И его временные особенности
Предметная деятельность человека немыслима без обслуживающей ее коммуникативной деятельности людей, которая в процессе создания продукта непременно вступают в диалог, во взаимодействие, ориентируются на другого, устанавливая с ним определенные связи в пространстве и во времени. Эти связи проявляются не только на собственно коммуникативном, интерактивном и перцептивном уровнях развития отношений, но и сопровождаются определенной экспрессией, эмоциональными
реакциями, которые при длительном продуктивном и эффективном общении достигают уровня эмпатического чувствования — взаимопонимания, взаимовлияния и взаимопереживания.
Рассматривая общение как совместную деятельность в контексте диалога, мы обнаруживаем, что это взаимопонимание и согласование совместных действий, их упорядоченность в пространстве и во времени. А. А. Леонтьев выделяет три уровня упорядоченных во временной последовательности действий:
1) когда на основе прошлого опыта выбираются соответствующий стиль и форма взаимодействия (эмоциональная поддержка, фасилита-ция или нейтральное общение);
2) когда необходима выработка стиля в зависимости от условий и ситуации настоящего момента «здесь и теперь» (со-творчество, со-ра-дование, со-участие);
3) когда возможна корректировка стиля взаимодействия в соответствии с «образом будущего», которая нацелена на продуктивное психологическое воздействие или нейтрализацию его отрицательных последствий.
Психическое формируется в процессе отражения и интериоризации различных пространственно-временных императивов, составляющих содержательную специфику реальностей объективного мира, поэтому результативность психологического воздействия обеспечивается взаимной пространственно-временной упорядоченностью взаимодействующих психологических систем, в том числе субъектов диалогического общения, а условием выступают достаточно развитые коммуникативные умения личности, способствующие личностному развитию.
Теоретические основы и психологические условия для обеспечения личностно-развивающего общения-диалога обосновал известный представитель современной гуманистической психологии Карл Роджерс, обратив внимание на определенные качества человека, способствующие установлению диалогических отношений, зрелому и полноценному поведению в ситуациях взаимной и односторонней поддержки, оказанию психологической помощи другому. Наибольший интерес из этих качеств, по Роджерсу, заслуживают:
♦ конгруэнтность — умение быть самим собой;
♦ эмпатия — ощущение и понимание внутреннего мира другого;
♦ бескорыстная доброжелательность и теплота;
♦ безусловное принятие внутренних переживаний человека, которому хочешь помочь.
Время
И пространство
В общении
Эти качества не являются чертами характера в традиционном понимании, но их развитие в соответствующих обстоятельствах предполагает готовность предоставить другому человеку достаточно жизненного пространства и времени, чтобы он мог найти и реализовать себя. Это измерение выходит за пределы прошлого и настоящего. Поддерживая и принимая другого в диалоге таким, как он есть, важно воспринимать его как постоянно изменяющегося и развивающегося в жизненном пространстве и во времени субъекта, обнаруживая его потенциальные возможности, интенции к изменениям и перспективы личностного роста. Эффективность такого личностно-развивающего диалога-общения — это поиск выхода за пределы актуальных образов и воспоминаний, развитие способности к постоянным изменениям и самореализации в настоящем и будущем, возможность предвидеть позитивные или негативные последствия непродуктивных форм межличностных взаимодействий, умение «здесь и теперь» уловить эмоциональное напряжение субъектов общения и максимально их нейтрализовать. Снятие напряжения в диалоге-общении потребует и определенных временных затрат от субъектов общения, развития временной компетентности, как необходимого компонента компетентности в общении (А. К. Болотова, Л. А. Петровская).
Умение ставить реальные временные цели, оптимально строить взаимодействие во времени, изменять временные рамки общения, знать допустимые этические нормы и лимиты взаимодействия во времени — психологическое содержание временной компетентности, одной из важных сторон коммуникативной компетентности. Это облегчает создание атмосферы доверия и принятия в ситуации диалога-общения. Для компетентных во времени респондентов характерно умение тонко, адекватно и своевременно «здесь и теперь» сопереживать чувствам и настроениям другого в течение всего времени взаимодействия. В контексте клиент-цен-трированной терапии, терапевтического влияния диалога-общения необходимо отметить, что в каждый момент взаимодействия собеседнику необходимо предоставить время для решения собственных проблем, осмысления прошлого на пути продвижения к будущему.
