Ребенок на выборке из 104 матерей дошкольников)

Характеристика взаимодействия Среднее значение (М) Критериальное значение (N)
Способность воспринимать состояние 4,22 3,7
Понимание причин состояния 3,85 3,2
Эмпатия 3,39 2,8
Чувства родителей в ситуации взаимодействия 3,9 3,3
Безусловное принятие 3,84 3,2
Принятие себя в качестве родителя 3,78 3,1
Преобладающий эмоциональный фон 3,66 з,о
Стремление к телесному контакту 4,03 3,3
Оказание эмоциональной поддержки 3,47 2,8
Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия 2,95 2,3
Умение воздействовать на эмоциональное состояние ребенка 3,8 3,2

и переживания ребенка и умело помогать ему справиться с этими переживаниями.

В целом нам удалось зафиксировать значимую корреляцию между собой характеристик, входящих в каждый из выделенных блоков, определяющих чувствительность родителей, их отношение к ре­бенку и особенности его поведения во взаимодействии. Это свиде­тельствует об удачном объединении ряда показателей, характери­зующих одни и те же стороны взаимодействия. Выделенная в ходе теоретического анализа структура эмоциональной стороны взаи­модействия нашла свое подтверждение в результатах эксперимен­тального исследования. Отражением реальной закономерности яви­лась и высокая степень зависимости поведенческих характеристик взаимодействия от характеристик блоков «чувствительность» и «отношение». Эта зависимость подтверждает тот факт, что реальное поведение родителей всегда строится на основе, с одной сторо­ны, восприятия особенностей ребенка, а с другой — имеющегося к нему отношения.

ребенок на выборке из 104 матерей дошкольников) - student2.ru ребенок на выборке из 104 матерей дошкольников) - student2.ru Специального обсуждения требует степень выраженности каж­дой из выделенной характеристик взаимодействия. Выявленные раз­личия не оставляют сомнения в том, что структура эмоциональной стороны взаимодействия далеко не однородна. Каждая составляю­щая ее характеристика получила индивидуальные показатели, не сводимые к показателям других характеристик (см. таблицу 1).

Указанная в таблице величина N является тем крайним значе­нием, которое с учетом среднего квадратичного отклонения мо­жет принимать отдельная характеристика, не выходя из области средних значений. В том случае, если в конкретной диаде показа­тель принимает значение ниже обозначенного N, мы можем выне­сти заключение о дефиците соответствующей характеристики эмо­циональной стороны взаимодействия.

Оценивая ситуацию в целом, обратим внимание на те характе­ристики, показатели выраженности которых оказались выше или ниже основной группы. Выше всего родители оценивают свою спо­собность воспринимать состояние ребенка (4,22 балла по шкале от 0,2 до 5 баллов). Близкие по значению показатели получили такие характеристики, как чувства, испытываемые в ситуации взаимо­действия (3,9), и стремление к телесному контакту (4,03), что по­зволяет положительно оценить эмоциональное взаимодействие в целом. Родители чаще испытывают положительные чувства во вза­имодействии со своим ребенком, стремятся к более тесному кон­такту с ним. Они достаточно хорошо знают особенности ребенка, умеют распознать его состояние, лучше, чем кто-нибудь другой, понимают его. Однако ряд характеристик, показатели которых по­лучили относительно низкое значение, делают картину не столь благополучной. На фоне высоко развитой способности распозна­вать эмоциональное состояние ребенка особенно драматично выг­лядит низкая степень ориентации родителей на это состояние при построении взаимодействия — показатель этой характеристики получил самое низкое значение (2,95).

