Сущность, функции и виды внимания 7 страница

В трудных, напряженных условиях, в конфликтных ситуациях или при экстремальных воздействиях эмоции могут переходить в стресс. Стресс — это сложное эмоциональное состояние, при котором обычные эмоции сменяются беспокойством, вызывающим нарушения в физиологическом и психологическом плане.

Значение стресса в жизнедеятельности человека и его основные стадии впервые описал канадский психолог Г. Селье. С помощью стресса организм целиком мобилизует себя для приспособления к ситуации, с которой не справиться обычными средствами. На первой стадии изменения, происходящие в организме, оказывают положительное воздействие на психику и поведение. Это проявляется в интенсификации работы внутренних органов, в улучшении показателей объема и устойчивости внимания, повышении работоспособности. Человек внутренне готов к преодолению препятствий, для него характерна вера в успех. Но уже на этой стадии повышенное возбуждение из центров головного мозга распространяется на периферические отделы и внутренние органы. На второй стадии все системы организма, выведенные из равновесия, начинают функционировать на предельном уровне. Если действие стрессовых факторов продолжается, наступает третья стадия — дистресс, которой сопутствуют истощение резервов организма, нервные или соматические заболевания.

Особенность стресса состоит в том, что человек реагирует не только на опасность или на реальное ухудшение ситуации, но и на угрозу этого. Например, нередко стресс возникает не только в ситуации потери работы или развода супругов, но и при боязни лишиться работы или в тревожном ожидании разрыва брачных отноше-

ний. Поведение в ситуации стресса отличается от аффективного поведения. При стрессе человек, как правило, может контролировать свои эмоции, анализировать ситуацию, принимать адекватные решения. Однако если проблема не разрешается слишком долго и человек не способен найти выход из создавшегося положения, стресс может серьезно отразиться на физическом и психологическом здоровье.

Ни одному человеку не удается жить и работать, не испытывая стрессов. Тяжелые жизненные потери, испытания, неудачи, конфликты, напряжение при выполнении тяжелой или ответственной работы время от времени переживает каждый. Одни люди справляются со стрессами легче, чем другие, т.е. являются стрессоустойчивыми. Это качество необходимо для представителей многих профессий, в том числе учителей, которые несут высокую ответственность перед собой и обществом за качество обучения и воспитания подрастающих поколений.

Эмоциональным состоянием, близким к стрессу, является синдром «эмоционального выгорания». Такое состояние возникает у человека, если в ситуации психического или физического напряжения он длительное время испытывает отрицательные эмоции. При этом он не может ни изменить ситуацию, ни справиться с негативными эмоциями. Эмоциональное выгорание проявляется как снижение общего эмоционального фона, равнодушие, редуцирование обязанностей, уход от ответственности, негативизм или циничность по отношению к другим людям, потеря интереса к профессиональным достижениям, ограничение своих возможностей. Причинами эмоционального выгорания могут стать монотонность и однообразие работы, неадекватное руководство, отсутствие условий для карьерного роста, профессиональное несоответствие, социально-психологическая дезадаптация. Внутренними условиями, влияющими на возникновение эмоционального выгорания, являются акцентуации характера определенного типа, высокая тревожность, агрессивность, конформность, неадекватный уровень притязаний. Эмоциональное выгорание препятствует профессиональному и личностному росту и, так же как и стресс, приводит к психосоматическим нарушениям. Средством предупреждения синдрома эмоционального выгорания являются оптимизация условий труда и психологическая коррекция эмоциональных нарушений на ранних стадиях.

Неумение регулировать свои эмоциональные состояния, справляться с аффектами и стрессами служит препятствием для эффективной профессиональной деятельности, нарушает межличностные

отношения на работе и в семье, мешает достижению жизненных целей и осуществлению намерений, нарушает здоровье человека.

