Раздел III. Определение степени готовности ребенка к предстоящему школьному обучению

Для успешного проведения коррекционной работы с деть» младшего школьного школьного возраста, имеющими нерол выраженные отклонения в развитии, важное значение имеет оп- ределение степени их готовности к предстоящему (или уже на- чавшемуся) школьному обучению (Г.Ф. Кумарина, Речицкая; И.Ю. Левченко и др.). Ниже приведен методический матери, который может быть использован для проведения психолог», педагогического изучения особенностей познавательного разви­тия детей с целью определения готовности их к обучению в об­щеобразовательной школе

Показатели низкого уровня школьной зре-лости ребенка Отклонения в соматическом и нервно-психичес­ком здоровье: • наличие хрони­ческих соматиче­ских заболеваний уха, горла, носа; органов дыха­тельной, пищева­рительной; сер-дечно-сосудис-
Методы педагогического изучения детей Анализ меди­ цинской карты ребенка; беседы с медицинскими р аботниками ДОУ, с родите­лями. Наблюдения за ребенком в про­цессе учебных занятий (особен­но привыпол не-

Раздел III. Определение степени готовности ребенка к предстоящему школьному обучению - student2.ru III. 1 Методические рекомендации для педагогов образо­вательных учреждений по педагогическому изучению де­тей с проблемами в развитии

 
  Раздел III. Определение степени готовности ребенка к предстоящему школьному обучению - student2.ru

Типичные проявления отклонений от нормаль ного развития

Раздел III. Определение степени готовности ребенка к предстоящему школьному обучению - student2.ru Повышенная утомляе­мость, сниженная актив­ность, тревожность, нев­нимательность, неусидчи­вость, расторможенность или, напротив, затормо­женность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость.

Головные боли,голово­кружения, плохой аппетит, тошнота, нарушения тер-

*Разработаны и рекомендованы для использования в дошкольных и школьны образовательных учреждениях проф. Г.Ф. Кумариной (ИПК и ПРНО МО), 200' 96

—   той системы; нарушения опор- но-двигательного аппарата; • наличие сим- птомов детской нервности; • соматическая ослабленность, предрасположен- ность к заболева- ниям.   нии заданий, требующих вни- мания, сосредо- точенности, ум- ственного напря- жения).     морегуляции (неясной причины подъем темпера- туры), непереносимость громких, резких звуков, жары, духоты, холода, потливость, аллергические реакции, энурез. Нарушения сна, страх темноты, одиночества и другие невротические рас- стройства. Частая заболеваемость (более четырех раз в году).    
    _   Недостаточный уровень социаль- ной и психологи- ческой готовно- сти к школе: • нежелание идти в школу, отсутст- вие учебной мо- тивации; • недостаточная ор! анизованность деятельности и поведения, низ- кий уровень сформированнос- ти навыков обще- ния, неумение адекватно вести себя, отвечать за свои поступки. • низкая познава- тельная актив- ность; • ограниченность кругозора; • относительно низкий уровень развития речи.     Наблюдение за ребенком в сво- бодном общении, в игровой и учебной сшуации, в других видах организо- ванной деятельно- сти. Беседы с ребен- ком и его родите- лями. Организация сюжетных игр школьной темати- ки, тематических дидактических игр: "Что я знаю о нашем городе / о нашей стране / о животных / о рас- тениях", "Моя семья" и др. Ана- лиз речевой дея- тельности ребенка (самостоятельных высказываний, рассказов на за- данную тему, рас- сказов-описаний предметов, явле- ний и т.п.).     А. Нежелание идти в шко- лу, отсутствие интереса к занятиям, ребенок отдает явное предпочтение игро- вой деятельности по срав- нению с учебной. Б. Нарушение общеприня- тых норм общения в основ- ных его сферах: в общении со сверстниками, со взрос- лыми ( с воспитателем); не устанавливается нор- мального взаимодействия со сверстниками: ребенка постоянно обижают, он беззащитен, избегает си- туаций совместной дея- тельности с другими деть- ми, замкнут, чрезмерно застенчив или, наоборот, сам является источником постоянных конфликтов; все делает наоборот, не способен к сотрудничеству. Ребенок не понимает социальной позиции воспи- тателя, отношения с ним строятся по нормам обще- ния со сверстниками или с родителями, близкими
                 