Несмотря на то что родители хорошо понимают состояние ре­бенка, они не всегда считают нужным учитывать его. Гораздо чаще они ориентируются на свои собственные планы, свое настроение или внешние социальные требования. К примеру, практически ник­то из матерей, оценивающих утверждения опросника, не счел нуж­ным отказаться от посещения гостей из-за плохого настроения ре­бенка или снизить уровень своих требований в связи с его устало­стью. Предполагается, что ребенок должен уметь справиться со сво­им состоянием, подчиниться требованиям взрослого как безус­ловно важным и гораздо более значимым, чем его собственные сиюминутные желания. Движимые идеей воспитания, родители часто недооценивают возрастные возможности ребенка. Не прини­мая во внимание состояние ребенка, они воспринимают его пове­дение как проявление злой воли, нежелание подчиниться роди­тельским требованиям и часто идут по пути ужесточения этих тре­бований. Так рождается порочный круг детско-родительского кон­фликта, выходом из которого может стать только изменение роди­тельской позиции в отношении возможностей ребенка, который так же, как и любой взрослый человек, имеет право на свое соб­ственное настроение и не всегда может справиться с ним по пер­вому требованию родителя.

Так же как и недоучет эмоционального состояния ребенка, вызывают тревогу относительно низкие показатели способности матерей к сопереживанию ребенку и оказанию ему эмоциональ­ной поддержки (3,39; 3,47). Эмоциональное состояние ребенка редко рождает отклик в душе родителя. Не умея разделить чувства ребенка, матери редко выражают солидарность детским пробле­мам, не видят необходимости помочь в их решении. В результате малыш оказывается один на один со своим состоянием и со сво­ими проблемами. Все это не мешает родителям довольно высоко оценивать свою родительскую компетентность. Они считают себя родителями, достаточно хорошо понимающими причины того или иного эмоционального состояния ребенка, способными воздей­ствовать на него и в целом высоко принимающими себя в каче­стве родителя.

Представленная картина позволяет высказать предположение о той позиции, которую, по мнению родителей, должен занять ребенок во взаимодействии. Мы видим, что ему предоставляется явно неравноправная, подчиненная позиция. Эмоциональное вза­имодействие с ребенком складывается, как правило, благопри­ятно, о чем свидетельствуют положительные чувства, возникаю­щие в ходе взаимодействия, и положительный его эмоциональ­ный фон. Однако центром ситуации остается взрослый человек, направляющий взаимодействие в ту или иную сторону. Ведущая позиция взрослого является вполне естественной, поскольку именно он организует жизнь ребенка и является проводником в мир человеческой культуры, социальных требований. Однако мы явно видим тенденцию воспринимать ребенка в качестве объекта манипуляций, подчинять его не только системе социальных тре­бований, но и личным собственным планам, собственному на­строению, не воспринимая его как равноправного партнера вза­имодействия, могущего иметь свои планы, переживания, настро­ение. Хочется подчеркнуть, что игнорирование эмоционального состояния ребенка происходит не в силу испытываемых родите­лями сложностей распознавания этого состояния, а под влияни­ем глубокой убежденности в необходимости осуществления своей воспитательной функции, проводимой зачастую в ущерб дру­гой, не менее важной — создания наиболее благоприятных усло­вий для развития ребенка (безопасности, эмоционального при­нятия и поддержки).

Однако, как мы знаем, общение есть двунаправленный про­цесс, в котором участвуют два субъекта, и при построении эмо­ционального взаимодействия оба партнера вынуждены подстра­иваться, приспосабливаться друг к другу. Безусловно, взрослый человек — родитель — играет в этом процессе ведущую роль. Он руководит действиями ребенка, демонстрируя способы взаимо­действия, корректируя его поведение. Нам хотелось бы лишь под­черкнуть роль собственной активности ребенка, в немалой сте­пени определяющей характер его эмоционального взаимодействия с близкими людьми.

АНКЕТА

Возраст родителя Возраст ребенка Пол ребенка Который по старшинству в семье Полная или неполная семья
         
5 — Абсолютно верно 4 — Скорее всего это так 3 — В некоторых случаях верно 2 — Трудно с этим согласиться (не совсем верно) 1 — Абсолютно неверно

Уважаемые родители! Оцените, используя пятибалльную шкалу, справедливы ли для Вас следующие утверждения и внесите балл ответов в третью графу

Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен.  
Когда мой ребенок обижается, то невозможно понять, по какой причине.  
Когда моему ребенку больно, мне кажется, я тоже чувствую боль.  
Мне часто бывает стыдно за моего ребенка.  
Что бы ни сделал мой ребенок, я буду любить его.  
Воспитание ребенка — сложная проблема для меня.  
Я редко повышаю голос.  
Если часто обнимать и целовать ребенка, можно заласкать его и испортить его характер.  
Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы.  
Плохое настроение моего ребенка не может быть оправданием его непослушания.  
Я легко могу успокоить моего ребенка.  
Чувства моего ребенка — для меня загадка.  
Я понимаю, что мой ребенок может грубить, чтобы скрыть обиду.  
Часто я могу разделить радость моего ребенка.  
Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь и нежность, даже если он «плохо ведет себя».  
Я много хотел(а) бы изменить в своем ребенке.  
Мне нравится быть матерью (отцом).  
Мой ребенок редко спокойно реагирует на мои требования.  
Я часто глажу моего ребенка по голове.  
Если у ребенка что-то не получается, он должен справиться с этим самостоятельно.  
Я жду, пока ребенок успокоится, чтобы объяснить ему, что он не прав.  
Если мой ребенок разбаловался, я уже не могу его остановить.  
Я чувствую отношение моего ребенка к другим людям.  
Часто я не могу понять, почему плачет мой ребенок.  
Мое настроение зависит от настроения моего ребенка.  
Мой ребенок делает вещи, которые сильно мне досаждают.  
Ничто не мешает мне любить своего ребенка.  
Я чувствую, что задача воспитания слишком сложна для меня.  
Мы с моим ребенком приятно проводим время.  
Я испытываю раздражение, когда ребенок буквально «липнет» ко мне.  
ребенок на выборке из 104 матерей дошкольников) - student2.ru 31 Я часто говорю ребенку, что высоко ценю его старание и достижения.  
Даже когда ребенок устал, он должен довести начатое дело до конца.  
У меня получается настроить ребенка на серьезные занятия.  
Часто мой ребенок кажется мне равнодушным, и я не могу понять, что он чувствует.  
Я всегда понимаю, почему мой ребенок расстроен.  
Когда у меня хорошее настроение, капризы ребенка не могут испортить его.  
Я чувствую, что мой ребенок любит меня.  
Меня удручает, что мой ребенок растет совсем не таким, каким мне хотелось бы.  
Я верю, что могу справиться с большинством ситуаций и проблем в воспитании моего ребенка.  
Часто у нас с ребенком возникает взаимное недовольство.  
Мне часто хочется взять ребенка на руки.  
Я не поощряю мелкие успехи ребенка. Это может избаловать его.  
Бесполезно требовать что-то от ребенка, когда он устал.  
Я не в силах изменить плохое настроение ребенка.  
Мне достаточно только посмотреть на ребенка, чтобы почувствовать его настроение.  
Часто радость ребенка кажется мне беспричинной.  
Я легко заражаюсь весельем моего ребенка.  
Я очень устаю от общения со своим ребенком.  
Я многое прощаю своему ребенку из-за любви к нему.  
Я нахожу, что я гораздо менее способен(на) хорошо заботиться о своем ребенке, чем ожидал(а).  
У меня часто складываются спокойные, теплые отношения с моим ребенком.  
Я редко сажаю ребенка себе на колени.  
Я часто хвалю своего ребенка.  
Я никогда не нарушаю распорядок для ребенка.  
Когда мой ребенок устал, я могу переключить его на более спокойное занятие.  
Мне тяжело понять желания моего ребенка.  
Я легко могу догадаться, что беспокоит моего ребенка.  
Иногда я не понимаю, как ребенок может расстраиваться по таким пустякам.  
Я получаю удовольствие от общения с ребенком.  
Не всегда легко принять моего ребенка таким, какой он есть.  
Мне удается научить ребенка, что и как делать.  
Наши занятия с ребенком часто заканчиваются ссорой.  
Мой ребенок любит ко мне прижиматься.  
Я часто бываю строгой со своим ребенком.  
Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребенок «не в духе».  
Когда ребенок расстроен и не может успокоиться, мне бывает трудно помочь ему.  

5.1.2. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Бене—Антони

Описываемая здесь методика направлена на определение по­зиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количествен­но оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи, и то, как он воспринимает их отношение о себе. Выявляются также типы психологических защит, используемые ре­бенком.

