Раздел I. Введение в конфликтологию

АКАДЕМИЯ ВЫСОКОЙ МОДЫ

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ИНСТИТУТ МОДЫ, ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИЙ

ПРОГРАММА

Курса «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

Москва – 2007г.

Конфликтология

Возможно, XXI век поставит человечество перед альтернати­вой: либо он станет веком конструктивного разрешения кон­фликтов, либо будет последним веком в истории цивилизации. Конфликты вXX в. стали основной причиной гибели людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, ло­кальные военные конфликты, террор, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства — все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли в завершившемся столетии более 300 млн. человеческих жизней. Медленное, но неудержи­мое совершенствование и распространение оружия массового поражения, войны в Югославии, Афганистане, Чечне и другие военные конфликты последних лет свидетельствуют о возраста­нии опасности войн, в том числе с применением новых видов оружия массового поражения.

Внутриполитическая борьба — один из решающих факторов развития большинства государств. Внутриполитические кон­фликты в России по своей ожесточенности и отсутствию нрав­ственных ограничений в XX в. мало чем отличаются от подоб­ных конфликтов в Древнем Риме.

Конфликты на уровне организаций нередко оказывают оп­ределяющее влияние на качество их деятельности. Конфликты между сотрудниками могут годами лихорадить трудовые коллек­тивы и даже приводить к их распаду.

Согласие в семье и с самим собой выступает важнейшим усло­вием счастливой жизни каждого человека. В нашей стране в ре­зультате острых внутриличностных конфликтов ежегодно заканчи­вают жизнь самоубийством несколько десятков тысяч человек.

Все это говорит о решающей роли конфликтов в жизни от­дельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом. По итогам XX в. Россия скорее всего явля­ется бесспорным и недосягаемым мировым лидером не только по людским потерям в конфликтах, но и по другим их разрушитель­ным последствиям: материальным и моральным. Новое столетие ставит Россию перед альтернативой: либо власть и народ смогут если не управлять, то хотя бы удерживать социальные конфликты в каких-то регулируемых рамках, либо конфликты будут управ­лять народом и властью, диктуя «бессмысленные и беспощадные» сценарии в истории всех и биографии каждого. Наше незнание законов возникновения, развития и завершения конфликтов только за последнее десятилетие оплачено жизнями сотен тысяч людей, разрушенными судьбами десятков миллионов человек, развалом пусть во многом несовершенной, но все же великой державы. Десять лет назад СССР прошел очередную точку би­фуркации, повернув на традиционный для нас путь насильст­венного разрешения противоречий между борющимися за власть социальными группами. Сегодня, похоже, страна вновь стоит перед выбором: революция или эволюция, насилие или ненасилие, жесткая борьба или компромисс.

Каждому россиянину, руководителю на любом уровне, прежде всего государственном, сегодня срочно необходимы знания о спо­собах предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов различных масштабов. Такие знания трудно получить, опираясь только на здравый смысл. Нельзя их целиком позаимствовать и у зарубежных специалистов, так как отечественные конфликты дос­таточно специфичны. Научиться конструктивно вести себя в кон­фликтах можно опытным путем. Но опыт либо слишком дорого стоит, либо приходит поздно. Для быстрого получения практиче­ских знаний о конфликтах необходимо энергичное формирование и развитие науки — отечественнойконфликтологии.

Для решения этой задачи важно провести хотя бы самую об­щую систематизацию уже имеющихся знаний о конфликтах, оп­ределить методологические и теоретические основы науки, очер­тить контуры сложившейся на практике парадигмы конфликтологических исследований, наметить перспективы их развития.

Согласно ГОСТу общего и профессионального образова­ния, «Конфликтология» входит в перечень обязательных учеб­ных дисциплин для подготовки социальных работников — со­циологов, психологов, политологов и др. Публикация в по­следние годы значительного количества работ, посвященных общим проблемам теории конфликтов, говорит о наличии ус­тойчивой потребности в систематизированных знаниях по дан­ной проблеме у студентов, ученых, руководителей, практиков. Достаточно назвать работы: «Социально-психологические пробле­мы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров» (А. Анцупов, 1992), «Введение в об­щую теорию конфликта» (А. Дмитриев, В. Кудрявцев, С. Кудрявцев, 1993), «Социология конфликта» (А. Здравомысяов, 1994), «Основы конфликтологии» (А. Дмитриев, Ю. Запрудский, В. Казимирчук, В. Кудрявцев, 1997), «Основы конфликтологии» (Д. Зеркин, 1998), «Конфликтология» (Под. ред. А. Кармина, 1999), «Конфликтология» (Е. Бабосов, 2000), «Конфликтология» (А. Дмитриев, 2000), «Психология конфликта» (Н. Гришина, 2000), «Введение в конфликтологию» (Г. Козырев, 2000), «Социальная Конфликтология» (Соколов, 2001) и др.

В 1992 г. авторами данного учебника был составлен междисци­плинарный библиографический указатель публикаций по проблеме конфликта, в который вошло 1177 источников [II]. В 1996 г. коли­чество публикаций по проблеме конфликта почти удвоилось и дос­тигло 2247 [10]. Анализ печатных работ показал, что конфликт изучают представители одиннадцати научных дисциплин: военные науки, искусствоведение, исторические науки, математика, педа­гогика, политические науки, правоведение, психология, социобиология, социология, философия. Однако каждая наука исследует конфликт изолированно от других, междисциплинарные связи ме­жду ними практически отсутствуют. Не обеспечена преемствен­ность исследований и внутри каждой науки. Специалисты исполь­зуют около 10% публикаций по проблеме конфликта в своей нау­ке, и около 1% — из остальных отраслей конфликтологии. Все это вызывает настоятельную необходимость в ознакомлении конфликтологов с общим состоянием изучения конфликтов во всех один­надцати отраслях конфликтологии.

Российская Конфликтология находится сегодня на завер­шающей стадии формирования в самостоятельную науку. В 1992 г. были намечены первые контуры междисциплинарной парадигмы конфликтологических знаний, в основе которой ле­жали системный и эволюционный подходы. За прошедшее вре­мя в частных конфликтологических науках, являющихся отрас­лями конфликтологии, проведено значительное количество ин­тересных и важных исследований проблемы конфликтов. Вместе с тем отечественные конфликтологи пока не выработали общего подхода к пониманию сущности конфликтов, их классифика­ции, генезису, структуре, функциям и т.д. Такой подход может быть выработан на основе обсуждения большинством конфлик-тологов одного, а лучше нескольких вариантов системных представление об объекте, структуре и содержании конфликтологической науки.

Тематический план

Раздел I. Введение в конфликтологию

Наши рекомендации