Возникновение и развитие учения о психических состояниях
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студент Семёнова Валерия Владимировна
Факультет (институт) Гуманитарный
Направление 030300. 62 - «Психология»
Тема курсовой работы
«Состояние фрустрации»
Руководитель КР_________________ Е.В. Пронина
(подпись) (ФИО)
Студент _______________________________ В.В.Семёнова
(подпись) (ФИО)
«______» _______________________ 20 ____ г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 4
ГЛАВА I. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ В СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ ЛИЧНОСТИ 6
1.1 Возникновение и развитие учения о психических состояниях. 6
1.2. Современное понятие психического состояния. 8
1.3. Главные особенности и функции, характерные для психического состояния 9
1.4. Классификация психических состояний. 11
ГЛАВА II. ФРУСТРАЦИЯ КАК ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИЧНОСТИ... 15
2.1. Понятие «фрустрация» в психологии. 15
2.2. Причины и признаки развития фрустрации. 16
2.3. Все ли виды фрустрации порождают агрессию.. 18
2.4. Характерологические изменения личности в следствии фрустрации. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.... 23
ВВЕДЕНИЕ
Последнее время в психологии уделяется большое внимание изучению ярко выраженных психических состояний. Стресс, беспокойство, тревога, ригидность, фрустрация: всё это стало неотъемлемой частью в психике многих людей. Суета современного мира создает напряжение в нашей жизни. Многие стараются сделать всё больше и больше, потому что считают, что только так они смогут приблизиться к счастью и удовлетворению. На самом деле это иллюзия. Поставив для себя множество целей, человек, зачастую, не всегда достигает их. Из-за этого возникает напряжение, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению поставленных задач он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребностей. В этом и заключается состояние фрустрации.
Актуальностьвыбранной мной темы заключается в том, что состояние фрустрации свойственно всем людям, но не многие могут с ним справится ввиду того, что об истоках и причинах подобного состояния знают не многие, а еще меньше они знают о способах борьбы с ним. Для кого-то фрустрация становится толчком, мотивацией, неким стимулом. Человеку хочется преодолеть возникшее препятствие. Но самой распространённой реакцией на фрустрацию является возникновение генерализованной агрессивности, направленной на это самое препятствие.
Фрустрация – это специфическое эмоциональное состояние человека. Оно интересно для глубокого изучения, так как носит в себе множество неясностей. Не случайно высказываются сомнения в необходимости концепции фрустрации, поскольку охватываемые ею явления разнообразны и их можно объяснить, не прибегая к данной концепции.
Объектом исследованияявляются психические состояния.
Предметом исследованиявыступает состояние фрустрации.
Цель работы:изучить состояние фрустрации и его особенности
Задачи:
1) Рассмотреть, что такое психические состояния
2) Осуществить теоретический анализ психических состояний и их классификации
3) Углублённо изучить такое психическое состояние, как фрустрация
4) Сделать выводы
Теоретическая база:Дж.Доллард и его соавторы 1939 г.; Алексис Токвиль книга «О демократии в Америке» (выражал ту же идею фрустрации, что и Доллард); З. Фрейд и его последователи; Н.Д. Левитов; Арнольд Басс – метод лабораторного исследования физической агрессии «машина агрессии»; Стюарт Тейлор.
Методологическая основа:
Метод:анализ теоретических источников
Структура работы:Данная работа состоит из пяти основных частей: введение, глава первая и глава вторая, заключение, список литературы. Каждая из двух глав содержит в себе четыре подглавы, полностью раскрывающие суть главы.
ГЛАВА I. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ В СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ ЛИЧНОСТИ
Возникновение и развитие учения о психических состояниях
Несмотря на очевидное для большинства исследователей и практиков значение, которое имеет психология состояний, она до сих пор остается «золушкой» в семье «психологических отраслей (правда не единственной). В учебниках психологии и в учебных программах о психических состояниях не упоминалось или упоминалось вскользь, чаще всего в разделе, посвященном эмоциям. Не уделялось должного внимания разработке и изучению методов диагностики и регуляции психических состояний.
Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Их местоположение в основном перечне категорий предмета психологической науки рядом с процессом и свойствами определяет их важное теоретико-методологическое, прикладное и практическое значение. В то же время наблюдается большой дефицит в проработке взаимоотношений между этими общепсихологическими понятиями, места, роли, состава, механизмов обеспечения и функций психических состояний в целостном психическом акте. Хотя ещё У. Джеймс в своё время полагал, что психические состояния, которые он относил к состояниям сознания, являются основным предметом психологической науки и характеризуется изменчивостью, непрерывностью, избирательностью и личностным характером.
В.Н. Мясищевым отмечается, что психические состояния служат фоном для психических процессов в силу их меньшей подвижности и большей константности. В то же время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. Ещё менее динамичным свойствам личности и, соответственно, состояниям отводится срединное место в триаде основных групп категорий психической науки. Актуальное психическое состояние является фоном. В свою очередь, как замечает В.А. Ганзен при описании места и роли психических состояний в системе психических явлений, совокупность свойств личности, определяющих её профиль, представляет тот рельеф, который обуславливает своеобразие реализации актуального состояния у конкретного человека. Следовательно, актуальное психическое состояние играет роль связующего звена между психическими процессами и свойствами личности.
Принято считать, что первым мыслителем, подвергшим разработке категорию «состояние», является Аристотель. Он полагал, что психические состояния – это особое состояние души, подчёркивая связь между ними и характеристиками телесного субстрата. По его мнению, любое состояние предмета может быть проявлено только в определённых отношениях, вне которых судить о наличии того или иного состояния просто невозможно. Таким образом, первоначальное понятие «состояние» представлялось как категория, отражающая определённый вид качеств объекта, которые, в свою очередь, могут легко изменяться. Аристотель дефференцировал понятия психической деятельности и психического состояния и допустил, что последнее развивается под влиянием внешних воздействий.
В последующем представители римской школы (Гален, Плотин, Августин) полагал, что всё многообразие психических феноменов включает в себя аффективные и волевые психические состояния, а также состояния сознания.
В эпоху Ренессанса и позднее под воздействием взглядов Р. Декарта, Ч. Дарвина, В. Вундта и У. Джеймс начинают появляться тщательные описания внешних проявлений, создаваться классификации психических состояний. Обзщеизвестной по сей день является разработанная Вундтом классификация на основе дихотомического принципа: возбуждение – успокоение и напряжение – расслабление.
Огромный и существенный вклад в психологию состояний внесли российские учёные И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев и И. П. Павлов, основав физиологические механизмы, принцип обратной связи, генезис и регуляцию психических (душевных) состояний
Интересными представляются исследования теоретико-прикладного характера, направленные на изучение личностных состояний и их влияние на поведение, формирование новых психических свойств в разных условиях деятельности (Ф. Д. Горбов, Н. Н. Наенко, О. В. Овчинникова, А. Ц. Пуни, К. К. Платонов, Ю. Е. Сосновикова, О. А. Черникова и др.)
Первенство же в постановке вопроса о необходимости целостного, систематического изучения психических состояний как общепсихологической категории среди отечественных учёных принадлежит Н. Д. Левитову.
Левитов предполагал, что психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений деятельности, предшествующего состояния и психических свойств личности.
Структура психического состояния представлена своего рода синдромами, отличающимися по знаку (+,-), предметной направленности, длительности, интенсивности, устойчивости и одновременно проявляющимися в познавательной, эмоциональной, волевой и других сферах психики.