Q А как справляются с определением времени по «немым» часам и с самостоятельной расстановкой стрелок здоровые испытуемые?

Данные об этом вы можете найти в нашей статье «Исследо­вание оптико-пространственных функций в норме» (Балашова, Ковязина, 2006а). А здесь скажем коротко об основных результа­тах. Сначала мы исследовали определение времени по реальным и «немым» часам. Все испытуемые (162 человека) правильно оп­ределяли время по часам с обычным циферблатом. С определе­нием времени по «немым» часам успешно справились 54% ис­пытуемых. 37% допустили ошибки в одном-двух субтестах зада­ния, 9% — в трех и более. Всего испытуемыми было допущено 145 ошибок, из них в 71% случаев это были ошибки «на шаг», в 8% — перепутывание часовой и минутной стрелок, в 12% — «зер­кальные» ошибки, в 6% — фрагментарные ошибки (когда учи­тывались показания только одной из стрелок), в 3% — проявле­ния инертности.

Что касается возрастных различий, то лучше всех с задани­ем справлялись испытуемые молодого (от 30 до 44 лет) и сред­него (от 45 до 59 лет) возраста— 70 и 76% правильных ответов. Подростки и юноши (от 15 до 29 лет) не допустили ошибок в 51 % случаев. А вот из испытуемых пожилого и старческого воз­раста (старше 60 лет) лишь 12% выполнили задание правильно. Тендерные различия не достигали уровня статистической значимости, а вот лица с высшим образованием выполняли про­бу заметно успешнее, чем испытуемые со средним образовани­ем. Правильно выполнили задание 56% праворуких испытуе­мых и 22% леворуких. Последние чаще допускали три и более ошибок, у них наблюдалась максимальная частота «зеркальных» ошибок.

Задание на самостоятельную расстановку стрелок на часах 84% испытуемых выполнили правильно, остальные 16% допус­кали единичные ошибки «на шаг». Испытуемые, как и в первом исследовании, были разделены на четыре возрастные подгруп­пы: 1) подросткового и юношеского возраста, 2) молодого воз­раста, 3) среднего возраста, 4) пожилого и старческого возрас­та. Лучшие показатели у испытуемых второй группы — 100% бе­зошибочного выполнения, у остальных групп результат чуть хуже (первая — 87%; третья — 80% и четвертая — 82%), но эти различия статистически незначимы.

Различия между мужчинами и женщинами, а также в уров­не образования испытуемых оказались незначимыми. А вот меж­ду праворукими и леворукими людьми различия были явными.

Так, самостоятельную расстановку стрелок на часах выполни­ли правильно 87% праворуких испытуемых и только 33% леворуких.

Таким образом, при выполнении оптико-пространственных проб психически здоровые испытуемые не всегда достигают оп­тимальных результатов. Это подтверждает разделяемое многи­ми психологами мнение о том, что реальную психическую нор­му не следует рассматривать как «идеал», «эталон» (Балашова, Ковязина, 20065). Напротив, результаты нормы достаточно ва­риативны.

Затруднения могут быть обусловлены действием какого-либо одного фактора (возраста, образовательного уровня, ин­дивидуальных особенностей мозговой организации, тендерных и социокультурных характеристик) или сразу нескольких.

При определении времени по «немым» часам наименее ус­пешны испытуемые юношеского и пожилого возраста, причем особенно серьезные затруднения наблюдаются у пожилых ис­пытуемых. Чем могут объясняться ошибки испытуемых юно­шеского возраста? На наш взгляд, главной причиной затрудне­ний является специфическая социокультурная ситуация. В на­стоящее время «классические» часы со стрелками и круглым ци­ферблатом используются все реже. Их постепенно заменяют электронные часы в форме табло, «говорящие» часы, таймеры. Широко используются экзотически стилизованные часовые циферблаты, по которым вообще трудно точно определять вре­мя. Поэтому в ходе онтогенеза соответствующий навык часто медленно складывается, плохо автоматизируется и функциони­рует только при наличии наглядных опор. А при усложнении задания (работе с «немыми» часами) именно в юношеской под­группе встречается практически весь спектр пространственных ошибок: метрические («на шаг»), координатные («зеркальные»), фрагментарные. В ряде случаев они сочетаются с проявления­ми дефицита произвольного внимания, с импульсивностью и инертностью. Интересно, что о плохой сформированности на­выка определения времени по часам свидетельствовали и выс­казывания некоторых испытуемых. Они говорили о том, что впервые столкнулись с «классическими» часами в эксперимен­те и потому работают так медленно.

Испытуемые пожилого возраста привыкли пользоваться ча­сами с обычным циферблатом и четко видными стрелками, со­относить время с показаниями часов. У них этот навык хорошо сформирован. Вероятно, наблюдаемые в этой подгруппе труд­ности обусловлены инволюционными изменениями в функци­онировании мозговых систем, обеспечивающих оптико-про­странственную деятельность, особенно правой гемисферы и межполушарных связей разного уровня (Балашова, 1998; Кор­сакова, Московичюте, 2003).

У большинства испытуемых молодого и среднего возраста не только хорошо сформирован соответствующий навык, но и не отмечается пока характерных для позднего онтогенеза пере­строек церебрального функционирования.

В онтогенезе навыки определения времени по часам наи­более интенсивно формируются в младшем и среднем школь­ном возрасте, и можно предположить, что образовательный уро­вень испытуемых не будет влиять на успешность выполнения заданий. Однако результаты не столь однозначны. Испытуемые с высшим образованием успешнее справлялись с определени­ем времени по «немым» часам. В расстановке же стрелок на ча­сах разные подгруппы продемонстрировали близкие (и весьма высокие) результаты. Можно предположить, что высшее обра­зование получают люди с более развитыми способностями, а характер их профессиональной деятельности способствует ре­гулярной тренировке когнитивной сферы, что положительно сказывается и на выполнении оптико-пространственных задач. Кроме того, лица с высшим образованием характеризуются бо­лее высоким уровнем произвольного контроля и опосредова­ния поведения.

Теперь о влиянии право - и леворукости. Во всех пробах ле-ворукие испытуемые продемонстрировали более низкие пока­затели. Это соответствует представлениям нейропсихологов о затруднениях, с которыми сталкиваются левши и леворукие при выполнении пространственных операций (Семенович, 2002).

Таким образом, полученные результаты говорят о много­факторной обусловленности складывания и функционирования оптико-пространственной сферы в норме, хотя вклад различ­ных факторов представляется неравнозначным.

Наши рекомендации