Рассказ о продуктах и возможностях WB (WEBaby Corp.)

Несколько вводных соображений, которые позволят лучше понять содержание, которое надо вложить в эту часть Презентации.

Прежде всего, команда — это люди, а вот компания — это производ­ственные мощности. Иными словами, символ команды — это человеческое лицо, а вот символ компании — это здание.

Это очень разные символы, и при их выборе надо понимать, какое ощущение вы хотите создать с их помощью у партнера.

Здания сами по себе говорят лишь о благосостоянии, то есть о сред­ствах, которыми располагает компания. Но это прошлое благосостояние, поскольку деньги уже вложены. Иными словами, здания говорят о том, что компания могла заработать деньги, но может ли она делать это сейчас, здания сказать не могут.

Чуть больше говорит о дееспособности компании внутреннее оборудо­вание зданий. Но в программистском бизнесе это тоже становится услов­ностью. Никакого особого специализированного оборудования, кроме компьютеров, для создания софта не нужно.

Так что получается, что представление современного программистского предприятия с точки зрения наличия у него производственных мощностей не очень выигрышно. Производственные корпуса, как и оборудование, решают в этом деле гораздо меньше, чем люди.

Поэтому главная задача программистского предприятия — собрать талантливых профессионалов и заставить их работать так, как могут только одержимые художники.

Вот и получается, что рассказ о компании — это не рассказ о ее средствах или строениях, а рассказ о том, как она создает своим разработ­чикам и художникам условия для творчества. Иначе говоря, это рассказ о том, что у компании есть какое-то know-how того, как обеспечивать работоспособность своих людей. А это очень важно для того, чтобы сотруд­ничать с компанией.

Но можно ли, в таком случае, начинать Презентацию с представления компании, если главное в ней — люди? Явно ощущается, что в програм­мистском бизнесе рассказ о команде на фоне предприятия дает партнеру большее или более точное представление о тех, с кем он вступает в дело­вые отношения. Что же касается материального положения компании, что тоже увеличивает доверие, то тут материал должен вводиться попутно. Очевидно, что Вводная Презентация должна строиться как гармоничное сочетание рассказов о команде и компании, то есть о людях и имеющихся у них материальной основе. Вещь очевидная и постоянно используемая дизайнерами. Но умолчать о ней нельзя.




Урок 4. Сценарий презентации

Лучшей рекомендацией команде разработчиков, конечно, являются ее проекты. Многие великие коммерческие идеи современного софтового рынка начинались в гаражах или на кухнях. Но переоценивать возможности программиста-одиночки тоже не стоит. Все-таки времена дикого запада в программировании уже ушли. Так что во Введении должны быть показаны определенные индустриальные возможности команды. Особенно те, что обеспечивают высокий профессиональный уровень этих самых проектов. Можно их назвать специализированными подразделениями предприятия. Это, в первую очередь, Научно-исследовательский отдел и различные студии и мастерские, обеспечивающие основное производство. Партнерам это поможет составить представление о том, на что можно рассчитывать, вступая в отношения с нашей фирмой. Соответственно, рассказ о произ­водственных возможностях компании будет отличным введением к рассказу о ее проектах. А поскольку во Вводной презентации мы не должны подробно рассказывать о своих продуктах, но зато должны заинтересовать ими партнера, то мы и говорим о том, как эти продукты у нас делаются. И если наш подход покажется серьезным, то естественно ожидать вопроса: ну и что же вы при таком подходе сделали? Это и есть цель Введения — добиться, чтобы партнер попросил Презентацию продуктов.

Покажу это на примере настоящего производственного сценария, по которому делался CD-вариант Вводной презентации WEBaby.

Сценари Заставка [И 1. Рассказ о команде или компании
  поверх обложки рекламного букл
Логотип WB

же — начало рекламного мультфильма WB).

Здесь используется именно обложка буклета и начало мультфильма, чтобы они взаимно увеличивали узнаваемость всех презентационных и рекламных материалов.

