В период с 1901 г. до конца 1920-х гг

Как уже упоминалось, наиболее заметным достижением в области измерения индивидуальных различий, ознаменовавшим начало XX в., были тесты А. Бине, с именем которого также связано преодоление одного из первых кризисов в тести- ровании интеллекта. Шкалу Бине начинают использовать все более широко в раз- ных странах.

Одним из первых в США этот тест применил Генри Годдард,который вклю- чил его в группу методик, предназначенных для обследования прибывающих из Европы иммигрантов. Работа Годдарда отчетливо продемонстрировала, что может дать применение неадаптированного теста при обследовании людей, плохо вла- деющих английским языком или не знающих его вовсе. По данным этого обсле- дования получалось, что 83 % евреев, 80 % венгров, 79 % итальянцев и 87 % выход- цев из России могли быть охарактеризованы как слабоумные.

Неудовлетворенный переводом шкалы Бине—Симона (редакция 1908 г.), ко- торый представил Г. Годдарт, другой американский психолог Льюис Мэдисон Терменв сотрудничестве с X. Д. Чайлдз приступил к новой адаптации теста. Его подход заключался в проверке валидности и надежности заданий шкалы так же, как это делал сам Бине, но на этот раз в США. Многие задания теста были моди- фицированы, а также добавлены новые. Эта шкала (Стэнфордская версия шкалы Бине—Симона) была стандартизирована на 2100 детях и 180 взрослых. Она охва- тила диапазон от трехлетнего возраста до уровня взрослых старшего возраста, но не включала тестов для 11 лет. Результат выражался как соотношение умствен- ного развития с возрастом и мог быть преобразован в коэффициент интеллекта, или IQ. На основании распределения IQ, полученного с помощью этой шкалы, Термен предложил следующую классификационную схему: IQ от 90 до 109 ука- зывает на средние умственные способности, IQ ниже 70 возможен при слабоумии, IQ выше 140 свидетельствует о гениальности. При этом он обратил внимание на то, что установленные им ограничения определены произвольно и что сама клас- сификационная схема предназначена только для использования в качестве обще- го руководства для нового измерения. К сожалению, этими предостережениями вскоре стали пренебрегать многие специалисты, ослепленные очевидностью замет-




1.3. Психодиагностика в XX в. 27

В период с 1901 г. до конца 1920-х гг - student2.ru  
Генри Герберт Годдард

Родился в 1866 г. в Восточном Вассальборо в большой фер- мерской семье. Образование получил в Хэверфордском кол- ледже (1887). Там же получил магистерскую степень по матема- тике(1889).КарьераГоддардавпсихологииначаласьв1896г.в университете Кларка, где он защитил докторскую диссертацию (1899).Преподавал психологию и педагогику в Пенсильвании. В1902г., работая в Вайнлендской исправительной школе, со- вместно с коллегами основал «Вайнлендский клуб слабоумных», основной задачей которого была разносторонняя помощьдетям с проблемами в психическом развитии. В 1908 г. изучаеттесты БиневЕвропе,апозднееиспользуетихдлядиагностикииклас- сификации разныхуровней интеллектуального недоразвития. В 1910 г. он был первым, кто использовал тесты Бине в обще-

образовательной школе. Также тестировал прибывающих в Америку иммигрантов. В 1917 г. был одним из семи американских психологов, участвовавших в разработке те- стовинтеллектадлянуждармии.В1918г.руководительБюропоизучениюмолодежив Огайо, профессор Огайского университета (1922). В 1927 г. признает, что многие его выводы, касающиеся природы слабоумия, были ошибочными. Несмотря на это, иссле- дования Годдарда, особенно в области тестирования, способствовали развитию пси- ходиагностики интеллекта. Умер в 1957 г.

ных контрастов в успеваемости и общем поведении детей с высоким и низким IQ. Заслугой Термена является также то, что впервые в истории тестирования была разработана серия подробных инструкций для проведения теста и определения ре- зультатов. Термен многократно подчеркивал, что отклонения от стандартной про- цедуры тестирования могут быть причиной серьезных ошибок.

Стэндфордская версия шкалы вскоре стала наиболее используемой для опре- деления умственных способностей в Соединенных Штатах. Более двух десятиле- тий труд Термена считался в США классическим образцом шкалы интеллекта. Благодаря своей надежности и достоверности она была определенным улучшени- ем шкалы Бине. Тем не менее немалая часть критики, адресованной последней, могла быть в равной степени переадресована к варианту, разработанному Терме- ном. О чем идет речь? Все еще чересчур заметный акцент делался на вербальные навыки, что приводило, например, к неоправданно низким результатам у лиц, ро- дившихся за рубежом. Каждое отдельное задание в тесте было настолько кратким, что возникали трудности в оценке настойчивости индивидуума (это была проб- лема, которой нельзя было избежать, поскольку краткость заданий предполага- лась изначально с целью поддержания интереса ребенка). При отсутствии уровня

11 лет, эта шкала была удовлетворительной на протяжении 10-го года, но возни- кали проблемы интерпретации в том случае, если ребенок прошел все задания

10-летнего возраста, но не смог ответить на все задания в 12-летнем возрасте.

Более того, оставался открытым вопрос о значении «разброса» баллов (т. е. таких результатов тестирования, при которых правильные решения распределе- ны на нескольких возрастных уровнях). Некоторые психологи полагали, что ши- рокий разброс характерен для умственного дефекта и указывает на неравномер- ное развитие способностей у лиц, имеющих такие результаты. Используя эту шкалу, Термен также убедился в том, что она слишком легкая для младшего воз- раста и слишком трудная для старших возрастов. Эти, как и некоторые другие

28 Глава 1. История психодиагностики. Введение

замечания, не умаляли в целом положительного отношения к шкале. Термен пи- сал о том, что психолог, ее использующий, может получить после 45-минутной диагностики более надежную и более информативную оценку умственных способ- ностей ребенка, чем та, которую могут предложить большинство учителей после года ежедневного общения с учащимся в классе.

После принятия во внимание некоторых из этих рекомендаций шкала Бине, изданная в 1911 г., была расширена от трехлетнего до уровня взрослого возраста, но исключала возраст 11,13 и 14 лет. Результат продолжал выражаться на основе умственного возраста, соотносимого с физическим (хронологическим) возрастом и толковался следующим образом: «Если умственное развитие ребенка соответ- ствует его хронологическому возрасту, ребенок считается «обычным» (средним) по интеллекту; если умственное развитие ребенка выше, то ребенок «продвину- тый»; если умственное развитие ребенка ниже — ребенок «отсталый»

Бине продолжал подчеркивать важность качественных аспектов показателей. Он предложил возможный путь дифференциации в общей группе отсталых уче- ников, выделяя способы, с помощью которых дети способны поддерживать соци- альные отношения: идиоты ничего не могут, кроме общения с помощью жестов; слабоумные способны поддерживать контакт с помощью речи; отсталые могут научиться устанавливать взаимоотношения с людьми через письмо.

Основные этапы развития шкалы Бине, применяемой и сегодня, можно пред- ставить следующим образом.

Наши рекомендации