Взаимосвязь конфликтных ситуаций и стрессовых состояний
Как отмечалось выше, человек отличается от других живых существ своим следованием не столько природным инстинктам (хотя их значение и велико), сколько разуму, которым он наделен, знаниям и опыту, приобретаемым им в течение жизни, морали, вбирающей нравственные принципы и нормы, а также интуиции — уникальной возможности принимать правильные решения почти в автоматическом режиме, при минимальном объеме осознанной информации. Человек реагирует на все, что его окружает, что мешает ему в удовлетворении своих потребностей, реализации интересов и ценностей. В результате возникает биологически оправданное напряжение функций головного мозга, направленное на то, чтобы преодолеть возникшее препятствие.
Людям свойственно стремление к самореализации, творческое отношение к действительности. Им практически всегда приходится поступать нестандартно, отказываясь от стереотипов мышления, а нередко и ломать свою психологию.
( -142!
Влияние обстоятельств, в том числе 1.. и| I игуаций,
порождает у человека определенные эмоции ш ПИЯ в его
нервной системе, субъективные реакции ни гсх или
иных раздражителей. Хорошо, если эмоции им шк мюльную
направленность — тогда они становятся ф;н ...... оствую-
шим мобилизации духовных и физических III - I I помогаю-
щим преодолевать препятствия на пути к цепи ш шоции
отрицательны — тогда они угнетают человека 1М'| его энер-
гию и волю, заставляют пасовать перед сложи*...... пшенными
реалиями.
Образовавшийся в результате внутреннийдискомфорт часто ста
новится причиной так называемого трудноюсо* I....жи невроза.
Эта болезнь, в свою очередь, служит чем-то про I |ц ша, отра
жающего психологически неразрешимые для дат. и юиека жиз
ненные ситуации и конфликты, блокировку р........ 1ИИ ничност-
ного потенциала.
В повседневной жизни приходится сталкт шчными
формами невротических состояний. Наиболее значн 1Ы 1И1 реди них
специалисты называют: невроз привязчивости - щ и и рный поис
ком одобрения и любви любой ценой; невроз нлп< ги поюню за
престижем и обладанием властными полномочиям!. роз покор
ности, схожий с безусловным конформизмом, пепроизоляцию,
означающую избегание общества. Эти и другие некротические про
явления чреваты риском самоотчуждения челопп |
Мало кто из современных людей полностью си. -и Н ОТ опас
ности быть загнанным в угол жесткими рамками бы I ия, имеет воз
можность гармонизировать свои отношения с окр\ I цющИМ миром.
Большинство близко к сердцу принимает колли (пп од й< пштельно-
сти, перипетии повседневной жизни. Потому-то //«о.ш невроз явля
ется прямым следствием эмоционального перенапряжения Новее не
случайным предстает тот неприятный факт, что в п.и ГОЯЩМ время
фрустрацией и неврозами в ряде регионов Россит I ой Федерации
поражено примерно 3/4 населения.
Проведенными исследованиями установлено, что большая часть (до 70%) болезненных отклонений от нормы профессиональны по своему происхождению, т.е. так или иначе связаны с помехами в трудовой деятельности, столкновениями на работе, нестыковками в деловых отношениях. Нередко к ним приводят конфликты: во-первых, между индивидуальными потребностями и установлениями социальной среды; во-вторых, между уровнем притязаний и планкой реально достигнутого; в-третьих, между степенью желаний и пределами возможного. По преимуществу речь идет о существенном разрыве между эгоистическими, субъективными претензиями и объективной невозможностью их удовлетворения.
Очевидно, что в основе неврозов лежит нерационально и непродуктивно разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности. Обычно это сопровождается возникновением тягостных волнений, переживаний и т.п.
Распространенным симптомом невроза является, в частности, апатия, безразличие ко всему. В свою очередь душевное бездействие грозит худшим — расстройством психики.
Потенциальную опасность нервного расстройства таят в себе и чрезмерная деловая активность, ускорение ритма труда, азарт занятости, определяемый как трудоголизм. Человек, который работает не для того, чтобы жить, а живет для того, чтобы работать, подвергает себя невротическому риску.
