Введение (пояснительная записка)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
Рабочая программа дисциплины
«КОНФЛИКТОЛОГИЯ»
По направлению
Форма обучения
Очно-заочная
Москва - 2014 г.
Программа утверждена и рекомендована
Экспертно-методическим советом
Гуманитарного института
ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ»
Протокол №_____от «____» ____________2012г.
Составители:
Москвина Нина Викторовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ».
Москвин Виктор Анатольевич – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПОРГУФКСМиТ.
Непопалов Владимир Николаевич – кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ».
Сопов Владимир Федорович - кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ».
Рецензент:Нургалиев Владимир Султанович – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО«ГУФКСМиТ».
Программа дисциплины «Конфликтология» профессионального цикла, базовая часть составлена в соответствии ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО понаправлению реклама и связь с общественностью
Содержание
Введение (пояснительная записка).............................................................................................. 6
Раздел 1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе........................................... 7
Раздел 2. Содержание дисциплины............................................................................................... 9
Тема 1. Конфликты в современном обществе......................................................................... 9
Тема 2. Социологическая традиция изучения конфликтов................................................... 10
Тема 3. Диагностика социальных конфликтов....................................................................... 11
Тема 4. Психология внутриличностного конфликта в деятельности специалиста по связям с общественностью.................................................................................................................................................. 12
Тема 5. Психология микросоциальных конфликтов.............................................................. 13
Тема 6. Предупреждение конфликтов.................................................................................... 14
Тема 7. Управление конфликтом............................................................................................ 15
Тема 8. Разрешение конфликта............................................................................................... 16
Тема 9. Прямые переговоры как метод разрешения конфликта........................................... 17
Тема 10. Медиация.................................................................................................................. 18
Тема 11. Фасилитация / модерация........................................................................................ 19
Тема 12. Конфликты в организации. Социально-экономические и организационные конфликты 19
Тема 13. Этно-конфессиональные и этно-религиозные конфликты..................................... 21
Тема 14. Социально-политические конфликты...................................................................... 23
Тематический план учебной дисциплины................................................................................. 25
Раздел 3. Учебно-методические материалы по дисциплине...................................................... 26
3.1. Практические занятия....................................................................................................... 26
Занятие 1. История конфликтологии.................................................................................. 26
Занятие 2. Структурная модель конфликта........................................................................ 26
Занятие 3. Динамическая модель конфликта...................................................................... 37
Занятие 4. Поведение в конфликтной ситуации................................................................. 51
Занятие 5. Оценка глубины конфликта (дидактическая игра)........................................... 57
Занятие 6. Социальные конфликты в зеркале российских социологических опросов..... 59
Занятие 7. Внутриличностные конфликты......................................................................... 62
Занятие 8. Разговор субличностей (тренинг)...................................................................... 63
Занятие 9. Акцентуации характера и темперамента и конфликтное поведение............... 66
Занятие 10. Феномен агрессии............................................................................................ 70
Занятие 11. Разрушающие переживания в конфликте. Метод РЭТ................................... 71
Занятие 12. Технологии эффективного общения в конфликте.......................................... 74
Занятие 13. Противодействие манипуляции в конфликте................................................. 74
Занятие 14. Введение в модели разрешения конфликта.................................................... 74
Занятие 15. Анализ кейсов «Стратегия и тактика переговоров»....................................... 83
Занятие 16. Тренинг «Технология прямых переговоров». Работа в тройках................... 89
Занятие 17. Введение представлений о подготовке к переговорам. Тренировка переговоров с подготовкой............................................................................................................................................... 92
Занятие 18. Введение представлений об анализе переговоров. Тренировка анализа переговоров 94
Занятие 19. Тренинг «Организация переговоров (посредничество)». Тренировка организации переговоров............................................................................................................................................. 102
