Проблема аффектов в античной психологии (Аристотель, стоики)

Рассматривались в связи с этическими проблемами.

Демокрит рассматривал удовольствие и неудовольствие как показатели полезного и вредного, как критерии того, к чему следует стремиться и чего следует избегать. Целью жизни считал безмятежное и спокойное состояние, в основе которого лежит умеренность.

Эпикур: чувства есть помеха, следует избегать душевных тревог. Разумное удовольствие как цель жизни. Оно заключается в свободе от неудовольствия (атараксии), телесных страданий и душевных тревог.

Платон: не рассматривает удовольствие как высшее благо. Различал низшие (связанные с физическими потребностями) и высшие (связанные с эстетическими и умственными занятиями) удовольствия.

Стоики рассматривали чувства в комплекте со стремлениями (определяя это как аффект). По их мнению, аффекты – это чрезмерные, противоразумные и противоестественные стремления души, связанные с неправильными представлениями о вещах. Выделали три стадии развития аффекта:

1.внешнее воздействие → физиологическое изменение в организме.

2.психический непроизвольный компонент (мнение о том, что произошло и как стоит реагировать);

3.вмешательство разума. Тут 2 варианта разворачивания событий: разум препятствует аффекту, составляя суждение о происходящей с точки зрения добра-зла; 2. неправильное суждение → аффект.

То есть аффект, будучи противоразумным, все же берет свое начало в разуме, а именно - в неправильном суждении. Поэтому, где нет разума – там нет и аффектов (дети, животные). Проповедовали искоренение аффектов. Выделяли лишь три полезных: радость, осторожность, воля.

В концепции Аристотелячувства рассматриваются в тесной связи с деятельностью: они сопровождают деятельность и являются ее источником. Описывает чувства удовольствия и неудовольствия как показатели беспрепятственного протекания или нарушения протекания душевных и телесных процессов. Идея двойной регуляции поведения – эмоциями и разумом.

Сдержанно оценивает телесные удовольствия, но тем не менее высоко оценивает роль чувств в жизни человека, призывает не ограничиваться лишь удовольствиями высшего порядка. Типа, они придают полноту жизни.

Подробно анализирует аффекты (влечение, гнев, страх, отвага, злоба, радость, любовь, ненависть, тоска, зависть, жалость). В отличие от чувств аффектыкак наиболее сильные и ярко выраженные виды эмоций мало поддаются рациональному осмыслению, и потому с ними очень сложно бороться. Аффект, по мнению Аристотеля, всегда приводит к спонтанному поведению либо к изменению ранее планировавшегося действия, поэтому последствия аффекта могут быть самыми разрушительными для человека. Аффект – страдательное состояние, вызванное каким-либо воздействием, возникает без намерения и обдумывания. Сопровождается телесными изменениями.

Рационализм: решающим компонентом аффекта является представление.

Сами по себе аффекты не являются ни добродетелями, ни пороками - о человеке следует судить по его делам, а аффект лишь определяет манеру поведения. Был против подавления аффектов (аффект необходим для подвига, например), следует лишь соблюдать меру, соразмерность аффекта причине. Он считал, что поступок всегда сопряжен с аффектом, причем каждой ситуации соответствует оптимальная аффективная реакция на нее. Когда она избыточна либо недостаточна, люди поступают дурно. Правильный способ реагирования необходимо вырабатывать опытом, изучением других и самого себя, упорным трудом. Идея о том, что разумная регуляция, практическое мышление дают возможность, поняв собственные чувства, выработать в себе определенные правила поведения, воспитать себя собственными поступками.

Учение о катарсисе – очищении от аффектов. (Идею очищения, опорожнения заимствовал от Гиппократа). Заключается в эмоциональном переживании под влиянием искусства.

Страстям и аффектам противопоставлял устойчивость характера. Характер выражает сущность человека; не является природным свойством, а складывается под влиянием опыта.

7. Учение Аристотеля о душе, ее видах и способностях. + 8. Представления Аристотеля о познавательных и движущих способностях души.