18.3. Эмоциональность как свойство личности

Эмоции в соответствии с их основными характеристиками относятся к каждому нз трех типов психических явлений: психическим процессам, психическим состояниям и психическим свойствам личности. Эмоции как психический процесс характеризуются кратковременностью и динамичностью, имеют достаточно явно выраженные начало и конец. К эмоциональным процессам относятся, например, чувственный тон, ситуативные эмоции. Эмоции как психическое состояние отличают относительное постоянство и достаточная продолжительность. Они существуют как единство переживания и поведения человека. К эмоциональным состояниям относятся настроения, стрессы. Аффекты, хотя и представляют собой кратковременные эмоциональные реакции, также относятся к психическим состояниям, ввиду того что они образуют целостный синдром эмоциональных и поведенческих реакций н имеют длительное последействие. Если эмоциональные процессы и состояния часто возникают и однотипно переживаются в схожих ситуациях, они приобретают устойчивость и закрепляются в структуре личности, становятся эмоциональными свойствами личности. Так же, как и все эмоциональные явления, они характеризуются знаком, модальностью и силой. Это могут быть такие свойства, как жизнерадостность, оптимизм, чувствительность, сдержанность или пессимизм, бесчувственность, раздражительность и др. Некоторые эмоциональные свойства, в частности уравновешенность, вспыльчивость, обидчивость, зависят от свойств нервной системы и темперамента. В основном же эмоциональные свойства личности формируются в процессе жизнедеятельности человека, в системе определенных жизненных ситуаций и отношений как результат наиболее часто повторяюших-ся эмоциональных состояний.

Например, при выполнении некоторой деятельности ребенок терпит неудачу, что вызывает у него отрицательные эмоции — огорчение, недовольство собой. Если в такой ситуации взрослые поддержат ребенка, помогут исправить ошибки, пережитые эмоции останутся преходящим эпизодом в его жизни. Если неудачи повторяются (вспомним известную картину Ф.П. Решетникова •Опять двойка») и ребенка при этом упрекают, стыдят, называют неспособным или ленивым, у него обычно развивается эмоцио-

нальное состояние фрустрации. Это выражается в длительных, негативных переживаниях, в потере интереса к данной деятельности, ее дезорганизации и еще большем ухудшении результатов. Если сложившаяся система отношений сохраняется в течение длительного времени, фрустрация становится устойчивым способом реагирования на неудачи и превращается в свойство личности — фрустрированность. Теперь уже каждый свой неуспех ребенок считает закономерным, он теряет уверенность в себе, у него формируется заниженная самооценка, снижается уровень притязаний. Психологическая коррекция проявлений фрустрированности представляет значительные трудности, хотя и возможна при правильной организации деятельности ребенка с учетом его интересов и способностей, при изменении условий жизни и системы взаимоотношений с окружающими людьми.

Между эмоциональными процессами, состояниями и свойствами личности существует взаимозависимость. Эмоциональные свойства личности формируются как закрепление эмоциональных состояний. Впоследствии они становятся важным фактором, определяющим протекание всех эмоциональных процессов и состояний.

В онтогенезе происходит формирование устойчивых комплексов эмоциональных свойств, которые обусловливают эмоциональность личности в целом. Эмоциональность — это интегративное свойство личности, характеризующее содержание, качество и динамику эмоций и чувств. Эмоциональность проявляется в знаке и модальности доминирующих эмоций, в особенностях их возникновения и внешнего выражения, в готовности и умении открыть другим людям мир своих переживаний, эмоциональной устойчивости и характере эмоционального самочувствия и др.

Человеку с преобладанием положительных эмоций присуще радостное мироощущение. В состоянии радости, вдохновения, счастья человек испытывает прилив сил, у него повышается работоспособность, формируются доброжелательные взаимоотношения с другими людьми. Но при этом важно, чтобы положительные эмоции выполняли свою основную приспособительную функцию — отражали объективные отношения воздействий окружающей среды к потребностям субъекта. Если эта функция ослабевает или теряется и положительные эмоции не имеют под собой причин, развивается одна из форм патологии эмоций — эйфория. Это эмоциональное состояние повышенной неадекватной веселости при снижении критичности мышления. Эйфория препятствует нормальной жизни, работе и общению.

