Концептуальный анализ знаний
} ем)понимается процесс анализа информации, полученной от источника знаний, и ее синтез (или кодирование) в некоторые структуры, не зависящие от какой-либо программной реализации.
имодействияинженерапознаниямсэкспертом,различающийсялишь своими аспектами. Если проблема извлечения знаний заключается в выборе формы взаимодействия инженера по знаниям с экспертом, то проблема концептуального анализа знаний предполагает рассмотрение собственно предмета, ради которого такое взаимодействие организовано, а именно, той информации, смысл которой в процессе преобразования от представлений эксперта к представлению в компьютере должен остаться неизменным.
Процесс преобразования знаний от представлений эксперта к представлению в компьютере можно рассматривать как проблему преобразования информации, решаемую путем перехода от одного материального носителя знаний к другому. В зависимости от вида материального носителя знаний можно выделить следующие уровни представления знаний:
□ экспертность (представления эксперта);
□ концептуальное или полуформализованное представление знаний как результат взаимодействия эксперта и инженера по знаниям (возможно на бумаге);
□ формализованноепредставлениезнанийнаспециализированных языках искусственного интеллекта (на бумаге или в компьютере);
□ представление знаний на машинных носителях информации (база знаний).
Компьютерная психодиагностика
В этом отношении концептуальный анализ знаний - это переход от экспертности или представления знаний в памяти эксперта к некоторым концептуальным, полуформализованным представлениям или структурам, отражающим понимание экспертом предметной области в целом и стратегий рассуждений при решении профессиональных задач
Представление знаний в памяти человека - одна из проблем, рассматриваемых когнитивной психологией, которая представляет собой не только направление исследований, изучающее познавательные процессы человека с точки зрения хранения, преобразования и переработки им информации, но и целостный, структурно-информационный подход к исследованию процесса познания. Восприятие, память, внимание и мышление человека - это фундаментальные познавательные процессы, исследуемые в рамках когнитивной психологии.
В соответствии с этим рассмотрим, как осуществляется репрезентация знаний в памяти человека, выделим формы или элементы знаний, а затем с помощью этих элементов опишем язык и методы концептуального анализа знаний.
Когнитивные структуры
Исследованиявобластикогнитивнойпсихологии предлагают обширную коллекцию моделей семантической организации памяти человека. Среди них: семантические сети, ассоциативные сети, декомпозиция процедур на элементарные действия, схемы, фреймы, скрипты и т.д. Однако любая из этих моделей в основе своей имеет два элемента-это понятия (концепты), представляющие собой репрезентации объектов (характеристик объектов, признаков объектов) в памяти человека, и вза-имосвязикакрепрезентации связеймежду'конкретными объектами или понятийными классами, возникающими в процессе отражения человеком объективного мира. С помощью этих элементов можно описывать любую феноменологию знаний, в том числе как «знания-что» (объекты и взаимосвязи), так и «знания-как» (действия и процедуры). Например, ситуацию, описываемую кратко как «визит к врачу», можно рассматривать как процедуру или последовательность действий, а можно как понятие, имеющее определенные атрибуты: «запись на прием», «поездка на место приема», «ожидание приема», «визит», «оплата».
Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик
Таким образом, с точки зрения инженерии знаний понятия и взаимосвязи - это центральные элементы, с помощью которых можно описывать любую феноменологию знаний.
Р^Конкретная вербальная форма семантической репрезента-3 ции, представленная в виде понятий и взаимосвязей, определяется термином когнитивная структура.
Как отмечает ^^Холодная^^ тура» наиболее активно разрабатывалось в качестве основной психологической категории в таких когнитивно ориентированных психологических теориях, как когнитивное направление неофрейдизма (Д. Рапапорт, Р. Гарднер, Ф. Хольцман, Г. Клейн и др.), когнитивная психология личности (Дж. Келли, У. Скотт, О. Харви, Д. Хант, X. Шро-дер и др.), когнитивная экспериментальная психология (Ф. Барлегг, У. Найссер, Э. Рош, М. Минский, Б. Величковский и др.). Объяснительный потенциал понятия «когнитивная структура» можно раскрыть более полно, если обратиться к основным мотивам его введения в профессиональный психологический словарь, общим для всех трех указанных выше когнитивных теорий.
Во-первых, это необходимость разведения содержательных (идеи субъекта относительно мира) и собственно когнитивных (механизмы, посредством которых идеи появляются и преобразуются) аспектов познавательного отражения.
Во-вторых, это потребность осмыслить факты ситуативной изменчивости поведения человека. Поскольку ни фактор личностных черт, ни фактор ситуации не могли объяснить причины индивидуального поведения, следовало найти такой механизм его регуляции, в котором одновременно были бы представлены и характеристики субъекта, и характеристики ситуации. Этим требованиям как раз и отвечало понятие когнитивной структуры.
В-третьих, это ориентация на объяснение высокого творческого потенциала всех основных форм познавательной активности. Удивительная гибкость, непредсказуемость и продуктивность интеллектуального поведения человека привела к идее существования «внутри» субъекта некоторых психических образований, относительно независимых от окружения и способных к порождению собственных правил организации информации (селекции, структурирования, преобразования и т. д.).
В инженерии знаний мотивом введения понятия «когнитивная структура» является попытка найти наиболее общее структурное опи-
Компьютерная психодиагностика
сание феноменологии знаний, хорошо согласованное с основными представлениями когнитивной психологии. Еще раз подчеркнем, что описание когнитивной структуры представлено описанием понятий и взаимосвязей, не предполагающим какую-либо интерпретацию этих взаимосвязей, то есть не предполагающим наличие семантических отношений.
