Публикации. Основные результаты исследования отражены в 6 публикациях общим объемом 1,4 п. л
На защиту выносятся следующие положения:
1. Наряду с тем, чтоодиночество — характерное явление для подросткового возраста, в равной мере присущее нормально развивающимся подросткам и подросткам с ЗПР, воспитывающимся в разных условиях (условия семьи и детского дома), существуют особенности проявления состояния одиночества у подростков с ЗПР. Они проявляются в когнитивном и поведенческом компонентах в структуре одиночества. На когнитивном уровне специфика проявления одиночества выражается в понимании его подростками с ЗПР как состояния физической депривации и как исключительно негативного явления. На поведенческом уровне отмечается недоразвитие коммуникативной сферы у подростков с ЗПР, которое выражается в трудностях при установлении дружеских отношений, конфликтности и агрессивности контактов. Особенно это характерно для подростков с ЗПР, воспитывающихся в детских домах, у которых искажение коммуникативной сферы усугублено также наличием социальной депривации.
2. Психологический механизм, вызывающий одиночество у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях семьи и в детских домах, обусловлен: во-первых, эмоциональной депривацией, которая выражается в недостаточной возможности для установления близких эмоциональных отношений с каким-либо лицом или в разрыве уже созданных эмоциональных связей, в эмоциональной холодности родителей, отвержении со стороны сверстников —
в явлениях, характерных и для воспитанников детских домов, и для подростков, воспитывающихся в семье; во-вторых, недоразвитием коммуникативной сферы, которое отмечается у большинства подростков с ЗПР и наиболее выражено у воспитанников детских домов.
3. С учетом выявленных особенностей проявления одиночества у подростков с ЗПР разработана и апробирована психолого-педагогическая технология коррекции негативного влияния состояния одиночества на личностное развитие подростков с ЗПР, которая способствует развитию личностных качеств, преодолению одиночества или изменению отношения к нему, развитию самосознания и коммуникативной сферы.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (150 источников) и приложения. Работа содержит 19 таблиц и 1 рисунок.
Основное содержание работы
Во введении обоснована актуальность проблемы и темы исследования, определены его объект, предмет, цель и задачи; сформулирована гипотеза; отражены теоретическая и практическая значимость, научная новизна; сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретико-методологические основы одиночества как эмоционального состояния»раскрывается содержание понятия «одиночество», предпосылки и история его возникновения. Описывается сущность одиночества, его виды, причины, проявления. Дается теоретический обзор изученности проблемы одиночества у нормально развивающихся подростков и подростков с ЗПР, находящихся в разных условиях воспитания. Обосновывается собственная точка зрения автора относительно формулировки определения одиночества.
Понимание и содержание понятия одиночества менялось на протяжении многих веков. На его восприятие и переживание накладывали отпечаток многие моменты: историческая эпоха, культурные традиции, политический строй в обществе.
Анализ классических теорий, концепций и подходов свидетельствует о том, что в большинстве из них одиночество традиционно рассматривается в контексте межличностных отношений и в связи с их деформацией (Н. А. Бердяев,
Д. Рисмен, В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, С. Л. Франкл, Э. Фромм и др.). Наибольшую известность среди психологических подходов получили подходы к пониманию одиночества зарубежных авторов: психодинамический (Дж. Зилбург, Х. Салливан, З. Фрейд, Э. Фромм, Ф. Фромм-Рейхман); интеракционистский (Р. Вейс); «интимный» (В. Дж. Дерлега, С. Т. Маргулис); когнитивный
(Л. Э. Пепло, Д. Перлман); феноменологический (К. Роджерс); экзистенциальный (А. Камю, К. Мустакас, Ж.-П. Сартр, В. Франкл, И. Ялом).
