Я-концепция политического лидера

Личность политического лидера является сложней­шим многомерным образованием и состоит из множес­тва различных взаимосвязанных структурных элемен­тов. Не все они в одинаковой степени ответственные за политическое поведение, проявляются в нем. Однако, после многочисленных исследований, проведенных в американской политической психологии, удалось вы­делить наиболее влиятельные личностные характе­ристики, которые мы для удобства сгруппируем в шесть блоков: представления политического лидера о себе самом; потребности и мотивы, влияющие на политичес­кое поведение; система важнейших политических убеждений; стиль принятия политических решений; стиль межличностных отношений; устойчивость к стрессу.

Я-концепция политического лидера. Проблема ком­пенсации реальных или воображаемых дефектов лич­ности была поставлена еще соратником 3. Фрейда А. Ад­лером. Эта идея получила свое более полное развитие в работах Г. Лассуэлла. Согласно его концепции, чело­век для компенсации низкой самооценки стремится к власти как средству такой компенсации. Таким обра­зом, самооценка, будучи неадекватной, может стиму­лировать поведение человека в отношении политиче­ски релевантных целей — власти, достижений, контроля и других.

Внимание Г. Лассуэлла было приковано к разви­тию представлений человека о самом себе, степени развития и качеству самооценки и их воплощению в политическом поведении. Его гипотеза состояла в том, что некоторые люди обладают необычайно сильной потребностью во власти или других личностных ценностях, таких, как привязанность, уважение, как в средствах компенсации травмированной или неадек­ватной самооценки. Личные ценности или потребно­сти такого рода могут быть рассмотрены как эго-мотивы, поскольку они часть эго-системы личности.

А. Джордж в одной из своих работ продолжил ли­нию рассуждения Г. Лассуэлла о стремлении к власти как компенсации низкой самооценки. Он детально рас­смотрел возможную структуру низкой самооценки и считает, что низкую самооценку могут составлять пять субъективных негативных чувств в отношении себя в различных их комбинациях: чувство собственной неваж­ности, незначительнности; чувство моральной непол­ноценности; чувство слабости; чувство посредственно­сти; чувство интеллектуальной неадекватности.

Уже после того как Г. Лассуэлл привлек внима­ние политологов и политических психологов к роли самооценки в политическом поведении лидера, поя­вился целый ряд исследований, посвященных пред­ставлению политика о себе.

Политический лидер в любой ситуации за редким исключением ведет себя в соответствии с собствен­ной Я-концепцией. Поведение его зависит от того, кем и как он себя осознает, как он сравнивает себя с теми, с кем он взаимодействует.

Я-концепция, то есть осознание человеком того, кто он, имеет несколько аспектов. Наиболее сущест­венные из них это — образ «Я», самооценка и социаль­ная ориентация политического лидера. У. Стоун при­водит рассуждение классика психологии У. Джемса, что наша самооценка может быть выражена как отно­шение наших достижений к нашим претензиям. Но хотя сам У. Стоун считает, что самооценка — это по­зитивное чувство в отношение себя, понимая его как самоуважение.

Под социальной ориентацией подразумевается чувство автономности, в противоположность чувству зависимости от других людей в самоопределении. По мнению психолога Е.Т. Соколовой, «автономизация самооценки окончательно оформляется в подростко­вом возрасте, и преимущественная ориентация на оценку значимых других или на собственную само­оценку становится показателем стойких индивидуаль­ных различий, характеризующим целостный стиль личности».

Американские исследователи Д. Оффер и Ч. Строзаер рассматривают образ Я-политика, который соответствует «общей сумме восприятий, мыслей и чувств человека по отношению к себе»... «Эти восприятия, мысли и чувства могут быть более или менее ясно проговорены в образе Я, в котором Я разделено на шесть различных частей, тесно взаимодействующих». Эти шесть Я— следующие: физическое Я, сексуаль­ное Я, семейное Я, социальное Я, психологическое Я, преодолевающее конфликты Я. Как отмечает Е.Т. Со­колова, «ценность и субъективная значимость качеств и их отражение в образе Я и самооценке могут мас­кироваться действием защитных механизмов» [55].

Физическое Я представляет собой, с точки зрения этих ученых, представления политического лидера о состоянии своего здоровья и физической силе или слабости. Политический лидер должен быть достаточ­но здоровым, чтобы это не препятствовало его деятель­ности. В политологической и психологической лите­ратуре были описаны страдания, которые причиняло президентам США Рузвельту, Вильсону и Кеннеди их плохое здоровье.