Заставка переходит в рекламный мультфильм «WEBaby и Avalon's Tree».

Текст идет поверх рекламного мультфильма WB.

Текст сценария.

Компания-разработчик WEBaby Corp. возникла в 1999 г. как дочернее предприятие канадской компании Avalon's Tree Inc., занимающейся оффшорным программированием. Связь и взаимодействие между компаниями до сих пор остаются очень тесными. Вплоть до того, что обе компании постоянно используют ресурсы друг друга наиболее выгодным способом. Какие ресурсы ?

В первую очередь, людские. В WEBaby ушли самые талантливые разра­ботчики, исследователи, дизайнеры и художники. В Авалоне остались лучшие и самые надежные производственники с большим стажем и сложившимися за годы оффшора специализациями. Во-вторых, все финансирование разработок WB ведется Авалоном.

Как это получилось?

Часть I. Создание Письмо-Дубля

Появляются четыре портрета:

АЛЕКСЕЙ НЕДОРЯ   ОЛЕГ ШАТОХИН   ВЯЧЕСЛАВ САМОЙЛЕНКО   ИВАН СКОМОРОХ

Президент

Вицепрезидент Вицепрезидент Вицепрезидент

Продолжается текст:Компания Avalon 's Tree Inc., тогда еще под другим именем, родилась в 1991 году в России — в Русской Силиконовой долине, как называли здесь Новосибирский Академгородок. Академгородок — это научная столица Сибири и третий по значению в России академический центр после Москвы и Санкт-Петербурга. Многие десятилетия сюда свозили лучших ученых и создавали материальную базу для их работы. В итоге здесь родилось множество специализированных НИИ, университетов и академий. Все это было спрятано в глубинах Сибири, поскольку было связано с оборонными секретами.

Естественно, за годы своего существования, этот научный оазис собрал и отобрал множество лучших умов со всей страны. Для их работы были созданы лаборатории с новейшим оборудованием. Задачи, которые они решали, были объемными и сложными. Все это привело к тому, что появилось не только множество сложившихся команд, способных решать самые трудные задачи и решать их системно, но, самое главное, сложилась отлаженная система обучения, которая и создавала такие команды.

Многие из них после начала перестройки оказались не у дел и начали искать пути к выживанию. Большинство этих команд распалось и часть людей разъехалась, другие же создали собственные компании.

Avalon's Tree (Авалон) был как раз такой компанией. Он вырос из команды, которая в конце восьмидесятых создавала первый в России 32-х разрядный персональный компьютер. Разработка завершилась успешно — был создан не только сам компьютер, но и было разработано все необходимое ПО, включая операционную систему, компиляторы и другие программные инструменты. По своей мощности он превосходил не только широко распространенные тогда компьютеры на Intel 286, но и PC на Intel 386 в течение первого полугода их существования.

На основе полученного опыта с 1991 года Авалон создавал свои коммер­ческие компиляторы. А в 1993 году Авалон получил свой первый заказ и с тех пор успешно продолжает работать в оффшорном программировании.

Первыми заказами Авалона были компиляторные заказы для Nortel Networks (Нортелъ) (15% мирового рынка). В какое-то время Авалон разраба­тывал компиляторы сразу для трех основных станций Нортеля, и нас в шутку называли «Компиляторным отделом» этой компании.

Урок 4. Сценарий презентации

До сих пор компиляторные заказы и близкие к ним заказы на перевод и перенос софта и перепроектирование являются одним из основных наших достоинств. Среди наших заказчиков в этой области — компании САЕ (Canada), Mitel (Canada), PACT (Germany).

Авалон рос, расширяясь по числу заказчиков, их географии и набирая опыт выполнения заказов в различных областях программирования. Потом появились заказчики в США, Европе, Африке. Перечислять не стоит — 9 лет большой стаж.

Работа с крупными и надежными заказчиками позволила накопить качество, внешним знаком которого явился наш переезд в Оттаву.