В современных отечественных исследованиях одиночество трактуется по-разному: как социально-психологический феномен (К. А. Абульханова-Славская, Ж. В. Пузанова, Л. И. Старовойтова, Г. М. Тихонов, С. Г. Трубникова); культурно-исторический (С. А. Ветров, О. В. Данчева, Н. Е. Покровский, Ю. М. Швалб); психологический (О. Б. Долгинова, И. С. Кон, О. Н. Кузнецов, В. И. Лебедев,
Н. В. Перешеина, А. У. Хараш). Теоретический анализ показывает, что одиночество — это сложный, многоаспектный феномен, который обозначает разные явления: состояние вынужденной физической или социальной изоляции, состояние душевной и духовной изоляции, добровольное уединение, обособление, ограничение «внешних» связей и контактов ради углубленной автокоммуникации, размышления.
В структуре одиночества выделяют три основных компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Каждый индивид определяет и понимает одиночество в зависимости от собственного комплекса чувств, мыслей, поступков. Среди причин, вызывающих одиночество, выделяют как внешние, так и внутренние. К внешним относится социальная среда, к внутренним — личностные особенности индивида. Различают три типа одиночества: хронический, ситуативный и преходящий. Хроническое одиночество наступает тогда, когда индивид в течение длительного периода жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми. Ситуативное одиночество обычно появляется как результат каких-либо стрессовых событий в жизни человека, таких, например, как смерть близкого или разрыв интимных отношений, например брачных. Преходящее одиночество выражается в кратковременных приступах переживания одиночества, которые полностью и бесследно проходят.
Отсутствие четкой терминологии, определяющей одиночество, приводит к подмене понятий. Уединение, отчуждение, изоляция — понятия, близкие понятию одиночества. Они обозначают условия, источники, следствия, проявления одиночества, но не само по себе одиночество. Кроме того, содержание этих понятий весьма неоднородно, так как включает в себя самые различные, а подчас и полярные модусы человеческого бытия.
В результате анализа литературы, посвященной пониманию одиночества, делается вывод, что одиночеством можно считать эмоциональное состояние, возникающее в результате осознания внутренней отделенности от значимых людей, находящихся в социальной среде. Трактовка понятия «одиночество» как состояния раскрывает, с одной стороны, его универсальность, т. е. оно присуще всем людям, с другой — его преходящий характер.
Анализ литературы показал, что в области общей психологии проблема одиночества у взрослых людей достаточно разработана. Проведено множество исследований, касающихся одиночества в подростковом и юношеском возрастных периодах (О. Б. Долгинова, И. С. Кон, С. В. Малышева, Н. В. Перешеина). Именно в подростковом возрасте ребенок переживает острый кризис одиночества, когда происходит развитие самосознания. Подросток, стремясь к обособлению своей личности, защищая границы своего «я», стремится к уединению, а, добившись своего, узнав себя, он осознает свое одиночество и стремится уже избавиться, освободиться от него.
В специальной психологии имеется большое количество сведений о психологических особенностях детей-сирот с ЗПР (Т. А. Власова, В. И. Дубровина,
Л. М. Шипицына и др.). Г. Е. Сухарева считает, что для детей и подростков с ЗПР характерна главным образом недостаточная зрелость аффективно-волевой сферы. Анализируя динамику развития неустойчивых личностей, Г. Е. Сухарева подчеркивает, что их социальная адаптация больше зависит от влияния окружающей среды, чем от них самих. Они отличаются повышенной внушаемостью и импульсивностью, незрелостью высших форм волевой деятельности, неспособностью к выработке устойчивого социально одобряемого жизненного стереотипа к преодолению трудностей, склонностью идти по пути наименьшего сопротивления, подверженностью отрицательным внешним влияниям. Все эти критерии характеризуют низкий уровень критичности, незрелость, неспособность адекватно оценить ситуацию. Общими проблемами у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях интернатных учреждений, являются проблемы взаимоотношения со сверстниками, трудности в общении, в оценке объективных жизненных ситуаций. Неадекватное поведение ребенка зависит от состояния тревожности, одиночества, незащищенности, депрессии, а также от разного рода страхов.