Методика имеет две формы: 1) для дошкольников и младших школьников; 2) для подростков. Обе формы представлены в мето­дическом руководстве [117]. Процедура тестирования не вызывает у ребенка затруднений и занимает не более 25 мин. Методика очень проста в обработке. Мы остановимся только на самых важных ее моментах.

Исследуемая тестом позиция ребенка по отношению к семье

Несмотря на множество имеющихся сегодня тестов, пригодных для психологической оценки ребенка, существует потребность в тесте, который мог бы адекватно и надежно показать направлен­ность и силу чувств ребенка по отношению к разным членам его семьи и его оценку ответного отношения к нему.

Ж.Пиаже, обсуждая генезис концепции семьи у ребенка, по­казал, что с изменением возраста идеи семьи значительно меня­ются. По Пиаже, система взаимоотношений — это частный ас­пект «логики отношений», которой ребенок может овладеть только с 8-летнего возраста. До этого его только сбивает с толку огром­ное количество ролей, исполняемых одним и тем же человеком, который может одновременно быть отцом, братом, мужем и сы­ном. Малыш может считать членом семьи квартиранта, но не счи­тать отца, мать или братьев, если они не живут с ним. Сироты стремятся к тому, чтобы дополнить свои семьи. Запущенные и отверженные дети имеют тенденцию воспринимать свои семьи как «романтические». Единственный в семье ребенок может вклю­чить в семейный круг воображаемых приятелей. На следующем этапе дети начинают дифференцировать семейный круг от других лиц, живущих в доме, и от различных фантастических фигур. И, нако­нец, они способны охватить всю систему семейных взаимоотно­шений и их собственные роли в этой системе. Ребенок, таким образом, по-разному воспринимает свою семью на различных этапах развития, по-разному оценивает свои взаимоотношения в ней.

Необходимо предложить ребенку проведение теста таким об­разом, чтобы он мог по эмоциональным или логическим причи­нам включить в семейный круг или исключить из него важных для него лиц так, чтобы созданная им в тестовой ситуации се­мейная группа не обязательно соответствовала его социологиче­ской семье.

Полученное различие между идеей семьи, выраженной ребен­ком, и его реальной семьей дает психологу дополнительную ин­формацию о домашней эмоциональной жизни ребенка. Эмоцио­нальный фон, играющий главную роль в интерперсональных отношениях ребенка, включает сильные переживания любви или ненависти, «сексуального или агрессивного» в широком смысле этих слов, более слабые переживания типа «нравится — не нра­вится», «приятно—неприятно» и реакцию ревности и соперни­чества. Он также включает переживания ребенка, направленные на себя, «аутоэротические» или «аутоагрессивные», и защиты против осознания направленных на него чувств. Переживания старших детей различаются более тонко, чем чувства младших. У маленьких детей переживания чего-либо или любви к кому-либо, неприятности или сильной ненависти легко перетекают из одного в другое.

Вариант для старших детей направлен на исследование следую­щих отношений:

1) двух видов положительного отношения: слабого и сильного. Сла­бые чувства связаны с дружеским одобрением и принятием, силь­ные — с «сексуализированными» переживаниями, относящимися к интимному психическому контакту и манипуляции;

2) двух видов отрицательного отношения: слабого и сильного. Сла­бые связаны с недружественностью и неодобрением, сильные выражают ненависть и враждебность;

3) родительского потакания, выражающегося высказываниями типа «этого члена семьи мама слишком балует»;

4) родительской сверхопеки, представленной в высказываниях типа «мама беспокоится, что этот человек может простудиться».

Все эти пункты, кроме пунктов, касающихся сверхопеки и по­такания, представляют две направленности чувств: ис­ходят ли чувства от ребенка и направляются другим людям или ребе­нок ощущает себя объектом чувств других. Примером первой катего­рии будет: «я люблю прижиматься к этому члену семьи». А приме­ром второй: «этот человек любит крепко обнимать меня».

