичность, уравновешенность.

4. Структурирование ситуаций в соответствии с социально-полезными Целями.

5. Самоконтроль, самообладание.

6. Умение «держать паузу».

7. Настойчивость, целеустремленность и др.

8. Способность управлять ситуацией.

9. Координация усилий других людей по решению собственной ситуа­ции.

10. Конструирование ситуации в соответствии с собственными целями.

11. Умение взять ситуацию под контроль.

12. Умение пойти на компромисс.

13. Реализация стратегии «выигрыш/выигрыш».

АУДИТОРНАЯ САМОПРОВЕРКА

1. Можно ли прожить без конфликтов?

2. Что нужно сделать, чтобы «неразрешимые конфликты» были разре­шены?

3. В чем отличие противоречивых отношений от конфликтных?

4. Назовите психологические приёмы, с помощью которых любой кон­фликт можно превратить в возможность познать что-то новое в себе и в окружающей социальной действительности.

5. Как вести спор, если партнер по общению «из принципа» или гордо­сти не хочет соглашаться с Вами, адля Вас обсуждаемый вопрос является очень важным?

6. Зависит ли поведение личности от обстоятельств или в любой ситуа­ции человек всегда контролирует свои поступки?

7. Почему у многих старших школьников возникают конфликты с роди­телями?

8. Одни и те же приёмы воспитания в одном случае эффективны, а в другом - нет. Почему?

9. Э.Дюркгейм ещё в начале 20 века установил, что число самоубийств выше среди одиноких мужчин и замужних женщин, чем среди одиноких женщин и женатых мужчин. Кроме того, именно замужние женщины стра­дают значительно большим числом физических и психических недугов, чем одинокие женщины. У мужчин дела обстоят как раз наоборот, т.е. женатые мужчины чувствуют себя более благополучно, чем одинокие. Дайте свое объяснение этому феномену. (Профессор Дж.Бернар объяс­няла этот факт так: отлично приспособленная культурой для удовлетворе­ния мужских прихотей женщина является стабильным гарантом мужского благополучия).

Ю. Каким образом соотносятся склонность к манипулированию и склонность ко лжи? Что между ними общего и в чём проявляются разли­чия?

11. Допишите следующее предложение: «Чтобы избежать конфликта яли найти его положительное решение, необходимо...».

12. Может ли конфликт продолжаться в случае устранения исходных причин его возникновения? Почему?

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

1. Проведите анализ Ваших жизненных ошибок.

2. Опишите конфликтные ситуации по параметрам «цель», «средства», «мотив».

3. Приведите примеры конфликтных ситуаций по определенным кри­териям типологии конфликтных ситуаций.

4. Составьте перечень классификации субъективных условий возник­новения конфликтной ситуации.

5. Проведите анализ личностных и деловых качеств руководителя, по­рождающих деструктивный конфликт.

6. Составьте программу бесконфликтного (неагрессивного) общения.

7. Опишите ситуацию, вызвавшую затруднение, и проведите её психо­логический анализ.

8. Разработайте собственную схему анализа конфликтной ситуации.

9. Опишите собственные способы выхода из конфликтной ситуации.

10. Проведите анализ конфликтной с итуации, описанной в художествен­ной литературе.

11. Проанализируйте интеллектуальные, эмоциональные и волевые качества, способствующие возникновению деструктивных качеств.

12. Опишите динамику конфликта, взятого ш собственной жизни или кинофильма.

87

ГЛАВА VI.

ПСИХОЛОГИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗАКОНФЛИКТ

Чем больше ответственности принимает на себя человек, тем больше у него власти над решением проблем.

Принцип психосинтеза

6.1. Определение ответственности

Я знаю, как на мед садятся мухи

Я знаю смерть, что рыщет, всйгубя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю всё, но только не себя

Франсуа Вийон

Принятие решений в условиях конфликтной педагогической ситуации отличается особой ответственностью, а сложность их выработки неизме­римо возрастает. В процессе решения педагогической ситуации важно не задеть личность учащегося, не уроккгь его достоинства. Часто возникно­вение трудной ситуации обусловлено личными качествами преподавате­ля. Педагог, воспринимая трудности, имеет возможность принимать от­ветственность на себя, не углубляться при этом в самообвинение, а выде­лять свои конкретные недостатки, которые в дальнейшем можно перевес­ти в достоинства.