Переезд в Канаду готовился долгие годы, что означает, что руководством компании все эти годы воплощался в жизнь стратегический план накопления качества. Уже в России началась подготовка к сертификации компании по ISO-9000, создавались различные отделы и службы, которые позволили бы компании выйти на уровень мировых требований. В первую очередь, те, которые позволили бы обучать работников тому, что требует Рынок.

Итогом этого качественного роста было то, что вскоре после переезда компании в Канаду произошла коренная реорганизация.

Avalon's Tree

ВЯЧЕСЛАВ САМОЙЛЕНКО

Вицепрезидент

Основное ядро компании сохранилось как канадская компания, занимающаяся outsourcing'ом.



Softboat

АЛЕКСЕЙ НЕДОРЯ

президент

WEBaby

ОЛЕГ ШАТОХИН

президент

НИИ ДД

ИВАН СКОМОРОХ

президент

Для продвижения обеих компаний на рынке был выделен в самостоятельную презентационную компанию отдел Маркетинга и внешних связей. Она называется Softboat, что означает, по нашим задумкам, что эта мягкая лодка должна была доставлять наш софт покупателю.

Отдел разработки выделился в самостоятельную компанию-разработчика WEBaby. Рыночное поле — сетевые продукты для начинающих. Сначала WEBaby была канадской компанией, а теперь мы переехали в USA.

А для того, чтобы не потерять своих людей в России, а также полноценно использовать научно-исследователь­ские возможности, которые были накоплены, в России был учрежден НИИ. Мы назвали его «Дорога Домой», чтобы не забывать Родину. Задачей НИИ было проводить исследования всего, что требовалось остальным компани­ям консорциума для успешной деятельности на рынке:



Часть I. Создание Письмо-Дубля

1) поиск новых решений в программировании и дизайне;

2) исследование рынка;

3) психология компьютера и складывающегося вокруг него мира рекламы
и презентаций.

Итак, чтобы распрощаться с историей, скажем: Avalon 's Tree no-прежнему живет и работает, выполняя заказы на оффшорное программирование. Единственное, что изменилось в связи с переездом в Канаду, — это повысилось качество нашей работы.

Что же касается WEBaby, то будет не лишним сказать, что компания, по сути, разделена на 2 части:

Фото здания в Америке \ Менеджмент

и маркетинг вынесены в Америку, чтобы соответствовать мировым требова­ниям к управлению.

Фото Троегородка \ Разработка же всех продуктов WB ведется в России.

Хотя однажды мы хотели бы перевезти основной состав разработчиков куда-нибудь в Африку или Австралию, туда, где климат получше. Разработка ведется в рамках НИИ «Дорога Домой». Это выгоднее и по деньгам, и по возможности использовать талантливые исследовательские кадры. Собственно говоря, в Америке осуществляется лишь окончательное превраще­ние разработанного продукта в товар.


Карта мира. Видна Россия

Так что дальнейший рассказ о компании WB — это рассказ о НИИ «Дорога Домой». Наш НИИ

Карта России. Выделен район Новосибирска, видна Обь

является очень небольшим Институтом. Построен он по типу средневекового университета или ремесленного цеха, объединяющего несколько творче­ских мастерских, разбросанных по всей России.

Карта новосибир­ского района, выделено место базы

Выбор городов для размещения мастерских делался исходя из задач, которые решает каждая мастерская и, собственно, из возможности наилег­чайшим образом получать нужные кадры.

Карта-схема городка и кусок Оби

Одновременно с рассказом, на экране преры­вается мультфильм и показываются соответствую­щие тексту Карты.

Головное отделение НИИ находится рядом с Новосибирским Академгородком. Здесь, на берегу Обского моря, для НИИ была приобретена бывшая база отдыха, которая сейчас реконструируется

под нужды НИИ. Естественно, она же место отдыха всех наших работников

и наших гостей.