з.   Несформирован-ность психологи-   Наблюдения за ребенком во вре-   А. Стойкие затруднения при выполнении заданий,  
    ческих и психо-   мя учебных, му-   направленных на анализ,  
    физиологических   зыкальных и   сравнение, выделение  
    предпосылок   физкультурных   главного, установление  
    учебной деятель-   занятий, игр, в   причинно-следственных  
    ности:   процессе "сво-   связей у закономерностей,  
    • недостаточная   бодной"   классификацию (ребенок  
    сформирован-   деятельности.   самостоятельно не может  
    ность психологи-   Анализ продук-   дать названия, адекватного  
    ческих предпосы-   тов предметной   по содержанию прослу-  
    лок учебной дея-   деятельности   шанному тексту или сю-  
    тельности ( уме-   ребенка   жетной картинке /серии  
    ния наблюдать и   (рисунков, поде-   картин/, правильно отве-  
    анализировать   лок из пластили-   тить на вопросы по содер-  
    уведенное, слу-   на и др. материа-   жанию гекста (наглядному  
    шать, восприни-   лов, изделий из   содержанию картины). В  
    мать и логически   конструктора и   своих высказываниях пе-  
    анализировать   др.).   редает содержание увиден-  
    учебную инфор-   Результаты вы-   ного, услышанного с иска-  
    мацию: сравни-   полнения детьми   жением существенных  
    вать, обобщать.   учебных заданий   моментов, связей и отно-  
    устанавливать   и специальных   шений. С трудом разгады-  
    причинно-следст-   заданий психоло-   вает загадки, не понимает  
    венные связи и   го-   или плохо понимает смысл  
    закономерности,   педагогического   пословиц и т.д.  
    классифициро-   обследования.   Б. Отмечается неумение  
    вать предметы.       сосредотачиваться при  
    делать выводы и       выполнении учебных и  
    умозаключения       игровых заданий, удержи-  
    и др.).       вать поставленную задачу,  
    • низкий уровень       доводить дело до конца;  
    произвольности       неумение критически оце-  
    деятельности,       нить полученный резуль-  
    недоразвитие       тат, самостоятельно найти  
    произвольного внимания и целе-       и исправить ошибки. В. Несформированност ь  
    направленного       ручного праксиса: затруд-  
    восприятия;       нения при работе с каран-  
    • несформиро-       дашом, ножницами, пла-  
    ван ность       стилином - и как следствие  
    пространственной       этого плохое качество ри-  
    . .ориентации, зри-       сунком, поделок.  
 

    ную позицию воспитателя понимает, но избегает пря­мых контактов с ним, за­стенчив, замкнут. Ребенок не умеет вести себя в группе, не соотносит свои действия с действиями других детей, легко забыва­ет о поручениях, не пере­живает по поводу того, что не выполнил обещанного В. Отсутствие или слабое о проявление любознатель­ности, желания узнать как можно больше о том. что окружает ребенка, о чем о; слышал от взрослых и т.д (ребенок почти не задает вопросов, его ничто не ин тересует). Г. Бедность, фрагмен­тарность, бессистемность знаний и представлений об окружающем (о стра­не, городе, в котором живет ребенок; о живот­ных и растениях, време­нах года и т.д). Д. Заметные затруднения в речевой коммуникации с окружающими (ограничен­ность словарного запаса, бедность языковых средств выражения мысли, наличие аграмматизмов в речи; ' ребенок почти не использу­ет в своей речи сложные синтаксические конструк­ции, испытывает большие трудности при характери­стике предмета, явления, при составления рассказа по картинке и др.).


тельного воспри­ятия, координа­ции движений "глаз-рука"; • недостаточный уровень развития мелкой моторики рук; • недостаточный уровень развития фонематического слуха.