Аристотель. Родился в Македонии в семье потомственных медиков. Ученик Платона и учитель Александра Македонского.

Учение Аристотеля о душе – вершина античной психологии. Его тракт «О душе» - первое в мировой литературе исследование проблемы души, кроме того там дан исторический обзор предшествующих учений и их критический анализ.

Отвергал положение Платона об отделенности идей от вещей, тела и души. По Аристотелю, все вещи и вся природа есть единство формы (форма – это вроде как назначение) и материи. Но допускается существование формы без материи – это нематериальный высший разум.

Соответственно, душа – это форма живого органического тела. Так, например, если б топор был живым, то его бытие топором и было бы его душой. Душой глаза, его формой было бы зрение.

Материя без души есть чистая потенция, она ничто и одновременно может стать всем, как расплавленный металл, который еще не принял определенной формы. Душа делает тело живым, без нее оно было бы трупом. В душе заложены причина всех проявлений живого тела (от дыхания до мышления), а также цель активности живого тела. Заставляет растение быть растением, а животное – животным. Тело и все его части – инструменты на службе у души. Таким образом, целенаправленность человеческой деятельности и сознания переносятся на более низшие уровни психической организации и на природу вообще (телеологизм – целесообразность бытия). Душа как форма тела есть его суть, причина и цель всех действий. Это обобщено в понятии энтелехия: полная действительность тела, заключающая в себе и цель, и результат; единство материи, формы, причины и цели.

Все душевные состояния сопровождаются телесными проявлениями, поэтому исследовать надо и душевные, и телесные проявления. Аристотель критиковал Платона за разделение души на части, раздельные по локализации; говорил о единстве души и существовании отдельных способностей, но не частей.

Выделял три вида души, три ступени жизни (идея генезиса!): растительная, животная и разумная. Каждая из них обладает определенными способностями, причем способности более высокой ступени обязательно включают способности предыдущей. Она как бы «надстраивается» над предыдущей.

1.Растительная душа: размножение и питание.

2.Животная душа: +стремления (чувства), движение, ощущение и память.

3.Разумная душа (только у человека): + способность к мышлению.

Первые две понимались материалистически, а разумная душа идеальна, отделима от тела, и ее сущность божественна. После смерти тела она не исчезает, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства… Таким образом, идеалистически объясняет признаваемое им качественное отличие человека. (Все функции растительной и животной души невозможны без тела, поэтому она и умирает. А если бы умирала и разумная душа, пришлось бы признать и гибель накопленных знаний).

Отмечает трудности познания души. Описание ее способностей как избранный им путь познания души.

Способности души:- познавательные.- движущие.- чувства и аффекты.

Познавательная способность души. Познание (в том числе и чувственное) носит активный характер. Начинается с ощущения, чувственного познания (значение чувственного опыта – влияние медицинского образования!): - воздействие извне на 5 внешних органов чувств;- уподобление ощущения воспринимаемому объекту (подобно тому как воск принимает форму чего-то там).

Таким образом, чувственное восприятие осуществляется и телом, и душой. Пяти ощущениям соответствуют 5 органов чувств (из них главный – осязание, все остальные – для удобства). Кроме того, выделяется общее чувство (восприятие общих качеств – движение, величина, фигура и т.п.; сознание того, что мы имеем ощущение; сравнение и объединение ощущений в единый образ). В разумном познании всем делом руководит только разум.

Сохранение и воспроизведение ощущений – результат работы памяти. Различает три ее вида:

- низшая: сохранение ощущений в виде копий предметов (ею обладают все животные);

- собственно память: к образу присоединяется временная характеристика (у животных, обладающих способностью к восприятию времени);

- высшая память: при участии суждения (только человек). Активный, произвольный ее характер, поиск путем установления каких-либо отношений.

Воображение, или фантазия – процесс образования представлений. Представление – это энергия чувственного органа без соответствующего воздействия извне. В представлении содержания первоначальных, обусловливающих их впечатлений обобщаются. Животным оно заменяет мышление. Важность и для человека! Воображение составляет фундамент мышления.