Л. И. Божович отмечала, что большинство воспитанников детских домов нуждаются в уединении, необходимости побыть в одиночестве в связи с усталостью от постоянного пребывания в коллективе. Л. М. Шипицына говорит о том, что условия воспитания в интернатных учреждениях накладывают отпечаток на формирование личности воспитанников детских домов и формируют у них различные негативные реакции и отрицательные переживания, в том числе и одиночество. В результате различного понимания одиночества возникают противоречия, связанные с тем, испытывают ли воспитанники детских домов состояние одиночества или нуждаются в нем.
Теоретический анализ научных источников по теме исследования показал, что проблема одиночества у подростков с ЗПР в области специальной психологии недостаточно освещена, в исследованиях отсутствуют данные по особенностям проявления одиночества у подростков с ЗПР, воспитывающихся в разных условиях, по содержанию и подходам к коррекции негативного влияния состояния одиночества на личностное развитие указанной категории детей.
Во второй главе«Исследование одиночества у подростков с ЗПР, воспитывающихся в разных условиях»раскрывается организация и осуществление констатирующего этапа исследования, описывается процесс организации и условия выявления особенностей проявления одиночества у подростков с ЗПР, проводится количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Первый этап констатирующего эксперимента — определение и отбор методов и приемов изучения состояния одиночества у подростков с ЗПР. Второй этап — проведение психолого-педагогического обследования подростков с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников, воспитывающихся в разных условиях (семья и детский дом). Третий этап — анализ, сравнение и обобщение полученных результатов.
При разработке психодиагностического комплекса исследования состояния одиночества у подростков с ЗПР приходилось опираться на принципы адекватности используемых методик цели, задачам и гипотезе исследования, соответствия выбранных методик особенностям подросткового возраста и уровню интеллектуального развития испытуемых, системности и целостности, так как развернутую психологическую характеристику особенностей одиночества подростка с ЗПР можно получить только в результате использования нескольких методик. Согласно теоретическим положениям, представленным в первой главе, структуру одиночества составляют три основных компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Когнитивный аспект одиночества выражается как форма самосознания (Д. Рассел). Эмоциональный компонент проявляется в различных отрицательных переживаниях: тревога, безнадежность, печаль, депрессия, застенчивость (Дж. Зилбург, К. Мустакас). Поведенческий компонент выглядит как избегание других людей, неумелое поведение в различных ситуациях, агрессивность, стеснительность, замкнутость, т. е. включает в себя и особенности коммуникативной сферы (А. Б. Добрович, В. А. Кан-Калик, И. С. Кон). Когнитивный аспект одиночества исследовался с помощью анкеты «Беседа об одиночестве» А. Л. Лихтарникова, методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации
А. М. Прихожан. Эмоциональный компонент изучался с использованием методик «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела, М. Фергюсона, «Полный цветовой тест Люшера». Поведенческий компонент исследовался с применением методики определения коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) и метода наблюдения. Использовались адаптированные варианты методик с учетом интеллектуальных особенностей подростков с ЗПР. Была упрощена инструкция, характер вопросов, в методике КОС сокращена содержательная часть.
Были использованы также такие методы, как метод моделирования, анализ медико-психолого-педагогической документации, методы математической статистики (критерий Спирмена, критерий Фишера, G-критерий знаков).
По методике диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела, М. Фергюсона было выявлено, что одиночество испытывают 28,2% нормально развивающихся подростков и 31,3% подростков с ЗПР. Результаты проведенного исследования также показали, что 31,5% подростков из семей и 27,8% подростков из детского дома испытывают одиночество. Учитывался только средний и высокий уровни одиночества. Математическая обработка (критерий Фишера) показала отсутствие различий в субъективном ощущении одиночества подростками с ЗПР и нормально развивающимися, воспитывающимися в семье и в детском доме (табл. 1).
