Теория «выдающегося человека»
Этот ранний характерологический подход к исследованию лидерства часто называет теорией «выдающегося человека» в силу его направленности на поиск лидера, которого ждет явный успех. Исследователи надеялись, что они смогут улучшить функционирование организации относительно простым способом: определив характеристики оптимальных лидеров, подобрав людей с такими характеристиками и поставив -IX на руководящие должности.
Общая методология ранних исследований, использовавших характерологическую теорию, сводилась к поиску существенных различий между личностными характеристиками удачливых и неудачливых лидеров. В публикациях тех лет определение успеха варьирует от показателей деятельности возглавляемой лидером группы до личного успеха лидера (например, выдвижение его на руководящую должность). В своем обзоре сотен характерологических исследований, проведенных более чем за 70 лет, Стогдилл (Stogdill, 1974) суммирует результаты этого направления «следований.
«Лидера характеризует сильное стремление принять на себя ответственность и выполнить задачу, решимость и упорство в достижении целей, смелость и оригинальность при разрешении проблем, стремление проявить инициативу в социальных ситуациях, уверенность в себе и целостность личности, готовность отвечать за последствия своих решений и действий, умение снимать межличностное напряжение, толерантность к фрустрации и различным проволочкам, способность влиять на поведение других люден и умение структурировать системы социальных интеракций, подчиняя их выполнению данной задачи».
Как можно предположить на основании образного описания Стогдилла, поиск черт, которыми обладают хорошие лидеры и не обладают плохие, был успешен в том плане,что позволил прийти к согласию в отношении этих черт. К сожалению, этот перечень не слишком полезен, если нужно идентифицировать хороших лидеров заранее, поскольку он состоит главным образом из характеристик, которые можно оценить только наблюдая за чьими-то действиями в течение определенного времени. Что касается эффективного лидерства, то личностные характеристики, которые можно наблюдать или легко оценить с самого начала (такие как пол и внешние данные), не поддаются четкой дифференциации.
Несмотря на то что многолетние исследования не смогли дать четкой дифференциации наглядных личностных характеристик, которые позволяли бы уверенно отделять удачливых лидеров от неудачливых, в целом было достигнуто согласие (которое продолжает оставаться в силе) в отношении того, какой должна быть эта дифференциация. Покажите людям фотографию высокого, седовласого 60-летнего мужчины в безукоризненном костюме и галстуке, с серьезным выражением лица, и фотографию привлекательной 40-летней брюнетки в повседневном платье без рукавов, с серьгами в ушах и ослепительной улыбкой. Выбирая из этих двоих лидера, большинство отдаст предпочтение мужчине и отвергнет женщину, если только они не узнают в ней Донну Каран, ведущего дизайнера и основателя одной из наиболее преуспевающих и влиятельных швейных фирм в США.
Надежность.
Организационным психологам известно, что личностные характеристики являются важным фактором, влияющим на восприятие людьми лидерских способностей и достижений.
Описанный механизм работает и в обратную сторону. Когда испытуемым показывали фотографии людей, которых им представляли как лидеров и нелидеров, лидеры оценивались как более привлекательные и солидные, чем нелидеры, и обладающие статусом и личностными чертами, подобающими лидеру (Cherulnik, Turns & Wilder-man, 1990). Однако ярлыки «лидер» или «нелидер» присваивались произвольно, а фотографии подбирались таким образом, чтобы привлекательность изображенных на них людей была примерно одинаковой. Качества, которые испытуемые обнаруживали в портретах лидеров, были теми качествами, которые, по их мнению, более присущи лидерам, чем нелидерам.
Идеальный лидер
Модель обработки социальной информации в применении к лидерству предполагает, что, как это и утверждалось многими в течение долгого времени, личностные характеристики весьма важны для удачливого лидера, разве что важны они в ином аспекте, чем тот, который имелся в виду первоначально. Многие организационные психологи и теоретики управления, используя свой опыт и свою систему взглядов, пытались внести ясность в этот вопрос. Здесь рассматриваются три характеристики, с помощью которых можно описать идеального лидера и его стиль руководства.