Ответственность — это способность личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе или коллективе нормам (К.К.Платонов, 19S1).

Экспериментальными исследованиями Латаие и Дарлея (1970) уста­новлено уменьшение личной ответственности испытуемого по мере рос­та численности группы, в которой он работал. В случае, если результат ответственной деятельности зависит от совместных усилий фуппы лиц или коллектива, необходимо установить персональную ответственность за конкретный участок работы.

По данным И.И.Купцова (1982) ведущими отрицательными чертами характера, которые отметили у себя учащиеся, явились безответственное отношение к учебе и общественным поручениям.

U

Ответственность - это осуществляемый в различных формах контроль лад деятельностью субьектас точки зрения выполнения им принятых норм и правил (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, 1990).

Механическое следование придуманным людьми, обществом разно­образным « должен», «надо», «следует» или «обязан» является ярким про­явлением самодиверсии. Действуя по данным правилам, нормам мы пе­рекладываем с себя ответственность за свои поступки на эти правила, т.е. оказываемся не в состоянии или неспособными вложить в выполняемое нами дело все самое лучшее, на что способны.

6.2. Психологическая структура ответственности

Если проблема принадлежит Вам, то и

ответственность за испытываемые негативные

чувства - тоже Баша. Это наказание за то, что Вы

не решаете проблему, либо решаете неэффективно*

Минкина И. А. (1990) выделяет три компонента, характеризующих струк­туру ответственных действий субъекта: познавательную, волевую и прак­тическую (ответственное поведение и деятельность) ответственность.

КМуздыбаев (1983) видитв ответственности результат интеграции всех психических функций личности: субъективного восприятия окружающе­го мира, оценки собственных жизненных ресурсов, эмоционального от­ношения к должному, воли. Он среди существенных признаков ответствен­ности личности в первую очередь выделяет точность, пунктуальность, обязательность, что подразумевает честность, справедливость, принципи­альность. Реализация этих характеристик личности, в свою очередь, невоз­можна без эмоциональных и волевых качеств.

В соответствии со шкалой ответственности Гоу ответственный человек (личностные корреляты) не циничен, не враждебен, податлив, вынослив, общителен, спокоен, рассудителен, успешно учится, либерален. Общим для всех этих сопутствующих ответственности качеств является норматив­ность личности, её лояльность к групповым стандартам и усердие в испол­нении своих обязанностей (Муздыбаев К., 1983).

Сила «сверх-Я» в 16-факторном опроснике Кэттелла наряду с ответ­ственностью раскрывается через стойкость, упорство, обязательность, дисциплинированность, добросовестность. Такие люди точны и аккурат­ны в делах, во всем любят порядок, правил не нарушают, выполняют их буквально даже тогда, когда правила кажутся пустой формальностью (В.М.Мельников, Л.ХЯмпольский, 1985).

Ответственность раскрывается А.В.Филипповым (1989) с соавторами через «результат многих психологических функций личности: познаватель­ной, эмоциональной и поведенческой. Существенные признаки ответствен­ности, проявляющейся в поведении, - точность, пунктуальность, обяза­тельность. Ответственное поведение ие может реализоваться успешно, если у человека не развиты эмоциональные качества', способность к сопережи­ванию, чуткость к состоянию другого человека. Осуществление ответствен­ного поведения требует волевых качеств: настойчивости, терпеливости, выдержки, стойкости.

6.3. Виды ответственности

Человек является взрослым в шок степени,

в какой он воспринимает себя ответственным

за свою собственную яеизнъ.

М.Ш.Ноулз

\. Ответственность в контексте решаемых проблем. В психологии термин «Ответственность» используется при рассмотрении проблем, свя­занных: а)с характером (воспитаниеответственности); 6) с чувствами (мо­ральная ответственность); в) с интеллектом (осмысление и осознание от­ветственности).

2. Ответственность как умение отвечать за что-либо. Даже если человек не виноват в конфликте, он может взять ответственность на себя. Это может выражаться либо в принятии вины, либо в принятии решения. Данное вид ответственности является своего рода критерием проверки психологической грамотности.