Таблица 1
Результаты диагностики уровня субъективного ощущения одиночества
у нормально развивающихся подростков и подростков с ЗПР
по методике Д. Рассела, М. Фергюсона(кол-во / %)
Уровень проявления одиночества | Подростки с ЗПР | Нормально развивающиеся подростки | ||||
Воспитывающиеся в детском доме n = 60 | Воспитывающиеся в семье n = 68 | Всего n = 128 | Воспитывающиеся в детском доме n = 48 | Воспитывающиеся в семье n = 62 | Всего n = 110 | |
Высокий | 1 / 1,8 | 2 / 3,0 | 40 / 31,3 | 1 / 2,1 | 1 / 1,7 | 31 / 28,2 |
Средний | 16 / 26,6 | 21 / 30,9 | 12 / 25,0 | 17 / 27,4 | ||
Низкий | 43 / 71,6 | 45 / 66,1 | 88 / 68,7 | 35 / 72,9 | 44 70,9 | 79 / 71,8 |
Подростки, испытывающие одиночество, воспитывающиеся в детском доме | 30 / 27,8 | Подростки, испытывающие одиночество, воспитывающиеся в семье | 41 / 31,5 |
Полученные результаты говорят о том, что одиночество довольно характерное явление для подросткового возраста, оно в равной мере присуще подросткам с ЗПР и нормально развивающимся, воспитывающимся в разных условиях.
Опросник «Беседа об одиночестве» А. Л. Лихтарникова позволил уточнить причины одиночества у подростков с ЗПР и нормально развивающихся подростков, воспитывающихся в детском доме и в семье, а также выявить особенности понимания ими данного состояния. Этот опросник адаптирован к детям группы риска, воспитывающимся в приютах, интернатах, детских домах. Было выявлено, что большинство подростков, как нормально развивающихся, так и с ЗПР, воспитывающихся в разных условиях (детский дом и семья), считают, что одиночество чаще испытывают дети, чем взрослые. Мы связываем это с проекцией их собственных переживаний. Описывая одинокого человека, воспитанники детских домов обычно связывают его одиночество с отсутствием близких и друзей, причем это особенно отмечается у подростков с ЗПР. Подростки, воспитывающиеся в семье, чаще говорят о личностных особенностях одинокого человека («замкнутый», «нерешительный», «спокойный», «застенчивый», «малоразговорчивый»), воспитанники детских домов описывают его поведенческие реакции. Подростки с ЗПР видят в одиночестве лишь негативные моменты («страх», «никому не нужен», «тоска»), в то время как некоторые нормально развивающиеся подростки, особенно старшие, видят в одиночестве и положительные моменты («можно посмотреть телевизор, подумать обо всем»). Было выявлено, что большинство нормально развивающихся подростков, воспитывающихся как в семье, так и в детском доме, отрицают «одиночество в толпе». Это говорит о том, что они реже испытывают данное состояние в коллективе по сравнению с их сверстниками, имеющими ЗПР. Можно объяснить данную особенность недоразвитием коммуникативной сферы подростков с ЗПР. Их неумение общаться приводит к тому, что даже в коллективе они чувствуют себя одиноко. Среди причин, вызывающих одиночество, большинство воспитанников детских домов и с ЗПР, и нормально развивающихся указывают ссоры с друзьями, близкими или отсутствие друзей и близких. Это говорит о влиянии условий социальной депривации на возникновение одиночества, об ограничении социальных контактов с близкими. Также одиночество у подростков, воспитывающихся в детском доме, возникает по причине недоразвития коммуникативной сферы, в частности неумения общаться со сверстниками, конфликтности и агрессивности отношений, что характерно для большинства воспитанников детских домов с ЗПР и нормально развивающихся. У подростков, воспитывающихся в семье, в качестве основной причины одиночества выступает отсутствие общения, внимания, понимания со стороны родных и друзей. Это характерно не только для подростков из неполных, асоциальных семей, но и для подростков, воспитывающихся в благополучных, полных, состоятельных семьях. Эмоциональная депривация как основная причина одиночества может возникнуть и в полной семье. Причиной этого становится алкоголизация родителей, неудовлетворенность взаимоотношениями, эмоциональная незрелость родителей, их жестокое обращение с ребенком, холодность. Одиночество