Список публикаций, выполненных в контексте концепции коммуникативной деятельности и использованных при написании монографии «Развитие общения дошкольников со сверстниками»

Авдеева Н. Н. Развитие образа самого себя у младенцев: Дис: ...канд. психол. наук. М., 1982.

Галигузова Л. Н. Связь ведущей деятельности и общения при восприятии детьми раннего возраста игрушек, взрослых, сверстников//Проблемы периодизации раз­вития психики в онтогенезе. М., 1976.

Галигузова Л. Н. Влияние потребности в общении, на избирательность восприятия зрительных воздействий у детей раннего возраста//Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М, 1978.

Галигузова Л. Н. Развитие потребности в общении со сверстниками в раннем возрасте//Новые исследования в психологии. 1978. № 2.

Галигузова Л. Н. К вопросу о происхождении и специфике потребности у детей раннего возраста в общении со сверстниками//Новые исследования в психологии. 1980. № 2. .

Галигузова Л. И. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста: Дис. ...канд. психол. наук. М., 1983.

Галигузова Л. Н. Формирование потребности в общении со сверстниками в ран­нем возрасте//Вопр. психологии. 1985. № 3.

Галигузова Л. И., Землянухина Т. М. Зарождение общения между детьми в раннем возрасте//Генетические аспекты социальной психологии. Минск, 1985.

Ганошенко Н. И. Особенности совместного восприятия музыки детьми дошколь­ного возраста//Исследование проблем дошкольного воспитания в трудах молодых ученых. М., 1985.

Ганошенко Н. И. Влияние общения со сверстниками на восприятие музыки дошкольниками //Новые исследования в психологии. 1987. № 2.

Годовикова Д. Б., Гаврилова Е. И. Осознание детьми от 2 до 5 лет качеств их сверстников — партнеров по совместной деятельности//Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. М., 1976.

Годовикова Д. Б. Осознание детьми 5—7 лет качеств сверстников и их обще-ние//Познание людьми друг друга. Краснодар, 1978.

Годовикова Д. Б. О подходе к изучению влияния общения со взрослым на обще­ние ребенка со сверстником//Психологические основы формирвания личности в ус­ловиях общественного воспитания. М., 1979.

Годовикова Д. Б. Анализ некоторых условий 'становления дошкольников в по­зицию учителя при общении со сверстником//Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Курск, 1980.

— Годовикова Д. Б. Влияние общения со взрослым на общение детей со сверстниками//Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980.

Годовикова Д. Б. Познавательная активность ребенка и его общение со взрослым и со сверстниками: Материалы VI съезда Общества психологов. М., 1983.

Годовикова Д. Б. Общение и познавательная активность у дошкольников// Вопр. психологии. 1984. № 1. '

Годовикова Д. Б. Игра в актера и зрителя как контекст для развития творчества дошкольников//Общение и диалог в практике воспитания и психологичес­кой консультации. М., 1987.

Деревянко Р. И. Особенности мотивов общения со взрослым и сверстниками у дошкольников: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1983.

Димитров И. Т. Связь особенностей образа самого себя у дошкольников с типом их целостной деятельности//Исследования по проблемам возрастной и педагоги­ческой психологии. М., 1980. 201

Димитров И. Т. Содержание и функции образа самого себя у дошкольников: Дис. ...канд. психол. наук. М., 1979.

Залысина И. А. Особенности общения со взрослыми и сверстниками у дошколь-­
ников с разным опытом жизни и воспитания//Новые исследования в психологии.
1982. № 2.

Залысина И. А. Потребность в сопереживании у старших дошкольников, воспи­тывающихся в семье и вне семьи//Возрастные особенности психического развития детей. М„ 1982.

Залысина И. А. Особенности игрового поведения дошкольников со взрослыми и сверстниками//Исследование проблем дошкольного воспитания в трудах молодых ученых. М., 1985.

Залысина И. А., Смирнова Е. О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи//Вопр. психологии. 1985. № 4.

Землянухина Т. М. Особенности общения и познавательная активность у воспи­танников яслей и домов ребенка: Дис. канд. психол. наук. М„ 1982.

Корницкая С. В. Особенности контактов между младенцами // Воспитание, обу­чение и психическое развитие: Материалы V съезда Общества психологов СССР. Ч. 1. М., 1977.

Лисина М. И. О механизме смены ведущей деятельности у детей в первые семь лет жизни//Вопросы психологии. 1978. № 5.

Лисина М. И. Общение детей со взрослым и сверстником: общее и различное// Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980.

Лисина М. И. Проблемы генезиса общения. М., 1986.