3. По степени возложения ответственности. Ответственность может возлагаться на себя или делегироваться другим.

4. По степени активности. Ответственность может быть за деятель­ность или за бездеятельность.

5. Во временном аспекте различают ретроспективную, настоящую и перспективную ответственность.

90

6.4. Ответственность за конфликт

Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет,

а тот, кто взял на себя ответственность

за его выполнение и приказал выполнить.

Бонапарт Наполеон

Ответственность за конфликт означает, во-первых, умение проявить ини­циативу, занять авторскую позицию в данной ситуации; во-вторых, готов­ность отвечать за последствия; в-третьих, признать себя «разумно винова­тым» за возникновение конфликта (И. Гёте: «В ссоре виноват тот, кто ум­нее»). Следовательно, трудно переоценить значение способности призна­вать свою причастность за возникший конфликт: «Я умный, значит, я ви­новат в том, что случился конфликт».

Ответственность за разрешение конфликта подразумевает то, что чело­век осознает принятие на себя каких-либо обязательств в деле преодоле­ния разногласий и осознает возможность проявления тех или иных послед­ствий. Личность, самостоятельно решающая конфликты, не перекладыва­ет ответственности за свои трудности на других людей. Подлинная внут­ренняя ответственность характеризуется усилением удельного веса само­управления в обществе. При этом существенную роль играет ориентация на внутреннюю стимуляцию как стратегию оптимального разрешения кон­фликта. Конфликт возникает первоначально во мне, во мне он и должен измениться.

6.5. Затруднения в принятии ответственности

Жнзнь не удалась или во всяком случае была

омрачена болезнями души и тела, истерзана

сомнениями,разочарованиями и отчаяниями

АЛссоджоли

Своевременное и правильное принятие ответственности присуще не каждому человеку. Человек оказывается неспособным управлять собой, Поскольку не знает и не понимает себя. Следствием этого является устой­чивое вращение в кругу своих ошибок и недостатков.

Спонтанная личность свободна и принимает ответственность за свои личные выборы. Такая личность отвергает побуждение жить определен­ным образом и учится сталкиваться с новыми ситуациями и открывать

91

новые пути мышления, переживания и реагирования Такая личность по­стоянно расширяет и переоценивает репертуар возможного поведения

Еслиличностъ не поступаете соответствии с принятым решением, то его принятие бессмысленно Только когда внутренняя этика и внешнее поведение личности соответствуют друг другу, личность является согласо­ванной и цельной Спонтанная личность свободная «делать свои собствен­ные дела», но не за счет эксплуатации и/или равнодушия к другим

Сознательная личность полностью находится в настоящем и полнос­тью себя осознает Её мысль и тело реагируют в унисон ситуации «здесь и теперь», тело не делает ничего отличного от того, на чем сосредоточена мысль. Такой человек не говорит сердитых слов, когда улыбается, не хму­рится, когда ситуация вызывает смех.

6.6. Способы взятия на себя ответственности

Без сопричастности нет ответственности

Степень развития личностной организации и психологическое содер­жание «Я» являются основными факторами формирования качества мо­ральной ответственности. Когда мы сомневаемся в чем-то, мы часто быва­ем не правы. Не следует защищаться фразой* «Я сомневаюсь», нужно стремиться быть честным

Обращаясь к самому себе, требуя точного ответа, это значит взять на себя ответственность Это само по себе уже является огромным шагом к самоактуалнзации Всякий раз, когда человек берет на себя ответствен­ность, он самоактуализируется.

К основным способам взятая на себя ответственности за решение соб­ственных конфликтных проблем относятся следующие:

1. Активизация творческого начала своего «Я».

2 Умение признаваться в своей вине сразу. Это поможет избежать критики.

3 Способность не сваливать вину на внешние обстоятельства Однако важно и не размывать границ ответственности. Важно научиться отвечать за свои слова и поступки, но не за действия других людей.

4 Осознание истинного положения вещей способствует принятию от­ветственности на себя. Для этого необходим стереотипичный взгляд на ситуацию, рассмотрение ее" с разных точек зрения.

92

6.7. Упражнения по повышению ответственности

Быть ответственным

значит быть избирательным.