Приспособительная функция отрицательных эмоций также очень важна для человека, так как дает ему информацию о вредности или опасности окружающей среды. Страх, например, может пробудить в человеке силы, о которых он и не подозревал и тем самым спасти ему жизнь. Но если отрицательные эмоции будут доминировать в поведении и структуре личности, психологический облик человека изменяется. При доминировании гнева формируется агрессивная, конфликтная личность. При доминировании страха у человека развиваются тревожность, беспокойство, застенчивость, боязливость. При крайних формах преобладания отрицательных эмоций человек все воспринимает в мрачном свете, у него развивается депрессия, выражающаяся в резко выраженной пассивности, снижении или полном отсутствии интереса к окружающему миру.

В этих случаях человек нуждается в психологической или психиатрической помощи. Причиной депрессии может стать горе, вызванное трагическими обстоятельствами, болезнью или тяжелой утратой. Помощь человеку, переживающему сильную, невосполнимую астеническую реакцию, состоит в том, чтобы дать ему возможность выговориться, сопереживать вместе с ним, способствовать формированию новой жизненной перспективы и новых смыслов.

Люди сильно отличаются между собой по доминирующим эмоциям и их внешнему выражению, умению и желанию раскрывать свой внутренний мир, свои чувства. Одним людям свойственны сильные переживания и бурное проявление эмоций. Другие более спокойны и сдержанны в эмоциональном плане.

Полная открытость чувств для других людей присуща только детям. По мере взросления они начинают заботиться о неприкосновенности своих внутренних переживаний и овладевают умением сдерживать их внешние проявления. В большей мере сдержанное эмоциональное поведение характерно для интровертов. Это бывает также следствием воспитания, дефицита общения. Существуют и определенные половые различия. Мужчины более сдержанны в выражении чувств.

Неумение или нежелание раскрывать свои чувства нередко создает трудности в общении, препятствует конструктивному разрешению конфликтов. Люди различным образом проявляют свои эмоции в официальной обстановке и в интимно-личностном общении. Теплота отношений, дружба, любовь помогают человеку преодолеть барьер сдержанности и замкнутости. В тренинги повышения коммуникативной компетентности, например, включены спе-

циальные упражнения, развивающие умения анализировать свои эмоции и чувства и адекватно использовать их в процессах общения.

Эмоциональная устойчивость проявляется в разной степени чувствительности к эмоциональным раздражителям и в разной степени нарушения психических механизмов регуляции под влиянием эмоционального возбуждения. При высокой эмоциональной устойчивости, чтобы вызвать эмоцию, требуется более сильный раздражитель. Возникающие в процессе деятельности эмоции не снижают ее эффективность. Человек может сохранять контроль над своими эмоциями и успешнее противостоять стрессу. Эмоциональная устойчивость зависит как от психофизиологических, так и от психологических факторов. К первым относятся свойства нервной системы, ко вторым — сложные механизмы саморегуляции и контроля поведения, формируемые в процессе воспитания личности. Л.С. Выготский показал, что в основе этих механизмов лежит сложная и неоднозначная взаимосвязь эмоций и мышления.

С одной стороны, осмысление своих эмоций приводит к их ослаблению или даже разрушению. Американский психолог Э. Титченер утверждал, что внимание враждебно эмоциям, если оно сосредоточено прямо на них. С другой стороны, эмоции и мышление функционируют в человеческом сознании как единое целое. В этом заключается сформулированный Л.С. Выготским принцип единства аффекта и интеллекта в структуре поведения и деятельности человека. Решение о том или ином действии принимается человеком в процессе тщательного взвешивания всех обстоятельств и мотивов. Когда действия и поступки осуществляются только на основе доводов разума, они менее успешны, чем в том случае, когда подкреплены эмоциями. Обычно конкретный акт поведения начинается и завершается эмоциональной оценкой ситуации и принятого решения, но мысль при этом доминирует.

Если человек оказывается не в состоянии осознать и осмыслить свои эмоции, он не может обрести над ними власть. В э$ом случае верх над интеллектом берет эмоциональность, следствием чего могут быть принятие импульсивных решений, или различные формы неадекватного поведения: несдержанность, агрессивность, повышенная тревожность, беспричинное веселье и др. Особенно ярко неспособность справиться со своими эмоциями проявляется в сложных критических ситуациях, например в условиях конфликта, дефицита времени или сверхмотивации деятельности. Так, эмоционально неустойчивые школьники обычно показывают более низкие результа-

ты при выполнении ответственных контрольных работ или на экзаменах.

