Методики изучения силы и устойчивости мотива

Имеется ряд методик, с помощью которых можно косвенно судить об «энер­гетической заряженности» человека и влиянии этой «заряженности» на силу и устойчивость Мотива. Часть методик показывают «заряженность» на достижение цели как свойство лично­сти (диспозицию), а часть — наличие энергетического потенциала в данный момент. К пер-

вым я отнес шкалу «Направленность на задание» (из методики «Направленность личности*, приведенной выше), методики по выявлению степени выраженности мотива достижения, оп­росник «MAC», а также опросник для самооценки упорства и настойчивости (последние два опросника приведены в приложении к книге«Психология воли», вышедшей раньше), а ко вторым — методики по выявлению «выгорания» и удовлетворенности профессией и работой (они приведены в разделе 9 этого приложения).

Кроме того, я счел целесообразным привести экспериментальную методику изучения влияния на мотивы различных стимулов.

Методика «Потребность в достижении*

- Методика измерения потребности (мотива) в достижении разработана Ю. М. Орловым.

Представление о потребности в достижениях берет свое начало из понятия Ф. Хоппе «Я-уровень», означающего стремление человека удерживать самосознание на возможно более высоком уровне с помощью высокого личного стандарта достижений (уровня притя­заний). Позднее это понятие превратилось в понятие «мотив достижения», определяемое X. Хекхаузеном как стремление повышать свои способности и умения, поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, по отношению к которым дости­жения считаются обязательными.

Предлагаемая методика представляет собой тест-опросник, содержащий 23 положения, с которыми испытуемый соглашается или нет. Тест направлен на выявление степени выра­женности потребности человека в достижении успеха в любой деятельности (т. е. степени заряженности на успех). По сути, это потребность, превратившаяся в личностное свойство, установку.

Инструкция

Предлагается ряд положений. Если вы с положением согласны, то рядом с его номером на опросном листе напишите «да», если не согласны'— «нет».

Текст опросника

1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.

2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.

3. Для меня в любом деле важно его исполнение, а не конечный результат.

4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотноше­ний с близкими.

5. По иоему мнению, большинство людей живет дальними целями, а не близкими.

6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.

8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.

9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности. i 10. Мои близкие считают меня ленивым человеком.

П. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.

12. Мои родители слишком строго контролируют меня.

13. Терпения во мне больше, чем способностей.

14. Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня слишком часто отказываться от своих намерений.

15. Думаю, что я уверенный в себе человек.

16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.

17. Я не усердный человек.

18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.

19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.

20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.

21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих ровесников.

22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

23. Я мог бы достичь большего, освободившись от текущих дел.

Обработка результатов

За каждый ответ ставится 1 балл: только за ответы «да» — по положениям 2, 6-8, 14, 16, 18, 19, 21-23; только за ответы «нет» — по положениям 1, 3-5, 9-13, 15, 17, 20.

Потребность в достижениях <ПД) равна сумме баллов за ответы «да» и «нет». Таким об­разом, оценочная шкала — от 0 до 23 баллов.

Выводы

Чем больше баллов в сумме набирает испытуемый, тем в большей степени у него выраже­на потребность в достижениях.

Опросник «MAC»

Методика разработана М. Кубышкиной и направлена на выявление стрем­ления (мотивации) человека к достижению цели, стремления к соперничеству (азартности) и стремления к социальному престижу.

Инструкция

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соот­ветствующую цифру справа, если вы согласны с данным высказыванием. Старайтесь отве­чать искренне и точно.

Текст опросника

№п/п Утверждения Никогда Часто Очень часто
1 Мне нравится быть в центре внимания
2 Когда я работаю, это выглядит так, как будто      
я все ставлю на карту
3 Мне важно, чтобы мои результаты      
были лучше, чем у других
4 Я стремлюсь принадлежать к избранным      
кругам
5 По отношению к себе я более строг,      
чем по отношению к другим
6 Я сравниваю свои результаты и успехи      
с результатами других людей
7 Я дорожу признанием окружающих
8 Неудачи стимулируют меня сильнее,      
чем успехи
9 Азарт состязания мне чужд
10 Мне нравится выступать перед большой      
аудиторией

№п/п

Наши рекомендации

а п/п Утверждения Никогда Часто Очень часто
11 Я трачу больше времени на чтение     о
специальной литературы, чем художественной
12 Я готов работать на пределе своих сил,     о
чтобы опередить конкурента ■ 1
13 Мое честолюбие помогает моим достижениям
14 Я не делаю вовремя то, что необходимо      
было сделать
15 Я люблю смотреть спортивные соревнования      
и участвовать в них
16 Похвала и признание окружающих окрыляют      
меня
17 Трудности и препятствия меня подстегивают     о
и заставляют действовать о
18 Я доволен собой, когда мне удается про-      
демонстрировать другим свои сильные      
качества или выйти победителем из трудной
ситуации      
19 Я удовлетворен тем положением, которое      
занимаю, и не стремлюсь к большему престижу
20 Меня радует возможность много и интенсивно     о
работать 6
21 Мне нравятся сложные задачи (ситуации),      
когда необходимо максимально мобили-     о
зоваться
22 Для меня важно «выбиться в люди»
23 Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне      
не по себе
24 Я сделаю все, чтобы другие не могли меня     о
опередить о
25 Я не испытываю желания иметь высокий     о
социальный статус о
26 Мои друзья считают меня ленивым
27 Меня удивляют люди, которые тратят все силы     о
и время на то, чтобы обойти конкурентов J
28 Случалось, что я завидовал успеху или по-     ■у
пулярности других людей 3 о
29 Я обращаю мало внимания на свои достижения 6
30 В атмосфере борьбы и конкуренции     о
я чувствую себя превосходно 6 о
31 Мне хотелось бы быть известным человеком . 2
32 Многое, за что я берусь, я не довожу до конца
33 Я всегда стремлюсь опредить других, достичь   о  
лучших результатов о
34 Я сделаю все, чтобы добиться уважения    
значимых для меня людей
35 Я завидую людям, которые не загружены    
работой