В качестве примера приведем когнитивную структуру для предложения «Ветер дул с севера, и высокий эвкалипт, возвышавшийся над всеми прочими деревьями и над домами, раскачивался на ветру крайне недовольно». На рис. 3.3 понятия изображаются в виде вершин или узлов, а взаимосвязи - в виде дуг, соединяющих эти вершины. В данном примере взаимосвязи не имеют названия, они просто либо установлены, либо нет (есть дуга между узлами или нет). Дуга отражает только лишь сам факт установления взаимосвязи. Например, очевидно, что в предложении ничего не говорится о связи между понятиями «север» и «деревья», а потому дуга на рисунке отсутствует.
Отметим, что в этом примере процесс установления взаимосвязей между понятиями не вызывает никаких сложностей, и каждый сможет нарисовать одну и ту же когнитивную структуру. Однако это не всегда так. Следующий пример показывает, что существуют определенные факторы, влияющие на установление взаимосвязей между понятиями.
Рассмотрим предложение «Цветник, с его великолепными розами, содержался в исключительном порядке, трава всегда была зеленой и только что подстриженной» и попытаемся представить (и нарисовать), как в процессе отражения это предложение может быть репрезентировано в памяти человека. Прежде всего выделим понятия: цветник, розы,
Рис. 3.3.Когнитивная структура предложения «Ветер дул с севера,
и высокий эвкалипт, возвышавшийся над всеми прочими деревьями
и над домами, раскачивался на ветру крайне недовольно»
Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик |
Рис. 3.4.Когнитивная структура предложения «Цветник, с его великолепными розами, содержался в исключительном порядке, трава всегда была зеленой и только что подстриженной»
великолепные, порядок, исключительный, трава, зеленая, подстриженная, недавно. Без всяких затруднений установим взаимосвязи: цветник-розы, розы-великолепные, цветник-порядок, порядок-исключительный, трава-зеленая, трава-подстриженная, подстрижен-ная-недавно и изобразим это в виде когнитивной структуры. На рис. 3.4 эти взаимосвязи изображены сплошными линиями. Заметим, что установление таких взаимосвязей не вызывает сомнений ни у кого, также какиотсутствиесвязимеждупонятиямивеликолепные-исклю-чительный. Но на рисунке изображены еще две связи (пунктиром): цветник-траваитрава-порядок.Установлениесвязеймеждуэтимипо-нятиями у некоторых людей может вызывать сомнение. О том, что «трава находится в цветнике», явно в предложении не говорится, а связь между травой и порядком устанавливается лишь на основании дополнительного знания: «Если трава недавно подстрижена, то трава находится в порядке». Если человек этого не знает или считает, что это неверно, то связь между травой и порядком он не установит.
Этот пример иллюстрирует, что когнитивные структуры даже такого, казалось бы, простого предложения у различных людей могут существенно различаться. Кто-то нарисует связь между цветником и травой, а кто-то скажет, что там, где растут розы, травы быть не должно.
Что же происходит, когда человек, постоянно накапливая опыт, обучается какой-либо профессиональной деятельности? Оказывается, что по мере накопления опыта человек изменяет когнитивные структуры путем «приобретения», «добавления», «стирания» или «видоизменения» взаимосвязей.
Компьютерная психодиагностика
Г Результаты экспериментов по изучению человеческо- !
0 го опыта на основании сравнения когнитивных структур I
1 новичков и опытных специалистов [Кук, Макдональд, У I 1986] показали, что когнитивные структуры профессио- ] I налов мало чем различаются между собой и сильно раз- *; I нятся с когнитивными структурами новичков. *
R. \У. ЗсНуапеуеШ*, F. Т. Оигзо и D. \У. ОеагЬок [Кук, Макдональд, 1986] получили когнитивные структуры знаний опытного летчика-истребителя и пилота-новичка, используя два метода: многомерное шкалирование (алгоритм КГОЗ - А18са1) и сетевое шкалирование со взвешенными связями (алгоритм Ра1пПпс1еr). Оба алгоритма основаны на использовании оценок психологической близости. Опытный пилот и пилот-новичок оценивали все возможные парные сочетания 30 связанных с полетом понятий, приписывая числа от 0 до 9 каждой паре, где 0 обозначал самую слабую степень связи между понятиями, а 9 - самую сильную. Эти оценки затем обрабатывались с применением обоих алгоритмов шкалирования.
В соответствии с алгоритмами MОЗ каждый концепт, выражающий некоторое понятие, помещается в ^-мерное пространство таким образом, что расстояние между точками отражает психологическую близость соответствующих концептов. Алгоритм Ра1hПпс1er строит семантическую сеть. Дуги могут быть либо ориентированными (несимметричное отношение), либо неориентированными (симметричное отношение).
Результирующие когнитивные структуры оказались близкими для летчиков-истребителей с одинаковым уровнем опыта, но были различными для разных групп испытуемых. Авторы экспериментов обнаружили, что по когнитивной структуре, характерной для летчика-истребителя, можно установить, новичок он или опытный пилот. Наконец, проведенный ими же анализ когнитивных структур выявил наличие концептов и взаимосвязей, общих для представлений опытного специалиста и новичка, и, кроме того, ряд концептов и взаимосвязей, которые были обнаружены только в одном из представлений. Прямым развитием рассмотренной работы стала экспертная система управления воздушным боем АСЕЗ [Go№ткh, ЗсНуапеуе1аЧ, 1985].