Феномен временной компетентности применительно к диалогу-общению можно рассматривать как некое тождество эмпатийности, которая означает не только сочувствие, живой эмоциональный отклик на эмоциональное состояние Другого, но и как желание, готовность «потратить» свое время на сопереживание и поддержку, что обеспечивает условия для обоюдного личностного роста. Развитие данной готовности потребует какого-то времени, но она задает мощный толчок процессам личностного саморазвития в будущем, запускает механизм творческого роста, самосовершенствования, осознания себя, своего творческого пути во времени.
Как видим, К. Роджерс постоянно подчеркивает временные параметры организации диалога-общения: «здесь и теперь», «каждый момент», особо выделяя, что эмпатическое понимание в перспективе может помочь лучше почувствовать реальное состояние другого, потенциально влияющее на психические изменения в самой личности.
Для активного эмпатического слушания в диалоге-общении важно научиться чувствовать состояние партнера, уметь видеть изменения этих состояний в пространстве и во времени. Этому может способствовать не отсроченная во времени обратная связь, которая рассматривается не только как средство, но и как цель обучения в социально-психологическом тренинге (Л. А. Петровская). Основная ее функция — коррекция поведения и совершенствование социальных умений.
А. А. Бодалев выделяет временной характер обратной связи в управлении человеком своим поведением. С одной стороны, это управление актуальным поведением, с другой — коррекция программы будущих действий.
Вслед за Л. А. Петровской О. В. Соловьева выделяет обратную связь как регулятор межличностных отношений и как источник самопознания, построения представлений о себе — Я-образов и ^-концепции.
Таким образом, обратная связь — важнейший механизм межличностного взаимодействия, а ее неотсроченный характер, своевременность подачи информации о себе партнеру гарантирует взаимопонимание и принятие в диалогическом общении, его эмоциональный уровень. «Сообщение результатов ценно не только в информационном, но и в эмоциональном плане» (Ж. Ньюттен), так как имеет отношение к мотивации испытуемых.
Л. А. Петровская выделила четыре типа обратной связи: дескриптивную, интерпретационную, оценочную и установочную. Получаемые посредством ее сведения позволяют, в частности, вносить соответствующие поправки и корректировать процесс взаимопонимания «здесь и теперь», что весьма существенно в ситуациях познания людьми друг друга. В диадическом общении неотсроченная во времени обратная связь выступает важным условием эмпатического «вчувствования» в другого, оказывая непосредственное влияние на развитие адекватных эмоциональных реакций, эмоциональной поддержки, фасилитации партнера, способствует установлению ситуации доверия, искренности в диалоге (Л. А. Петровская).
Опыт повседневного общения-диалога с Другим показывает, что зачастую процесс передачи и получения возвращенной информации в межличностных контактах сталкивается с рядом трудностей, что может
Обратная
связь в общении
приводить к сбоям в достижении взаимопонимания, и, следовательно, общение становится поверхностным, неудовлетворяющим, а порой и конфликтным. Два основных звена в цепи следования обратной связи — звено передачи обратной связи и звено ее получения — должны быть синхронизованы во времени. Их нескоординированность во времени оказывает отрицательное влияние на весь процесс взаимопонимания, взаимопереживания в диалоге, сводит на нет возможность развития взаимодействия и возникновение эмпатийности.