Урок 4. Сценарий презентации

     
РЯД ФОТОГР &ФИЙ 1 АЗЫ И 1 ЮРЯ
             

Ярослав Краснов Гл. режиссер

Здесь на базе располагается:

— часть разработки;

— служба аналитиков;

— музыкальная студия;

— менеджмент;

— поддержка сайта;

— редакция нашего электронного журнала «Скоморох».

Остальные мастерские работают на местах.

Константин Семиколенных Гл. дизайнер   Ярославсь
  Дмитрий Кащенко Гл. разработчик
   

Аня Темная Гл. режиссер

Московская художественная студия.



Игорь

Ведьмедь

Гл. дизайнер

Вологодская дизайнерская студия.



Иван Скоморох Начальник R&D

Исследовательский отдел— г. Иваново.

Алекс Недоря Гл. разработчик

Вся основная работа разбросанных по стране художественных мастерских вдохновляется Исследовательским отделом из Иванова, а управляется из Новосибирска, где и происходит окончательная доводка всех продуктов, после чего они передаются в Америку.

Часть I. Создание Письмо-Дубля

Как видите, НИИ «Дорога Домой» довольно большая и разбросанная тер­риториально компания. Конечно, с точки зрения производства и управления было бы лучше собрать всех работников в одном месте. Однако, требование иметь наилучших художников и мастеров в своем деле заставляет нас искать новые и неожиданные формы устройства. Многие из художников не хотят уезжать с насиженных мест. У них там студии, и там им работается. Нам оказывается легче работать с ними удаленно, обеспечивая их всем необходимым и собирая вокруг мастеров дополнительные команды, чем срывать их с места.

Именно этим и объясняется двойное управление — через Новосибирск и Иваново. И плюс к тому выведение каждой мастерской на уровень почти самостоятельной художественной студии.

Как бы там ни было, но такой подход дает свои результаты, и наши художники и разработчики работают производительнее, чем люди, собранные в один большой бетонный куб с безликими комнатами и рядами компьютеров.

Рассказ о продуктах и возможностях WB (WEBaby Corp.) - student2.ru

А для того, чтобы единство компании не терялось и управленчески, и творчески, и художественно, мы собираем всех наших работников вместе на нашей базе отдыха на летние каникулы. Там происходит и творческие отчеты и постановка новых проектов. Какие каникулы могут удержать большую команду творческих людей от того, чтобы немножко поработать для души?!

А что такое для нас поработать для души, мы покажем на примере разработанных нами продуктов.

Это была первая часть сценария. Теперь перейдем ко второй.

Сценарий 2. [ Рассказ о продуктах и возможностях WB. Что же мы можем и делаем.

Рассказ о продуктах и возможностях WB (WEBaby Corp.) - student2.ru Текст 1.В мире софта...

Изо: 2 спутника, излучающие

навстречу друг другу

сигналы, которые

охватывают всю Планету.

На планете множество

заводов, офисов,

строений, которые

оснащены компьютерами.

При этом еще и проступают

контуры континентов.

Задача — создать перенасыщенный образами рисунок, чтобы, с одной стороны, показать, что это большой и насыщенный рынок, а с другой стороны, чтобы был переход к следующим рисункам.

Урок 4. Сценарий презентации

При этом рисунок должен иметь два исполнения:

1) графическое, для буклета;

2) оно же, но оживленное анимацией для CD.

Текст2. ...мы избрали один сегмент: рынок Интернет-технологий...

Рассказ о продуктах и возможностях WB (WEBaby Corp.) - student2.ru Изо: На рисунке «обсыпается» все лишнее — то есть изображение Земли. Интернет — это тот же мир, но виртуальный, то есть без материальности. В итоге должно создаться ощущение, что рынок, избранный нами, сильно сузился, и в нем легче ориентироваться. Но при этом он все равно очень большой, а значит, богатый.

Текст 3....а там — сетевые инструменты для начинающих.

Рассказ о продуктах и возможностях WB (WEBaby Corp.) - student2.ru Изо:На рисунке обсыпается все остальное, кроме сетки Интернета. Из-за билдингов и заводов появляется одинокий и крошечный ребенок, сидящий перед монитором на неудобном (!)