Лисина М. И., Галигузова Л. Н. Изучение становления потребности в общении со взрослыми и сверстниками у детей раннего возраста//Психолого-педагогические проблемы. М., 1979.

Лисина М. И., Галигузова Л. п. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками//Исследования по проблемам возрастной и педагогичес­кой психологии. М., 1980.

Лисина М. И., Гуськова Т. В. Особенности воспитания младших дошкольников// Дошкольное воспитание. 1983. № 4.

Лисина М. И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983.

Лисина М. И., Смирнова Р, А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников//Генетические проблемы социальной психологии. Минск, J985.

Лисина М. И., 11арегородцева Л.М. Психологическое содержание контактов между младенцами//Генетические проблемы социальной психологии. Минск, 1985.

Митева Л. Б. Некоторые психологические аспекты общения дошкольников со взрослыми и сверстниками//Материалы V научной конференции болгарских аспирантов, обучающихся в СССР. София, 1981 (на рус. яз.).

Митева Л. Б. Уровень общения со взрослым и сверстником у детей 3—6 лет// II конгресс по психологии в Болгарии. София, 1982 (на болг. яз.).

Митева Л. Б. Взаимоотношения между взрослыми и детьми//Дошкольное воспитание. 1983. № 2 (на болг. яз.).

Митева Л. Б. Соотношение уровней общения дошкольников со взрослым и сверстником: Дис. ...канд. психол. наук. М., 1984.

Рейнстейн А. Э. Особенности речи дошкольников в общении со взрослым и сверстником//Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. М., 1976.

Рейнстейн А. Э. Задачи и средства общения дошкольников со взрослыми и сверстниками//Исследования по проблемам' возрастной и педагогической психоло­гии. М., 1978.

Рейнстейн А. Э. Роль взрослого и сверстника в развитии речи у дошкольников: Дис. ...канд. психол наук. М:, 1983.

Рузская А. Г., Абрамова Л. Н. К вопросу о психологической природе жалоб дошкольников//Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980.

Рузская А. Г., Абрамова Л. Н. Как относиться к жалобам дошкольников//Вопросы психологии. 1983. № 4. 202

Рузская А. Г., Рейнстейн А. Э. Речь дошкольников в общении со сверстником// Генетические проблемы социальной психологии. Минск, 1985.

Силвестру А. И. Роль индивидуального опыта и опыта общения в формирова­нии у дошкольников представления о своих возможностях: Дис. ...канд. психол. наук. М„ 1978.

Силвестру А. И. Основные факторы развития образа самого себя у дошкольни-ков//Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980.

Смирнова Е. О., Митева Л. Б. Нлво на общуване детето с взрастане и с връстни-ците//Психология. 1985. № 6 (на болг. яз.).

Смирнова Е. О. Формирование представлений о себе и о другом в общении до-школьников//Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологичес­кой консультации. М., 1987.

Смирнова Е. О., Гуськова Т. В. Исследования общения дошкольников со сверстниками (обзор американской литературы)//Вопросы психологии.* 1988. № 2. ,. Смирнова Р. А. Зависимость отношения дошкольников к сверстнику от содержа­ния общения//Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психо­логии. М., 1979.

Смирнова Р. А. Использование метода «доверенных лиц» при изучении общения дошкольников//Новые исследования в психологии. 1981. К» 1.

Смирнова Р. А. Формирование избирательных привязанностей у детей дошколь­ного возраста: Дис. ...канд. психол. наук. М., 1981. у Терещук P. f(. Взаимоотношения между ровесниками//Советский педагог. 1985. № 6.

Терещук Р. К. Показатели популярности детей по результатам социометри­ческой методики и наблюдению реального взаимодействия дошкольников со сверст­ника ми//Новые исследования в психологии. 1986. № 1.

— Терещук Р. К. Особенности общения со сверстниками как основа популярности дошкольников: Дис. ...канд. психол. наук. М., 1986.

Царегородцева Л. М. Контакты между детьми первого года жизни//Психоло-гические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М., 1979.

Царегородцева Л. М. Исследование контактов между младенцами // Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М., 1979.

Царегородцева Л. М. Возникновение и развитие контактов между младенцами: Дис. ...канд. психол. наук. М., 1983.

Царегородцева Л. М. Об организации контактов младенцев в Доме ребенка// Вопр. психологии. 1987. № 6.

Щур В. Г. Методика изучения представления ребенка об отношении к нему других людей//Психология личности. М., 1982.

Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984.

