Психологического исследования

Экспериментально-психологические исследования имеют большое и разностороннее значение, как для самой психологической науки, так и для практического изучения психологических особенностей исследуемой социальной выборки.

Психологический эксперимент позволяет вызвать произвольно те психические процессы, которые подлежат либо теоретическому изучению, либо улучшению, коррекции у конкретной личности, не ожидая того момента, когда они возникнут непроизвольно в обычной деятельности.

Произвольное активирование психических процессов позволяет осуществлять соответствующую объективную регистрацию результатов деятельности испытуемого, дополняемую столь же целенаправленным наблюдением за всеми внешними ее проявлениями.

Экспериментатор, соответствующим образом изменяя условия эксперимента, влияет на протекание активируемых психических процессов, учится в известной степени управлять ими, наблюдать их с различных сторон и более глубоко понимать.

Эксперимент дает возможность изучать проявление психологических феноменов не только со стороны их качественного своеобразия, но и оценить их, измерить количественную сторону, используя аппарат математико-статистического анализа.

Ставя различных исследуемых в процессе психологического эксперимента в одинаковые условия деятельности, наблюдая при этом проявления их психических характеристик и получая соответствующие показатели, можно получить сравнимые материалы, которые помогают углубить представления о диапазоне возможных изменений изучаемых психических феноменов.

Наиболее ценные данные получают при повторных экспериментально-психологических исследованиях, а тем более в ходе лонгитюдных исследований. Они позволяют, с одной стороны, уточнить результаты, а с другой - выявить сущностные взаимосвязи, тенденции, закономерности развития исследуемого качества. Глубокое, полномасштабное психологическое исследование включает в себя различные виды: психологическое наблюдение, эксперимент лабораторный или полевой (т.е. проводимый в искусственных или естественных условиях), традиционный эксперимент (изменение одной переменной), факторный эксперимент (изменение нескольких переменных), пилотажный эксперимент (когда область изучения неизвестна и система гипотез отсутствует), решающий, контрольный, формирующий (обучающий) эксперимент, психологическая (психодиагностическая) беседа и др.

Психологический эксперимент может проводиться не только с помощью специальных аппаратов, таблиц, бланков, но и в форме психологического обследования, с использованием анкет, опросников, тестов, самоотчетов, экспертных оценок. Поэтому под термином “оборудование” для экспериментального психологического исследования понимают как соответствующую специальную аппаратуру, так и секундомер и специально оформленные таблицы, бланки, опросники.

Экспериментальное психологическое исследование предполагает продуманное его планирование и организацию: определение проблемы исследования и выдвижение гипотезы или нескольких гипотез о существовании причинно-следственных связей между двумя или несколькими психологическими переменными; определение объекта исследования и его предмета; выделение основных этапов исследования или процедуры эксперимента; фиксация, регистрация психологических показателей, характеристик, свойств, качеств; математико-статистическая обработка результатов эксперимента; интерпретация, описание и обсуждение результатов психологического исследования.

Соответственно различают аппаратные и бланковые экспериментальные психологические исследования, которые могут быть индивидуальными и групповыми. Употребляемый иногда термин “коллективное исследование” следует считать неверным, так как группа исследуемых не всегда является коллективом. Более того, всякие попытки взаимопомощи в ней должны строго пресекаться, если только не стоит специальная цель - исследовать феномены коллективности.

Проводящий психологический эксперимент, называется экспериментатором, лицо (или лица), являющиеся объектом исследования, - испытуемым. Применяемый иногда термин “обследуемый” устарел и психологически не совсем удачен.

Наряду с указанными положительными моментами, психологический эксперимент имеет и ряд отрицательных сторон, которые следует учитывать при его применении.

Далеко не все психические феномены легко активировать и изучать в условиях лаборатории. Так, меньше других поддаются лабораторному изучению волевые особенности, большинство черт характера, интересы и направленность человека.

Результаты психологического эксперимента в значительной мере зависят от отношения к нему испытуемого. При всем искусстве экспериментатора не всегда удается побудить испытуемого проявить в эксперименте все свои способности, отнестись к исследованию с достаточным интересом. Поэтому психолог при проектировании и проведении эксперимента должен принять все меры для того, чтобы сделать его осмысленным для испытуемого и стимулировать респондента к наилучшему выполнению заданий.

Экспериментатор обязан всегда помнить, что в психологическом эксперименте не удается судить только об одной какой-либо черте личности, так как помимо изучаемой на результаты эксперимента всегда влияют многие особенности психики. Следовательно, выводы о развитии определенной психической особенности надо делать на основании ряда разнообразных экспериментов, каждый из которых активирует ее, сопоставляя при этом результаты экспериментов с данными, полученными посредством других методов: беседы, наблюдения, естественного (полевого) эксперимента.

Существенным недостатком лабораторного психологического эксперимента является то, что с изменением вида деятельности становится иной и психологическая структура изучаемых психических процессов. Например, внимание, которое изучается в лаборатории, и внимание учащихся в классе или рабочего в процессе его деятельности - это далеко не тождественные психические явления.

Всегда необходимо помнить, что результаты психологического эксперимента зависят от образования, культурного развития, специальных знаний, жизненного и профессионального опыта испытуемого. Это обстоятельство лишний раз подтверждает, что недопустима упрощенная механическая трактовка получаемых в результате эксперимента материалов (особенно при методах, нацеленных на исследование сообразительности, мышления, познавательных особенностей).

