Перцептивная группировка
Рис. 3.9. Близость как принцип перцептивной группировки. |
Рис. ЗАО. Сходство как принцип перцептив- ной группировки. |
Образы восприятия характеризуются целостностью. Это означает, что в них
представлены некоторая связная картина, образ предмета или события. Мы
не воспринимаем дерево за окном как совокупность овальных зеленого
цвета объектов, находящися на фоне черных толстых вертикальных линий
и тонких черных линий, большинство из которых находится под некото-
рым наклоном. Мы видим дерево: ствол, ветви и листья. Эту особенность
восприятия особо подчеркивали представители школы гештапыппсихоло-
гии, основной тезис которой состоял в том, что психические образы, об-
разы восприятия в частности, пред-
ставляют собой нечто большее, чем
простая сумма элементов. Образ
восприятия — это некоторая орга-
низация стимулов. Возникает воп-
рос: за счет чего становится возмож-
ной эта организация, объединение в
целостный образ отдельных элемен-
тов стимуляции? Иными словами, за
счет каких механизмов происходит
перцептивная группировка? Почему,
например, мы воспринимаем следу-
ющее изображение (рис. 3.9) как три
пары вертикальных линий, а не про-
сто как шесть вертикальных линий?
Гештальтпсихолога сформулирова-
ли целый ряд принципов, которым
подчиняется перцептивная организа-
Восприятие формы
ция (группировка). Один из таких
принципов — близость: чем ближе два
элемента друг к друг, тем более мы
склонны группировать их вместе при
восприятии. Действием этого принци-
па можно объяснить восприятие изоб-
ражения на рис. 3.9 как трех пар вер-
тикальных линий: первая и вторая,
третья и четвертая, пятая и шестая ли-
нии находятся в непосредственной
близости друг от друга, поэтому мы
склонны группировать их, т.е. воспри-
нимать как некий целостный объект.
Другим принципом группировки
является сходство: сходные объекты
группируются, объединяются в еди-
ный образ. Например, мы группиру-
ем звездочки со звездочками на ос-
нове их сходства между собой и по-
этому видим не просто совокупность
нулей и звездочек, а треугольник из
звездочек (рис. 3.10).
Элементы, образующие плавный,
непрерывный контур, воспринима-
ются как единая фигура — группиру-
ются. Этот принцип получил назва-
ние хорошего продолжения, или не-
прерывности. Участки линий на рис.
3.11 группируются так, что А объеди-
няется cD, аСсВ, анеАсВиСс
D, потому что первые пары образуют
друг с другом плавный контур.
Если контур фигуры имеет разры-
вы, то мы склонны как бы заполнять
их, дополнять фигуру до некоторого
целостного образа. Этот принцип полу-
чил название замкнутости. Например,
на рис. 3.12 мы видим треугольник, не-
смотря на разрывы в его контуре.
Интересно, что мы можем видеть
контур там, где в действительности
его нет (рис. 3.13).
На рис. 3.13 вы ясно видите белый
треугольник, обращенный вершиной
вверх. Причем этот треугольник вос-
принимается как более белый, чем
Глава 3. Восприятие |
Рис. 3.14. Двусмысленное изображение.
фон. На самом деле треугольника как такового нет, кроме того, мнимый тре-
угольник ничуть не белее фона. Этот феномен получил название эффект
субъективного контура [Kanizsa, 1976]. По мнению многих исследователей
восприятия, в основе феномена субъективного контура лежат принципы
замнкутости и хорошего продолжения.
На начальном этапе развития гештальтпеихологии ее представители на-
стаивали на том, что перцептивная организация — это просто функция
стимула, результат процессов, идущих снизу вверх [Koehler, 1947]. Одна-
ко дальнейшие исследования показали, что такие факторы, как опыт
субъекта, его установки, оказывают существенное влияние на процессы
организации стимульной информации.
Распознавание образов
Для того чтобы понять, что за объект находится в поле внимания, индивид
должен не просто отделить его от фона, объединить элементы в некоторый
целостный образ, но и отнести этот образ к некоторой категории, типу объек-
тов, ранее воспринимаемых им. Процесс отнесения образов восприятия к неко-
торой категории называется процессом опознания, или распознаванием образов.
Интересно, что человек обладает способностью довольно легко распо-
знавать даже сильно измененные образы. Довольно трудно создать про-
грамму для компьютерного распознавания рукописного текста, а человек
в большинстве случаев понимает текст, написанный от руки, без особого
труда. Кроме того, мы воспринимаем форму книги как прямоугольник,
несмотря на то, что при определенном угле зрения отражение на сетчатке
имеет форму трапеции. Мы узнаем знакомую мелодию, если даже ее иг-
рают на другом инструменте или в другой тональности. Феномены подоб-
ного рода служили гештальтпеихологам одними из главных аргументов в
пользу того, что образ восприятия не сводится к сумме его частей.
Но, как и в случае других процессов восприятия, распознавание обра-
Константность восприятия
зов нельзя объяснить только особенностями стимульной ситуации. Значе-
ние имеет и «влияние сверху»: эффекты опыта, установок, личностных осо-
бенностей воспринимающего и т. п. Например, эффект влияния установ-
ки на распознавание образов может быть продемонстрирован следующим
экспериментом [Leeper, 1935].
Критическим стимульним материалом в данном эксперименте была дву-
смысленная картинка (рис. 14а), на которой попеременно можно было ви-
деть то молодую женщину, несколько отвернувшуюся от наблюдателя, то
старуху в профиль.
Перед демонстрацией двусмысленной картинки одной группе испыту-
емых показывали недвусмысленное изображение молодой женщины (рис.
146), а другой группе— недвусмысленное изображение старой (рис. 14в).
Выяснилось, что испытуемые первой группы видели на двусмысленной
картинке молодую женщину, а испытуемые второй группы — старуху. На
идентификацию изображения повлияла установка, сформированная ранее.