Вариант для маленьких детей содержит следующие отноше­ния:

1) положительные чувства, которые исходят от ребенка и пе­реживаются ребенком как исходящие от других;

2) отрицательные чувства, которые исходят от ребенка и пере­живаются им как исходящие от других;

3) зависимость от других.

Тестовый материал

Ситуация теста предполагает инсценировку ситуации, которая может быть, конечно, воспроизведена и на бумаге, но со значительными потерями эффективности. В период жизни, указанный Пиаже как дооперациональный, существенную роль в детском «конкретном» подходе к миру играет «активная манипуляция» с объектами. Более того, бумажные и карандашные ответы воспроизводят скорее атмосферу школы, чем домашнюю. И может быть показано, что при исследовании эмоциональной сферы данные, полученные прямыми методами, оказываются менее ценными, чем данные, полученные с помощью непрямых проективных и игро­вых техник. Мы убеждены, что любое тестирование ребенка долж­но исходить из его предрасположенности к «конкретности» в ин­теллектуальной сфере и к более спонтанному выражению в игре и в эмоциональной сфере. Только методы, отражающие эти склон­ности, способны уловить мимолетный интерес ребенка и не допу­стить, насколько это возможно, ответов «романтизированных» и вызванных усталостью и скукой.

Тестовый материал призван дать конкретные представления о семье ребенка. Он состоит из 20 фигур разных форм и размеров, представляющих людей различных возрастов, достаточно стерео­типных, чтобы воссоздать разных членов семьи ребенка, но до­вольно двусмысленных, чтобы представить специфическую семью. Присутствуют фигуры от «дедушек» и «бабушек» до новорожден­ных детей — все это дает ребенку возможность создать из них свой семейный круг. Кроме представителей семьи в тест включена еще одна важная фигурка: для тех вопросов, которые не соответствуют ни одному члену семьи, предназначена фигура «господина Никто».

Каждая фигура снабжена коробочкой наподобие почтового ящичка с щелью. Каждый вопрос написан на отдельной малень­кой карточке. Ребенку говорится, что карточки содержат послания и что его задача — положить карточку в ящичек той фигуры, кото­рой она соответствует больше всего. Тестовая ситуация становит­ся, таким образом, игровой ситуацией, и тестовый материал дол­жен подготовить субъекта к предстоящему эмоциональному реаги­рованию. Ребенок сидит в удобной позе недалеко от фигур, пред­ставляющих его семью. Он выбрал их из всего набора. Он и экспе­риментатор видят в них семью ребенка. К ним обращаются как к членам семьи, и эта иллюзия сохраняется в течение всей тестовой ситуации.

Задача ребенка — подчиняться маневрам теста. Его не просят проанализировать сложный комплекс чувств, испытываемых им к семье. Многие дети оказались бы не способными сделать это. От ребенка ожидается, что он выразит себя в выборе эмоциональной позиции, которая будет собрана из 'различных источников, доста­точных для того, чтобы понять основу отношений ребенка. Воп­рос, таким образом, фиксирован. Но его место жестко не опреде­лено и позволяется отдать вопрос «господину Никто».

Более того, чувства, «брошенные» в фигуру, немедленно исче­зают из поля зрения, не оставляя обвиняющего следа. Таким обра­зом, у ребенка отсутствует зримое напоминание распределения его любви или ненависти и, следовательно, чувство вины не ме­шает свободе самовыражения. Методика позволяет составить объемное представление о межличностных взаимоотношениях в семье и о позициях каждого ее члена в разных ситуациях.

ОПРОСНИК Форма для старших детей

Нежные чувства, исходящие от ребенка

0. Этот член семьи очень хороший.

1. Этот член семьи очень веселый.

2. Этот член семьи всегда помогает другим.

3. Этот член семьи имеет великолепные возможности.

4. Этот член семьи никогда не подведет тебя.

5. Этот член семьи много шутит.

6. Этот член семьи заслуживает хорошего подарка.

7. Этот член семьи — хороший спортсмен.

8. С этим членом семьи хорошо играть.

9. Этот член семьи очень добрый.

Сильные положительные с «сексуальным оттенком» чувства, ис­ходящие от ребенка

10. Мне нравится прижиматься к этому члену семьи.