Если брать во внимание более частные причины всеобщей не-вротизации, несомненного роста нервно-психических заболеваний всегодняшней России, то к ним придется отнести также резкое снижение доходов значительной части семей как в городах, так и на селе; реальную угрозу безработицы из-за сокращения количества рабочих мест и закрытия ряда предприятий; низкий уровень оплаты труда и длительные задержки с выплатой заработной платы, пенсий, пособий; потерю крупной суммы денег вследствие мошенничества со стороны некоторых коммерческих банков и финансовых компаний; случайный переизбыток денежных средств в руках изворотливого дельца, ставшего в одночасье безмерно богатым. Любая из этих причин может породить дисбаланс в отношениях человека с окружающими его людьми, опасный разрыв между мыслями, чувствами и поведением.
Среди трудных состояний самое широкое распространение получил стресс — нервное перевозбуждение, возникающее в результате разрешения противоречий между природной, социальной и духовной сущностями личности, взрыв внутреннего противоборства эмоций и мнений, чувства и разума, реакция на раздражители, которые превышают некий критический уровень и нарушают равновесие во внутренней среде организма. Стресс, следовательно, имеет защитно-приспособительный характер, направлен на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных жизненных обстоятельств. Адаптационный синдром, т.е. сочетание симптомов, обусловленных такими обстоятельствами, начинается с нарастания у человека чувства тревоги, переходит в реакцию на угрожающее состояние и побуждает организм к саморегуляции перед фактом опасного воздействия на него.
В современных условиях риск психоэмоционального стресса превратился в одну из проблем выживания как отдельно взятого индивида, так и всего человечества, стал по сути привычным спутником людей в их повседневной жизни. Чтобы убедиться в этом, достаточно задать человеку ряд простых вопросов:
/. Вы часто чувствуете тревогу без видимых причин?
2. Вы часто испытываете страх?
3. Вы часто обеспокоены длительное время?
4. Последнее время вам трудно сосредоточиться?
5. Вы стали раздражительны ?
6. У вас иногда возникают приступы учащенного сердцебиения?
7. Вам тяжело уснуть или вы беспокойно спите?
8. Утром вы просыпаетесь с ощущением усталости?
При утвердительном ответе всего на половину вопросов предложенного теста можно констатировать, что у данного человека налицо несомненные признаки стрессового состояния.
Основная причина большого распространения стрессов, как это ни парадоксально, связана, с ускорением научно-технического прогресса, в частности, с тем, что физиологические возможности человека не поспевают за радикальным изменением образа жизни, стремительным вторжением в нее новых видов энергии и материалов, средств передвижения и связи, за нарастающим валом разнообразной информации, внедрением в быт сложной микроэлектронной техники и т.д.
Люди не могут столь же быстро приспособиться к новым условиям и возможностям, надежно защитить себя от нежелательных последствий практического применения научно-технических достижений.
Среди общих факторов стрессового риска значатся нарастающая
сутолока повседневной жизни, информационные перегрузки, издер
жки урбанизации, малоподвижность людей и недостаток потребляе
мых ими натуральных, экологически чистых продуктов питания,
хроническое недосыпание (особенно в рабочие дни недели), подмена
живого общения длительным «диалогом» с компьютером. Но стресс —
следствие не только отставания механизма адаптации человека от
темпов изменения социокультурных, экологических, экономичес
ких и иных условий его жизни; он определяется также направленно
стью этих изменений, в особенности навязыванием людям извне
разного рода искусственных ограничений, примитивного, чуждого
им и унижающего человеческое достоинство способа существова
ния, которые постоянно порождают психофизическое переутомле
ние, разочарование и чувство безысходности, а вслед за ними и
агрессивность в поведении, индивидуальный или массовый протест.