подростки испытывают также, находясь в уединении. Причем чаще упоминают данные ситуации подростки с ЗПР, воспитывающиеся в разных условиях. Выявленные различия между подростками с ЗПР и нормально развивающимися говорят о недостаточно четком понимании одиночества подростками с ЗПР. Они часто подменяют понятие «одиночество» понятием «уединение», т. е. понимают одиночество не как эмоциональное, а как физическое состояние, изоляцию или уединение. У нормально развивающихся подростков отмечается возрастная динамика в понимании состояния одиночества. Если младшие подростки (13—14 лет) описывают одиночество как состояние физической изоляции, плохого настроения, скуки, грусти, то некоторые старшие подростки (15—16 лет) рассматривают одиночество либо амбивалентно, либо видят в нем и положительные моменты. Полученные данные совпадают с результатами исследования одиночества у нормально развивающихся подростков С. В. Малышевой. Подростки с ЗПР (младшие и старшие) понимают одиночество как состояние физической изоляции и воспринимают его отрицательно. У данной категории подростков не отмечается возрастной динамики в понимании одиночества, что говорит об их недостаточном интеллектуальном развитии.
Общим в высказываниях подростков с ЗПР и нормально развивающихся, воспитывающихся в разных условиях, является то, что все они считают, что одиночество можно преодолеть. Они называют различные способы борьбы с одиночеством, которые можно определить в следующие смысловые блоки: «Друзья», «Общение», «Развлечения», «Работа над собой», «Семья». Наибольшее число высказываний относится к первому и второму блокам, наименьшее — к блоку «Семья» (независимо от условий воспитания и уровня интеллектуального развития подростков).
Таким образом, можно отметить специфику понимания и переживания одиночества у подростков с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Подростки с ЗПР недостаточно четко понимают данное состояние в силу своих интеллектуальных особенностей, видят в нем лишь отрицательные стороны, хотя испытывают состояние одиночества наряду с нормально развивающимися подростками. Непродуктивное, конфликтное, поверхностное общение приводит к тому, что многие из них испытывают одиночество.
Изучениесамооценкии коммуникативных склонностей проводилось только у подростков со средним и высоким уровнями одиночества.
С помощью методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан было выявлено, что самооценкау подростков с ЗПР не отличается от самооценки нормально развивающихся подростков, испытывающих одиночество. Однако у подростков, испытывающих одиночество, воспитывающихся в семье, самооценка ниже (но она достигает среднего уровня), чем у их сверстников из детского дома. Подростки, испытывающие одиночество, воспитывающиеся в условиях детского дома, менее критично оценивают себя, чем их сверстники, воспитывающиеся в семье. Специфика системы государственных интернатных учреждений для детей, лишенных родительского попечительства, — «закрытость», отсутствие контактов в социально-культурной сфере, разрыв эмоционально значимых связей (И. В. Дубровина, А. М. Прихожан,
А. Г. Рузская, Н. Н. Толстых) — приводит к искажениям в формировании самосознания и личностного развития таких детей.
Для обследования коммуникативной сферы подростков, испытывающих одиночество, применялась методика определения коммуникативных и организаторских склонностей (КОС). Было выявлено, что у подростков с ЗПР, испытывающих одиночество, уровень коммуникативных склонностей ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. Данные результаты говорят об особенностях развития сферы общения подростков с ЗПР, в частности о конфликтных взаимоотношениях, поверхностности контактов, их эмоциональной обедненности. При сравнении результатов в группах подростков, воспитывающихся в разных условиях, было выявлено, что у подростков, испытывающих одиночество и воспитывающихся в семье, уровень коммуникативных склонностей выше, чем у их сверстников из детского дома.