11. Я люблю, когда меня целует этот член семьи.

12. Иногда мне хочется, чтобы я спал в одной кровати с этим

членом семьи.

13. Мне хотелось бы, чтобы этот человек был возле меня всегда.

14. Мне бы хотелось, чтобы этот человек заботился обо мне

больше) чем о ком-либо другом.

15. Я хотел(а) бы, чтобы мой будущий супруг напоминал этого

члена семьи.

16. Мне нравится, когда этот член семьи щекочет меня.

17. Мне нравится обнимать этого члена семьи.

Слабые отрицательные чувства, исходящие от ребенка

20. Этот член семьи иногда слишком суетится.

21. Этот член семьи иногда придирается.

22. Этот человек иногда портит чужие забавы.

23. Этот член семьи иногда вспыльчив.

24. Этот член семьи бывает в плохом настроении.

25. Этот член семьи временами слишком много жалуется.

26. Этот член семьи иногда досаждает без всякого повода.

27. Этот член семьи никогда не удовлетворен.

28. Этот человек не очень терпелив.

29. Этот член семьи иногда слишком зол.

Сильные отрицательные (враждебные) чувства, исходящие от ре­бенка

30. Иногда мне хочется убить этого члена семьи.

31. Иногда у меня возникает желание, чтобы этот человек уби­рался прочь.

32. Иногда я ненавижу этого члена семьи.

33. Иногда я представляю себя бьющим этого члена семьи.

34. Иногда я думаю, что был бы счастливей, если бы этого че­ловека не было в семье.

35. Иногда я чувствую, что «сыт этим человеком по горло».

36. Временами я хочу сделать что-то только для того, чтобы

досадить этому человеку.

37. Этот член семьи может сильно разозлить меня.

Нежные чувства, получаемые ребенком

40. Этот член семьи добр ко мне.

41. Этот член семьи очень тактичен со мной.

42. Этот член семьи очень меня любит.

43. Этот член семьи очень внимателен ко мне.

44. Этот член семьи готов помочь мне.

45. Этот член семьи любит забавляться со мной.

46. Этот член семьи действительно понимает меня.

47. Этот член семьи всегда выслушает меня.

Сильные положительные с «сексуальным оттенком» чувства, по­лучаемые ребенком

50. Этот член семьи любит баловать меня.

51. Этот член семьи любит крепко обнимать меня.

52. Этот член семьи любит прижимать меня к себе.

53. Этот член семьи любит помогать мне мыться.

54. Этот член семьи любит пощекотать меня.

55. Этот член семьи любит быть со мной в постели.

56. Этот член семьи хочет всегда быть со мной.

57. Этот член семьи заботится больше обо мне, чем о ком-либо другом.

Слабые отрицательные чувства, получаемые ребенком

60. Этот член семьи иногда смотрит на меня неодобрительно.

61. Этот член семьи любит подразнить меня.

62. Этот член семьи иногда ругает меня.

63. Этот член семьи не соглашается со мной, когда мне хоте­лось бы того.

64. Этот член семьи не всегда соглашается помочь мне, когда у

меня трудности.

65. Этот член семьи иногда ворчит на меня.

66. Этот член семьи иногда зол со мной.

67. Этот член семьи слишком занят, чтобы у него оставалось на меня время.

Сильные отрицательные (враждебные) чувства, получаемые ре­бенком

70. Этот член семьи часто бьет меня.

71. Этот член семьи слишком часто наказывает меня.

72. Этот член семьи дает мне почувствовать себя глупым.

73. Этот член семьи заставляет меня бояться.

74. Этот член семьи неодобрителен ко мне.

75. Этот член семьи заставляет меня чувствовать себя несчаст­ным.

76. Этот член семьи всегда недоволен мной.

77. Этот член семьи недостаточно любит меня.

Материнская сверхопека

80. Мама беспокоится, что этот член семьи может просту­диться.

81. Мама беспокоится, что этот член семьи может заболеть.

82. Мама беспокоится, чтобы этот член семьи не попал под машину.

83. Мама беспокоится, что этот член семьи может удариться и что-то себе повредить.

84. Мама беспокоится, что с этим человеком может что-нибудь случиться.

