Семья как субъект педагогического воздействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

Семья как субъект педагогического воздействия.Семья и её значение в становлении и развитии личности обусловлено тем, что межличностные внутрисемейные отношения являются первым видом социальных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения. Специфику внутрисемейных межличностных отношений составляет непосредственный контакт, не имеющего ни пространственного, ни временного интервала.

Выделим условия, влияющие на формирование и становление личности ребенка в семье:

· состав семьи и её структура (городская семья, как правило, малочисленна: представлена одним-двумя поколениями;

· характер взаимоотношений в семье, особенно между отцом и матерью;

· образовательный уровень родителей, совместимость и общая психологическая атмосфера в семье;

· отношение к детям со стороны родителей.

· координация и взаимосвязь социальных ролей членами семьи и наличие системы нравственных норм поведения, которым они следуют.

Основные факторы влияния взрослых на развитие личности детей в семье:

1. Организация усвоения детьми нравственных норм, существующих в обществе. Особенно велика здесь роль механизма подражания: дети перенимают манеры взрослых, непосредственно их окружающих, их взаимоотношения, учатся у них тому, кого любить, кого избегать, кому выражать позитивные, а кому отрицательные эмоции.

2. Формирование самосознания ребенка, особенно позитивного его отношения к себе. Ребенок в семье должен получить первый опыт эмоционального переживания своего успеха и неуспеха во взаимоотношениях с окружающими. Его стремление быть признанным, чувство собственного достоинства должны быть реализованы в семье. Это стремление надо суметь «прошито» таким важным нравственным чувством, как совесть;

3. Высокий уровень доверительного общения между родителями и детьми, дружеский стиль общения, взаимопонимание, преобладание позитивного в оценках действий ребенка со стороны родителей. Отсутствие перечисленного приводит к негативным формам поведения детей, их раздражительности, преобладанию подавленного настроения, низкой самооценке.

4. Создание условий для проявления ребенком чувства уверенности в своих силах. Здесь особо следует выделить родительскую любовь: именно она лежит в основе нравственного и духовного развития ребенка в целом. Чем меньше ребенок видит проявление любви и ласки, тем он медленнее он формируется как личность. Ребенок нуждается как в материнской, так и отцовской любви. От женской роли матери зависит прежде всего развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание нравственных качеств. Специфика роли отца в том, что он является воспитателем дисциплины, независимости и безопасности.

Недостаточное внимание и любви родителей к детям, редкое их общение с детьми вызывает у последних не только сенсорный голод, но и недоразвитость нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств. Этим же объясняется и случаи немотивированной жестокости и агрессивное поведение некоторых детей.

5. Отношения между родителями определяют степень их личностного влияния на развитие ребенка. Сухомлинский отмечал, что в той семье, где мать и отец живут в согласии, перед ребенком раскрывается красота и гармония человеческих отношений, формируется душевное спокойствие и непринятие безнравственного и антиобщественного.

Типы межличностных отношений между родителями и детьми с точки зрения дистанции между ними:

1. Оптимальная дистанция, для которой характерно эмоционально-уравновешенное отношение к ребенку. Основой таких отношений уважение взрослым ребенка, который воспринимается как личность. Межличностные отношения между родителями и детьми в этом случае строятся на основе взаимодействия и взаимопонимания. Предъявляя требования, взрослые обращаются прежде всего к сознанию ребенка, поощряя его инициативу и самостоятельность.

2. Сокращенная дистанция (слияние)- нежелательный стиль родительского поведения, когда все внимание концентрируется на ребенке и семья существует только ради ребенка. Это есть проявление гиперопеки: родители постоянно контролируют поведение ребенка, ограничивают самостоятельность, не учитывают степень его социальной зрелости и активности.

3. Увеличенная дистанция (отчуждение)- эмоциональная дистанция между родителями и ребенком. Для данного типа межличностных отношений характерны редкие и поверхностные контакты с ребенком, эмоциональное равнодушие к нему.

Типы воспитания, деформирующие характер ребенка:

· Воспитание по типу «Золушки», когда родители чрезмерно враждебно или равнодушно относятся к ребенку. Ребенок в таких семьях воспитывается в условиях повышенной требовательности и эмоциональной отверженности.

· Воспитание по типу «кумира» семьи, когда ребенок оказывается центром семьи, объектом повышенного внимания завышенных ожиданий родителей. Выполняются все требования и малейшие капризы ребенка.

· Гиперопека – это такой тип воспитания, при котором ребенок лишен самостоятельности. Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей приводит к замедлению взросления ребенка, неспособности преодолевать жизненные трудности.