Сказываются, несомненно, и другие факторы. Так, люди неред
ко находятся во власти возрастных кризисов, когда, к примеру,
максимализм и готовность к подвигам юноши воспринимается ок
ружающими без должного внимания; когда достигший зрелого воз
раста человек сталкивается с угнетающим расхождением между тем,
ЧТО "и желал и ожидал, и тем, как жизнь сложилась на самом деле;
К01 |.| I ГарыЙ человек, утративший трудоспособность, ощущает
и(-и-........ и-....... 1и дискомфорт,
III
Американский психотерапевт Брэд Плактон путем тщательных наблюдений установил наличие прямой связи частой лжи, попросту вранья, с появлением у человека сперва нервозности, потом стресса, а вслед и целого «букета» других болезней, так или иначе спровоцированных потерей душевного равновесия. Механизм такой взаимосвязи в общем-то не сложный: ложь перегружает нервную систему, заставляет человека «выкручиваться» в разговоре, следить едва ли не за каждым сказанным словом, держать свою психику в состоянии повышенного возбуждения, что в конечном счете ведет к стрессу, депрессии.
К стрессу могут привести обычная ссора, неубывающая груда дел на работе и дома, с которыми человек не успевает справляться, недовольство, выраженное начальством. И ежедневная поездка на работу в переполненном общественном транспорте может вызвать «транспортную усталость», которая негативно влияет на самочувствие, ослабляя защитные свойства человеческого организма.
Существенным фактором стрессовых состояний и рисков является реакция работников на конфликтные ситуации по месту своей занятости. Можно с полным основанием утверждать, что стрессы непременно сопровождают организационные и социально-трудовые конфликты. Столь же естественно их возникновение в результате эмоциональных срывов в межличностных отношениях, вызываемых бестактностью и грубостью сослуживцев, в первую очередь руководителей, лицемерием и обманом со стороны людей с нечистой совестью. Любое состояние борьбы с чем-то уже есть стресс.
Воздействие указанных факторов многократно возрастает, если экономику и социальную сферу страны лихорадит кризис, состояние общества не отличается стабильностью и устойчивостью, падает жизненный уровень населения, политика государства, законодательная, исполнительная и судебная ветви власти не пользуются поддержкой, вызывают недоверие и протест со стороны значительной части граждан.
Такой многогранный кризис в настоящее время переживает Россия. Он наносит сильнейшую разрушительную травму психическому здоровью людей, постоянно держит россиян в социальном напряжении, по существу в непрерывно продолжающемся стрессовом состоянии.
Чего стоят одни только обвалы национальной валюты (рубля), которые происходили весной 1992 г., осенью 1994 г., на исходе лета 1998 г. Они, взрывая денежную и финансовую системы, неизбежно сопровождались психологическим шоком и стрессами, последствия которых проявляются в дезадаптации людей — потере ими социальных ориентиров, неразрешимости для многих традиционного вопроса «Что делать?». Вместе с тем расширяется обра-
щение к псевдозащитным механизмам, в том числе к увеличению потребления алкоголя и наркотиков, учащению антиобщественных поступков, искаженному восприятию действительного положения дел, депрессивным состояниям, что не укрепляет, а ослабляет духовные и физические силы личности, страдающей от болезней общества в целом.
Не подлежит сомнению, что социально-экономические потрясения, которые выпали на долю россиян в последние годы, наносят ощутимый практически каждым психологический удар. Потребуются время и немалые усилия для того, чтобы помочь людям выйти из кризиса конструктивно, переболев, залечить раны на психике.
Важно иметь в виду, что в принципе, по своему естественному назначению стресс есть благо. Он не должен приводить к беде. Канадский ученый Ганс Селье, которому принадлежит заслуга первым сформулировать концепцию стрессовых состояний, ввести еще в 1936 г. сами понятия «стресс» и «адаптационный синдром», полагал, что стресс — нормальная реакция организма на предъявляемые ему требования, условие активизации жизненных сил, преодоления возникающих препятствий. По Селье, стрессы, как приправа и аромат жизни, нужны и полезны. Избегать же следует таких воздействий на организм, которые ведут к разрушению его способности к адаптации.
В последующем и другие ученые не раз повторяли утверждения о том, что стресс— не враг,а друг человеческого существа.Вызываемые не непосредственно жизненными обстоятельствами, а переживаниями по их поводу, стрессы — это не выходящее за пределы нормы состояние, позволяющее человеку не только выполнять ежедневно больший объем работы, но и справляться с нею более творчески.
