Основные ориентиры самоопределяющегося человека
Автор: Пряжникова Е. Ю.
Главная проблема: что вообще выбирает человек, всегда ли это именно профессии, или это учебные заведения и места работы? Традиционная профориентация ориентирует человека преимущественно на профессии. При этом, конечно, учитываются и способности человека, и его склонности, и потребности общества (сейчас уже говорят «потребности рынка»)… Но так ли все просто?…
Если обратиться к одному из наиболее интересных определению профессии, предложенному еще в 20-е годы С.М.Богословским, то получается, что «профессия – есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию…», но при этом она должна «…признаваться за профессию личным самосознанием данного лица». Но всегда ли то, что выбирает клиент «признается им самим за профессию»?
Реально это может быть выбор профессии или специализации, квалификации (как уровня профессионального мастерства), должности или просто конкретного трудового поста… Например, человек выбирает вроде бы профессию, но на самом деле он выбирает деятельность, которая поскорее позволит ему занять определенную руководящую должность (и неважно, что это за профессия: человек хочет иметь «видную должность»).
Сами выборы могут быть «внешними» и «внутренними». Например, человек внешне заявляет всем, что хочет быть психологом, но в глубине души он – обычный продавец (или бизнесмен), или наоборот… В итоге мы формально имеем специалиста – психолога, который только и делает, что подсчитыва6ет «выручку» от своей психологической работы… На самом деле внешние и внутренние выборы часто сочетаются. Например, в любой психолого-педагогической организации есть психологи-продавцы, психологи-надсмотрщики, психологи-журналисты (занимаются склоками), психологи-артисты, психологи-фотомодели и даже психологи-психологи… И от каждой разновидности таких специалистов есть своя польза… То есть человек, выбирая одну конкретную профессию, как бы продолжает самоопределяться в рамках этой профессии, отыскивая в ней для себя все новые и новые смыслы.
Профконсультант должен помнить, что часто выбирается не столько профессия, сколько образ и стиль жизни. Например, часто модная профессия (сейчас это юрист и экономист, а раньше – физик, ученый) позволяет заниматься престижным на данный момент делом, хорошо зарабатывать и, главное, - жить так, как живут «самые лучшие люди» (идея «элитарных ориентаций» в профессиональном и жизненном самоопределении.
2. Различные типологии профессионального и личностного самоопределения.
На сегодняшний день наиболее популярная в России типология принадлежит Е.А.Климову, который выделил пять сфер труда по принципу взаимодействия человека с преимущественным предмету труда: человек - природа, человек - техника, человек - знаковые системы, человек - человек и человек - художественный образ. Интересно, что в зарубежных типологиях часто выделяются похожие сферы труда, но при этом добавляется и нечто новое. Например, такой «тип профессиональной среды» как «предпринимательский» (у Д.Холланда), а в более ранних типологиях – еще и сферы «политики» или «религии» (у Э.Шпрангера) и т.п. Анализ таких типологий показывает, что они во многом отражают культурно-историческую ситуацию, сложившуюся в данном обществе. А это значит, что типология Е.А.Климова, при всей ее привлекательности, эффективности и привычности все-таки немного устарела и не отражает ситуацию, сложившуюся в современной России.
Чтобы профконсультант опирался на более адекватную ситуации типологию, следует либо специально разрабатывать новую типологию, либо искать какую-то универсальную типологию, адекватную разным культурно-историческим ситуациям. Перспективной здесь представляется типология М.Р.Гинзбурга, где выделяются 15 типов самоопределения, построенных на двух основных координатах: временной и смысловой. Например, выделяется «стагнирующий тип самоопределения», для которого характерно благополучное настоящее (в настоящем смысл найден) при неблагоприятном будущем («страх перед будущим») или «фантазийный тип самоопределения», который характеризуется неблагоприятным настоящим, но позитивно планируемым будущим («бегство в будущее») и т.п.
