Совместные настольные игры
Для работы с агрессивными детьми могут с успехом использоваться различные настольные игры, Которые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например, игра «Конструктор». Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру из деталей «Конструктора». По ходу игры взрослый помогает детям решить возникающие конфликты и избежать их. После игры возможно проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них.
В ходе совместных настольных игр дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения.
Приложение 10
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
Анкета для родителей
Появились ли у ребенка в возрасте до 7 лет следующие признаки, наблюдались ли они более 6 месяцев? Принимается только ответ «Да» (1 балл) или «Нет» (0 баллов).
№ | Признаки | Баллы |
Совершает суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается | ||
С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо занятий | ||
Легко отвлекается на посторонние стимулы | ||
С трудом ожидает очереди для вступления в игру | ||
Отвечает на вопросы, не подумав и раньше, чем вопрос будет закончен | ||
С трудом исполняет инструкции других | ||
С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях | ||
Часто переключается с одного незаконченного дела на другое | ||
Во время игр 6есiюксен | ||
Часто чрезмерно разговорчив | ||
В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто является «мишенью» | ||
Часто кажется, что не слышит, что сказано ему или ей | ||
Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе | ||
(игрушки, карандаши, книги и др.) | ||
игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице«без оглядки») | ||
Общее число баллов |
Если общее число баллов 8 и более, вам необходимо показать ре6енка специалисту
Приложение 11
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
Анкета для педагога
В какой степени выражены нижеперечисленные признаки у ребенка?
Проставьте соответствующие цифры: 0 —отсутствие признака, 1
присутствие в незначительной степени,2 — присутствие в умерен‑
ной степени, З — присутствие в выраженной степени.
№ | Признаки | Баллы |
Беспокоен, извивается, как уж | ||
Беспокоен, не может оставаться на одном месте | ||
Требования ребенка должны выполняться немедленно | ||
задевает, 6еспокоит других дётей | ||
Возбудимый, импульсивный | ||
Легко отвлекается, удерживает внимание на короткий период времени | ||
Не заканчивает работу, которую начинает | ||
Поведение ребенка требует повышенного внимания учителя | ||
Не старателен в учебе | ||
Демонстративен в поведении (истеричен, плаксив) | ||
Общее число баллов |
Если результат 11 и более баллов лля девочек и 15 и более баллов для мальчиков, вам необходимо показать ребенка специалисту.
Приложение 12
СИМПТОМАТИКА
Американские психологи считают, что гиперактивные дети проявляют н своем поведении следующие симптомы:
Невнимание
1. Имеет незаконченные проекты.
2. Отличается нарушением устойчивого внимания.
3. Ребенок слышит, когда к нему обращаются, но не может сфокусировать себя.
4. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
5. Имеет трудности в организации.
6. Часто теряет вещи.
7. Избегает задач скучных и тех, которые требуют умственных усилий.
8. Часто бывает забывчив.
Сверхактивность
1. Ерзает, как червяк.
2. Проявляет беспокойство (барабанит пальцами, двигается в кресле, трудно неподвижно сидеть, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, даже в младенчестве.
4. Находится в постоянном движении (с «мотором»).
5. Очень говорлив.
Импульсивность
1. Отвечает до того, как его спросят.
2. Не способен дождаться своей очереди.
3. Часто вмешивается, прерывает, не может ждать.
4. Плохо сосредоточивает внимание.
5. Импульсивен, ке может отложить вознаграждение.
6. Не может регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами. Хочеч сейчас - и ломает правило.
7. Имеет большую вариативность выполнения заданий (на некоторых занятиях спокоен, на других - нет, а Тесты показывают: у него нет способностей к обучению).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных моментов, воспитатель может предположить (но не поставить диагноз ), что ребенок, за которым он наблюдает, является гиперактивным.
Приложение 1З
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
М. М. Безруких
БМ | Вопросы | Всегда | Часто | Иногда |
Считаете ли вы поведение ребенка «трудным= (беспокойным)? | ||||
Отмечаете ли выв поведении ребенка: | ||||
Двигательное беспокойство Невозможность усидеть на одном месте Трудности концентрации внимания Быструю утомляемость Трудности восприятия и понимания инструкции(задания) Хаотичность действий (неумение работать по ману) Трудность осознания ошибок в выполнении задания и их исправлений в ходе деятельности Болтливость Непонимание ситуации Импульсивность | ||||
В каких ситуациях чаще проявляется беспокойное поведение? | ||||
Во время игры Во время занятий (по подготовке к школе) Во время любимых занятий На прогулке В новой обстановке При просмотре телепрограмм (фильмов) | ||||
Чем болыие всего любит заниматься ребенок? . | ||||
Что ему нравится? | ||||
Что вызывает обиду? Слезы? Гнев? | ||||
Как ведет себя ребенок, когда сердится (недоволен)? | ||||
Кричит |
N? | Вопросы | Всегда | Часто | Иногда |
Устраивает истерику Размахивает руками, топает ногами Ломает игрушки • Рвет бумагу, книги Плачет Замыкается, молчи | ||||
Что в поведении ребенка тревожит, вызывает беспокойство? Раздражение? Желание накричать на него, наказать? ‑ | ||||
Как вы реагируете на беспокойнсе поведение ребенка? | ||||
Уговариваете Объясняете, что он плохо себя ведет Ставите в пример брата, сестру, друзей и т. В. Кричите Наказываете Говорите обидные слова Говорите, ио не будете его любить лишаете чего-то приятного Не разговариваете Требуете извинений | ||||
Считаете ли себя строгим (строгой)? | ||||
Поощряете ли хорошее поведение ребенка? Как? |
Приложение 14