85. Мама боится разрешить этому члену семьи слишком много резвиться.

86. Мама боится разрешить играть этому члену семьи с озорны­ми детьми.

87. Мама беспокоится, что этот член семьи очень мало ест.

Отцовское сверхпотакание

90. Об этом члене семьи папа зачастую попусту волнуется.

91. Этому члену семьи папа уделяет слишком много внимания.

92. Этого члена семьи папа слишком балует.

93. С этим членом семьи папа проводит слишком много вре­мени.

94. Этого члена семьи папа любит больше всех.

Материнское сверхпотакание

95. Об этом члене семьи мама зачастую попусту волнуется.

96. Этому члену семьи мама уделяет слишком много внима­ния.

97. Этого члена семьи мама слишком балует.

98. С этим членом семьи мама проводит слишком много вре­мени.

99. Этого члена семьи мама любит больше всех.

Разные области чувств операционализированы разным коли­чеством вопросов, поэтому некоторых номеров вопросов в пе­речне нет. Пункты, которые выражают положительные и отрица­тельные чувства, исходящие от ребенка, наиболее подходящи, чтобы быть использованными не только относительно других людей, но также относительно себя. Поэтому эти две области со­держат больше вопросов, чем другие. Есть и другие различия в количестве вопросов.

Процедура проведения теста

Залогом успешного психологического тестирования обычно является установление доверительных отношений между тестиру­ющим и тестируемым. Это особенно важно в случае работы с деть­ми, так как ребенок, не склонный к сотрудничеству, будет сопро­тивляться процедуре тестирования. Не существует стандартной тех­ники установления отношений и лучшей рекомендацией будет учет личности ребенка во всей ситуации тестирования в целом.

Комната, в которой проходит тестирование, должна содержать стол для записи результатов тестирования и стол, на который по­мещается 21 фигура теста. Все фигуры должны быть поставлены перед входящим в комнату ребенком и распределены в следующем порядке по группам — 4 женщины, 4 мужчины, 5 девочек, 5 маль­чиков, старик и грудной ребенок, «никто».

1. Выяснение состава семьи ребенка

Когда ребенок вошел в комнату и контакт установился, тести­рующий задает ребенку следующие вопросы:

1) расскажи мне о людях, которые живут с тобой в доме;

2) расскажи мне, кто входит в твою семью. Задача состоит в том, чтобы выяснить у ребенка его концеп­цию семьи. Оба указанных вопроса могут быть повторены и уточ­нены, если это покажется необходимым. Люди, упомянутые ре­бенком, вносятся в список на листе бумаги. Если приходит ребе­нок из неполной семьи, этот факт должен быть отмечен в бланке. Чтобы интерпретировать результаты теста, важно знать, не умер ли один или оба родителя, не разведены ли они и не живут ли раздельно, не отсутствует ли временно один из родителей и с кем ребенок живет сейчас. То же самое нужно узнать о братьях и сестрах ребенка, если они есть. Может случиться ^гак, что мать ребенка умерла, отец женился снова, и ребенок говорит, что у него две мамы. Для более точного понимания чувств ребенка же­лательно обеих мам включить в тест. На бланке существует место для описания других членов семьи, где такие мама и папа могут быть отмечены. Место на бланке позволяет отметить тетю или дядю, бабушку или дедушку, няню ребенка или его старшую сестру. Этот размеченный бланк также содержит место для имен и возрастов братьев и сестер. Если ребенок не знает, сколько им лет, тестирующий может задать следующие вопросы: «Он боль­ше, чем ты?», «Кто старше: Дима или Марина?», «Дима ходит в школу или он ходит на работу?». Ответы на подобные вопросы помогут выявить хронологический порядок и приблизительно определить возраст братьев и сестер.