Знание особенностей эмоциональности другого человека способствует пониманию его действий и поступков, установлению с ним адекватных форм и способов общения, рациональной организации деятельности.

Эмоциональная устойчивость является необходимым условием успешного осуществления многих видов профессиональной деятельности, в том числе педагогической. Работа учителя отличается высокой динамичностью, напряженностью, обилием конфликтных ситуаций, многообразием проблем, требующих быстрых и нетривиальных решений. При этом важно, чтобы учитель умел грамотно справляться с возникающими эмоциями и аффектами, не поддавался чувствам раздражения, обиды, антипатии. В психологическом облике учителя важны такие эмоциональные качества, как спокойствие, рассудительность, сдерживание импульсивных реакций, способность к контролю своего эмоционального состояния.

Своеобразие эмоциональной сферы человека во многом определяет специфику его поведения, деятельности, общения, отношения к жизни и эмоционального самочувствия. У каждого индивида складывается индивидуальная система колебания эмоционального самочувствия, ощущение себя счастливым или несчастным. Б.И. Додонов образно назвал такого рода колебания «эмоциональным маятником». У одних людей эмоциональное самочувствие приближается к полюсу «счастье», у других — к полюсу «несчастье». Различия в эмоциональном самочувствии часто наблюдаются у людей, объективно находящихся в сходных жизненных условиях. Это означает то, что ощущение себя счастливым или несчастным зависит не только от обстоятельств жизни, но и от потребностей и характера человека, его ценностей и смыслов, особенностей его эмоциональности и личности в целом.

Эмоции играют очень большую роль в жизни каждого человека. С помощью эмоций мы определяем значимость внешних воздействий и оцениваем собственное поведение. Все наши победы и поражения окрашены эмоциями. Многие жизненные события запоминаются именно благодаря пережитым эмоциям. Воспитание культуры эмоций и чувств учащихся составляет важное направление в общей воспитательной работе семьи и школы, является актуальной задачей литературы, искусства, средств массовой информации. Неумение управлять своими эмоциями нарушает его межличностные

взаимодействия с другими людьми, не позволяет адекватно строить производственные, семейные, дружеские отношения, становится препятствием для выбора и успешного овладения многими профессиями. Гармоничное развитие эмоциональной сферы необходимо каждому человеку для полноценной жизни в обществе, адекватного отношения к другим людям и самому себе, для сохранения своего здоровья.

В эмоциях оъектнвно переживаются, становятся внутренним событием отношения человека к миру и к самому себе, поэтому эмоции и чувства так или иначе присутствуют во всей психологии личности, которая составляет содержательно основную часть всего раздела «Общая психология».

Эмоции представляют собой важную, выразительную и значимую сторону атрибутивной субъективности психического образа мира, являющегося предметом психологии и объектом данного учебника. Реально переживания есть у человека всегда, хотя и не обязательно выражены, представлены его сознанию и самосознанию.

Личность существует, функционирует и развивается во взаимодействиях, общении, в отношении с другими людьми. Эти отношения закладываются в направленности личности, выражаются в ее характере, а переживаются в эмоциях, т.е. становятся для личности некоторым субъективно отмеченным фактом ее психической жизни, поэтому эмоции и чувства по определению взаимодействуют со всей психикой человека. Они феноменологически и функционально пересекаются с деятельностями, потребностями, способностями, сознанием и самосознанием, темпераментом и характером, психическим опытом и речью, с познавательной, оценочной, волевой и регуляторной сферами психики. Как и все описанное в предыдущих главах учебника эмоции, это не часть целостной психики, а лишь определенный, условно выделенный, специфический аспект ее научно-аналитического рассмотрения, поэтому он (в структуре общеличностного) будет рассматриваться и так или иначе проявляться, реализовываться во всех последующих разделах учебника: в социальной, возрастной и педагогической психологии.

© Контрольные вопроси

1. Каковы основные функции эмоций и как можно их охарактеризовать?

2. Что такое аффект и каковы его основные свойства?

3. В чем заключаются различия между стеническими и астеническими эмоциями?

4. В чем состоят причины возникновения стресса и каковы основные стадии его протекания?

5. Как проявляется единство аффекта и интеллекта в деятельности человека?