Предметный указатель

Взаимоотношения

как продукт обшения 5, 18, 21, 22, 166, 187

избирательные 18, 34, 36, 37, 45, 75, 76, 77, 90, 104, 112, 113, 118, 124,

157,163, 183—187,175

их виды:

аффективно-личностные

182—184

деловые 182, 183

информационно-познавательные

182 — 183 их связь с формой общения 182— 186 методы исследования 184, 185, 186 Деятельность понятие 17

и потребность 53—56, 106

64, 78, 92, 97, 99, 102, 104, '

106, 112, 120, 142, 144, 159, 161, 163, 170, 200

совместная 64, 69, 81, 88, 93, 97,

107, 146, 177

Дружба 36, 75, 115, 155, 163, 185

Игра 26, 30, 34, 42, 52, 58, 59, 61, 63—64,

68,70,71,78,80,82,97,99, 102, 105,

106, 107, 11О, 112, 113, 115, 119, 120, 132, 140, 141, 142, 143, 154, 158, 159, 160, 161, 162, 164, 180, 181, 200

Избирательность (избирательные про­явления, избирательные отношения) некоммуникативная 36—37, 45—48, 50—51, 62—64

ее природа 48 критерии 46 параметры 63

зависимость от ситуации 49—52, 62

методы исследования 37—38, 62,

184 коммуникативная 62—64, 90, 104, 112, далее см. Взаимоотношения избирательные Контакты

понятие 41

взгляды на их природу 29—31,

32—35, 37

некоммуникативные 28, 29, 33, 38— 53, 56— 57, 58, 65—66, 69, 151, 170, 172 их роль в возникновении обще­ния 52—53

их возрастная динамика 41, 42, 43 коммуникативные — см. Общение детей со сверстниками Конфликты 30, 34, 51, 60, 107, 120, 124, 125, 165 Личность

ее становление в общении со свер­стниками 12, 16, 17, 25, 26, 159, 161, 163, 166, 167, 168, 173, 175, 181, 182

ее качества 10, 11, 72, 76, 99, 102, 103, 105, ПО, 111, 117, 119, 120, 124, 148, 159, 161, 168, 172, 176, 177, 178, 181 Мотивы общения понятие 18, 98 и деятельность 148 и ведуведущая деятельность 104, 105, 106, ПО, 113, 116 и потребность в общении 98—99, 102, 104

связь с другими мотивами 99, 109 связь с другими компонентами общения 102, 106, 107, 113, 115, 119 связь с самопознанием 98, 103, 105, 119

методы выявления 100—102 их категории: деловые 81, 102—103, 105, 106— 108, ПО, 113, 116, 117, 118, 147 — 148, 152—153, 156—157, 158, 160, 161, 162, 163 познавательные 102—103, 108, 111, 112, 113, 114, 116, 117, 118, 147—148, 152—153, 156—157 личностные 102—103, 108—109, 111, 112, 114, 116, 117, 118, 119, 152—153, 156—157 их формы: личностно-деловые 82, 103, 105, 148, 156

личностно-познавательные 103, .108

их связь с позицией в общении внеситуативно-познавательная

103, 106, 107. 108, 111, 113, 114— 19, 31,"93, ПО, 123

115, 116, 117 внеситуативно-личностная 19, 31,возрастная динамика 104—120, 95, 112, 116, 123, 183

148, 152-153 Общение ребенка со сверстником

их иерархия в дошкольном воз- как фактор общего психического^

расте 109, 112, Г16, 150, 158 развития ребенка 4, 6, 10, 16, 17,

факторы, определяющие их разви- 19,25—26,52,69—72, 163, 199—200

тие 120 как компенсаторный фактор 13, 34,

Образ 53

как продукт общения 5, 18, 21, понятия 14 —16

24, 26, 27, 166 взгляды на его специфические

другого 21, 24, 93, 103, 120, 148, функции в психическом оазвитии

158, 162—163, 166—182, 186—187 ребенка 7—11, 34—35

себя 21, 24, 26. 120, 148, 158, 163, как деятельность 5, 16—20. 21,

166—182, 186—187 22, 23, 69—72, 163, 199

структура образа: общее и различное в двух сферах

когнитивная часть (знания, пред- общения И —14, 19—20.24,25,26,

ставления) 27. 93, 166—182 27. 28, 29, 41, 44, 45, 59, 63—64,

аффективная часть (отношение) 72, 74, 78, 91—97, 104, 108, 117—.