По поводу сексуального Я, то есть представлений политика о своих претензиях и возможностях в этой сфере, ученые отмечают отсутствие статистических данных о том, как сексуальные преференции или сек­суальное поведение связано с лидерскими способнос­тями. Сомнительно, что президентом современного развитого государства может стать гомосексуалист или эксгибиционист. Прежде всего, такие наклонности закрыли бы ему путь в большую политику вне зави­симости от лидерских качеств. В истории же извест­ные тираны отличались патологией сексуальной сфе­ры и нередко страдали различными извращениями.

Семейное Я является очень важным элементом лич­ности политика. Хорошо известно, и прежде всего из психоанализа, какое огромное влияние оказывают отношения в родительской семье на поведение взрослого человека. Некоторые политические лидеры преодолевают ранние травмы и конфликты, другие — нет и, становясь лидерами, переносят фрустрации из своего детства на свое окружение в стране и в мире.

Для людей, находящихся на высших государствен­ных постах, очень важно обладать способностью к совместной деятельности с другими. Представления политика об этом качестве отражены в социальном Я. Политический лидер должен научиться тому, как вести переговоры и как стимулировать своих коллег к проявлению их лучших качеств. Он должен быть способным использовать навыки межличностных отношений для эффективной работы с различными, порой враждебны­ми группами людей, с лидерами других стран.

Психологическое Я составляют представления о своем внутреннем мире, фантазиях, мечтах, желаниях, иллю­зиях, страхах, конфликтах — важнейшем аспекте жиз­ни политического лидера. 3. Фрейд говорил, что психо­патология — участь обыденной жизни. Как и у обычных людей, у лидеров нет врожденного иммунитета от нев­ротических конфликтов, психологических проблем, а иногда и более серьезных форм психопатологии, таких, как психоз. Страдает ли политик от осознания собствен­ных страхов или относится к этому спокойно, или даже с юмором — проявляется в его поведении, особенно в периоды ослабления самоконтроля.

Преодолевающее конфликты Я — представления политического лидера о своей способности к творческо­му преодолению конфликтов и нахождению новых ре­шений для старых проблем. Лидер должен обладать достаточными знаниями и интеллектом, чтобы воспри­нять проблему. Он должен быть достаточно самоуве­ренным при принятии политических решений, чтобы суметь передать эту уверенность другим. Иной аспект преодолевающего конфликты Я — осознание лидером своей способности к преодолению стрессов, связан­ных с его ролью и деятельностью на посту, например, главы государства. Стресс может привести к тяжелым симптомам, которые самым серьезным образом ограни­чивают интеллектуальные и поведенческие возможнос­ти политического лидера. Он может увеличивать жесткость познавательных и мыслительных процес­сов в исторически сложные моменты, приводить к снижению гибкости и самообладания, в особенности тогда, когда они необходимы.

Сложность Я-концепции Р. Зиллер и его коллеги понимают как число аспектов Я, воспринимаемых по­литическим лидером, или как степень дифференциа­ции Я-концепции. На ранних стадиях самосознания происходит отделение человеком себя от других. Да­лее, Я в его сознании разделяется на неограниченное число частей. Впоследствии у человека проявляется тенденция оценивать себя в сравнении с другими людьми. Этот процесс получил подробный анализ в теории социального сравнения Л. Фестингера. Глав­ным положением этой теории является утверждение, что в основе стремления человека правильно оценить свое мнение и способности в сравнении с другими людьми лежит потребность иметь ясную и определен­ную Я-концепцию.

Через процесс социального сравнения у человека устанавливаются рамки социального рассмотрения Я как точки отсчета. Р. Зиллер в другом своем исследовании, проведенном в 1973 г., обнаружил, что люди с высокой сложностью Я-концепции имеют тенденцию стремить­ся к получению большей информации перед принятием решения, чем обладающие низкой сложностью Я-кон­цепции. Поскольку сложность Я-концепции связана с восприятием сходства с другими людьми, то более веро­ятно, что политики с высокой сложностью Я-концепции воспримут информацию от других. Политические лиде­ры с высокой сложностью Я-концепции имеют тенден­цию легче ассимилировать как позитивную, так и нега­тивную информацию и, таким образом, реагировать на ситуацию на основе обратной связи, чем лидеры с низ­кой сложностью Я-концепции.

В то же время, чем выше самооценка у политиков, тем хуже они реагируют на ситуацию, тем ниже их реактивность. Лидеры с высокой самооценкой менее зависимы от внешних обстоятельств, они имеют более стабильные внутренние стандарты, на которых они основывают свою самооценку.

Политические деятели с низкой самооценкой ока­зываются более зависимыми от других людей и, та­ким образом, более реактивными. Они являются бо­лее чувствительными к обратной связи и изменяют свою самооценку в зависимости от одобрения или неодобрения других.

Наши рекомендации