Основы консультативной психологии (лекция)
Преподаватель к.пс.н., доцент Поляков Евгений Анатольевич
История консультативной психологии (КП)
КП началась как таковая с З. Фрейда, когда были сформулированы первые принципы и определения психики и ее функционирования в рамках именно консультативном. КП имела ряд проблем, тк. развивалась она в первую очередь в формате наблюдения (чаще всего за детьми).
Фактически, альма-матер КН – это психоанализ Фрейда. И его развитие и наработки (метода).
Фрейд начинает разрабатывать концепцию травматического опыта и его последствий. Но после смерти отца, он сворачивает это направление и уходит в разработку концепций смерти, либидо, бессознательного и т.д.
Проблемы, возникающие на пути КП в том, что психология ушла из науки в чистом виде и, второе, применялась для психиатрии (тот же временной отрезок сета в 50 мин актуален в первую очередь для шизофреника), оно же сказалось и на инструментарии применяемых техник.
В КП существует 4 направления или подхода:
1. Психодинамическое направление.
2. Конгнитивно-бихевиористическое.
3. Гуманистическая.
4. Трансперсональная.
В это же время начинает развиваться поведенческая психологи (бихевиоральная) и он плавно слилась с когнитивным подходом в силу отсутствия заметных различий и похожести техник.
По бихевиоризму – человек это ничто со стимул-реактивным циклом жизнедеятельности. На тот момент процессы, существовавшие в мире (холодная война, милитаризм и т.д.) оказалась практически гос.заказчиком этого направления. Люди управляемы и все носят в себе, и в этом случае – они «хорошие». Рационально-эмотивная терапия.
Само понятие КП появилось в 1951 году. Тогда же были сформулированы первые понятия и принципы КП. В этом году возникла вторая т.н. волны интереса и развития психологии, и была связана с развитием гуманистической психологии (которая давала ощутимые результаты, которые можно пощупать, в отличии от психоанализа) и параллельно с этим начинается гуманизация общества в целом, что так же откликается на интерес гуманистической психологии и К гуманистической психологии. Роджер – пионЭр ГП - роджерианство. Основные претензии к нему – люди стали неуправляемы и некомфортны, т.к. стали высказывать (наконец-то) свои претензии к миру и к окружающим. Люди нашли возможность высказывать свои проблемы вслух и…стали «плохими». Параллельно развивается гештальт-терапия, трансактный анализ(вышел из психоанализа), автор Берн. Все бы хорошо, но… В свое время смерть Выготцкого нанесла удар по психологии, и до сих пор общая психология не полна именно потому, что он не успел внести еще что-то, помимо того, что уже им было обобщено. А смерть Э. Берна привела к тому, что трансактный анализ сильно затормозился в развитии, а его последователи и вовсе исказила его принципы.
Что касается гештальта Перлза. Он сформулировал все таки философию, а не терапию. Что дает слабоватый терапевтический эффект именно в рабочем смысле, с точки зрения инструментария и терапевтических методов(слабовато).
Мультимодальный подход Лазаруса.
Поведенческая психология – учитель, наставник
Трансактный анализ– мастер, но на равных. Типа тренер.
Псих – родительская фигура, которая все знает.
Гуманистический подход – партнерское взаимодействие на равных, когда один знает чуть больше другого.
КП имеет целей.:
1. Психотерапия (не медицинская). Цели: а) решение проблем клиента и работа, в том числе, с клиническими состояниями (депрессии, пан.атаки и т.д. – клиническая психология), б) личностный рост или самоактуализация клиента.
2. Психокоррекция. Чтобы не путать медиков и психоаналитиков было введено понятие психокоррекции - что бы избежать казусов со словом терапия.
3. Психологическое консультирование – помощь человеку в решении стоящих пред ним проблем методами психологического воздействия и улучшение адаптации в жизни.
4. Психопрофилактика. Профилактика, информирование, продвижение (идей и возможностей).
Глоссарий:
Запрос. Работа с запросом. Это то, что стоит ЗА жалобой клиента, который пришел на консультацию. Запрос должен быть «про себя» (клиента) и опираться на реальную проблему.
Наиболее востребованные отрасли психологии для эффективной работы в КП.
Обязательно знать (и уметь) для успешной КП:
1. Психодиагностика. (Тест Хека-Хесса про неврозы, Бойко – эмоциональное выгорание, Басадарке – формы и виды агрессии, тесты про СЖО(смысл жизни) и жизнестойкости). Полезно часов через 50 эти тесты повторить – тогда клиент увидит собственными глазами свои изменения.
2. Возрастная психология. Нормативные возрастные кризисы и возрастное развитие (для диагностики запроса и последующей работы). Понятие комарбидность кризисов.