6. Что такое эмоциональная устойчивость личности и в чем состоит ее влияние на поведение человека?

(Т) Тестовые задания

1. Что является основной качественной характеристикой эмоций?

A. Сила.

Б. Устойчивость.

B. Модальность. Г. Активность.

2. Как называется одновременное проявление двух противоположных эмоций?

A. Амбивалентность. Б. Чувственный тон.

B. Чувство.

Г. Интенсивность.

3. Сильные, стойкие, длительные эмоции, порождающие активность в достижении цели, это...

A. Высшие чувства. Б. Настроения.

B. Аффекты. Г. Страсти.

4. Относительно длительные эмоции, проявляющиеся как единство переживания и поведения, представляют собой...

A. Эмоциональный процесс. Б. Эмоциональное состояние.

B. Эмоциональное свойство личности. Г. Эмоциональную устойчивость.

Литература

Основная

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. М., 1980.

2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. М., 1984.

4. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1999.

5. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. М., 1992.

6. Зинченко В.П., Моргунов Е.В. Человек развивающийся. М., 1995.

7. Леонтьев А.И. Избранные произведения. В 2 т. М., 1983.

8. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М., 1997.

9. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000.

10. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982.

11. Психология мышления: Хрестоматия по общей психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер В.В. Петухова. М., 1981.

12. Психология памяти: Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000.

13. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1993. ,

14. Рубинштейн СМ. Основы общей психологии. СПб., 2000.

Дополнительная

1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

2. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М., 1980.

3. Водолее А.А. Личность и общение. М., 1983.

4. Бороздина Л.В. Психология характера. М., 1997.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1999.

6. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.

7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

8. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1990.

9. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.

10. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. М., 1970.

11. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. М., 1996.

12. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995.

13. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.

14. Орлов ЮМ. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.

15. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.

16. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. Избранные психологические труды. М., 1987.

17. Сосновский Б.А. Мотив и смысл. М., 1993.

18. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2 т. М., 1986.

19. ХьеллЛ., ЗиглерД. Теории личности. М., 1997.

Раздел II

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Глава 19

ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

19.1. Предмет, структура и взаимосвязи социальной психологии

Социальная психология представляет собой один из относительно молодых, но бурно развивающихся разделов психологической науки и практики. Своим происхождением, как это следует из самого названия, она обязана двум научным дисциплинам: социологии и психологии. На данный момент существует несколько различных точек зрения относительно того, что такое социальная психология. Наиболее общее определение можно сформулировать следующим образом.

Социальная психология— это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения, сознания и деятельности личностей, обусловленные включенностью их в различные и множественные социальные общности; а также психологические особенности этих общностей.

Предметом изучения в социальной психологии выступают:

S социально-психологические характеристики (свойства, процессы и состояния) индивида как субъекта социальных отношений, т.е. социальная психология изучает те особенности человека, которые проявляются и существуют в результате его включения в различные социальные группы, отношения с другими людьми, социальную микро- и макросферу в целом;

■S феномены взаимодействия между людьми; общение как одна из форм этого взаимодействия, которое как социально-психологический феномен может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также — межгрупповым;

•/ социально-психологическиехарактернстики(свойства, процессы, состояния) социальных групп как целостных образований, коллективных субъектов, не сводимых ни к индивиду, ни к их «сумме»;

•S массовые психические явления, субъектами которых являются средние и большие социальные группы: общественные и социальные нормы, стереотипы, (например, паника, слухи, массовые страхи, обычаи и традиции);

S собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и на общности участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия.

Типичными для социально-психологического исследования стали механизмы убеждения, внушения, психологического принуждения, подражания, идентификации, проекции и др.

Сложившиеся представления о предмете социальной психологии можно квалифицировать как очень дифференцированные и нечеткие, что характерно для большинства пограничных, смежных отраслей науки, поэтому целесообразнее говорить, скорее, о предметном поле социальной психологии, чем о предмете как таковом. Основными объектами социальной психологии следует признать личность в группе, межличностное взаимодействие, малую группу, межгрупповое взаимодействие и большую группу.