27, 166-182 120, 123—125. 126, 131, 133—135,

периферия 167—182, 186—187 136, 137, 141, 144—151, 159, 160,

центральное ядерное образова- 164, 170, 173—174, 181, 199

ние 167—182, 186—187 критерии 20, 29, 35—36, 37, 42,

и осознание себя 179—180, 181— 44—45, 55, 59—60, 73, 141

182 уровни 164—165

факторы, определяющие возникно- ' цели 15, 18, 87—88, 103

вение и развитие 167, 170, 171, типы 81, 84, 142

173, 178, 186—187 момент возникновения 29, 32—34,

возрастная динамика 168, 169— 55, 170

181, 186—187 'этапы развития 28—31, 151 — 154,

методы изучения 169, 174, 179 155, 171 — 173, 199

Общение "" и совместная деятельность 141 —

как деятельность (понятие) 16—17, 143

22 и самопознание 21—27

отличие от других видов деятель- его место в системе общей жизне-

ности 17, 19 деятельности 155, 156—157, 160,

и поведение 5, 17—18 163, 164

его сферы 4, 6, 19—20 ' его зависимость от условий жизни

• его природа 3, 9, 19, 20, 73, 97, 147 188-195

его структурные компоненты 18, факторы, влияющие на его воз-

21—23, 24, 2.6, 27, 121 никновение и развитие 32-.33. 37,

» Общение ребенка-со взрослым 49—52, 55, 56, 64—69", 195—199

как фактор общего психического у животных 7—9, 13
развития ребенка 3, 4, 6 Опыт

как фактор развития общения индивидуальной деятельности 27,

детей со сверстниками 13, 20, 28, 28, 1.20, 167, 170, 171, 178, 180.
32—33, 34, 39, 49, 51—52, 61, 64, 181, 186, 187

69—72, 92, 93, 140 146, 147 161 общения 27, 28, 135, 147, 167, 171,

187—198 ' 172,173,178,180,181,186,187—198

"содержание потребности 74, 75, 92, Отношение

93, 95, 106, ПО, 112, 116 объектное 42, 43, 45, 48, 56—57,

виды мотивов 100, 147 58, 59, 60, 61, 66—67, 70, 168, 173
средства общения 148 субъектное 18, 21, 24, 42, 43, 45,

формы общения (понятие) 143— 51, 53, 57—61-, 66—67, 70, 106

144 ~ ■ Далее см. Взаимоотношения

ситуативно-личностная 19, 183 переход от объектного отношения

ситуативно-деловая 19, 31, 92, к субъектному 42—43, 44, 57—60,

104,. 106, 183 61

к себе 22, 26, далее см. Само- ния избирательные

оценка, Образ Самопознание 18, 19, 21—28, 35, 63,

избирательное — см. избиратель- 64, 71—72, 73, 79, 92—93, 98, 103,

ность 105,119,147,148,150,161,175,199,200 .

Оценка 18, 19, 24, 26, 27—28, 35, 82, Самооценка 18, 19, 24, 26, 27, 35, 73, 150,

83, 94, 95, 98, 101, 103, 105, 106, 161, 166—182, 199, 200

108, 109, 111, 113, 158, 160, 169, Самосознание 21, 22, 24, 82, 120, 156,

171, 173, 174, 175, 177, 178, 180, 157, 159, 161, 179—180, 181

181 Сотрудничество (игровое) 51, 80, 81,

Подражание И, 42, 50, 51, 52, 53, 55, 84, 93, 146, 160, 171, 180, 183

67, 82, 106, ПО, 173, 177 Средства общения

Популярность . . понятие 18, 121 .

ее причины 90 связь с другими компонентами

и качества личности 76—77 коммуникативной деятельности

ее с;.1зь с потребностью в общении 81—84, 86—87, 91, 92, 93, 96, 121,

88—89, 186 123, 132, 135, 148

Потребность в общении связь с формой общения 122, 129,

понятие 18, 35, 73—74, 97, 98, 199 136, 137, 144

природа 19, 23—24, 26, 35, 73, 97 их специфика 59, 123—125, 126,

и деятельность 53—56, 70—71, 131, 133—135, 136

79, 106, 146 категории:

связь с другими потребностями - экспрессивно-мимические 57, 58,

47—48, 52—53, 56, 60, 61, 70, 73, 59, 61, 63, 66—69, 71, 83, 87, 91,"

79, ПО, 119 96, 104, 107, ПО, 115, 122, 124,

условия возникновения 64—69 126, 132, 142, 143, 148, 152—153,

критерии определения 29, 44—45, 156, 157, 158, 161, 163^172—173 '

