Вменяемость и невменяемость

Наука уголовного права и уголовное законодательство устанавливают, что субъектом преступления может быть лишь вменяемое лицо.[21].

Обязательным условием как наличия субъекта преступления, как и уголовной ответственности физического лица, является его вменяемость[22]. Лицо, которое в момент совершения преступления находилось в состоянии невменяемости и потому не отдавало отчета в своих поступках или не руководило ими, не может признаваться в качестве субъекта преступления.

Вменяемость лица во время совершения преступления в большинстве случаев презюмируется и специально не устанавливается. В то же время порой обстоятельства общественно опасного деяния, поведение субъекта до, во время или после преступления дают основания для сомнения в психической полноценности лица. В таких ситуациях возникает необходимость установления его вменяемости во время совершения общественно опасного посягательства. Установление факта вменяемости или невменяемости относится к компетенции суда. Для констатации этих состояний суд использует заключение судебно-психиатрической экспертизы.

Под вменяемостью субъекта преступления следует понимать такое психическое состояние человека, когда он способен отдавать отчет в своих деяниях, руководить ими и как следствие этого способен нести уголовную ответственность и наказание[23].

Понятие невменяемости, обратное вменяемости и определяемое в ч. 1 ст. 21 УК РФ, складывается из двух критериев, совокупность которых и характеризует это состояние, - юридического (психологического) и медицинского.

Юридический критерий означает способность лица понимать фактические обстоятельства совершаемого деяния (осознавать внешнюю сторону совершаемого действия или бездействия и причинную связь между ним и последующим результатом) и его социальную значимость, т. е. общественно опасный характер содеянного, а также способность лица руководить своими поступками[24].

Юридический критерий подразделяется на два признака: интеллектуальный и волевой.

Интеллектуальный признак предполагает невозможность лица осознавать опасность своего действия (бездействия). Это качество психики означает отсутствие у лиц способности понимать как фактическую сторону совершаемого деяния, так и его социальный смысл. Главное в содержании интеллектуального признака заключается в отсутствии понимания общественно опасного характера своего деяния. В связи с этим вполне возможны случаи, когда одно и то же лицо, сознавая фактическую сторону своего поведения, не осознает его общественной опасности.

Так, страдающий определенным психическим заболеванием (например, шизофренией) может осознавать, что лишает жизни человека, например путевого рабочего, производившего осмотр или ремонт железнодорожного полотна, но воспаленное (вследствие психической болезни) воображение субъекта связывает это не с совершением преступления (убийство), а с предупреждением, например, мнимого акта терроризма (крушение поезда). В связи с этим лицо считает свои действия актом выполнения общественного долга, а не совершением преступления.

Волевой признак юридического критерия - это неспособность лица руководить своими действиями (бездействием)[25]. Например, расстройство волевой сферы при относительной способности осознавать общественную опасность своего действия (бездействия) наблюдается у наркоманов в состоянии абстиненции, т.е. наркотического голодания. В таких случаях лицо сознает уголовную противоправность, допустим, незаконного проникновения в аптеку и завладения лекарством, содержащим наркотические вещества, но не может воздержаться от совершения этих действий. Подобное расстройство волевой сферы возможно также при таких заболеваниях как эпидемический энцефалит, эпилепсия и др.

Уголовный закон для признания наличия юридического критерия требует установления не обязательно обоих признаков, а хотя бы одного из них - либо интеллектуального, либо волевого[26].

Наличие одного лишь юридического критерия не является основанием для признания лица невменяемым. Необходимо установить, что лицо не осознавало фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) или не могло ими руководить именно по причинам, относящимся к медицинскому критерию[27]. Последний представляет собой обобщенный перечень психических расстройств и заболеваний, способных привести к наличию у лица юридического критерия. Это хронические психические расстройства, временное психическое расстройство, слабоумие или иное болезненное состояние психики[28].

Хронические психические расстройства - это хроническая душевная болезнь, т.е. длительно протекающее расстройство психики. Иногда они могут протекать приступообразно (с улучшением или ухудшением психического состояния), однако способны оставлять после себя стойкий психический дефект. К таким психическим заболеваниям относятся шизофрения, эпилепсия, прогрессивный паралич, паранойя, маниакально-депрессивный психоз и другие болезни психики[29].

Временное психическое расстройство - также психические заболевания, но продолжающиеся в течение того или иного срока (относительно быстро) и заканчивающиеся выздоровлением (патологическое опьянение (белая горячка), реактивные симптоматические состояния, т.е. расстройства психики, вызванные тяжкими душевными потрясениями и переживаниями).

Слабоумие - это различного рода снижения или полный упадок психической деятельности, связанные с поражением интеллектуальных способностей человека[30]. Различают три степени слабоумия - легкую (дебильность), среднюю (имбецильность) и глубокую, тяжелую степень поражения умственной деятельности (идиотия).

Иное болезненное состояние психики - это те болезненные явления, которые не являются психическими заболеваниями в прямом смысле этого понятия, но, тем не менее, также сопровождаются нарушениями психики[31]. Так, например, брюшной тиф, не являясь психическим заболеванием, порой сопровождается помрачением сознания, галлюцинациями, во время которых у больного может быть снижена или даже нарушена способность к умственной или волевой деятельности.

Само по себе наличие медицинского критерия также не является достаточным для признания лица невменяемым. Например, не всегда та или иная степень слабоумия влечет невозможность лица осознавать опасность своего поведения и невозможность руководить своими поступками. Если, допустим, слабоумие у лица выражено незначительно, оно может быть признано вменяемым в связи с отсутствием именно юридического критерия. Таким образом, только совокупность юридического и медицинского критериев дает основание для признания лица невменяемым и освобождения его от уголовной ответственности.

Как вменяемость, так и невменяемость - юридические (уголовно-правовые) понятия. В связи с этим вопрос о вменяемости или невменяемости лица по конкретному уголовному делу решает суд (при производстве предварительного расследования - орган дознания, следователь или прокурор). Правда, свой вывод юристы основывают на заключении судебно-психиатрической экспертизы. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством проведение такой экспертизы обязательно для оценки психического состояния обвиняемого или подозреваемого в тех случаях, когда возникает сомнение по поводу их вменяемости или способности к моменту производства по делу отдавать отчет в своих действиях или руководить ими[32].

Следует отметить, что состояние опьянения не освобождает преступника от уголовной ответственности. В соответствии со ст. 23 УК РФ лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности.

Состояние невменяемости лица определяется только на момент совершения им преступления. Невменяемое лицо не может быть признано субъектом преступления, оно не подлежит уголовной ответственности, но ему могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, не являющиеся наказанием[33]. Такие же меры могут быть назначены и лицу, совершившему преступление в состоянии вменяемости, у которого после этого наступило психическое заболевание или расстройство, делающее невозможным исполнение в отношении него уголовного наказания.

Наши рекомендации