Эффективность стресса, конечно же, ограничена. Непрерывная череда стрессовых состояний может обернуться хроническим стрессом — болезнью, выбивающей человека из жизненной колеи, делающей его излишне агрессивным или, напротив, апатичным. Потому-то стресс практически всегда сигнал тревоги. Он должен восприниматься, особенно в связи с конфликтами, как серьезное предостережение.
Каждому надо быть осведомленным о механизмах возникновения и снятия стрессового недуга, меньше сомневаться в себе, доверять собственной интуиции. Не будет лишним знать, кто и как реагирует на стрессовые состояния. Например, у женщин реакция на неблагоприятные обстоятельства более четко выражена, а потому приспособление к стрессам и конфликтным ситуациям совершеннее, чему, в частности, помогают свойственные им дружелюбие, уступчивость, интуиция. Мужчины же реагируют на стресс сдержаннее, для них в большей мере необходимы уверенность в
себе, расчет на силу, осознанное предвидение вместо неясного предчувствия. Установлено также, что те, кто наделен повышенной способностью к творческой активности, меньше подвержены стрессам, хотя стрессовые состояния, как и конфликты, могут отрицательно влиять на проявление их;инициативы.
Возможна и самооценка стрессоустойчивости посредством соответствующих психологических тестов. Вот один из них, предусматривающий откровенные ответы на следующие констатирующие положения:
1. Думаю, меня недооценивают в коллективе.
2. Стараюсь работать, даже если не совсем здоров.
3. Постоянно переживаю за качество своей работы.
4. Бываю настроен агрессивно.
5. Не терплю критики в свой адрес.
6. Бываю раздражителен.
7. Всегда стараюсь быть лидером там, где возможно.
8. Меня считают человеком настойчивым и напористым.
9. Часто страдаю бессонницей.
10. Своим недругам могу дать отпор.
11. Эмоционально и болезненно переживаю неприятности.
12. У меня не хватает времени на отдых.
13. Мне недостает власти, чтобы реализовать себя.
14. У меня возникают конфликтные ситуации.
15. Обычно все делаю быстро.
16. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом.
17. Испытываю страх, что не успею сделать необходимого.
18. Действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки.
По мнению болгарского психолога Славко Пенчева, предложившего этот тест, возможны три варианта итогового вывода: если на большинство положений ответом было «редко», это подтверждает высокий уровень стрессоустойчивости; если преобладал ответ «иногда», то устойчивость против стресса удерживается на среднем уровне; при преимуществе ответов «часто» показатель стрессоустойчивости оказывается низким, что должно подвигнуть человека к необходимости решительно изменить свой образ жизни.
Очевидно, что в состоянии стресса человек не может дать верную оценку обстановки и действий окружающих его людей. Он больше охвачен чувством опасности, стремлением принять оборонительную или наступательную позу. Притупляется самокритика и вместе с тем усиливается желание винить во всем других, включая коллег по работе.
При высокоэмоциональном напряжении личность находится под гнетом постоянного ожидания какой-то угрозы, пусть даже надуманной, нереальной. И хотя человеческие возможности противостоять стрессу достаточно велики, каждый раз при стрессовом состоянии человеку приходится перенапрягать себя, чтобы избежать психологического срыва. Это обстоятельство усугубляет любую конфликтную ситуацию, создает дополнительные преграды на пути к урегулированию того или иного конфликта.
Контрольные вопросы и задания:
1. Укажите на различия в содержании понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность».
2. Какие качества личности относят к интеллектуальным, волевым и эмоциональным?
3. Как темперамент и характер человека влияют на его конфликтность?
4. Охарактеризуйте взаимосвязь социального статуса и социальных ролей личности.
5. Дайте определение социальной группы и ее разновидностей.
6. Что составляет основу социально-психологического климата трудового коллектива?
7. Назовите основные источники конфликтов в организации.
8. К чему сводятся непосредственные причины возникновения организационных, эмоциональных и социально-трудовых конфликтов?
9. Что общего и в чем заключаются различия между конфликтами потребностей, интересов и ценностей?
10. Раскройте взаимозависимость стрессов и конфликтного по
ведения людей.