59,60,67,69,73,84—86,145,150,15^, предметно-действенные 57, -58,

методы выявления 36—38, 45—46} 59, 61, 63, 66—69, 71, 81, 82,

56, 62, 65, 75—79, 81, 88 83, 87, 91, 93, 104, 105, 107, ПО,

дата появления 52, 60, 64, 69, 73, 113, 116, 122, 125, 126, 128, 130,

145 142, 143, 148, 152—153, 156, 157,

этапы зарождения 52; 61, 69—71 158, 159, 161, 163, 172—173

содержание: вокализации и речь 57, 59, 63,

потребность в соучастии 71, 79, 67, 68, 71, 81, 82, 83. 87, 93, 96,

91, 92, 104, 146, 152, 153, 155, 102, 104, 105, 107, 108, ПО, 111,

156, 160 - 113, 114, 115, 116, 117, 122,

потребность в самовыражении 125—129, 130, 133—141, 142,

79, 87, 90, 91, 92, 146, 153, 156 143, 152—153, 156, 157, 158, 159,

потребность в сотрудничестве 161, 163, 172—173

(в сотворчестве) 80, 81, 83 84, Зрительный контакт 59, 63, 68,

85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 127, 129—133, 153

106, ПО, 146, 153, 156, 157, 160,- их соотношение, взаимосвязь 125—

161, 162 129, 131, 132—133, 142

потребность в уважении (при- их зависимость от ситуации обще- '

•знании) 82, 85, 86, 87, 89, 90, ния 127—129, 130, 131, 141, 142—

91, 93, 94, 146, 153, 156, 157, 161 , 143 *

потребность в доброжелательном возрастная динамика 120—123, •

1 внимании 79, 80, 88, 89, 90, 91, 126—127, 130, 133, 134, 136, 137,

92, 146, 152, 153, 156, 157 138—139, 142, 148—149, 152—153 ;
потребность во взаимопонимании факторы, определяющие их раз-

и сопереживании 80, 81, 85, 86, витие 64—69, 135, '41
87, 89, 91, 95, 96, 147, 153, 157 методы изучения 127, 130
возрастная динамика 52, 65—72, Феномен «невидимого зеркала» 98,
73, 79, 80, 84—92, 145, 152—154 ( 103, 148, 150, 160—161, 175, 176, 178
и избирательные отношения 36— Форма общения
37, 47—48, 64, 75, 77, 79, 184—186 понятие 143—144, 154, 165
Предпочтения — см. Взаимоотношения как целостная характеристика ком-
избирательные муникативной деятельности 144
Привязанность — см. Взаимоотноше- ее параметры:

206 - -

дата появления в онтогенезе 145 содержание потребности 145— 147

ведущие мотивы 147—148 средства общения 148—149 уровень ситуативности общения 149, 152—153, 159, 162, 164, 165 вь1деленность общения 149—150, 152—153, 159, 162, 164, 165 отношение ребенка к другим де­тям и себе 150, 152—153 чувствительность к воздействи-

ям партнера 150, 152—153 способность к разным контактам 150—151

значимость общения для ребен­ка 151,'165 * гибкость отношения к партнеру 151, 165 возрастная динамика форм:

эмоционально-практическая

155—159

ситуативно-деловая 158—162

внеситуативно-деловая 162—163'.




Литература

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3, 23.

Абраменкова В. Л., Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстнику у дошкольников: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. М., 1981.

Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.

Авдеева Н. Н. Роль ведущей деятельности в развитии генетических основ личности у детей первого года жизни//Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. М., 1976.

Авдеева Н. Н. Развитие образа самого себя у младенцев: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. ,М., 1982.

Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977.

Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания// Мзбр. психол. тр.: В 2 т. М., 1980.

Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980. *

Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968. \/Ъарцалкина В. В. Общение и развитие познавательной активности дошкольни-ков//Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М., 1977.

Бёдельбаева X. Т. Развитие избирательного отношения к зрительным воздейст­виям у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. М., 1978.

Бершедова Л. И. Соотношение игровой и спортивной деятельности как одно из , условий становления личности дошкольника: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1981.

Богуславская 3. М. Мотивы общения со взрослым у детей дошкольного возрас­та// Развитие общения дошкольников. М., 1974.

Бодалев А. А. О развитии психологии познания людьми друг друга//Психоло-гический журнал. 1980. Т. 1. № 1.

Братусь Б. С, Мишин О. В. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность//Вестник МГУ. Сепия 14. Психо­логия. 1982. № 1.

Венгер А. Л. О значении изменения позиции ребенка для формирования у него новых типов организации действий//Новые исследования g психологии. 1979. № 1.

Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969. ХВетрова В. В. Особенности речи дошкольников в ситуации вербального управ­ления деятельностью//Психолого-педагогичг. . проблемы обучения и воспитания дошкольников. Душанбе, 1981.

Ветрова В. В. Особенности средств общения в совместной деятельности билинг­вов дошкольного возраста//Русский язык—язык дружбы и братства. Душанбе, 1985.

Винце М., Пиклер 3., Тардош А. Доклады. Сообщения. Документы. XVII. Рукопись: Пер. с венгр. М., 1975.

Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/Под ред.. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М., 1967.

В о иску некий А. Е. К анализу условий возникновения некоторых коммуникатив­ных целей//Психологические механизмы целеобразования. М., 1977.

Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях/Под ред. Н. М. Щело-ванова, Н. М. Аксариной. М* I960.

Выготский Л. С. Игра и ее значение в психической жизни ребенка//Вопросы
психологии. 1966. № 6. ,

Выготский Л. С- Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982.

Галигузова Л. Н. Развитие потребности в общении со сверстником в раннем возрасте//Новые исследования в психологии. 1978. № 2 (19).

Галигузова Л. Н. Формирование потребности в общении со сверстником у детей раннего возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1983.

Галигузова Л. Н. Зарождение общения между детьми в раннем возрасте//Ге-нетические проблемы социальной психологии. Минск, 1985.

Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрасти-ной психологии. М., 1978.

Ганошенко Н. И. Научите ребенка слушать музыку//Дошкольное воспитание.
1985. № 5. *

Годовикова Д. Б. Особенности реакции младенцев на «физические» и «социаль­ные» звуковые раздражители//Воир. психологии. 1969. № 6.

Годовикова Д. Б. Соотношение активности детей в общении со взрослым и в исследовании новых предметов//Общение и его влияние на развитие психики до­школьника. М., 1974.

Годовикова Д: Б. Осознание детьми 5—7 лет качеств сверстников и их общение// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Крас­нодар, 1978.

Годовикова Д. Б. О подходе к изучению влияния общения со взрослыми на обще­ние ребенка со сверстником//Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М., 1979.

Годовикова Д. Б."Влияние общения со взрослыми на общение со сверстниками// Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980.

Годовикова Д. Б. Избирательные реакции детей 1-го года жизни на звуки чело­веческого голоса//Общение и речь. М., 1985.

Годовикова Д. Б., Гаврилова Е. И. Осознание детьми от 2 до 5 лет качеств их сверстников — партнеров по совместной деятельности/./Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. М., 1975..

Горелов И. Н. Невербальные компоненты в коммуникации. М., 1980. ^'Деревянко Р. И. Особенности мотивов общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников: Авторяр. дис. ... канд. психол. наук. М., 1983.

Димитров И. Т. Целостная деятельность и образ самого себя/'/Иовые исследо­
вания в психологии. 1979. № 2 (21). *

Димитров И. Т. Связь особенностей образа самого себя у дошкольников с типом их целостной деятельности//Исследования по проблемам возрастной и ледагогической психологии. М., 1980.

Драгунова Т. В. Психологические особенности подростков//Возрастная и педаго­гическая психология. М., 1973.

Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического развитая детей в семье и вне семьи//Возрастные особенности психического развития детей. М„ 1982.

Елагина М. Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем возрасте//Вопр. психологии. 1977. № 2.

Елагина М. Г. Значение ситуативно-делового общения со взрослыми для станов­ления активной речи у дегей//Общение и речь. М., 1985.

* Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды//Вопр. психологии. 1967. № 2.

Залысина И. А. Потребность в сопереживании у старших дошкольников, воспитывающихся в семье и вне семьи//Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982.

Запорожец А. В. Основные проблемы онтогенеза психики//Актуальные пробле­мы возрастной психологии. М., 1978 а.

Запорожец А. В.,Значение ранних периодов детства для формирования детской личности//Принципы развития в психологии. М., 19786.

* Запорожец А. В., Маркова Т. А. Основы дошкольной педагогики. М., 1980. Землянухина Т. М. Особенности общения и познавательной активности у воспи-танников яслей и домов ребенка: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1982.

Ильенков Э. В. Что же такое личность?//С чего начинается личность. М., 1979.

Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.

Карпова С. Н., Степанова М. Л, Особенности связной речи дошкольников при общении со взрослыми и сверстниками//Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1984. № 4.

Кемпински А. Психопатология неврозов. Варшава, 1975.

Кистяковская М. Ю., Кривина С. М. Развитие и воспитание детей раннего возрас­та. Л., 1965.

Коломинский Я- Л, Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976. Коломинский Я- Л. Психология личностных взаимоотношений в группе сверст­ников (общение и возрастные особенности): Автореф. дис. ... докт. психол. наук. Минск, 1981. — Комиссаренко 7V И. Зависимость социального поведения детей в группе свер­стников от воздействий взрослого: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1979а.

Комиссаренко Т. И. Общение взрослого с ребенком — регулирующий фактор взаимоотношений детей в группе сверстников//К проблеме формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. М., 19796.

Кон И. С. Общение и самосознание//Социально-психологические и лингвисти­ческие характеристики форм общения и развития контактов между людьми. Л\, 1971.

Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.

Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. М., 1980.

Кононова И. М. Основные факторы формирования первичных голосовых реакций у детей первого года жизни: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1968.

Корницкая С. В. Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1975.

Корницкая С. В. Особенности контактов между младенцами//Воспитание, обучение и психическое развитие: Тезисы докладов к V всесоюзному съезду психоло­гов СССР. Ч. I. M., 1977.

Котырло В. К- Мотивы взаимоотношения взрослых и детей//Воспитание до­школьника в семье. М., 1979.

Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977. ;

Краткий психологический словарь. М., 1985.

Кривина С. М. Развитие и воспитание детей, первого года жизни//Воспитание детей раннего возраста. М., 1977.

Кривина С. М., Фрухт Э. Л. Особенности развития детей периода раннего воз­раста (первый год жизни). М., 1975.

Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

Лекторский В. А. Принцип предметной деятельности и марксистская теория познания//Эргономика: Труды ВНИИТЭ. М., 1976. Вып. 10.

*Леонтьев А. А. Деятельность и общение//Вопр. философии. 1979. № 1.

Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. М., 1971.

Леонтьев А. И. О значении понятия предметной деятельности для психологии// Тезисы докладов на XX Международном психологическом конгрессе. М., 1972.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

Лисина М. И. 'Влияние общения с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста//Вопр. психологии. 1961. № 3.

Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет: Автореф. дис. ... докт. психол. нч* к. М., 1974а.

Лисина М. И. Общение ребенка со взрослым как дкчтельность//Развитие общения у дошкольников. М., 19746. Лиси,на М. И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей в первые семь лет жизни//Вопр. психологии, 1978а. № 5.

Лисина М. И. Генезис форм общения у детей//Принцип развития в психологии. М„ 19786.

Лисина М. И. Общение с взрослыми у детей первых семи лет жизни//Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978в.

Лисина М. И. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее и различное// Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

Лисина М. И., Гал'игузова Л. Н. Изучение становления потребности в общении

со взрослыми и сверстниками у детей раннего возраста//Психолого-педагогические
проблемы общения. М., 1979. *

Лисина М. И., Галигузова Л. Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками//Исследования по проблемам возрастной и педагогичес­кой психологии. М., 1980.

Лисина М. И., Гуськова Т. В. Особенности воспитания младших дошкольников// Дошкольное воспитание. 1983. № 4.

Лисина М. И., Корницкая, С. В. Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка//Общение и его влияние на развитие психики дошколь­ника. М., 1974.

Лисина М. И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983.

Лисина М. И., Смирнова Р. А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников//Генетические проблемы социальной психологии. Минск, 1985.

Лисина М. И., Царегородцева Л. М. Психологическое содержание контактов между младенцами//Генетические проблемы социальной психологии. Минск, 1985.

Лозоцева В. Н. Особенности отношения подростков к сверстнику как к субъекту: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1978.

» Ломов Б. Ф, Проблемы общения в психологии//Проблемы общения в психоло­гии. М., 1981.

i Люблинская А. А. Детская психология. М., 1971.

в Лямина Г. М. Воспитание у детей положительных форм общения друг с другом// Вопросы воспитания детей в яслях и домах ребенка. М., 1957. , Ляудис В. Я- Память в процессе развития. М., 1976.

Мазитова Г. X. Развитие дифференцированных взаимоотношений с окружающи­ми взрослыми у младенцев: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1977.

Мазитова Г. X. Взаимоотношения с окружающими взрослыми как фактор раз­
вития личности .ребенка на первом году жизни//Вопросы психологии личности.
Ташкент, 1979. '

Мещерякова-Замогильная С. Ю. Психологический анализ «комплекса оживления» у младенцев: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1979.

Митева Л. Б. Соотношение уровней общения со взрослыми и со сверстниками у дошкольников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1984.

Митева Л. Б., Смирнова Е. О. Нлво на общуване на детето с възрастане и с връстниците//Психология. София. 1985. № 6. (на болг. языке)..

Модина А. Н. Развитие эмоций у детей раннего возраста. М., 1971.

Морева Г. И. Самооценка как фактор регуляции морального поведения дошколь­ников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1985.

Мухина В. С. Психология дошкольника. М., 1975.

Мухина В. С. К проблеме формирования ценностных ориентации и социальной "активности личности//Научные труды МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1979. Вып. 1.

Мышкис А. И. Педагогические воздействия на детей в период адаптации к яслям// Тезисы I Международной конференции по охране здоровья детей раннего возраста. М., 1978.

Непомнящая Н. И. Опыт системного исследования психики ребенка. М., 1975.