Успешность межличностного контакта в диалоге в большой мере зависит от таких характеристик обратной связи, как ее содержание, форма, объем и, конечно, время и своевременность подачи партнеру. Эффективная обратная связь должна носить описательный характер и не быть оценочной по содержанию. Обратная связь в исключительно оценочной форме малоинформативна, поскольку актуализирует психологические защитные механизмы, что приводит к отвержению другого в диалоге или формированию ответной негативной реакции. А описательная — фактор создания атмосферы доверия, психологической безопасности и эмпатии в общении. Важным условием продуктивности обратной связи оказывается время и своевременность ее подачи. Обычно наиболее полезна обратная связь по «горячему следу». Отсроченная во времени межличностная информация по поводу волновавших меня событий прошлого может быть просто искажена фактором времени: нельзя со всей подлинностью описать чувства, которые человек испытывал когда-то, а тем более вызвать сочувствование, сопереживание — эмпа-тию, как если бы это происходило «здесь и теперь». Вербальное описание состояния через неделю или несколько дней после его свершения обычно малоэффективно и не отражает всей полноты эмоциональных переживаний, а следовательно, не всегда может вызвать эмпатийное понимание со стороны партнера (Л. А. Петровская).
Выявлена взаимосвязь времени обратной связи и ее эффективности в тренинговых процессах. Большой объем обратной связи на ранних стадиях тренинга не всегда дает ожидаемый эффект. Поэтому в начале взаимодействия рекомендуется давать минимум обратной информации, чтобы сохранить эмоциональное состояние партнера по общению, избежать аффективных реакций, постепенно увеличивая ее объем и специфичность.
Диалог-общение продуктивен в психотерапевтической практике (Е. Т. Соколова). Здесь важно порождение (экстериоризация) внутреннего ди алога как ключевого психологического механизма, движущей силы и поэтапного развертывания во времени терапевти-
Время
И общение
В психотерапии
ческого процесса, попадание терапевта в точный и глубокий резонанс с нуждами пациента и его уместность, своевременность в соответствии с движением терапии. Критерием эффективности терапии будут последовательно разворачивающиеся у пациента за границами терапевтического пространства и времени внутренние диалоги, обращенные от «там и тогда» фигуры значимого Другого к терапевту как его «суррогату», а затем как к реальному значимому Другому «здесь и теперь».
В контексте пространственно-временной регуляции диалога-общения важно, что собеседнику необходимо предоставить максимальные возможности и время для решения собственных проблем, выборов, поступков, время для осмысления пройденного на пути движения к будущему. Таким образом, в поле совместного анализа оказывается актуальный процесс взаимодействия, разворачивающийся в пространстве и во времени актуальных психологических взаимосвязей, возникающих между субъектами общения «здесь и теперь».
Для обеспечения диалога-общения принципиален фактор открытости взаимодействующих систем в едином пространстве-времени и возникновение на этой основе психологически равных позиций, равноправия, партнерства в общении. При одновременном спонтанном выражении чувств, эмоций, импульсивности по отношению к другим людям происходит «эмоциональное взаимонасыщение», ценностно-личностная наполненность жизни, что обеспечивает условия для обоюдного личностного роста, возникновения глубоких эмпатических переживаний.
Таким образом, искусство психологического воздействия в диалоге-общении зависит не только от точности «попадания семантического поля субъекта в семантическое поле объекта» (Г. А. Ковалев), но и своевременности этого попадания, определяемого обоюдной пространственно-временной заряженностью взаимодействующих субъектов, готовностью отдавать собственное время на сопереживание другому.
Общение есть форма человеческой деятельности, процесс межличностных отношений людей и особый способ существования индивида посредством связи с другими индивидами, способ взаимоотношений между ними в пространственно-временном континууме, основу которых составляют субъект-субъектные или диадические отношения, опосредуемые или сопровождающиеся зачастую невербальными взаимодействиями.
Что же понимается под общением в диаде, каковы его составляющие компоненты, как они соотносятся с элементами диалогичного общения и невербального поведения и какие временные особенности организации такого межличностного взаимодействия мы можем отметить?
Общение в диаде
Основной признак диадического общения — доминирование диалогических форм взаимодействия партнеров и установление особых отношений (Л. А. Петровская и А. С. Спиваковская), которые определяются как духовная общность, взаимное доверие, откровенность, доброжелательность (В. А. Сухомлинский). Существенный признак общения в диаде — совместное видение, обсуждение ситуаций, совместная направленность на поиск позитивного разрешения проблем через соучастие, сотворчество, сорадование, сопереживание. Необходимым условием общения в диаде выступает отсутствие третьих лиц, атмосфера интимности и доверительности и, как следствие, возникновение атмосферы взаимопонимания и принятия.