Занятие 20. Фасилитация................................................................................................... 107
Занятие 21. Конфликты в организации.............................................................................. 107
Задание 22. Комплексная диагностика организационного конфликта............................ 109
Занятие 23. Конфликты в сфере управления.................................................................... 111
Занятие 24. Конфликты в деятельности PR-специалиста................................................. 118
Занятие 25. Юрислингвистическая экспертиза конфликтного текста............................. 118
Занятие 26. Особенности возникновения политических конфликтов и методы их изучения 120
Занятие 27. Комплексная диагностика политического конфликта.................................. 120
Занятие 28. Конфликты на национальной почве.............................................................. 122
3.2. Словарь терминов и персоналий.................................................................................... 123
3.3. Материалы по всем формам текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля по учебной дисциплине............................................................................................................................. 127
3.3.1. Примерные темы рефератов.................................................................................... 135
3.3.2. Варианты контрольных работ, контрольно-обучающих заданий и тесты с методическими указаниями по их выполнению.............................................................................................................. 135
3.3.3. Перечень вопросов к экзамену (зачету) по дисциплине......................................... 163
4. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов........................ 165
5. Основная и дополнительная литература, другие информационные источники......... 165
5.1. Рекомендуемая литература (основная)...................................................................... 165
5.2. Рекомендуемая литература (дополнительная).......................................................... 166
5.3. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а также методических материалов к используемым в учебном процессе техническим и компьютерным средствам.................................................................................................. 168
5.5. Карты обеспеченности студентов учебной литературой по дисциплине................ 168
Введение (пояснительная записка)
Данный курс ориентирован на студентов четвертого года обучения в качестве общей профессиональной дисциплины курса при подготовке специалистов в области связей с общественностью. Конфликтология как теоретико-прикладная дисциплина о природе конфликтов, закономерностях их возникновения, развития, завершения, а также принципах, способах и приемах управления ими, представляет собой быстро развивающуюся область социогуманитарного знания. Конфликт как форма коммуникативного поведения может быть включен в общественную жизнь одновременно и в деструктивном, и в конструктивном ключе. В рамках курса конфликт рассматривается как неизбежный аспект социальной жизни, как управляемый и прогнозируемый процесс. Студенты обучаются эффективно использовать его ресурсы. В этом плане обучение специалистов в области массовых коммуникаций основам конфликтологии становится чрезвычайно значимым.
Курс "Конфликтологии" разделен на четыре учебных раздела: общая теория конфликта; психология конфликта; управление конфликтом (переговоры, медиация, фасилитация); социальные конфликты. В рамках курса основное внимание уделяется проблематике организационно- управленческих и социальных конфликтов, использованию возможностей PR в конфликтных и кризисных ситуациях.
Расчет количества баллов по дисциплине "Конфликтология"
I cеместр | II семестр | Сумма |
n 8 лекций / по 10 баллов = 80 (*1,0) n 3 практических / по 12 баллов = 36 (*1,2) n 2 деловые игры / по 12 баллов = 24 (*1,2) n 1 тренинг / 12 баллов = 12 (*1,2) n 1 тест / по 12 баллов = 12 (*1,2) n зачет / 13 баллов = 13 (*1,3) | n 7 лекций / по 10 баллов = 70 (*1,0) n 5 практических / по 12 баллов = 60 (*1,2) n 3 деловые игры / по 12 баллов = 36 (*1,2) n 2 тренинга / по 12 баллов = 24 (*1,2) n подготовка и защита проекта / 25 баллов = 25 (*2,5) n 2 теста / по 12 баллов = 24 (*1,2) n экзамен / 15 баллов = 15 (*1,5) | n 15 лекций / по 10 баллов = 150 (*1,0) n 8 практических / по 12 баллов = 96 (*1,3) n 5 деловые игры / по 12 баллов = 60 (*1,2) n 3 тренинга / по 12 баллов = 36 (*1,2) n подготовка и защита проекта / 25 баллов = 25 (*2,5) n 3 теста / по 12 баллов = 36 (*1,2) n зачет / 12 баллов = 12 (*1,3) n экзамен / 15 баллов = 15 (*1,5) |
ИТОГО: 177 балла | ИТОГО: 254 баллов | 431 баллов |
+ 25 баллов на творческие задания исследование в рамках курсовой работы - 15 баллов, мониторинг уровня конфликтности в группе / микрогруппе – 15 баллов | + 25 баллов на творческие задания исследование в рамках курсовой работы - 15 баллов, мониторинг конфликтности информационного поля региона / города – 15 баллов мониторинг конфликтов в организации – 15 баллов, разработанный и реализованный проект разрешения конфликта в организации – 25 баллов публикация статьи - 15 баллов, публикация тезисов - 10 баллов выступление на конференции – 10 баллов | |
ИТОГО: 202 баллов | ИТОГО: 279 баллов | |
Перевод в оценки: n до 60% 0 – 121 баллов = «не зачт.» n выше 60% 122 – 217 баллов = «зачтено» | Перевод в оценки: n до 50% 0 – 139 баллов = «2» n 50% 140 – 195 баллов = «3» n 70% 196 – 237 баллов = «4» n 85% 238 – 279 баллов = «5» |
Раздел 1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.