Обуховский К- Психология влечений человека. М., 1972.

Пантюхина Г. в., Печора К- Л., Фрухт Э. Л. -Диагностика нервно-психологи­ческого развития детсм первых трех лет жизни.М., 1979.

Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.

Петровский А. В. О некоторых проблемах социально-психологических исследо-ваний//Вопр. психологии. 1970. № 1.

Петровский А. В. Опыт построения социально-психологической концепции группо­вой активности//Вопр. психологии. 1973. № 3.

Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1966. I Развитие общения у дошкольников/Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М., 1974.

Рейнстейн А. Э. Особенности речи дошкольников в общении со взрослыми и сверстниками//Проблемы периодизации психики в онтогенезе: Тезисы Всесоюзного симпозиума.М., 1976.

Рейнстейн А. Э. Роль взрослого и сверстника в развитии речи у дошкольников: Автореф. дис.^,.. канд. психол. наук. М., 1982.

Репина Т. А. Развитие чувств в дошкольном возрасте//Психология личности и деятельности дошкольников. М., 1965.

Репина Т. А. О путях изучения взаимоотношений дошкольников: Задачи и мето­ды исследования//Отношения между сверстниками в группе детского сада. М., 1978. *Рояк А. А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками некоторых детей дошкольного возраста //Вопр. психологии. 1974. № 3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. Рубинштейн С: Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

Рузская А. Г. Отношение детей дошкольного возраста к разным вариантам общения со взрослым//Развитие общения дошкольников. М., 1974.

Рузская А. Г., Абрамова Л. Н. К вопросу о психологической природе жалоб дошкольников//Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980.

Рузская А. Г., Рейнстейн А. Э. Речь дошкольников в общении со сверстником// Генетические проблемы социальной психологии. Минск, 1985.

Савонько Е. И. Возрастные особенности ориентировки ребенка на самооценку и оценку его другими людьми//Новые исследования в психологии и возрастной физио­логии] 1970. № I (14).

Сандлер Р. Я. Взаимоотношения детей на втором году жизни. М., 195D. Силвестру А. И. Роль индивидуального опыта и опыта общения в формировании у дошкольников представления о своих возможностях: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1978.

Силвестру А. И. Основные факторы развития образа самого себя у дашкольни-ков//Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980.

Смирнова Е. О. Чувствительность к фонематическим и звуковысотным слуховым раздражителям у детей раннего возраста//Общение и речь: Развитие речи в общении со взрослым. М., 1985.

Смирнова Е. О. О чем разговаривают дошкольники//Дошкольное воспитание. 1986. № 1.

Смирнова Е. О. Представления о сверстнике у дошкольников как основа взаимо­отношений у детей //Новые исследования в психологии. 1987. № 2.

Смирнова Р. А. Формирование избирательных привязанностей у детей дошколь­ного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1981.

Спок Б. Ребенок и уход за ним. М., 1971.

Стеркина Р. Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошколь­ного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1977.

' Субботский Е. В. Психология отношений партнерства у дошкольников. М., 1976.

Субботский Е. В. Стиль общения как способ формирования личности ребенка// Психолого-педагогйческие проблемы общения. М., 1979.

Субботский Е. В. Психологические основы нравственного развития личности дошкольника: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. Тбилиси, 1984.

Терещук Р. К. Особенности общения со сверстниками как основа популярности дошкольников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1986.

Тих Н. А..Предыстория общества. Л., 1970.

Уайт Б. Л. Первые три года жизни: Пер. с англ. М., 1982.

Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976.

Флейвел Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1976.

Фокина И. Э. Развитие моральны» суждений у младших дошкольников и под­ростков: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1978.

Фридман Р. Я. Развитие и воспитание детей в возрасте от 9—10 месяцев// Воспитание-детей раннего возраста в детских учреждениям. М., 1960.

Фрухт Э. Л. Развитие начальных форм общения между детьми на первом году жизни//Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. М., 1976.

Фрухт Э, Л. Некоторая специфика развития детей в условиях дома ребенка//

Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспита­ния. М., 1979.

Фрухт Э. Л.. Щукина Н. В. Первые положительные формы «общения» между детьми на 1-м году жизни//ДошкольнаЯ педагогика и психология. Киев, 1975. Вып. 9.

Царегородцева Л. М. Возникновение и развитие контактов между младенцами: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1983.

Цукерман Г. А. Формирование учебной деятельности в коллективно-распреде­ленной форме (на материале экспериментального обучения родному языку в на­чальной школе): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1981.

Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

Щур В. Г. Методика изучения представления ребенка об отношении к нему других людей//Психология личности. М., 1982.

Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.

Наши рекомендации