Для диадического общения характерно равенство позиций партнеров, выражающееся в признании активной роли каждого субъекта общения, возможности взаимного воздействия друг на друга. Имеется в виду признание и принятие активного включения каждого в процесс взаимодействия, обретение опыта совместного решения проблем через сотрудничество, сотворчество. Сотворчество предполагает отказ от менторского диктата одного и утверждение другого типа отношений: совместного анализа просчетов и ошибок, поиска конструктивных решений возникающих проблем «здесь и теперь». Равенство позиций в диалоге означает взаимное уважение, а не навязывание односторонних решений вместо сотрудничества. Готовность признать двусторонний, взаимный характер воздействующего эффекта общения — необходимое условие продуктивного построения диалога.
Для диадического общения неприемлемы односторонность и категоричность в отстаивании собственной позиции, ортодоксальность суждений, их ригидность, неизменчивость в течение всего периода межличностного взаимодействия. В этом отношении весьма важна неотсро-ченная во времени обратная связь на невербальном уровне с партнером по общению, которая обеспечивает актуальное взаимопонимание, а также взаимное проникновение в мир чувств и переживаний друг друга.
Основные признаки развития продуктивного диалога в диаде — паритетность позиций, личностное равенство, субъект-субъектные отношения. Центрация не только на собственных потребностях, но и на потребностях другого, понимание его сиюминутного состояния «здесь и теперь», накопление потенциала согласия и сотрудничества, стремление к творчеству, личностному и профессиональному росту. Доминирование диалога в общении предполагает активацию личностного потенциала каждого партнера и его развитие в будущем.
Диалог рассматривается и как психологическое условие реализации развивающего воздействия, где основными нормативами и принципами
организации его являются эмоциональная и личностная открытость партнеров по общению, психологический настрой на актуальное состояние друг друга, безоценочность, эмпатийность, доверительность и искренность выражения чувств и состояний. В некоторых исследованиях диалог оценивается как взаимодействие равноправных собеседников, а не диктаторов и законодателей, и как особая форма персонифицированного общения, общения как акта доверия, доверительного и избирательного взаимодействия.
Важный компонент психологического воздействия в диадическом общении — установление связей между невербальным экспрессивным поведением и психическими характеристиками личности, что предполагает развитие в ходе диалога способности к адекватному видению, интерпретации и пониманию невербального поведения другого.
Таким образом, в диадическом общении декларируются преимущественно диалогические формы межличностных отношений.
Диалогическими называют такие отношения, когда партнер воспринимает целостный образ другого в качестве желательного партнера на протяжении всего времени взаимодействия. Антидиалогические отношения — это такие отношения, когда один партнер или оба рассматривают Другого лишь в качестве объекта, а их взаимодействие характеризуется наличием императивных прав только у одной стороны и их неизменностью в течение всего периода общения (Г. Буш).
Таким образом, продуктивное общение в диаде — это преимущество диалога над монологом, что требует актуализации определенных социально-перцептивных способностей, и в первую очередь таких, как адекватное понимание экспрессивного поведения и его своевременная интерпретация.
Для детей с их недостаточно реалистичным взглядом на действительность и ограниченными возможностями характерны две крайности: слишком непосредственные и слишком отдаленные цели. В диалоге со взрослыми у них выстраивается оптимальная стратегия поведения, нацеленная на преодоление импульсивных, стихийно складывающихся побуждений в настоящем, а также нереальных мечтаний и абстрактных идеалов будущего.
Способность оптимальной регуляции поведения включает в себя актуализацию слабо осознаваемой значимости будущих событий, а также готовность к преодолению и подавлению ситуационных, стихийно складывающихся побуждений в настоящем. В диалоге со взрослым, в со-творчестве и со-участии с ним постепенно развивается способность подчинять свое поведение все более отдаленным и значимым целям, превращение этих целей в реальные, регулирующие текущее поведе-
ние. Это не только закономерность онтогенетического развития человека, но и критерий его нравственной зрелости. «Позитивная временная перспектива, создаваемая достойными целями, — это один из основных элементов высокой морали. В то же время это реципрокный процесс: высокая мораль сама создает длительную временную перспективу и устанавливает достойные цели» (К. Левин).
