Ii общая характеристика основных
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ АРТ-ТЕРАПИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по спецкурсу
«Основы арт-терапии»
для студентов дневного и заочного отделений,
специализирующихся по кафедре
психологии личности и общей психологии
Ростов-на-Дону
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности и общей психологии Е.В. Зинченко.
Печатается в соответствии с решением кафедры психологии личности и общей психологии факультета психологии РГУ, протокол №10 от 22 февраля 2006 г.
Ответственный редактор – доцент кафедры психологии личности и общей психологии И.П. Шкуратова
СОДЕРЖАНИЕ
Стр
Введение 4
I Понятие арт-терапии 6
II Общая характеристика основных арт-терапевтических подходов 9
III Составляющие арт-терапии и её уровни применения в психологии 12
IV Функции арт-терапии 15
V Особенности и механизмы арт-терапевтического взаимодействия 18
VI Групповой арт-терапевтический процесс 22
VII Роль психотерапевта в арт-терапевтическом процессе 25
VIII Общая характеристика арт-терапевтической практики 26
IX Ограничения применения арт-терапии 30
Терминологический словарь 32
Список рекомендуемой литературы 35
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время в нашей стране значительно расширилась область практической психологической деятельности, связанная с применением арт-терапевтических методов. Возрастающая популярность арт-терапии обусловлена наличием ряда её преимуществ по сравнению с другими психотерапевтическими методами. Арт-терапия акцентирует внимание на невербальном взаимодействии психолога и клиента, предоставляя тем самым новые ресурсы для работы психолога с теми людьми, вербальные возможности которых ограничены вследствие воздействия различных факторов. Арт-терапевтический процесс активизирует бессознательное клиента и даёт возможность арт-терапевту получить доступ к нему.
Арт-терапия полифункциональна. Она применяется психологами как на этапе диагностики, так и на этапе коррекции. Арт-терапия создаёт новые возможности для психического развития участников, способствует их творческому самовыражению и личностному росту.
Целью настоящих методических указаний является рассмотрение теоретических вопросов арт-терапии как самостоятельного направления психокоррекционной работы.
Методические указания ориентированы на помощь студентам в ознакомлении с арт-терапевтическими методами. Они содержат иллюстративный материал в виде таблиц и рисунков, обобщающих теоретические представления, имеющиеся в отечественной и зарубежной арт-терапии, и дающих наглядное представление об арт-терапии и основных механизмах арт-терапевтического процесса.
В тексте рассматриваются различные аспекты арт-терапии, возможные уровни её применения в психологии, области практического использования арт-терапевтического подхода. Уделяется внимание описанию разнообразных функций арт-терапии. Определяется роль арт-терапевта и степень его включенности в арт-терапевтический процесс. Поднимается проблема ограничений в использовании арт-терапевтических методов и техник. Приводятся схемы анализа групповой динамики и межличностных отношений, которые могут применяться студентами в их практической деятельности.
В заключение дан словарь арт-терапевтических терминов и список литературы, который может быть использован студентами в их самостоятельной работе для более глубокого изучения арт-терапии как отдельной области психотерапевтической практики.
Изучение спецкурса «Основы арт-терапии» предполагает наличие определённых представлений студентов о психодиагностике и психотерапии, полученных в ходе предшествующего обучения. Наличие таких знаний помогает выявить стартовый рейтинг.
Вопросы к стартовому рейтингу:
1. Дайте определение психотерапии.
2. Охарактеризуйте психодинамическое направление в психотерапии.
3. Перечислите другие известные вам психотерапевтические направления.
4. Объясните, что такое интервенция в психотерапии.
5. Назовите отличительные особенности проективного теста.
I ПОНЯТИЕ АРТ-ТЕРАПИИ
В переводе с английского языка «арт-терапия» – лечение изобразительным искусством. Искусство можно рассматривать как одно из средств самовыражения личности. Искусство развивает и воспитывает человека, позволяет ему разобраться в жизни и лучше понять самого себя. Оно способствует фиксации и передаче чувств и мыслей коммуникатора. Как средство опосредованного общения, искусство помогает нашему "Я" высвободиться и вступить в многосторонние и сложные взаимоотношения с другими людьми.
Известно также, что искусство в свернутом виде транслирует как ценности конкретного общества, так и всемирные ценности, в то же время, язык искусства по-своему доступен и понятен каждому человеку, в особенности, если иметь в виду глубину его эмоционального проникновения. Именно поэтому методы воздействия на личность с помощью искусства очень эффективны.