· Воспитание по типу «гипоопека», когда ребенок предоставлен сам себе, никто не принимает участие в формировании в нем навыков социальной жизни («что такое хорошо и что такое плохо). Это свойственно эмоционально холодным по складу родителям. Контакты с ребенком носят случайный, поверхностный характер.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что изучает педагогика? Как она связана с психологией?

2. Перечислите основные категории педагогики.

3. Что является результатом образования?

4. Почему личность в педагогике рассматривается в качестве главного критерия при определении эффективности педагогического процесса?

5. Почему природа личности значительно сложнее и разносторонне, чем её деятельность?

6. Как соотносятся обучение и воспитание?

7. Почему педагогическое взаимодействие шире понятия «педагогическое воздействие»?

8. Что изучает дидактика, какие категории она использует?

9. Какую роль играет обучение в развитии личности? Какие существуют теории, дающие ответ на поставленный вопрос?

10. Почему эффективность обучения зависит от наличия обратной связи между обучающимися и результатами их учебных действий?

11. Какая идея положена в основу проблемного обучения?

12. Какое психологическое обоснование имеет концепция укрупненных дидактических единиц?

13. Перечислить виды технологий концентрированного обучения. Раскройте их достоинства и недостатки.

14. Как связаны между собой социализация и воспитание личности?

15. Какие существуют критерии воспитанности?

16. В чем особенность авторитарного воспитания?

17. Чем отличается демократическое воспитание от либерального?

18. Какие условия влияют на формирование и развитие личности в семье?

19. Почему доверительное общение между родителями и детьми значимо для воспитания ребенка в семье?

20. Почему формирование чувства собственного достоинства связано с воспитанием совести у ребенка? Можно ли согласиться с утверждением о том, что кому нечем гордиться, тому нечего и стыдиться?

21. Можно ли рассматривать подражание как основной способ усвоения ребенком нравственных норм?

22. Какие выделяются типы межличностных отношений между родителями и детьми с точки зрения психологической дистанции между ними?

23. Перечислите типы воспитания, деформирующие характер ребенка, раскройте их главные особенности.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЗАДАНИЕ 1

В своей автобиографии Ч.Дарвин писал, что в учении он отставал от своей младшей сестры. Учителя и отец считали его довольно заурядным мальчиком. Уровень способностей оценивали ниже среднего. Отец нередко говорил ему: «Ты думаешь только об охоте, собаках и ловле крыс и осрамишь себя и всю наше семью». Проанализируйте описанную ситуацию в контексте особенностей процесса воспитания. Попытайтесь при этом ответить на вопрос о том, почему Ч.Дарвин не подтвердил неутешительные прогнозы отца относительно развития своей личности, достигнув выдающихся успехов в науке. Известны ли вам аналогичные примеры?

ЗАДАНИЕ 2

В нескольких детских садах проводили беседу-опрос с детьми. Интересовались тем, чего дети бояться больше всего? Выяснилось, что некоторые дети бояться не черепаху Тортиллу, не Бабу-Ягу, не Змея-Горыныча, а … папу и маму. Проанализируйте данную ситуацию с точки зрения основных факторов влияния взрослых на развитие личности детей в семье.

Задание 3

Закончился учебный год. Впереди летние каникулы. Подвели итоги года, выставили оценки. Неожиданно классный руководитель предложила: «Давайте устроим откровенный разговор. Пусть каждый скажет другому все, что о нем думает». Начали с Вероники. В её адрес было сказано многого нелестного. Девочка расплакалась и до окончания классного часа просидела, уткнувшись в парту, ни на кого не глядя.

Какая педагогическая проблема получила в этой ситуации неверное решение? Используйте при ответе на вопрос знания не только по воспитанию, но и по психологии личности (самооценка, самоуважение, Я-концепция, способы самоутверждения личности см.: глава 2 ). Какой выход возможен из данной ситуации?

Задание 4

Мальчику 13 лет. Он неглуп, независим, мужественен, является лидером среди сверстников. Он всегда хозяин положения. Любит находиться на пьедестале, низвержение с которого воспринимает как катастрофу. Однажды в летнем лагере кому-то удалось выиграть у нашего абсолютного чемпиона – в теннис. Эта ситуация чуть не раздавила его, и чтобы её сломать, наш герой взобрался на крышу и прошелся по самому коньку, говоря своими действиями всем: «Вы так не можете».

Проанализируйте данную педагогическую ситуацию. Что упущено в воспитании этого мальчика? При ответе на поставленный вопрос используйте знания об акцентуациях характера (см.: лекция 6 «Психология индивидуальности). Подумайте, к какому типу акцентуированных характеров можно отнести мальчика и на каких принципах должна быть выстроена педагогическая деятельность по отношению к нему?

Наши рекомендации