В связи с тем что предметное поле социальной психологии является весьма разветвленным, оно подразделяется на несколько разделов:

• психология совместной деятельности и общения, которая изучает психологические факты, закономерности и механизмы общения и взаимодействия людей при совместной деятельности;

• социальная психология личности, изучающая проявление и формирование особенностей личности в различных общностях людей; личность рассматривается как системное качество, которое приобретает индивид, взаимодействуя с социальным окружением;

• психология межличностных отношений, исследующая разнообразные психологические взаимосвязи (симпатия, совместимость), которые устанавливаются между отдельными индивидами в процессе их взаимодействия;

• психология социальных групп, изучающая психологические процессы возникновения, функционирования и развития различных общностей людей.

Социальная психология служит связующим звеном между другими разделами психологии (общей психологии, психологии личности, педагогической и возрастной психологии) и корпусом общественных дисциплин. Определенный вклад в ее развитие и совре-

менное состояние вносят антропология (Э. Тейлор); археология (Л.Г. Морган); этнография (Л. Леви-Брюль), этнология (Л. Гумилев), история; особое значение в становлении социальной психологии имела социология.

Социальная психология выделялась также в процессе исследования основных видов деятельности человека. Сложились такие ее части, как социальная психология труда, творчества, общения, игры и др.

19.2. Становление и развитие социальной психологии как научной дисциплины

Социальная психология столь же древняя область человеческого познания, как и те дисциплины, которые внесли свой вклад в ее становление. Однако устойчивое закрепление термина «социальная психология», а также систематические исследования, создание первых учебников и основополагающих трудов относятся к началу XX в. Закономерности развития социальной психологии связаны с ходом развития большинства наук.

В истории социальной психологии можно выделить несколько периодов:

-»■ период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (VI в. до н.э. — середина XIX в.);

-+ период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знаний (1850-е— 1920-е гг.);

-*■ период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (1920-е гг.);

-+ закрепление социальной психологии как раздела теории и практики психологической науки (со второй половины XX в.); выделение категориального аппарата и системы методов исследований.

С древних времен люди накапливали и использовали данные социально-психологического характера. Практически во всех известных мировоззренческих системах, будь то мифы, религиозные, космогонические или прочие конструкции, отражается опыт постижения социально-психологической природы жизни людей. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, табу, выступавшие в роли регуляторов общественной и социальной жизни. Эти знания составлял» первоначальную основу сведений о социально-психологических явлениях. На этом донаучном (синкретическом)

этапе существования социальной психологии знания, воззрения и их практическое применение были слиты в единое целое.

В процессе развития человеческой мысли большинство социально-психологических проблем было осознано в рамках философских воззрений. В античности это были взгляды Платона, Аристотеля, в философии нового времени — системы Гоббса, Локка, Гельвеция, Руссо, Гегеля. Этот этап формирования социально-психологических знаний обозначается как философский. Он характеризовался тем, что происходило расщепление социально-психологического знания на теоретическое и прикладное.

Период, непосредственно предшествующий становлению социальной психологии как науки, связан с развитием языкознания, накоплением значительных фактов в области антропологии, этнографии, археологии; с успехами и потребностями криминологии; расширением массового производства и развитием городов. Социально-психологические феномены выделяются в самостоятельный класс психических явлений (коллективный, народный дух, подражание, внушение). Для их изучения разрабатываются специфические способы и приемы. В этот период развития социальной психологии ученые собирали, сравнивали, анализировали, различные исторические, этнографические, антропологические сведения, не подвергая их количественной обработке и экспериментальной проверке. Так формировались предметная область и методы исследования социальной психологии.

Датой зарождения эмпирической описательной социальной психологии принято считать 1859 г., когда в Германии X. Штейнталь совместно с М. Лацарусом начал издавать журнал по этнической психологии и языкознанию («Психология народов и языкознание»),

В этот период складываются первые социально-психологические концепции:

-> в Германии возникает психология народов, в основном в трудах философа М. Лацаруса и языковеда X. Штейнталя. Задачи социальной психологии в этой концепций — «познавать психологически сущность духа народа, открывать законы, по которым протекает духовная деятельность народов». Эта позиция впоследствии была развита в трудах В. Вундта, который разделял психологию на физиологическую и психологию народов;

Наши рекомендации