Конструирование и копирование

Неотъемлемой частью формирования пространственных пред­ставлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картин­ки, мозаики и т.п. Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв и цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.

69.«Конструирование предметов из заданных частей». Ребенку дается основная деталь, свойственная всем предметам данного клас­са: например, емкость (для посуды) или туловище (для животных), стебель (для растений), и различные фрагменты, благодаря которым основная деталь постепенно дополняется, преобразуясь в самые раз­личные объекты. Ребенку предлагают пофантазировать и сложить не­сколько фигур с единой основой: например, на базе одной и той же «основы» для посуды могут быть (с помощью разных соответствую­щих фрагментов) сконструированы: чайник, сахарница, чашка и т.п. То же — с фигурой человека или животного, растениями и т.п. Каж­дый раз ребенка спрашивают: «Что это? На что (кого) похож этот предмет?» Потом он зарисовывает сложенные из деталей предметы и делает к ним подписи.



Конструирование и копирование - student2.ru

Рис. 12

Конструирование и копирование - student2.ru

Рис. 13

71. «Я' — конструктор». Ребенку предлагается из спичек, счетных палочек, мозаики сконструировать какое-либо предметное изображе­ние или выложить печатную букву. Пусть он проделает это с открыты­ми и закрытыми глазами. Затем путем перекладывания элементов мож­
но превратить их в другие предметы, букву, цифру или орнаменты.

72.«Найди нужный блок». Инструкция: «Найди среди верхних фигур нужный блок и дострой нижнюю фигуру так, чтобы она стала такой же, как соседняя. Ты можешь разворачивать "блоки"» (рис. 12).

«Орнамент». Разрежьте квадраты, расположенные слева на ри­сунке 13, сначала на четыре, а потом — в более сложном варианте —лишь на две (по горизонтали или вертикали) части. Попросите ребен ка сложить из полученных частей придуманные вами орнаменты; сна­чала более простые, а затем — аналогичные тем, что представлены на рисунке 13 справа. Понятно, что для маленьких детей здесь более адекватны привычные для них кубики.

На первом этапе формирования процессов копирования целесообраз­но осуществлять его с помощью кальки или копировальной бумаги и только затем переходить к обычному срисовыванию. Помимо прочего, этот прием формирует «память руки» и необычайно эффективен при усвоении букв и цифр.

Рис. 14

Конструирование и копирование - student2.ru

74. «Копирование фигур».

а) Копирование различных простых фигур. б) Копирование сложных фигур и изображений, как, например, на рисунке 14. Сначала фигура анализируется совместно психологом и ребенком: она разбивается на части, обсуждается удобная последо­вательность ее воспроизведения. Далее ребенку предлагается самосто­ятельно проанализировать изображение и выработать стратегию ко­пирования.

в) Копирование фигур с поворотом их на 90° и 180°. Поворот на 90° может быть обыгран следующим образом: «Нарисуй эту фигуру лежащей на левом (или правом) боку». На 180°: «Нарисуй эту фигуру "вверх ногами", но так, чтобы все части фигуры остались на своих
местах». Для проверки можно сравнить или наложить друг на другаобразец и рисунок ребенка, если они выполнены с соблюдением мас­штаба, например, на бумаге в клетку.

Удивительным образом действует на ребенка обсуждение его соб­ственного рисунка, отраженного в зеркале, которое приставляется к полученному изображению и/или образцу сверху, слева и т.д.

Наши рекомендации