Иногда случается так, что ребенок хочет включить в список собаку, канарейку или других любимцев семьи. Тест не рассчитан на четвероногих или пернатых членов семьи, и причина их изъя­тия следующая: ребенок может чувствовать, что для него очень важны отношения с собакой, но любовь или отклонение любви, исходящие от человеческого окружения, отличаются от тех, кото­рые исходят от собаки. По мнению создателей теста, взаимоотно­шения с людьми отличаются от взаимоотношений с животными, даже когда они касаются ребенка. Смешение этих двух видов отно­шений (наличие одинаковых пунктов для обоих) может сделать неясной концепцию «интерперсональных отношений в семье», уменьшить ее специфическое значение и внести непредсказуемость в результаты.

2. Выставление семейного круга ребенка

После того как тестирующий установил, кто составляет семью ребенка, и записал членов семьи на бланке, он говорит ребенку: «Мы сейчас с тобой сыграем в такую игру. Ты видишь все фигуры, которые там стоят? Мы притворимся, будто некоторые из них — члены твоей семьи».

Затем тестирующий подводит ребенка поближе к фигурам, ука­зывая на четыре женские фигуры, и спрашивает: «Как ты дума­ешь, какая из них была бы самой лучшей мамой?». Он дает ребенку сделать выбор и указать на выбранную фигуру, затем просит по­ставить ее на стол или парту. Потом указывает на мужские фигуры и спрашивает: «А теперь скажи мне, какую из них лучше всего сделать папой?». Выбранная фигура ставится ребенком на тот же стол. Затем экспериментатор указывает на фигуры мальчиков и девочек (в зависимости от пола испытуемого) и спрашивает: «Ка­кой из них тебе хотелось бы быть самому (ой)?» — и фигура пере­носится на стол. Так продолжается до тех пор, пока ребенок не поставит на стол фигуры для каждого члена семьи. Если ребенок хочет сделать несколько выборов, ему разрешается это сделать. Он также может включить забытых братьев, сестер, бабушку. Когда семейный круг составлен, тестируемый может сказать: «Теперь у нас все члены семьи в сборе, но в нашей игре будет еще одна фигура». Он вынимает фигуру Никто, ставит возле членов семьи и говорит: «Имя этого человека — Никто». Он тоже будет играть. Сейчас я тебе расскажу, что он будет делать».

3. Опрос

Ребенок усажен за стол с фигурами на удобном расстоянии. Если он хочет разместить фигуры в определенном порядке, ему разрешается это сделать. Тестирующий размещает вопросы теста кучкой перед собой и говорит: «Видишь, здесь много маленьких карточек с написанными на них посланиями. Я прочитаю тебе, что на них сказано, и ты положишь каждую карточку к той фигу­ре, к которой она подходит больше всего. Если послание на кар­точке никому не подходит, ты отдаешь его «никому». Понятно, что я имею в виду? Иногда тебе кажется, что послание подходит нескольким людям. Тогда скажи об этом и дай мне эту карточку. А теперь внимание! Я повторяю: если карточка подходит одному человеку больше всего, ты кладешь эту карточку к той фигуре, если карточка не подходит никому, ты даешь ее фигуре «Никто», если карточка подходит нескольким людям, ты даешь ее мне».

Экспериментатор переходит к тестированию, зачитывая текст на карточках и передавая их ребенку одну за другой. Если вопрос теста подходит нескольким членам семьи, тестирующий записыва­ет на бланке, кто эти люди, и откладывает карточку в сторону. Воп­росы зачитываются ребенку в случайном порядке, чтобы предо­твратить появление одинакового вида вопросов друг за другом. Од­нако порядок зачитывания вопросов все время должен быть под контролем. Начало должно быть осторожным, чтобы дать ребенку возможность привыкнуть к этому заданию, избежать появления тре­вожности и не вызвать сопротивления. Две первые карточки долж­ны выражать нежные положительные чувства, следующие восемь вопросов — смесь слабых положительных и слабых отрицательных чувств. Остаток вопросов, за исключением двух последних, может быть прочитан как угодно при условии, что подряд не будут долго идти вопросы из одной группы, чтобы не создать установку у ре­бенка. Если выпало три вопроса, выражающих одинаковый вид чувств, то тестирующему следует подобрать четвертый вопрос так, чтобы он непременно был другого вида. Он должен подобрать две последние карточки с вопросами положительного характера, чтобы ребенок не ушел с отголоском агрессии в сердце.

Наши рекомендации