Психотерапия искусством – это вид психотерапии, который основан на использовании различных форм и видов искусства в лечебных целях. Традиционно психотерапия искусством представлена следующими основными направлениями: арт-терапией, драматерапией, музыкотерапией и танцедвигательной терапией. В отдельных странах эти направления признаны в качестве самостоятельных профессий. Таким образом, арт-терапия – одна из составляющих терапии искусством.
Как самостоятельная область теоретических знаний и практической работы, арт-терапия стала формироваться на стыке науки и искусства в начале XX века. Её возникновение связывают с именем британца А.Хилла, который в 1938г. впервые применил термин «арт-терапия» при описании своей работы с больными туберкулёзом. С тех пор этот термин получил широкое распространение и стал активно использоваться медиками, психологами, художниками, социологами, педагогами.
В настоящее время термин «арт-терапия» применяется в научной литературе в двух смыслах:
1) метод коррекционного воздействия (лечения), основанный на использовании различных форм творческой деятельности (как специфического вида деятельности человека).
2) метод коррекционного воздействия (лечения); психотехнологии, связанные с использованием изобразительного творчества (визуальное искусство).
С точки зрения западной психологии, арт-терапия - это метод лечения, воздействия на человека, основанный не только на привлечении клиента к занятиям изобразительным творчеством, но и на восприятии им готовой изобразительной продукции (например, восприятии и обсуждении картин, фото- и видеоматериалов). Исходя из этого, выделяют активную и пассивную арт-терапию. Активная арт-терапия предполагает побуждение клиентов к самостоятельной творческой деятельности, пассивная же основана на использовании уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию [2].
Чаще всего арт-терапию связывают с медицинской деятельностью, но более корректно было бы говорить о ней как о сопровождении. Арт-методы можно рассматривать как средство профессиональной работы на развивающем и коррекционном уровнях изучения внутреннего мира личности, её психологических особенностей. Поэтому в данном случае уместно использовать понятие развивающей или коррекционной технологии.
Арт-терпия проводится в специально оборудованном помещении, оснащенном необходимыми для работы материалами и средствами, имеющем условия для хранения и экспонирования изобразительной продукции. Обстановка арт-терапевтического кабинета (арт-терапевтической студии) помогает клиенту ощутить собственную безопасность и способствует его свободному самовыражению.
Коррекционные занятия обязательно осуществляются в непосредственном контакте клиента с арт-терапевтом. Такие занятия предполагают обсуждение мыслей и чувств клиента, самого хода арт-терапевтической работы, её результатов. Они могут проводиться и в домашней обстановке, но это скорее исключение, чем правило.
Анализ представлений, присутствующих в различных арт-терапевтических направлениях, позволил А.И. Копытину выделить некоторые общие признаки, характеризующие арт-терапию как самостоятельную область психотерапевтической деятельности:
1) использование клиентом различного изобразительного материала для самовыражения;
2) создание специальных условий для изобразительной деятельности клиента (арт-терапевтический кабинет, в котором клиенты чувствуют свою защищенность);
3) обязательное присутствие психотерапевта;
4) использование психотерапевтом специальных приемов, способствующих художественному самовыражению клиента и осознанию им связи созданной художественной продукции с содержанием своего внутреннего мира;
5) безоценочное отношение к созданной художественной продукции [12]. Для терапевтического процесса художественная одаренность клиента не имеет принципиального значения. Эстетические критерии созданного образа не играют значимой роли. Любое произведение имеет свою ценность, независимо от его художественных достоинств.
Современная арт-терапия включает в себя не только живопись, рисунок, хотя эти формы работы остаются доминирующими. Однако, наряду с ними, участникам арт-терапевтического процесса предлагаются самые разнообразные занятия изобразительного и прикладного характера, направленные на творческое самовыражение, выявление актуальных психологических проблем, активизацию психотерапевтического взаимодействия. При этом могут использоваться рисунок, живопись, графика, скульптура, чеканка, фотография, лепка, резьба, выжигание, гобелен, мозаика, фреска, резьба по дереву, изготовление изделий из меха, кожи, ткани и т.д. В качестве материала могут быть применены как природные материалы (глина, мел, песок, листья, камни, ветки, овощи, фрукты и т.п.), так и искусственные, то есть созданные человеком (краска, гуашь, картон, бумага, пластилин, верёвка, целлофан и т.п.). В современную арт-терапию включены и такие формы творческой деятельности как видеоарт, инсталляция, перфоманс, компьютерное творчество, где ведущую роль играет визуальный канал восприятия информации.
II ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