Основные этапы подготовки к выступлению

С чеховских времен аудитория мало изменилась. Действительно любой выступающий должен умело сочетать в себе вышеназванные роли. Мы полагаем, что для удачного выступления необходимо также добавить еще одну – роль психолога, ведь умение «зажечь» публику, заинтриговать своей темой, увлечь, повести за собой - тоже является показателем высокого мастерства выступающего. Итак, мы выделяем 4 основные роли, которые должен постараться выполнить выступающий:

Ø Учёного, анализирующего явления и факты;

Ø Оратора, убеждающего слушателей;

Ø Педагога;

Ø Психолога, устанавливающего контакт с аудиторией и с каждым в отдельности.

Существует негласное правило: «Хорошее выступление – это хорошо подготовленное выступление».

Демосфен, которого по праву называют величайшим мастером устной, по преимуществу политической, речи был великим афинским оратором. Каждый знает, что Демосфен набивал себе полный рот камней, когда учился красиво и правильно говорить. Существует известная то ли история, то ли легенда, которую оставил потомкам знаменитый Плутарх, составивший жизнеописание Демосфена. Легенда о том, как косноязычный заика стал великим оратором.

Демосфен родился в древнегреческом городе Афины. Хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Индии, но именно Эллада считалась родиной красноречия. Нигде красноречие не пользовалось такой популярностью и таким влиянием, как в античной Греции, а особенно в Афинах.

Жизнь в Древней Греции была такова: политики выступали в собрании совета и на народных собраниях, полководцы – говорили зажигательные речи перед войском, любой граждан полиса защищал себя перед судом, а также выступал на многолюдных празднествах, дружеских встречах и поминках. В этих условиях умение красиво и убедительно говорить было необходимым условием жизни каждого. Поэтому, неудивительно, что с ранней юности Демосфен мечтал стать оратором.

Демосфену было всего семь лет, когда его отец умер. Отец оставил в наследство будущему оратору и его пятилетней сестре крупное состояние, но опекуны наследников оказались людьми недобросовестными и жадными. Они не заботились об образовании и воспитании детей, не платили жалованья учителям. Демосфен рос слабым, физически недоразвитым, он картавил и заикался. Как-то раз, ещё будучи мальчиком, Демосфен упросил своего воспитателя взять его на заседание суда, чтобы послушать знаменитого оратора. Демосфен был восхищен речью и тем, как толпа рукоплескала прославленному оратору, покоренная силой его выступления. Это посещение суда стало для Демосфена импульсом для самостоятельных занятий в ораторском мастерстве.

Четыре года молодой человек прилежно учился у Исея, одного из самых выдающихся учителей красноречия в Афинах. Простота слога, сжатость и значительность содержания, строгая логика доказательства, риторические вопросы - все это было заимствовано Демосфеном у Исея.

Однако первое выступление закончилось для Демосфена полным крахом. Толпа его освистала: шум, смех и выкрики толпы не дали ему закончить речи. Провал Демосфена был прозаически понятен: говорил он очень тихо, речь была невнятной, он заикался и картавил. Невербальные послания публике были тоже не из числа успешных: он время от времени подергивал плечом и совершенно не умел держаться перед публикой.

Второе выступление перед народным собранием также оказалась провальным. С поникшей головой и совершенно огорченный, возвращался Демосфен домой. Легенда утверждает, что новый мощный импульс для продолжения работы над собой Демосфену предоставил его друг известный афинский актер. Демосфен пожаловался другу на свои неудачи и досадовал, что народ не ценит и не понимает глубокого содержания его выступлений. В ответ на сетования Демосфена актер попросил его прочесть какой-нибудь отрывок из Софокла или Еврипида. Демосфен прочел. Когда он окончил, актер повторил то же самое, но с такой выразительностью, что Демосфену показалось, будто он слышит совсем другие стихи. Демосфен понял, что выразительность придает речи необычайную красоту и желание внимать оратору с удвоенной силой.

Демосфен решил, во что бы то ни стало исправить недостатки своей речи. Он уединился и, чтобы не было соблазна нарушить одиночество, обрил себе полголовы. Он делал упражнениями, чтобы исправить неясность произношения: набирал в рот камешков и добивался, чтобы, несмотря на камешки, его речь была чистой и ясной. Для развития силы голоса и дыхания Демосфен громко произносил стихи, когда поднимался на гору. Он совершал специальные прогулки на берег моря и старался говорить так громко, чтобы заглушить своим голосом шум прибоя. Чтобы справиться с картавостью, Демосфен купил себе щенка: он слушал, как рычит щенок, и пытался повторять за ним «рыкающие» звуки. А избавиться от подергивания плечом Демосфен решил совершенно экзотическим способом при помощи острого меча. Он подвешивал меч к потолку, вставал так, чтобы острие слегка касалось непослушного плеча, и репетировал. Острие меча больно кололо его каждый раз, когда строптивое плечо передергивалось. Это заставляло Демосфена все время контролировать свое тело. Он советовался со своим другом-актером, чтобы научиться жестам и мастерству легко владеть пространством, чтобы свободно держаться перед публикой.

Ко времени достижения Демосфеном совершеннолетия от довольно крупного наследства остались одни крохи. Опекуны отдали ему лишь дом с рабами, а большую часть денег и имущества присвоили себе. Молодой человек пытался уговорить опекунов добровольно вернуть наследство, но безрезультатно. Тогда он решил судом добиваться возврата похищенных денег. Чтобы успешно вести дело в суде, нужно было хорошо знать афинские законы, а самое главное - уметь хорошо и убедительно говорить.

Так уж случилось, что первый самостоятельный шаг в жизни Демосфена начался с судебного процесса, в котором он выступал с речами против опекунов-расхитителей. Суд затянулся на целых пять лет. Опекуны пытались избежать ответственности, уничтожив завещание отца Демосфена и другие важные документы, но все-таки были осуждены. Хотя молодому человеку не удалось целиком вернуть своего наследства, многолетняя борьба с опекунами закалила характер будущего оратора, развила в нем упорство и настойчивость. После долгих и упорных усилий Демосфен достиг своей цели: он стал выступать перед народом и снискал себе славу великого оратора. Демосфен никогда не говорил без подготовки, всегда строго держался предмета своей речи, не любил пустой болтовни. В его речах необыкновенная простота выражения соединялась с величайшей силой чувства и мысли: то он говорил спокойно, действуя на разум слушателей, то покорял их силой чувств.

Эта легенда прекрасный пример того, что тщательная, разносторонняя подготовка способна сделать оратора из любого среди нас. Конечно великих ораторов единицы, но искусство красиво и правильно говорить может постичь любой.

Основные этапы подготовки к выступлению изображены на рис. 7.

Основные этапы подготовки к выступлению - student2.ru

Основные этапы подготовки к выступлению - student2.ru Основные этапы подготовки к выступлению - student2.ru Основные этапы подготовки к выступлению - student2.ru Основные этапы подготовки к выступлению - student2.ru Основные этапы подготовки к выступлению - student2.ru Основные этапы подготовки к выступлению - student2.ru Основные этапы подготовки к выступлению - student2.ru

 
  Основные этапы подготовки к выступлению - student2.ru

Рис. 7. Схема подготовки к выступлению

* * *

Наши рекомендации