В.Франкл

Упражнение 1 «ПОПРОБУЮ-СДЕЛАЮ»

Цель Мобилизация ответственности

Процедура Группа разбивается на пары Работая в паре, каждый участ­ник поочередно составляет три предложения, в которых имеется слово «по­пробую» После того, как первый участник произнес свои предложения, его собеседник говорит тоже три предложения со словами «попробую»

Затем участники поочередно произносят те же самые предложения, в которых слова «попробую» заменяются на слова «сделаю»

Обсуждение участники обмениваются впечатлениями о своих пере­живаниях, возникших в ходе выполнения задания Упражнение 2 «ЗАБОТА»

Цель Принятие ответственности за свою собственную жизнь

Процедура Представьте себе всех тех людей, о которых Вы должны заботиться, за жизнь и поведение которых Вы чувствуете ответственность Сосчитайте их и запишите на листок Когда Вы перечислите тех, кто отно­сится к этой категории, остановитесь и задайте себе следующий вопрос» Включил (а) ли я себя в этот список9»

Обсуждение анализируются полученные результаты и обсуждается, почему так получилось

Упражнение 3 ПРИНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Цель Исследование процесса принятия ответственности

Процедура Группа разбивается на пары Участники поочередно го­ворят о том, что они осознают, чувствуют, хотят итп Каждая фраза закан­чивается словами «и я беру ответственность на себя»

Пример

«Я осознаю, что я сейчас делаю (что- то) и я беру на себя ответствен­ность за это»

«Я сейчас чувствую (что- то) и я беру на себя ответственность за это»

«Я сейчас хочу (попросить помощи) и я беру ответственность на себя за это»

Что вы чувствуете, произнося эти фразы1* Постарайтесь осознать как можно больше переживаний, происходящих с Вами, когда говорит парт­нер Отследите свои реакции на то, что говорит собеседник

Обсуждение нести ответственность часто мешают страх наказания, унижения, опасение, что тебя не поймут и не простят.

Упражнение 4. ПРИНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СВОИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ

Цель Осознание затруднений, возникающих в процессе принятия от­ветственности

Процедура Поговорите с близким для Вас человеком о том, как вы его цените, о том, какое его поведение вызывает у Вас обиду.

Обсуждение осознание источника возникновения обиды и процесса е*5 протекания позволяет управлять этим чувством.

Упражнение 5 ПРИНЯТИЕ ОТВЕСТВЕННОСТИ ЗА СВОИ ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

Цель. Исследование механизма принятия ответственности.

Процедура Отмечайте в течение недели все случаи и, когда Вы обви­няете других в чем-либо, и, когда Вы восхищаетесь другими.

Обсуждение что есть общего в этих случаях, какие имеются различия? Упражнение 6. «КАРУСЕЛЬ»

Цель Исследование различий в принятии ответственности.

Процедура Группа делится на 1-й и 2-й номера «Первые» номера становятся в круг и стоят лицом ко «вторым» номерам, которые образуют внешний круг. Участники распределяются друг против друга.

В течение одной минуты «вторые» номера выговаривают партнеру напротив. «Яхочу..., я хочу..., я хочу...». Через минуту «карусель» сдвига­ется на одного человека.

В ходе всей процедуры образуется «энергетический котел»- все выго­вариваю гея в течение определенно! о времени без критики одному и тому же человеку

Затем «первые» номера аналогичным образом выполняют следую­щее задание: говорить каждому «второму» номеру фразы - «Я могу..., я могу.., я могу . ».

Возможны варианты этого упражнения, когда участники поочередно говорят «Мои планы на предстоящие полгода », «Конкретный способ достижения поставленной цели, ж

Обсуждение в ходе анализа данного упражнения, можно обсудить такую тему как «Почему мы очень мало ориентируемся на то, что мы хотим».

Упражнение? ПРИНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Цель Формирование умения брать ответственность на себя.

Процедура Почувствовать напряжение мышц

Обозначить, выразить их словами глаголом или существительным-

94

Пример. «Я сжимаюсь», «сотрясение».

Расслабиться, убрать напряжение

Снова его создать и т. д.

Обсуждение осознание того, что только мы хозяева своего состояния и своих чувств.

Упражнение 8 «КАК ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ СЧАСТЛИВЫМ»

Цель Принятие ответственности за собственное счастье.

