Виды практических занятий
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
(ФГБОУ ВПО «РГУТиС»)
Экономический факультет
Кафедра «Экономика труда и управления персоналом»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. председателя
Научно-методического совета,
проректор, д.с.н., профессор
_________________________Ананьева Т.Н.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Дисциплина СД.Ф.04 «Конфликтология»
для специальности 080505.65 «Управление персоналом»
Разработчик(и):
к.э.н., доцент. Богачева Т.В.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры«Экономика труда и управления персоналом»
протокол № 10 от 23 мая 2013 г.
Зав. кафедрой
д.э.н., проф. Морозова Л.С.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании научно-методической секции Экономического факультета
протокол № 8 от 29 июня 2013 г.
Председатель научно-методической секции
Экономического факультета Каурова О.В.
д.э.н., доц.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании Научно-методического совета
протокол №1 от «30» августа 2013 г.
И.о начальника методического отдел:к.т.н. Князева Т.Н.
Москва, 2013 г.
Содержание
1. Общие положения. 3
2. Виды практических занятий. 5
3. Тематика практических занятий. 6
4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 74
Общие положения
Управление конфликтами в организации является одной из актуальных и самых сложных проблем. Многие руководители не владеют достаточными знаниями, навыками и умениями работы с конфликтами и часто полагаются на личный опыт и интуицию в вопросах принятия решений по поводу тех или иных сложных конфликтных взаимодействий в организации, что не всегда приводит к желаемым результатам.
Потребность в специалистах, обладающих современными глубокими знаниями в области управления конфликтами и конфликтными ситуациями, особенно велика в системе управления отечественной экономикой и, в первую очередь, в организации основного звена, где происходят существенные изменения в управлении организацией в целом и в системе управления персоналом в особенности.
В процессе изучения дисциплины ключевыми вопросами являются: становление конфликтологии как научно-прикладной отрасли знания; современные концепции конфликта; функции конфликта, их позитивные и негативные проявления; типология конфликтов по общественно-политическим, социально-экономическим, морально-психологическим признакам; источники, объективные и субъективные причины возникновения конфликтных ситуаций в социальной сфере; мотивация конфликтности, взаимосвязь конфликтов и стрессовых ситуаций; структура, фазы и стадии развития конфликта; стили конфликтного поведения и способы разрешения конфликтов; социальное партнерство как форма сотрудничества в решении проблем социально-экономического развития и профилактике конфликтов в области трудовых отношений; роль предпринимателей и менеджеров в управлении конфликтами.
Цель и задачи практических занятий.
Цель проведения практических занятий – закрепление теоретических знаний на основе самостоятельно выполняемых заданий (ответов на вопросы и тесты, выполнение рефератов, докладов по изучаемым темам) об основных инструментов конфликтологии, связанных с трудовой деятельностью человека в современных социально-экономических условиях развития общественных отношений; вооружить специалистов в области конфликтологии гибким инструментарием в вопросе построения системы урегулирования и разрешения конфликтных ситуаций и конфликтов на предприятиях.
Практические занятия должны решать следующие задачи:
- Обеспечить у обучаемых конфликтологической компетентности как неотъемлемого элемента профессиональной подготовки руководителя;
- научить диагностировать конфликт и применять своевременно необходимые решения;
- научить правильно определять объект конфликта и его участников для дальнейшего предотвращения;
- научить методики ведения переговоров;
- научить адекватно оценивать сложившую ситуацию переговорного процесса и своевременно принимать решения в этом процессе;
· научить самостоятельно работать со специальной литературой, критически осмысливать информацию, выражать и обосновывать свою позицию по изучаемым вопросам.
Для более глубокого усвоения учебного материала на практических занятиях необходимо обсудить темы предлагаемых вопросов, выполнить доклады (рефераты) по предлагаемой тематике каждого раздела и самостоятельно ответить на тесты.
Виды практических занятий
Практическая работа заключается в выполнении студентами, под руководством преподавателя, комплекса учебных заданий, направленных на усвоение научно-теоретических основ учебной дисциплины, приобретение практических навыков овладения методами практической работы с применением современных информационных и коммуникационных технологий. Выполнения практической работы, а также решение тестовых вопросов студенты производят в письменном виде. Работы предоставляются преподавателю, ведущему данный предмет, в электронном и печатном виде.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов. Основой практикума выступают типовые ситуации, которые должен уметь решать специалист в области управления персоналом.