1. Плохая ориентировка при восприятии наглядных изображений,рисунков, схем; трудности в опреде­лении пространственных взаимоотношений геомет­рических линий и фигур, в переносе зрительного об­раза, воспринятого на рас­стоянии, на бумагу. Д. Фонетико-фонемати-ческие и лексико-грммати-ческие недостатки речи, искажения при воспроизведении простой мелодии, прохлопанного ритма._

III. 2 Программа психолого-педагогического обследования детей 5-6 лет*

Методика обследования умственного развития, диагностическое обучение, критерии оценки действии ребенка 5-6 лет.

Примечания. Перед проведением психолого-педагогического обследования родителям необходимо представить заключение о соматическом и неврологическом состоянии ребенка, заключение О состоянии зрительного и слухового анализаторов.

В случаях затруднения при выполнении заданий и появление отрицательных реакций на неуспех, ребенку необходимо оказать помощь, а затем предложить ряд заданий с учетом его возможно­стей.

Используемые задания и_методика обследования.

1. Включение в ряд (методика А.Л. Вснгера) Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка зрительного восприятия, а именно - ориентировки на величину предмета.

Проведение обследования: обследующий берет шестиместную матрешку и на глазах у ребенка разбирает ее, выстраивая матрешек в

Разработана сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО Ю.А. Разенковой, А.Н. Орловой, И .Д. Шматко (1998). Приводится в вашей редакции (В.Г.).

ряд по величине и соблюдая между ними равные интервалы. Затем ребенку предлагается поиграть с матрешками. Обследующий за эк­раном убирает одну из матрешек и выравнивает интервал между оставшимися. Ребенку дают эту матрешку и просят поставить ее на свое место. При этом не следует обращать внимание на то, что ряд равномерно увеличивается или уменьшается. Когда матрешка ока­жется поставленной на свое место, взрослый предлагает ребенку продолжить игру. Ребенок должен самостоятельно поставить в ряд две-три матрешки (каждый раз по одной).

Обучение: в тех случаях, когда ребенок ставит матрешку без уче­та основного признака, т.е. без учета величины, обследующий ис­правляет его ошибку, говоря и действуя: «Нет, неверно, надо эту матрешку поставить сюда». Затем предлагает еще раз поиграть и убирает за экраном другую матрешку. При этом он не объясняет принцип выстраивания предметов в ряд.

Оценка действий ребенка: принимает или не принимает ребенок задание, способы выполнения, обучаемость, интерес к результату.

2. Копобка форм.

Задание направлено на проверку уровня развития зрительной ориентировки на форму.

Оборудование: деревянная коробка с шестью прорезями - круглой, полукруглой, треугольной, прямоугольной с вырезом, квадратной и шестиугольной формы («Почтовый ящик») и двенадцатью объем­ными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей.

Проведение обследования: обследующий кладет на столик короб

ку, раскладывает около нее объемные фигуры так, чтобы вверху оказалось основание. Фигуры ставятся таким образом, чтобы две одинаковые не находились рядом. Обследующий берет одну из фигур и опускает ее в соответствующую прорезь. Затем предлагает Ребенку опустить остальные. Если ребенок не может найти нужную прорезь, силой пытается протолкнуть фигуру, следует провести обу­чение.

Обучение: взрослый берет одну из форм и медленно показывает Действия, прикладывая фигуру к разным отверстиям, пока не дойдет До нужного. Затем дает ребенку другую фигуру и вместе с ним при­кладывает ее к прорезям, отыскивая соответствующую, то есть ис­пользуя практическую ориентировку - целенаправленные пробы. фигуры ребенок опускает в отверстия самостоятельно.



Оценка действии реоенка: принятие и понимание задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату своей деятелыюсти.

3. Конструирование из палочек – «Лесенка»

Задание направлено на выявление уровня развития конструктив­ных способностей, умения работать по памяти, по образцу.