Процедура Написать сочинение для себя на тему «Что бы тебе хоте­лось сделать, чтоб стать счастливым(ой}?>>

Обсуждение в группе обменяться чувствами и впечатлениями, воз­никшими S ходе написания сочинения Постараться ответить на вопрос «Что мешает это сделать?»

Упражнение 9. АВТОБИОГРАФИЯ

Цель Установление взаимосвязи между ответственностью и авторской позицией в жизни.

Процедура Каждый член гру ппы рассказывает о тех событиях, ситуа­циях своей жизни, в которых формировались или проявлялись его поло­жительные качества.

Обсуждение анализ ситуаций, попытка найти нечто общее меясду ними.

Упражнение 10 ВЕДУЩЕЕ КАЧЕСТВО

Цель Осознание сильных сторон собственной личности.

Процедура ! Каждый участник называет одним словом свое главное положительное качество. Если группа согласна с такой самооценкой, то встает. Если хотя бы один член группы не согласен, то участник старается его убедить в том, что обладает названным качеством. В случае возникновения затруднения убеждающему помогают другие члены группы.

Процедура 2 Участники обсуждают черты характера, чаще всего при­водящие к неправильным поступкам, а также качества личности, помога­ющие их избежать. Ответы записываются в два столбика Затем каждым участником подчеркиваются те качества, которые у него (по его мнению) имеются

Процедура 3 Участникам предлагается закончить фразы: «Я чаще всего поступаю неправильно, потому что... (привести в качестве примера осо­бенности своего характера)». «Чтобы не совершать ошибок в поведении, мне следует опираться на такую черту своего характера, как.. »

Обсуждение планируя жизненную перспективу, зрелый человек дол­жен опираться на имеющийся у него ресурс.

Упражнение 11. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Цель Осознание сильных и слабых сторон своей личности.

95

Процедура I Каждому участнику по кругу предлагается представить­ся и сказать о том, какие личностные качества помогают или мешают ему в конструктивном разрешении конфликтов Остальные участники задают ему любые вопросы.

Процедура 2 Участники по очереди называют свои имена и прису­щие им личностные качества, название которых начинается с одной из букв собственного имени. Вариант' назвать два качества, одно из которых помогает, а другое мешает в жизни

Обсуждение участники делятся впечатлениями и тем, что нового они о себе узнали.

Упражнение 12. РАЗЛИЧЕНИЕ РЕАЛЬНОГО И ВООБРАЖАЕМОГО

Цель Установления степени адекватности представления о себе

Процедура Подойти к любому участнику и сказать о своем восприя­тии его.

Участники должны научиться разделять свои высказывания на два типа:

1. «Л осознаю.., », «Я чувствую. .»

2. «Я наблюдаю...», «Я представляю ..»

Обсуждение участники стараются выявить основные отличия между двумя типами высказываний.

Упражнение 13 САМООТНОШЕНИЕ.

Цель Осознание взаимосвязи между самоотношением и отношением к себе других.

Процедура Участникам предлагается составить два списка качеств и оформить их в виде таблицы

За что я себя люблю"? За что я себя не люблю?
   
За что меня любят другие' За что меня не любят другие?
   

Обсуждение сравниваются обе колонки и анализируются сходства или отличия.

Упражнение 14. ОПТИМУМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Цель Избавление от чрезмерной ответственности.

Процедура Перечислите все то, за что вы чувствуете себя ответствен­ным, начиная каждый раз со слов «Я чувствую ответственность за ...» Затем повторите вес тоже самое начиная со слов «Я готов принять на себя ответственность за »

Н

Обсуждение участники делятся впечатлениями и сравнивают те чув­ства, которые у них возникали в первой половине упражнения и во второй Обсуждается, почему мы чувствуем ответственность за то, за что не гото­ва ее взять

Упражнение 15 МОТИВАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Цель Определение источника ответственности

Процедура В парах участники по очереди отвечают на вопрос «Что я хочу1

Обсуждение мы очень мало ориентируемся на то, что мы хотим Упражнение ФУНКЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Цель Осознание значения ответственности в собственной жизни

Процедура Участникам предлагается ответить на вопросы

«Что бы тебе хотелось сделать, чтоб стать счастливой»

Наши рекомендации