стуле. Где-то вдали виден нари­сованный домик.

От этого должно создаться ощущение, что мы потеряли весь рынок, и сделать на этом деньги нельзя. Иначе говоря, у просматривающего нашу Презентацию партнера должен непроизвольно вырваться вопрос:

— А как же на этом делать деньги?


Рассказ о продуктах и возможностях WB (WEBaby Corp.) - student2.ru

Текст 4:Как из этого извлечь деньги? Давайте подумаем.

Сетевые инструменты для начинающих — это \то, ^то создаёт наш быт,а значит, явля-

ется товарами самого массового пользования. Это целый мир, надо только понять, что он спрятан в волшебной коробочке, к которой нужно подобрать ключик.

Эта волшебная шкатулка с деньгами— дом человека.

Изо:На рисунке нарисованный домик

увеличивается, наезжает на ребенка, вмещает его в себя и сливается с квадратом сети.

Часть I. Создание Письмо-Дубля



Рассказ о продуктах и возможностях WB (WEBaby Corp.) - student2.ru

Текст5. Благодаря сети весь мир входит в наш дом, а ключом к этому богатству является компьютер.

Изо: Ребенок разворачивается к нам спиной, а монитор экраном, экран разрастается, пока не заполняет собой все простран­ство дома и всю сеть. Ребенок пропадает, как бы сливаясь со зрителем.

Текст 6.Для кого-то компьютер — это не счетная машинка, а виртуатор, — машина, творящая миры. Вся его жизнь в компьютере, поэтому наша задача — создать ему уютный виртуальный дом.

Иначе говоря, дать то, что позволяет ему путешествовать по всему миру, не выходя из своего дома, и показать себя всему миру.

Вот поэтому мы начинаем с таких простых инструментов, как почтовый ящик.

Рассказ о продуктах и возможностях WB (WEBaby Corp.) - student2.ru

Изо: Квадрат дома начинает заполняться деталями «Почтового Голубя».

При этом все предыдущие рисунки были одноцветные и графичные, а теперь внутри черно-белого квадрата появляются цветные вещи, и с каждой звучит своя мелодия.

Квадрат дома-монитора заполняется вещами. Они двигаются и звучат, но никаких живых существ пока. Только вещи и стены.

Там же внутри дома появляется монитор компьютера и на нем установлен наш Конструктор сайтов.

Текст 7. Жилая комната — это интерфейс,который нам не надо изучать. Этот тип управления мы изучили уже в детстве... Изо: «Почтовый голубь».

Текст 8:...когда играли в игрушки.

Изо: Конструктор сайтов — как музыкальная шкатулка.

Текст 9:В общем-то, в этой идее нет ничего особо нового. Скоро именно такие интерфейсы заполонят рынок. И мы тут всего лишь успеваем в ногу со временем. Надеемся, вы тоже.

Но вот вопрос: как обгонять время хотя бы на шаг?

Как обогнать время ? Именно об этом думали мы, когда запускали в нашем НИИ «Дорога Домой» исследования, получившее имя SIT — Smart Interface Technologies. Суть его, если говорить просто: как сделать компью­терный дом нашего покупателя не просто управляемым, но и уютным.

Урок 4. Сценарий презентации

В этом и заключается отличие SIT от Friendly-интерфейсов.

И это целый рассказ, скрывающий в себе глубинное know-how дизайна и прикладной психологии. Об этом мы пока можем дать только намек.

Изо:«Почтовый голубь» с вороной, превращающейся в синюю птицу.

Птица улетает, и на экране расцветает яблонька с золотыми яблочками, иначе говоря, вместо рассказа о SIT, мы запускаем концовку рекламного мультфильма.