Полученные данные раскрывают особенности общения со сверстниками и взрослыми у воспитанников детских домов, описанные многими исследователями (Л. И. Божович, И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, Н. Н. Толстых и др.). Воспитанники детского дома менее успешны в решении конфликтов со взрослыми и сверстниками, чем дети, воспитывающиеся в семье. У них отмечается неспособность продуктивного, конструктивного решения конфликта, существенное недоразвитие «интимно-личностной стороны общения», которое приобретает особую значимость в подростковом возрасте.
Таким образом, можно отметить влияние и интеллектуального развития, и условий воспитания на коммуникативную сферу подростков, недоразвитие которой и приводит к возникновению одиночества.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
— одиночество — характерное явление для пубертатного периода, оно в равной мере присуще подросткам нормально развивающимся и с ЗПР, воспитывающимся в разных условиях (условия семьи и детского дома);
— у подростков с ЗПР отмечается специфика в понимании одиночества как состояния физической депривации и как исключительно негативного явления;
— возникновение одиночества у подростков с ЗПР (воспитывающихся как в детском доме, так и в семье) обусловлено эмоциональной депривацией, а также недоразвитием коммуникативной сферы (отмечается у всех подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях детского дома).
В третьей главе «Психолого-педагогическая технология коррекции негативного влияния состояния одиночества на личностное развитие подростков с ЗПР» представлена характеристика экспериментальной базы исследования; освещены научно-теоретические основы и содержание разработанной психолого-педагогической технологии, проведен анализ результатов формирующего эксперимента. В формирующем эксперименте принимали участие две группы подростков с ЗПР, испытывающих состояние одиночества. Одну группу составили подростки с ЗПР, воспитывающиеся в условиях детского дома, — 12 человек, другую — их сверстники с ЗПР, воспитывающиеся в семье, — 10 человек.
С учетом теоретических данных, общедидактических принципов и результатов констатирующего эксперимента разработана психолого-педагогическая технология коррекции негативного влияния состояния одиночества, включающая в себя подготовительный, диагностический, прогностический, формирующий, контрольно-аналитический этапы (рис.).
На подготовительном этапе осуществлялся анализ образовательной среды испытуемых, подбиралось оптимальное время для обследования подростков и организации занятий, устанавливался контакт с подростками, проводились беседы классными руководителями, учителями, социальными педагогами, психологами образовательных учреждений и детских домов.
На диагностическом этапе осуществлялось психолого-педагогическое обследование подростков с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников, воспитывающихся в разных условиях (семья и детский дом).
На прогностическом этапе прогнозировался вероятностный результат психологической работы, проектировалась психологическая программа по профилактике деструктивного переживания одиночества у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях семьи и детского дома, формировались блоки данной программы, планировался график ее осуществления.
На формирующем этапе реализовывалась психологическая программа по профилактике деструктивного переживания одиночества у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях семьи и детского дома.