3. Клиническая психология. (Тут же и нейро- и психо- физиология). Техники: пиктограмма.
Опасности: неправильная диагностика и – привет!, (это как минимум подрывает самооценку самого терапевта и уводит клиента из любой терапии). Маркер диагностики: если возникает желание помочь, то значит, надо утроить саму диагностику.
4. Социальная психология в приблизительном формате.
5. Консультативная психология, теория личности.
6. Экстренная психологическая помощь. Её отличие в целях: она не ставит себе цель помочь как таковую, а предотвратить патологическое изменения личности (вырвать из травмы) и вернуть человека в социум(а дальше он может уже сам идти к психологу).
Важный вопрос о происхождении состояния (клиента). Важно вычленять потребность клиента (не «почему я не могу получить желаемое», а что я хочу получить на самом деле – какая потребность у клиента). Клиницисты считают, что шизофрения, психопатия – всё эндогенные(генетика), гуманитарный подход: мало проблем – невроз, чем больше проблем, тем глубже невроз и переход в клиническую фазу (сначала малая психиатрия, потому большая), а шизофрения это вариант, когда психопатия
Все глобальные решения принимаются не мозгом, а на уровне эмоциональных состояний (потребности) и жестких установок.
«В патологии нет ничего такого чего бы не было в норме» – крылатая фраза клиницистов.
Типы клиентов (по их отношению к терапии):
1. Деловая ориентация. Вот моя проблема, вот деньги, помогите решить проблему.
2. Рентный клиента. Приходит людей посмотреть, себя показать, получить внимание, поддержку, посплетничать… но он не готов работать совсем. Обычно это клиенты психоаналитика как раз. Тут можно работать таки образом, что бы потихоньку замотивировать клиента на работу, что это эффективно
3. Игровой клиент. Они приходят изначально поиграть: доказать, что вы профан и ничего не стоите, померяться членами, шантаж, сексуальные игры, игра «должник» и т.п. Работать тут можно на поле игры: отследить его игру, обозначить ее (тут надо быть готовым к агрессии, что их игра разгадана, напр.) и работать в этом направлении.
Во всех типах необходимо соблюдать терапевтические границы и этические принципы.
Про психологическое консультирование. Выделяют несколько стадий, восьмифазный подход:
1. Самонастройка психолога на профессиональную деятельность (внимание переведено только на себя и клиента, весь мир в этот момент просто не существует). Это способ выделить клиента, дать ему понять, что он – главный сейчас.
2. Знакомство на первой встрече и приветствие на последующих встречах. Это способ выделить клиента, дать ему понять, что он – главный сейчас.
3. Обсуждение жалобы клиента.
4. Исповедь – просьба вспомнить три-четыре случая, которые описывают проблему и просим погрузиться в эти переживания.
5. Психолог задает дополнительные вопросы, что бы получить профессионально значимую информацию (для прояснения проблемы, а не из праздного любопытства).
6. Обсуждение проблемы и формирование запроса. Поиск «новой» версии проблемы клиента.
7. Зависит от того, зачем пришел клиент: консультирование или терапия, от этого и пляшет рабочий инструментарий. Поиск нового состояния или способов взаимодействия с заявленной проблематикой.
8. Обратная связь. Обсуждение полученных результатов. Некоторые специалисты считают, что к этой форме хорошо бы прибегнуть еще раз через несколько месяцев – клиент уже освоился в новом качестве, оценит изменения, не будет уже выраженно зависим от терапевта (его харизмы). Эта повторная встреча с использованием «обратной связи» позволяет завершить терапию, поставить точку и отпустить клиента.
Курс «Психологического консультирования и психотерапии» Полякова.
Старт: конец января-начало весны. Стоимость каждого модуля – 16 тысяч.
3 модуля по 10 занятий (по воскресеньям) по 4 часа. Курс направлен на трудные жизненные ситуации.
Первый модуль:
1. Понимание процесса терапии.
2. Поведение и общение в сессии. + рабочие техники.
3. Учебные сессии (демонстрация) и работа в парах (5-6 сессий).
4. База по вопросам: как работать, как копать глубоко, составление программы.
5. Видеозаписи занятий и реальных сессий.
6. Три большие техники:
а) трудные жизненные ситуации. Как остановить этот эмоциональный поток и истощение.
б) как работать с травмой и ПТСР.
г) работа с выбранной областью до инсайта.
Дальше осуществляется профессиональная поддержка в дальнейшей работе.
Второй модуль:
1. Работа с психосоматикой
2. 4 занятия в арт-терапии.
3. Тренинг уверенности. Работа с самосопротивлением.
Третий модуль:
1. Работа с личностными расстройствами.
2. Травма: деление травмы на 20 составляющих.