Вот пример настоящего полноценного производственного сценария, целиком выполненного профессиональным сценаристом. Но это еще не вся сценарная работа. После того, как сценарий будет утвержден, сценаристу придется сделать для дизайнера документы, облегчающие понимание сценария. Но прежде, чем перейти к этому, давайте остановимся на очень важной составляющей этого этапа сценарной работы. На вставленных в текст рисунках.

Рисунки сценариста.

Я вполне осознанно даю именно те схематичные рисунки, которые рисовал сценарист, чтобы вы перестали стесняться того, что не умеете рисовать, а значит и не сможете разговаривать с профессиональными дизайнерами. Снимите этот страх и поймите: дизайнеру не нужно, чтобы вы умели рисовать, как он, ему нужно, чтобы вы умели ясно объяснить, что вам нужно. Пусть ваш рисунок плох, но если он понятен, дизайнер будет вас очень ценить.

Почему большинство из нас стесняется рисовать? Потому что не умеет? Нет, все не так просто! Потому что подозревает в себе художника и надеется однажды его раскрыть. Не верите? А вы задумайтесь.

Если вам нужно заработать деньги, то вы просто делаете все, чтобы их заработать. И если не умеете чего-то сами, то нанимаете профессионала и объясняете, что вам нужно. И не стесняетесь того, что не умеете.

А вот рисовать стесняетесь. Откуда эта стеснительность? Стеснительность эта всегда происходит от того, что мы не хотим выглядеть смешными из-за того, что делаем плохо то, что кто-то делает лучше. Но это значит, что когда мы рисуем и глядим на свой рисунок, мы знаем, что такое «лучше» для этого рисунка! И видим, как не дотянули. Не дотянули до чего? До собственного знания? А значит, до себя же!

Иначе говоря, все те, кто стесняется рисовать черновые наброски для дизайнеров, подозревают, что могли бы сделать это хорошо и потому не рисуют плохо: Нет, нет! Я не хочу выглядеть смешным! Я вам на словах объясню, а уж вы сами нарисуйте. Это ваша работа!

А за этим звучит: если бы я избрал дизайн, а не бизнес, это была бы моя работа. Вот тогда бы я рисовал, как следует. Но вот не сложилось

Так выберите, наконец, чего вы хотите: зарабатывать деньги или не выглядеть смешным!

Часть I. Создание Письмо-Дубля

Откуда этот художник, живущий в душах бизнесменов? Думаю, от всеобщего среднего образования. Ведь в школах нас всех учат рисовать. И тогда мы психологически проверяем для себя возможность стать худож­ником. Потом жизнь делает нас чем-то иным, и мы забываем свои мысли. И поскольку мы проверяем возможность стать художником по-детски бессознательно, эта мечта так и остается бессознательной. А значит, и не осознается, и не уходит! А раз не уходит, значит, живет и правит нашим поведением.

Я не предлагаю ее убить и не предлагаю стать художником. Как при­кладной психолог, я всего лишь рассказываю о том, как работает наше мышление. А работает оно так: пока детская мечта о художнике живет в подсознании, вы стесняетесь рисовать плохо, но стоит вам найти ее в своем прошлом и осознать до сих пор живущей, как вы поймете, что стать художником для себя — это одно дело, а рисовать эскизы для дизайнеров — совсем другое.

Рисовать эскизы должны вы, а не ваш художник, А вы — бизнесмен, и поэтому вам нечего стесняться, что у вас получается некрасиво. Вам просто нужно донести свою мысль, показать, что вам надо от дизайнера. В общем, вам надо заработать деньги и вы делаете все, что от вас требуется.

Уверяю, дизайнеры с большим уважением отнесутся к вашим грубым эскизам, как только в них пропадет претензия на художника, но появится четкая и логичная мысль.

Чтобы вы увидели воочию то, что я изложил как теорию, я приведу далее саму CD-версию презентации, выполненную по приведенному выше сценарию. Чтобы не было скучно, не читайте текстов, которые повторяются. Просто сравните сценарий и изделие. Хотя, конечно, лучше бы сравнивать с CD-версией.

Наши рекомендации