В поисках универсальной типологии можно обратиться к историкам, в частности к Л.Н.Гумилеву, который, опираясь на свой пассионарно-аттрактивный принцип выделил 12 типов людей. Примечательно, что в его типологии кроме традиционных типов (деловых людей, ученых, обывателей и т.п.) выделяются еще и «преступники», и »искусители»… Вероятно, историки смелее психологов, т.к. стараются отражать не только то, что «желательно», но и то, что, к сожалению, «имеет место быть»…
Очень интересно для теории и практики профессионального самоопределения типология Э.Фромма, особенно в той части, где он рассматривает типы «отчужденного характера». Основное внимание Э.Фромм уделяет описанию «рыночной личности» и определяет ее как «пустоту, которую скорейшим образом необходимо наполнить желаемым свойством», т.е. теми качествами, которые сделают такого человека наиболее конкурентоспособным на «рынке личностей». При этом сам человек перестает рассматриваться как полноценная личность и превращается в «товар», который могут купить или не купить… Его главная позиция: «Я такой, какой изволите, какой я Вам нужен для решения Ваших проблем…». В итоге, с горечью отмечает Э.Фромм, при такой ориентации «проповедь труда утрачивает силу и первостепенной становится проповедь продажи труда на рынке личностей», т.е. не важно, какой ты работник, важно как ты умеешь преподносить себя работодателю… К сожалению, в современной России немало людей, которые именно в этом и видят смысл профессионального самоопределения и сущность профконсультационной помощи…
Н.А.Смирнов предложил следующие позиции профессионального самоопределения: 1) позиция «раба», для которого главный вопрос – «как выжить?»; 2) позиция «потребителя» (главный вопрос – «А что я с этого буду иметь?»); 3) позиция «наемного работника» (для него важно «Чем быть?»); 4) позиция «служителя идеи» (вопрос – «Кем быть?», «Как быть полезным обществу, людям, идее?»); 5) позиция «самобытного человека» (главное для него – «Как стать самим собой?»
При выделении этих и других типологий важно помнить, что право самоопределяющегося человека - самому выбирать кем быть и каким быть. Даже если человек добровольно выбирает для себя позицию «раба» или «потребителя» мы не вправе лишать его такой радости. Но мы можем рассказать (показать) и иные варианты его жизненного и профессионального счастья. К сожалению, люди очень разные и само общество существует благодаря их разнообразию… И сколько ни бились лучшие умы человечества, им так и не удалось сделать всех людей одинаково мудрыми, прекрасными и достойными. Видимо, в самой возможности выбрать для себя примитивный путь развития заключена главная идея самоопределения – свобода выбора.
2.1. Различные варианты планирования профессионального развития
В профориентации традиционно выделяют профессиональные планы и профессиональные перспективы. Если перспектива – это целостная картина своего профессионального будущего, то план – это более конкретная программа достижения профессиональных целей (по Е.И.Головахе).
На сегодняшний день само планирование жизни часто представляют как построение определенной последовательности событий. Сами события – это относительно компактные по времени изменения в жизни человека, имеющие для него существенное значение – отсюда событийный подход. Известна методика Е.И.Головахи и А.А.Кроника, позволяющая оценивать значимость определенных отрезков жизни человека. На листе бумаги рисуется горизонтальная линия жизни (иногда ее для удобства разделяют на отрезки по 5 лет). На этой линии выделяют настоящий момент (точкой) и все наиболее существенные события прошлого и предполагаемого будущего. По вертикали – уровень счастья данного человека. После этого клиент сам рисует линию своего счастья в соответствие с основными эпохами и событиями жизни. Если, например, окажется, что наибольшее счастье было в прошлом, то и психологическая помощь должна быть соответствующей…
Аналогично выделяются жизненные стратегии и жизненные сценарии (по Э,Берну): стратегии охватывают жизнь в целом, а сценарии – это скорее схематизированные правила поведения человека по реализации стратегии. Э.Берн считает, что сценарии формируются в раннем детстве и во многом определяют всю жизнь человека. На основе выделения разных сценариев выделяются три основных типа людей: победители, непобедители и неудачники. При этом главное для человека при построении своей жизни – «выйти из-под власти сценария» и начать жить настоящей жизнью.