При проведении психологического эксперимента необходимо учитывать ряд общих положений.

Все сразу изучить нельзя. Всегда надо знать, какие психологические качества, в данном исследовании, изучаются наиболее пристально и какие являются фоном. Об этом особо важно помнить, выбирая из приведенных в данном пособии методов наиболее подходящие для определенного случая.

С другой стороны, нет ни одного метода экспериментально-психологичес-кого исследования, который не мобилизовал бы и не выявлял значительно большее число психических качеств человека, хотя и в разной степени и в различных взаимосвязях друг с другом. Поэтому надо уметь трактовать его результаты и сопоставлять их с данными других методов. Это достигается на основе знания общих основ психологии и накопления опыта применения различных методов.

Полученные количественные показатели должны дополняться и уточняться данными наблюдения и опроса. Без наблюдения во время эксперимента и опроса показатели могут быть неверно истолкованы.

Оценка того или иного психического качества на основании однократно проведенного эксперимента может быть ошибочной. Особенно опасны заключения по однократному эксперименту, который показал отрицательные, низкие качества.

Каждый экспериментатор, обследовав ряд лиц, в процессе накопления опыта должен научиться подбирать и видоизменять нужные методы, анализировать и сопоставлять как наблюдения в ходе эксперимента, так и количественные показатели каждого метода и главное - устанавливать их взаимосвязи друг с другом и с данными других наблюдений.

Психологические исследования необходимо проводить в благоприятных условиях, которые совершенно обязательны при экспериментах с психодиагностической целью, но должны учитываться и при экспериментах с учебной целью.

Воздух в помещении, где проводится исследование, должен быть свежим и чистым, температура нормальной. Надо следить за освещением, оно должно быть естественным и достаточным, не слишком ярким (испытуемый и его поле зрения не должны быть освещены прямыми лучами света). Помещение должно быть изолировано от шумов и всякого рода зрительных раздражителей; в комнату во время исследования никто не должен заходить, в ней нельзя вести посторонние разговоры.

Испытуемый должен быть в бодром состоянии, выспавшимся, отдохнувшим. Наиболее благоприятное время исследования - утро, часа через два после подъема, но до каких-либо тяжелых нагрузок; если выяснится, что испытуемый плохо спал, то эксперимент лучше отложить.

Внимание испытуемого должно быть полностью поглощено выполнением задания; если, например, оказалось, что он в момент исследования интенсивно переживает из-за своих учебных, личных неудач или неприятностей, то эксперимент также следует перенести на другое время.

Психодиагностическое исследование не должно быть слишком продолжительным - не более 2-2,5 ч. Через каждые 40-50 мин надо делать перерывы в зависимости от интенсивности деятельности испытуемого. Как только экспериментатор обнаружит у испытуемого признаки утомления, исследование необходимо прервать, если только предметом его не являются работоспособность и утомляемость.

Ни экспериментатор, ни испытуемый не должны курить во время эксперимента. В перерывах курить можно, только вне помещения, в котором проводится исследование.

Очень важно создать у испытуемого серьезное, но достаточно спокойное отношение к эксперименту. Надо избегать всего того, что могло бы испугать испытуемого, вызвать у него излишнее эмоциональное возбуждение, отрицательно влияющее на ход эксперимента. Конечно, это условие может быть планомерно нарушено, если предметом изучения являются степень эмоциональной возбудимости, умение владеть собой и другие особенности эмоционально-волевой сферы.

У испытуемого (даже с целью профориентации или отбора) не должно создаваться мнение, что от результатов эксперимента “зависит его судьба”. В то же время необходимо, чтобы он понимал, что должен работать с полным вниманием, что проводимые эксперименты помогают оценить особенности его способностей.

Чем больше различаются условия проведения эксперимента, тем труднее судить, в какой мере достижения испытуемого зависят от изучаемых особенностей и в какой от влияния условий. Еще сложнее сравнивать результаты различных исследований.

Немаловажное значение имеет инструкция, которую получает испытуемый. Эта инструкция должна быть одинаковой для всех. Нельзя, допустим, предложить одному испытуемому работать как можно быстрее, не дав такой же установки другому. Однако это не значит, что всем испытуемым надо инструкцию преподносить в совершенно одних и тех же словах, ничего не изменяя. Экспериментатор должен давать инструкцию в свободном изложении, не забывая при этом ни одного обязательного пункта, создавая у испытуемого все предусмотренные установки к действию.

Важно добиваться не одинакового “звучания” инструкции, а одинаковой степени понимания ее всеми испытуемыми. Если экспериментатор видит, что испытуемый недостаточно хорошо понял инструкцию, он должен разъяснить ее повторно и добиться полного понимания.

И последний технический, но немаловажный совет. При всех методах, когда испытуемый должен писать, лучше пользоваться тупо отточенными с обоих концов мягкими (2М) карандашами (имея их в запасе на случай поломки - о чем надо предупредить испытуемого). Нарушение указанных правил недопустимо при применении экспериментально-психологических методов с исследовательскими целями и для психодиагностики, нежелательно и при только демонстрационном их использовании.

Проведение психологических исследований в дошкольных и общеобразовательных учреждениях требуют от практического психолога хорошего знания особенностей и закономерностей развития психики ребенка, учащегося в различные его возрастные периоды жизни. С этой целью в учебно-методическое пособие включены рекомендации по учету ряда факторов возрастного развития личности ребенка.

Наши рекомендации