Признавая тот факт, что переживание одиночества способствует развитию рефлексии и является необходимым этапом в формировании самосознания подростка (Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Е. Н. Erikson и др.), считаем, что оно может лежать и в основе деструкций поведения в социальной среде (С. В. Малышева, Н. В. Перешеина и др.). При воспитании подростка с ЗПР в благоприятных условиях, когда взрослые дают подросткам возможность уединиться, погрузиться в себя, подумать, а при желании обсудить все с близкими людьми, этот период проходит без сильных негативных переживаний одиночества. Пребывание ребенка с ЗПР в неблагоприятных условиях воспитания (асоциальная семья, воспитание по типу гиперопеки или гипоопеки, интернатные учреждения) вызывает негативные последствия одиночества в пубертатный период, являющиеся ведущим фактором криминализации в подростковой среде. Обостренные переживания одиночества также характерны для молодых людей с суицидальными тенденциями.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | ||||||||
анализ образовательной среды | подбор времени для обследования и занятий | установление контакта с ребенком | беседы с классными руководителями, учителями | |||||
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП | ||||||||
выявление уровня одиночества у подростков с ЗПР и нормально развивающихся, воспитывающихся в разных условиях | изучение причин одиночества у подростков с ЗПР и нормально развивающихся, воспитывающихся в разных условиях, и особенностей понимания ими данного состояния | |||||||
изучение самооценки у подростков с ЗПР и нормально развивающихся, испытывающих одиночество | изучение коммуникативных склонностей у подростков с ЗПР и нормально развивающихся, испытывающих одиночество | |||||||
ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП | ||||||||
прогноз вероятностного результата психологической работы | проектировка психологической программы по профилактике деструктивного переживания одиночества у подростков с ЗПР | |||||||
ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП | ||||||||
реализация психологической программы по профилактике деструктивного переживания одиночества у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях семьи и детского дома | ||||||||
|
Блок 1. Ты не одинок Цель: знакомство со способами преодоления одиночества | Блок 2. В мире эмоций Цель:развитие эмоциональной сферы | Блок 3. Наше общение Цель: развитие коммуникативных навыков | Блок 4. Мой мир Цель:развитие самосознания | Блок 5. Учимся сотрудничать Цель:развитие межличностных отношений | Блок 6. Мое будущее Цель: развитие целеполагания |
КОНТРОЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП | ||||
анализ и оценка результатов формирующего эксперимента | общие выводы | |||
Рис. Структурно-функциональная схема психолого-педагогической технологии
коррекции негативного влияния состояния одиночества
на личностное развитие подростков с ЗПР
Цель данной программы — профилактика деструктивного переживания одиночества у подростков с ЗПР, воспитывающихся в разных условиях.
Программа профилактики деструктивного переживания одиночества у подростков с ЗПР составлена на основе психологических программ и тренингов
Л. Ф. Анн, А. Грецова, С. В. Кривцовой, И. В. Дубровиной, К. Фоппеля,
О. В. Хухлаевой. Программа включает в себя 6 блоков, которые раскрывают структурные компоненты одиночества: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Блок 1. Ты не одинок. Цель:повышение уровня жизненного оптимизма, осознание своей уникальности и неповторимости, снижение уровня фрустрации, знакомство со способами преодоления одиночества.
Блок 2. В мире эмоций. Цель:формирование представлений об эмоциональной сфере человека, знакомство с различными способами проявления эмоциональных реакций, рефлексия собственного эмоционального состояния.
Блок 3. Наше общение. Цель:знакомство со средствами общения, определение комфортной дистанции для общения, отработка невербальных средств общения.
Блок 4. Мой мир. Цель:осознание своей индивидуальности, признание уникальности и неповторимости другого человека, повышение самооценки на основе самораскрытия и самопринятия.
Блок 5. Учимся сотрудничать. Цель:повышение коммуникативной компетентности, развитие навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.
Блок 6. Мое будущее. Цель:осмысление своей жизни, развитие способности к целеполаганию, проектирование своих жизненных планов.
Основные нормативы: возрастные границы — от 11 до 16 лет; оптимальная численность группы — 10—12 человек; продолжительность занятий — 45 минут, всего 36 занятий, рассчитанных на весь учебный год с частотой проведения 1 раз в неделю. К программе прилагается рабочая тетрадь с заданиями для самостоятельной работы подростков с ЗПР, помогающая успешно усваивать материал и проводить рефлексию каждого занятия.
На контрольно-аналитическом этапе анализировались результаты формирующего эксперимента, формулировались общие выводы.
Эффективность коррекционных занятий отслеживалась по результатам диагностики подростков с ЗПР, испытывающих одиночество, воспитывающихся в детском доме и в условиях семьи, на начало и конец учебного года (табл. 2, 3). Динамика результатов в таблицах показана полужирным прописным шрифтом.
Критериями оценки эффективности психолого-педагогической технологии были изменения уровней: одиночества (снижение уровня), самооценки (самооценка должна достигать среднего или высокого уровня) и коммуникативных склонностей (повышение уровня).
Таблица 2