Для полноценного развития личности важны умение различать, разводить в текущей деятельности разноуровневые цели, способность к целеполаганию. Трудности и поражения в прошлом, прежние притязания, порой высокая самооценка, соотнесенные с данной актуальной целью, становятся двигателем развития личности. Самолюбие и притязания требуют обязательного преодоления неудач, если не сразу, то через определенное время, когда разовьются и укрепятся соответствующие способности и задатки.
Таким образом, вырабатывается весьма нужное в жизни умение более или менее объективно оценивать возникшую ситуацию, увидеть ее не только в актуальной сиюминутности, но и в развернутой временной перспективе и найти возможность постановки посильных реальных целей, успешное выполнение которых приблизит в будущем к идеальной цели. В большинстве случаев такие умения вырабатываются во взаимодействии с другими людьми, в постоянном диалоге через творческое постижение другого опыта, через сотворчество, сопереживание успехов и неудач на пути к достижению цели. «Отсутствие своевременной корригирующей позиционности, возможности сторонней более-менее непредвзятой оценки всей ситуации в целом сплошь и рядом оборачивается многочисленными малыми и крупными неудачами и промахами... может помешать выработке полноценного целеполагания» (Б. В. Зей-гарник). Предпосылкой становления целеполагания могут стать определенные психологические воздействия, психологическая помощь в развитии динамических сторон личности через диалог-общение.
Диалогичное общение в диаде опосредовано ситуациями взаимодоверия, ценностного отношения к партнеру, а также равноправием и взаимопониманием субъектов общения, которые устанавливаются в первые моменты общения и сохраняются таковыми на протяжении всего периода межличностного взаимодействия. На наш взгляд, эти характеристики диалогичного общения основные, и они взаимосвязаны, и именно на основе равноправия, доверия и взаимопонимания возникает духовная общность, сотворчество и взаимное развитие вступающих в общение личностей в едином пространстве-времени.
В качестве примера можно рассмотреть ситуацию общения как временного пространства, в котором соединяются не всегда подчиненные
единому замыслу (тем более не образующие систему) эмоциональные, речевые, поведенческие взаимные проявления. Понятие ситуации включает имплицитное представление о неком временном образовании — пространстве, в котором возникает определенная архитектоника, «расстановка сил» (С. Л. Рубинштейн). Пространственно локальная ситуация возникает, существует какое-то время и исчезает, будучи разрешенной или нет. «Способность к организации времени, его использованию как ценности для саморазвития, самосовершенствования субъекта есть важнейшая жизненная способность личности» (К. А. Абульханова-Славская).
В рамках рубинштейновской концепции личности как субъекта жизни и активности личности, понимаемой как единство отражения, моделирования, структурирования и осуществления личностью деятельности, общения и поведения, ситуация общения в диаде — это определенный ценностный способ проецирования себя в будущем и самоопределение, самоорганизация личности. Активность личности в этом аспекте представляется как способность соединения самоорганизации с организацией жизни, которая в свою очередь осуществляется благодаря механизмам сознания и способности к организации времени жизни.
Центральным системообразующим отношением, характерным для аномального развития, выступает отношение к другому человеку как к средству, объекту, неспособность к свободному волепроявлению и самопроектированию, отсутствие стремления к обретению сквозного общего смысла своей жизни. Иначе говоря, во взаимодействии с другим человек способен строить временную транспективу своей жизни, организовать сквозное видение своей жизни из настоящего в прошлое и будущее. Такие субъект-субъектные отношения в диаде основываются на понимании, которое имплицитно несет в себе постижение другого человека. Понимание в диалоге — это активное со-переживание, со-бытие «здесь и теперь» с другим человеком в едином пространстве-времени.