Мышление: составление суждений, постижение общего. Оперирование понятиями! Орган мышления нус – часть души, не прикрепленная ни к какому органу. При рождении ребенка нус вселяется в тело новорожденного, соединяясь с растительной и животными частями. Таким образом и происходит передача опыта, так как разумная часть души хранит все знания, существующие в нусе, т. е. всю культуру, накопленную человечеством к моменту рождения данного ребенка. Эти знания не осознаются человеком, но актуализируются в процессе обучения или рассуждения, что схоже с позицией Платона и Сократа. Но, в отличие от последних, аристотелевский нус - это не постоянная идея, а вечно изменяющаяся культура, в которую каждое новое поколение людей добавляет что-то свое, т.е. нус вечно изменяется, его содержание непостоянно. Каждый человек, узнавший что-то новое, сделавший какое-то открытие, носит его в своей душе.

Аристотель различает высшее и низшее мышление. низшее мышление: это мнения и предположения, в нем нет необходимости, оно ничего не исследует, не отвечает на вопрос «Почему?». Однако все равно необходимо в определенных ситуациях.высшее мышление: постижение истины, основы вещей, высших принципов науки. В свою очередь разделяется на 3 типа: 1. рассуждающее, логическое, дискурсивное (заключение из имеющихся посылок); 2. интуитивное (умение находить посылки); 3. мудрость (наивысший тип).

В зависимости от того, на что направляется мышление, выделяются два типа ума:- теоретический разум: это наука, познание сущего таким, какое оно есть, создание истины о вещах. Касается общего.- практический ум: направлен на деятельность; нормы и принципы действия, средства осуществления. Касается частного.

Познавательные способности не существуют отдельно друг от друга, берут так или иначе начало от ощущения.

Разделяет все действия человека на произвольные и непроизвольные: в зависимости от того, где находится основание действия – в самом субъекте или вне него. Проблема действий разрабатывается в тесной связи с учением о воле.Непроизвольные поступки:- случайные- по необходимости: 1. по принуждению, 2. требование природы.Произвольные действия:- по привычке- под влиянием стремления: 1. разумного, 2. неразумного.

Таким образом, не все произвольные действия являются волевыми. Волевым является лишь то действие, в основе которого лежит разумное стремление. Это стремление называется намерением и является результатом тщательного взвешивания мотивов (делиберации). Волевые действия направлены на будущее и в них есть разумный расчет. То есть, в их основе – стремление и разум. Человек размышляет о цели: достижима ли она, каковы возможные последствия. Поэтому воля неотделима от разума! Волевое действие является свободным, и в нашей власти совершать как благородные, так и постыдные поступки – их психологический механизм одинаков.

Воля характеризуется Аристотелем как процесс, имеющий общественную природу, так как принятие решений связано с представлением человека о своем долге, своих обязанностях.

Придавал важное значение воспитанию, которое должно быть заботой государства.

Подчеркивал, что знание как таковое само по себе не делает человека нравственным. Нравственное поведение формируется в реальных поступках. Поэтому так важно с раннего детства направлять поведение ребенка, формируя не только его действия, но и отношение к ним. Не менее важны индивидуальный, а не усредненный подход к обучению и воспитанию, учет всего комплекса индивидуальных особенностей человека.

Добродетели не даются нам от природы, но мы имеем возможность приобрести их. Вообще все, что мы имеем от природы, мы первоначально получаем лишь в виде возможностей и впоследствии преобразуем их в действительность.Надо формировать способность к разумным поступкам.

Движущие силы души – стремление и ум (в плане воображения). Ум побуждает к движению через размышление о цели. Стремление – то, что возникает на основе чувств, они направлены на настоящее и тоже имеют цель. Стремление+разум=намерение, нацеленное на будущее.Таким образом, движет предмет стремления и через него движет размышление, направленное на деятельность.Животное обладает способностью стремления, поэтому оно может само себя приводить в движение. Без воображения оно не может быть способным к стремлению. А всякое воображение связано с разумом или с чувственным восприятием.

Наши рекомендации