Оборудование: 20 плоских палочек одного цвета, экран. Проведение обследования: обследующий на глазах у ребенка строит «лесенку» из десяти палочек и предлагает ребенку запомнить эту лесенку. Затем взрослый закрывает лесенку экраном и просит ребенка сделать такую же. При затруднениях задание предлагают выполнить но образцу. В тех случаях, когда ребенок не справляется с заданием, проводится обучение.

Обучение: взрослый вновь строит «лесенку», обращая внимание ребенка на то, как он это делает. Затем просит ребенка построить такую же.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий зада­ния; способы выполнения - по памяти, по образцу; после обучения по показу.

4. Раыетая картинка (из четырех частей)

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые сюжетные картинки, одна из ко­торых разрезана на четыре части по диагонали. Иллюстративный материал.

Проведение обследования: обследующий дает ребенку четыре части разрезной картинки и просит сложить целую картинку («Сде­лай целую картинку».)

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно со­единить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, обучающий сам накладывает часть разрез­ной картинки на целую и просит ребенка наложить другие части-после чего предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий зада­ния, способы выполнения, обучаемость, отношение к результат)' полученный результат. Задание направлено на проверку уровня развития восприятия и наглядно-образного мышления, а именно, ориентировки на цвет и Аорму; умение группировать картинки по образцу; умение переклю­чаться с одного принципа группировки на другой; умение объяснять принцип группировки: по цвету и форме.

Оборудование: карточки с изображением геометрических форм ( круги, квадраты, треугольники, овалы; многоугольники и прямо­угольники ) четырех цветов ( красный, желтый, зеленый, синий ) -всего 24 карточки.

Проведение обследования: ребенок сидит за столом напротив обследующего, который выкладывает перед ребенком на некотором расстоянии от него карточки-образцы: красный, синий, желтый, зеленый круг, т.е. объекты одинаковые но форме, но разные по цве­ту, и просит ребенка положить к каждой карточка другие фигуры такого же цвета («все такие» и жест-указание на соответствующую картинку-образец). В стороне на столе лежат все карточки этих цве­тов (квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники, многоуголь­ники - всего 24 карточки). Обследующий берет одну из карточек и, протягивая ее ребенку, просит положить ее «куда надо». Если ребе­нок кладет карточку неверно или же не решается выполнить задание, взрослый делает это сам, но при этом ничего не говорит ребенку, протягивая ему вторую карточку, и так по одной - все остальные. Когда все карточки будут разложены, взрослый спрашивает ребенка: «Расскажи, какие карточки ты положил в этот ряд, а какие в ют?», -указывая по очереди на все ряды.

Если ребенок выполнил группировку по цвету, ему предлагают выполнить вторую часть задания - группировку по форме. Обсле­дующий говорит: «Будь внимательным, теперь карточки надо рас­кладывать по другому». Раскладывают перед ребенком 4 образца -карточки с изображением квадрата, крута, треугольника и прямо­угольника одного цвета. Затем по одной карточке (в случайном по-Рядке) подает ребенку. Ребенок раскладывает их. Затем взрослый Уточняет, как ребенок понял принцип группировки и может ли он (в Речевом плане) его обобщить: «Расскажи, какие карточки ты поло-Жил в этот ряд, а какие в тот?»

Обучение проводится в том случае, если ребенок не справился с Фуппировкой по цвету. Оказывается три вида помощи.

Первый вид помощи. Взрослый сличает карточки по цвету и показывает, как он раскладывает карточки под каждым образцом назьвая цвет. Всего раскладывается четыре карточки.



Второй вид помощи. Если ребенок после первого вида
раскладывает карточки неверно, обследующий молча передвигает карточки в соответствии с образцами. Всего раскладывается восемь карточек.

Третий вид помощи. Обследующий вычленяет принцип группа-ровки в словесном плане, он говорит: «Сюда надо положить все карточки красного цвета, сюда - все желтые и т.д.»

Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание условий задания, то есть принципа группировки по цвету; умение работать по образцу, умение переключаться с одного принципа группировки на другой, умение вычленить принцип группировки в речевом пла­не.

Наши рекомендации