Развитие субъект-субъектных отношений в диа-дическом общении способствует развитию особого уровня эмпатийного понимания, в котором воедино сплетены не только сочувствие, живой эмоциональный отклик на состояние Другого, но и готовность «тратить» свое время на сопереживание, действенную эмпатию и помощь, обеспечивая условия для обоюдного взаимопереживания и психологического благополучия Другого. Однако достижение такого состояния требует какого-то времени и определенного уровня развития перцептивных способностей видения, чувствования Другого, возникновения спонтанных эмоциональных отношений. Одним из проявлений этих перцептивных способностей ста-
Эмпатия в общении
новится симпатия между вступающими во взаимодействие людьми именно в первые мгновения, минуты общения, то, что в психологии принято обозначать понятием «контакт».
Если в отечественной психологии это понятие используется для оценки развития отношений понимания и принятия в диадическом общении, то в зарубежной психологии довольно распространено и релевантно этим отношениям понятие «раппорт».
Рассмотрим, что понимается под этими понятиями и насколько диалогичное общение связано с контактом и раппортом.
Межличностный контакт — это динамический процесс установления или возобновления межличностных связей между индивидами в пространстве и во времени.
Под контактом также понимаются: взаимодействие «лицом к лицу» между двумя или более людьми, а в контексте гештальт- и бихевиораль-ной терапии — ценностные отношения между людьми.
В зарубежной психологии выделены некоторые элементы коммуникации, показывающие уровень контакта, и отмечены факторы, облегчающие вступление в контакт (М. С. Дэвис). В развитии понимания между психотерапевтом и клиентом высший уровень характеризуется взаимным раскрытием без внутреннего страха, совместными переживаниями (искренность, открытость, максимальная самоотдача) (К. Роджерс). В развитии контакта выделено шесть уровней (Л. Б. Филонов). Если на первой стадии состояние партнеров характеризуется неопределенностью отношений, тревогой, напряженностью, то на последней стадии устанавливается система отношений с общими переживаниями, «общей» судьбой, согласованностью действий. С продвижением к более высоким стадиям контакта люди обретают общий опыт понимания ситуации, познают и принимают личностные свойства друг друга.
Понятие «раппорт» настолько знакомо психологам, психиатрам, социальным работникам, министрам, менеджерам и широкой публике, что почти все могут дать его приблизительное определение. В этих рабочих определениях обычно подчеркивается «общее позитивное взаимодействие». В раппорте выделяются три основных компонента: взаимовнимательность, позитивность и согласованность. Состояние раппорта переживается, когда люди говорят, что они «сразу поняли друг друга», что «им легко общаться, так как у них много общего», они «внутренне похожи» и т.д.
Фактически раппорт — это диадические отношения, характеризующиеся высоким уровнем контакта, т.е. раппорт — синоним одновременности возникновения симпатии и взаимопонимания в общении, взаимодействия с хорошим контактом.
Таким образом, взаимодействие, характеризующееся высоким уровнем невербального контакта, во многом схоже с диалогичным общением, а именно наличием взаимного доверия и понимания. Основное отличие — позиции участников в едином пространстве-времени взаимодействия. Если диалогичное общение как необходимое условие предполагает равноправие партнеров в течение всего времени взаимодействия, то высокий уровень контакта может достигаться и при неравноправных позициях партнеров.
В развитии отношений значимо именно равноправие партнеров. Инициатор контакта в беседе должен отдавать все преимущества первоначального высказывания именно партнеру. Самому же следует тщательно контролировать свое поведение: избегать категоричных высказываний, поучительного тона, снисходительных интонаций, демонстрации собственного превосходства. Высказывания инициатора контакта должны по времени не опережать, а несколько запаздывать, создавая ситуацию рефлексивного слушания партнера.
В отечественной и зарубежной психологии еще недостаточно изучены механизмы развития диалогичного общения, в частности, мало еще исследованы временные аспекты его возникновения и развития, как наиболее оптимальной формы межличностного взаимодействия и реальной психологической поддержки личности, внешние, объективные условия, оказывающие влияние на развитие межличностных отношений, а именно временная структура невербальных взаимодействий, опережающая или опосредующая во времени содержательную направленность, позитивное или негативное развитие диалогического взаимодействия.
Временная структура