Семинар 4: Общепсихологическая характеристика деятельности

1. Подготовьте доклады из тем № 31-40 (см. раздел «Темы докладов и рефератов»).

2. Выполните тесты: «Уровень Вашей общительности»; «Коммуникативные умения» (Л. Михельсон); «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири).

3. Используя схему структуры деятельности, раскройте сущность, роль и связь основных структурных элементов деятельности. Что в этой структуре является главным, определяющим, наиболее стабильным, а что изменчивым, зависящим от конкретных условий?

4. Какие существуют точки зрения о возможности замены деятельности человека «деятельностью» машин? Что из деятельности человека и при каких условиях может быть передано для выполнения техническим устройствам, а что при всех обстоятельствах остается за человеком?

5. Что объединяет и отличает труд, учение, игру как основные виды деятельности? Что представляет собой ведущий вид деятельности?

6. Почему сложное поведение муравьев или пчёл нельзя назвать трудом? В чём заключены характерные черты труда, сыгравшие столь важную роль в становлении и развитии человеческого сознания побудившие Ф. Энгельса сказать: «… труд создал самого человека»?

7. Почему звуковую и другую сигнализации животных нельзя отождествлять с речь человека? В чём их сходство и различие? Укажите свойства речи.

8. Изучите стили общения и заполните таблицу:

Параметры сравнения Авторитарный стиль Демократический стиль Либеральный стиль
Постановка целей, распределение заданий и ответственности      
Принятие решений      
Стимулирование и мотивация      
Контроль и оценка работы      
Манера общения и интонации      
Методы и способы управления      
Трудовая атмосфера и дисциплина      
Групповая сплоченность      
Интерес к выполнению заданий      
Отношение к деятельности      
Отношение к инициативе      
Отношение к себе      
Отношения с подчиненными      
Отношение к критике      

Семинар 5: Конфликтология: предмет, задачи, история возникновения

1. Подготовьте доклады из тем № 41-46 (см. раздел «Темы докладов и рефератов»).

2. Выполните тесты: «Исследование самооценки личности» (Н.М. Пейсахов); «Диагностика волевого потенциала личности»; «Шкала локус-контроля» (Дж. Ротер).

3. Верно ли мнение (обоснуйте свой ответ): «Конфликт – явление всегда нежелательное, и при возникновении его следует немедленно разрешать?

4. Соберите пословицы и поговорки, в которых присутствует прямо противоположное отношение к конфликту (например: «Худой мир лучше доброй ссоры»). Чем можно объяснить подобного рода противоречия, которые доносит до нас народная мудрость?

5. Перечислите притчи, мифы, сказки, в которых есть конфликт. Оцените их героев с точки зрения конфликтности и толерантности.

6. Какова роль конфликтов в отечественной и мировой истории (аргументируйте свой ответ)?

7. Оцените значение конфликтов в семейной жизни, учебной и профессиональной деятельности. Какова роль конфликтов в вашей жизни?

8. Изучите направления психологии конфликта и заполните таблицу:

Направление в психологии конфликта Характеристика направления Основатель и представители Понятие конфликта
Психоаналитическое      
Социотропное      
Этологическое      
Теория групповой динамики      
Фрустрационно-агрессивное      
Поведенческое      
Социометрическое      
Интеракционистское      
Теоретико-игровое      
Теория организационных систем      
Теория переговорного процесса      

Семинар 6: Конфликт: сущность, типология, структура

1. Подготовьте доклады из тем № 47-52 (см. раздел «Темы докладов и рефератов»).

2. Выполните тесты: «Изучение системы ценностей, внутренних конфликтов и вакуумов в ценностно-смысловой сфере личности с точки зрения трехкомпонентной структуры ценностных ориентаций»; «Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты в общении» (В.В. Бойко); «Трансакционный анализ общения».

3. Ответьте аргументировано действительно ли вопрос «кто» не является первостепенным при анализе конфликта? Какова природа иллюзий участников и как они сказываются на переживании конфликта?

4. Запишите примеры различных типов внутриличностного конфликта из художественной литературы. Какой из перечисленных конфликтов является ролевым?

5. Изучите функции конфликтов, классифицируйте их на позитивные и негативные, а полученный результат оформите в виде схемы. В чём основные причины «приписывания» конфликтам негативных функций?

6. Изучите отличительные особенности конфликтогенов и заполните таблицу:

Типы конфликтных действий Формы проявления Примеры (речевые обороты) Механизмы ухода от конфликтогена
Стремление к превосходству      
Проявление агрессии      
Проявление эгоизма      
Неблагоприятное стечение обстоятельств      

7. Изучите трансакционный анализ Э. Берна и заполните таблицу:

  Основные характеристики Родитель Взрослый Ребенок
заботливый критический спонтанный приспосабливающийся бунтующий маленький профессор
Слова и выражения              
Мысли и поведение              
Интонации              
Эмоциональные состояния              
Выражение лица              
Позы              

Семинар 7: Разрешение конфликтов, стратегии поведения

Наши рекомендации