Некоторые авторы (например, М.В.Розин) рассматривают планирование жизни как «написание поэмы». Характерно это больше для творческих людей. Анализируя судьбы выдающихся деятелей, М.Р.Розин выделяет четыре основных момента, определяющие такое планирование: 1) образ героя; 2) сюжет; 3) трагедийность (и связанные с этим переживания); 4) неожиданные повороты судьбы… Получается, что творческого человека не очень привлекает простая, бесконфликтная жизнь, ему нужны переживания и сюрпризы… Все это также можно учитывать при работе с клиентами, которые собираются подходить к своим жизненным перспективам творчески…
2.2. Типы и уровни самоопределения человека
Типы самоопределения выделяются по критерию диапазона маневра в рамках данной деятельности:
- в конкретных трудовых действиях и операциях (на простых, конвейерных производствах, где творчество работника сильно ограничено данной технологией);
- на конкретном трудовом посту (диапазон маневра несколько расширяется, т.к. одно и то же задание можно выполнять разными способами);
- в рамках специальности; в профессии; жизненное самоопределение (диапазон еще больше расширятся, т.к. человек может реализовать себя и во вне профессиональной деятельности);
- личностное самоопределение (не просто освоение социальной роли или выполнение ее по-своему, но и создание новых ролей, принимаемых в данном обществе… - «социальное нормотворчество» – по А.В.Петровскому и А.Г.Асмолову);
- самоопределение в культуре (стремление оставить след в истории, выйти за рамки времени своей жизни – это не только в «творческих» профессиях…).
При этом возникает вопрос: что же такое личность и чем личностное самоопределение отличается от самоопределения в культуре? – В свое время известный философ Э.В. Ильенков писал: “…личность обнаруживает себя тогда и там, когда и где индивид в своих действиях и продукте своих действий вдруг производит результат, всех других индивидов волнующий, всех других касающийся, всем другим близкий и понятный, короче - всеобщий результат, всеобщий эффект... Неповторимость подлинной личности состоит в том, что она по своему открывает нечто новое для всех, лучше других и полнее других выражая “суть” всех других людей, своими делами раздвигая рамки наличных возможностей”.
Самоопределение в культуре предполагает не только принятие человека его окружением (как в случае с «личностью»), но скорее даже - принятие потомками (а окружающие современники могут и не принять… - это характерно уже для «гения» или для «универсума» – по В.И.Слободчикову). Интересно, что «святой» в этом случае – это человек, которого и потомки не все могут принять, а лишь «высшие силы» (или по-настоящему «посвященные» люди) способны оценить по-достоинству…
Уровни самоопределения выделяются по критерию самостоятельности и творчества при реализации каждого типа:
1) агрессивное непринятие данного типа или разрушение имеющихся возможностей (деструктивный уровень – примеры…);
2) избегание деятельности «по-тихому» (всяческое «улынивание» от работы, от деятельности по данному типу);
3) работа «по инструкции» (пассивный уровень);
4) стремление что-то сделать по-своему (усовершенствовать отдельные элементы труда -–начало творчества);
5) стремление усовершенствовать деятельность в целом и максимально реализовать свои возможности (творческий уровень).
Для наглядности выделенные уровни и типы можно представить в виде схемы: по оси координат обозначить типы, по оси абсцисс – уровни. Можно также рассмотреть для сравнения различные «случаи самоопределения».
Первый «случай»: тип – самоопределение в конкретному трудовому посту (человек живет в городе, где сильная безработица, и вынужден соглашаться на любую, самую примитивную работу); но уровень творчества у него – пятый, т.е. максимальное творчество (это такой человек такой, который в любое дело стремится вложить свою душу). Второй «случай»: тип – самоопределение в культуре (например, это отпрыск знаменитых и богатых людей, у которого масса возможностей, особый круг общения, родители о нем наверняка вспомнят в мемуарах, место в истории ему обеспечено…), но уровень – агрессивное непринятие данного типа (пьет, употребляет наркотики, презирает своих благородных родителей и все такое, т.е. человек не использует возможности и даже разрушает свою ситуацию…). Можно задаться риторическим вопросом: кто из этих двух людей Вам симпатичнее, и на месте какого человека вы хотели бы оказаться?…
Выделение типов и уровней самоопределения ставит важнейшую проблему: как реализовать возможности (типы) через свое творческое отношение к труду (уровни). В реальности самоопределяющийся человек должен стремиться к расширению своих возможностей (освоение нового типа самоопределения), а также к реализации своих возможностей (переходу на новый уровень самоопределения).
Можно даже выдвинуть следующее интересное предположение: для большинства молодых людей более важны именно типы (как стремление расширить свои возможности, вплоть до комичных примеров: когда подросток мечтает о «богатом наследстве» от какой-то неведомой бабушки в Америке…), а для большинства уже работающих, взрослых людей все в большей степени становятся важными именно уровни самоопределения (как стремление максимально реализовать уже имеющиеся возможности и освоить уже выбранное дело)… Все это также следует учитывать в профконсультационной практике.